Yulya Fridman (aculeata) wrote, @ 2003-10-05 22:41:00 |
Current mood: | confused |
никогда не стал бы
Когда человек говорит "я никогда не стал
бы шахидом", или "не стал бы служить врагам
России", или "решать уравнения" -- что за
"я" подразумевается?
Приобретенное, конечно. Если бы его взяли
ребенком и вырастили бы в арабской деревне,
понятно, стал бы решать. Это то "я", которое
есть набор самоидентификаций. Происхождение
каждой -- более или (чаще) менее сознательный
выбор в тех или иных культурных условиях,
на границе. Вот такая карта, записанная
в памяти, с некоторым забыванием в системе
(начальные условия переходят в фон).
Значит, если бы стали, по Федорову, воскрешать
мертвых, нужно было бы считывать такие карты.
Но очевидно, что в современных культурных
условиях не всякую карту можно расшифровать.
И вот здесь интересно, можно ли превратить
добропорядочного бюргера в маньяка простым
считыванием его личной карты в других
условиях культуры и времени. О "настоящем я"
можно было бы получить представление, если
бы карты можно было разбить на классы
эквивалентности. А если любая карта
переводится в любую, тогда либо этого "я",
либо свободы выбора нет.
cema 2003-10-05 12:08 (link) | |
Ребёнок не табула раса, и человек не сводится к набору прослушанных им воспитательных слов и действий. Влияние которых хотя и велико, но не абсолютно. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2003-10-05 20:31 (link) | |
Это даже проверять неинтересно, слишком слабое утверждение. (Reply to this) (Parent) |
onsamyi 2003-10-05 13:13 (link) | |
конечно же, администрировать любую личность в другую никакх проблем нету. Вопрос только опять упирается в того, кто администрирует администратора. а олтносительно либо свободы выбора, либо я - тут одна моя знакомая создала как-то искуственную очередь у ларька с мороженым, после чего налепила этикетку то своего станканчика на спину последнего человека в очереди. Вот он мог бы какое-то время спустя после этого случая много рассказать Вам о дихотомиях, наверное. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2003-10-05 20:33 (link) | |
Простите, не поняла. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
onsamyi 2003-10-06 01:31 (link) | |
ну, вот стоит человек в очереди за мороженым, и думает: купить мне мороженое? или пойти себе дальше? И тут к нему подходит милая девушка, и, обаятельно улыбаясь, нежно приклеивает к спине этикетку от этого самого мороженого. Хлопок в ладоши одной рукой. (Reply to this) (Parent) |
emdin 2003-10-05 13:35 (link) | |
Кажется, Будда говорил, что карта вообще одна. -) (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2003-10-05 20:35 (link) | |
Говорил, кажется :) (Reply to this) (Parent) |
odinn 2003-10-05 13:41 (link) | |
Сама возможность создать таблицу таких классов дискредитирует любое отдельное я. Оно начинает определяться через местоположение в многомерном поле значений. Если все эти координаты (рост, пол, возраст, темперамент, национальность и т.д.) убрать, то никаких различий между двумя я не останется. Какая же у этого призрака может быть свобода выбора? (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2003-10-05 20:39 (link) | |
Нет, конечно, не начинает. Не говоря уже о том, что на карте не темперамент, пол, возраст, а события (ситуации выбора и самоидентификации). Типа у Петра три записи о том, как он отказался от Христа, и четвертая -- как прокричал петух. А карта -- только признак "я", быть может, менее индивидуальный, чем отпечатки пальцев. Но если у вас глаза синие, они не зеленые; как-то характеризуют, значит, глаза. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
odinn 2003-10-06 01:44 (link) | |
Что же это Вы такое говорите. Если глаза синие, то причем тут я? Даже если они не зеленые. О ситуации выбора в русских сказках хорошо все показано. Стоит Иван-дурак перед камнем, выбирает, куда пойти - налево, направо или вообще в сторону. Выбрал на авось или по логике. Приходит. А там сидит Баба-яга с накрытым столом и говорит: "А я уж и заждалась тебя, милай". (Reply to this) (Parent) |
sovok 2003-10-05 13:54 (link) | |
Тут много аспектов. "Добропорядочный бюргер" может не только стать "маньяком", он может быть и тем, и другим одновременно. Один из американских мальчиков, устроивших бойню в школе, признавался: "Я хотел пойти в армию, чтобы убивать людей законно, но меня не взяли по малости лет." Он очень хотел быть "добропорядочным", но взрослые не захотели ему помочь. И отправили убивать людей более взрослых парней, которым убийство совсем не доставляло удовольствия, на зато позволяло заработать денег и бесплатно поступить в колледж. Ну и кто в результате выиграл? А тождество личности - да, сложная проблема. Но наверно "любая карта в любую" всё-таки не переводится. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2003-10-05 20:43 (link) | |
В том, что добропорядочный бюргер и есть маньяк, у меня, например, сомнений нет. "Она так чувствует" (в смысле, я). Но вот эта история про мальчика -- фетиши особое дело, хотя представляют какой-то вырожденный случай. Но полезно знать, как они с "личностью" соотносятся. (Reply to this) (Parent) |
bkmz 2003-10-06 01:49 (link) | |
Интересно, а когда во сне делаешь то, что никогда не стал бы - это считается? Вы, Юля, будете смеяться, но Вы мне на днях приснились (в реале я Вас не видел). Во сне Вы сказали, что сейчас будет Революция, и что я должен сделать огнемет и бомбу. Я сказал, что не хочу, и что я вообще, скорее, буржуй. Вы сказали, что тоже не хотите, но надо. Вроде как все равно все умрем, так что лучше уж за революцию. Тут стало понятно, что действительно ничего уже не сделаешь. Огнемет я сделал под Вашим руководством, проснулся в самом начале Революции, так что чем там все у вас кончилось не знаю. |
dinozavr 2003-10-06 02:35 (link) | |
1. Любая карта переводится в любую. 2. Я - нет. 3. А свобода - есть. У я, которого нет. Это так несложно. |
yucca 2003-10-06 10:21 (link) | |
Шахидом, может, в арабской деревне и стал бы, а вот уравнения решать ни за что. |
yucca 2003-10-06 10:21 (link) | |
Шахидом, может, в арабской деревне и стал бы, а вот уравнения решать ни за что. |
roma 2003-10-06 14:27 (link) | |
Большая девочка, а задает такие скучные вопросы. Конечно, все что угодно можно перевести во все что угодно, и интересен результат этого переведения, процесс, what not, но только уж точно не вопросы существования "настоящего я" (ты, он, она..), свободы выбора и прочих не имеющих смысла слов. |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]