Yulya Fridman (aculeata) wrote, @ 2003-11-11 19:06:00 |
cema 2003-11-11 09:32 (link) | |
Человек, не склонный к абстракциям, очень поверхностно воспринимает то, что ему сообщено словами. Оказывается, он должен был уступить место старушке. С какой стати? Он устал. Оказывается, только потому, что он где-то родился, он должен... а почему? Во втором случае получается культурно обоснованное долженствование? В первом случае тоже. Например, в религиозных автобусах мальчик не станет уступать место женщине, ведь у женщин другая секция. А вот, кстати, другой пример: когда-то, и ведь не так давно, кое-где на юге США для для негров и для белых были отдельные автобусы. Культурно обусловлено? Так и надо было им жить? Что он ел хлеб тех людей, которые... а если бы он родился в другом месте, ведь давали бы больше хлеба! И тоже совершенно ни за что. Какие обязательства -- наоборот, этот недоданный хлеб ему должны! Подожди, что это за "давали бы больше хлеба"? Ты всерьёз про "сало русское едят", что ли? А насчёт "если бы жили там, то заработали бы себе сами", это обычно реплика в ответ на "РРРодина тебе дала то, это, научила и вырастила". Откуда в тех местах, где больше хлеба, взялся этот избыток? Не за счет ли недостатка в другом месте? Ну вот теперь и в России "хлеба" этого вроде бы достаточно, значит, дело в другом? В организации человеческого общества, может быть? Не в том, что кто-то кого-то ограбил? Насчёт популяций и искусственного отбора казалось бы верно, да не совсем (Израиль тратил на абсорбцию огромные ресурсы, США тоже, но вернулось сторицей, конечно; какая аналогия с "самыми здоровыми детёнышами", мне тоже не вполне ясно). Ну ладно, пусть так. И что, надо что-то менять? Это ж люди, а не зверьки пушные. Во-первых, у них свобода воли. Во-вторых, многие переехавшие по возможности и желанию, или по объективным причинам единства культурного и экономического пространства, что-то возвращают и предыдущей своей "популяции"; может быть, и не меньше, чем если бы оставались. В-третьих, неочевидно, что этой предыдущей популяции всего лишь отъезд некоторых, пусть даже и хороших, членов — вреден; их отсутствие, возможно, позволяет проявить себя другим. (Последнее не фактический аргумент, а гипотетическое предположение.) Вот аналогия. Должен ли человек оставаться в деревне и не уезжать в город только потому, что иначе деревня может захиреть? Следует ли предъявлять претензии горожанам за то, что город в этом смысле "живёт за счёт" деревни? (В совке жил и не только в этом смысле, но пусть это будет нейтральная страна, где-нибудь в Европе или Америке.) (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2003-11-11 09:55 (link) | |
Сема, 1) Хлеба в России стало меньше, отметим сразу. Уж и статслужбы все сочли, а вы друзья все никак. 2) Я не всерьез насчет хлеба. Я не думаю, что можно сказать словами. Я о том, что человека ждут неприятные сюрпризы: на него ни с того ни с сего предъявляют права. Например, смертельная болезнь приходит, или ошибка из канцелярии, или повестка в военкомат. Почему, за что? Растерянность перед подобным оборотом дел описал Кафка. Не мешает, кажется, подумать об этом -- хотя бы для того, чтобы избежать растерянности. Религиозные институты, между прочим, сообщают, что сбой в программе вот откуда: человек принимает иллюзорное за имманентное. То, что он считает "собой", есть просто набор условностей. 3) Насчет человека и деревни. Если человек "просто останется" -- ничего не будет делать, деревня все равно захиреет. Коль скоро открыта локальная дорога к легкой жизни. Надо иначе. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
cema 2003-11-11 11:13 (link) | |
1) Хлеба меньше? На рис перешли? Я, правда, написал "хлеба", ну да ладно. Ты мне напомнила, как в 9 или 10 классе мать не одноклассника, а парня из соседнего класса, сама американка, рассказывала, как её семья бедно жила в Америке, мясо на столе было два раза в неделю. Это была такая политинформация. 2) Книгу Иова я перечитываю иногда. Кафку реже. Насчёт повестки в военкомат, ты ведь рассуждаешь не на собственном опыте? Смертельная болезнь хуже, но это явление природы, а не общества: одни болезни победили, умираем от других. Или надо было, для сохранения культурного контекста, отказаться от борьбы с болезнями тоже? Наши предки гибли от чумы, типа, на том стояли и стоять будем? Не думаю, что ты согласилась бы с этим. 3) Конечно, если просто торчать где-то без дела, то дело сделано не будет, это понятно. А вот в США то ли 3, то ли 6 процентов всего занимаются сельским хозяйством, и в других развитых странах картинка похожая. Но деревня у них не захирела вроде? (Reply to this) (Parent) (Thread) |
aculeata 2003-11-11 11:47 (link) | |
Сема, я ни слова про необходимость сохранения культурного контекста. Не очень даже понимаю, что это значит. Мне казалось, что мы обсуждаем установку "он просто хотел жить лучше -- это такое естественное человеческое желание... почему ему не давали"? Я на этом месте очень кротко говорю, что вопрос может оказаться некорректным. Может оказаться, что не все так просто. Например, человек оказался в доме, ему там не понравилось, и он хочет выйти наружу. Придется сначала найти дверь (а вдруг ее от волков запирают?), окно хотя бы, или разрушить дом. Если же он будет рассуждать: "Зачем здесь запирают дверь, если я как человек и гуманист по убеждениям хочу выйти наружу? Волков вы придумали," -- может навлечь когда себе самому, а когда другим на голову неприятности. Надо сначала по меньшей мере разобраться в обстановке. Если тебя действительно в этом доме ничто не держит. С теми, кого что-то держит, можно говорить о другом. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
cema 2003-11-11 12:05 (link) | |
Я думаю, что тема обсуждения всё-таки шире. Ты упомянула смертельные болезни, но тут ведь человек не волен выбирать. "Почему плохое приключается с хорошими людьми?" В обществе же человек выбирать волен. А аналогия с домом какая-то не такая. А если в доме пожар, а на улице волки? А если, наоборот, никаких волков и просто хорошая погода? Не обязательно ведь делать из этого трагедию. Конечно, всегда есть какие-то привязанности. Значит ли это, что следует сидеть на месте и не рыпаться? Есть ведь и мечты, а отказываться от них бывает больнее, чем расставаться с прошлым уютом. Короче, волков бояться — в лес не ходить. :-) (Reply to this) (Parent) (Thread) |
aculeata 2003-11-11 12:21 (link) | |
Если бы пришлось это обсуждать (пока никто никого не понимает), надо было бы договориться о терминологии. Я уже разными способами докладывала, что идею "простого человеческого желания" "права просто жить" считаю наивным и заблуждением, как и то, что человек волен выбирать. (Он волен -- но только сперва надо понять, что никакого выбора нет, а тогда уже станет ясно, в чем настоящий выбор. Мое собственное убеждение, но оно слабо релевантно - люди приходят в очень страшный мир.) Поэтому исходить из посыла "он просто хотел..." я не вижу смысла. Если он действует с мыслью, к примеру, мир обустроить вместе со своим местом в нем -- это проще. Потому что отдельно от общего мироустройства, как я все пытаюсь доложить неоднократнейше, человека рассматривать нельзя. Это некорректно. Его нет, как нет муравья без муравейника. Насчет аналогии с домом: даже если в доме пожар, все равно придется найти дверь или окно. Нет на этом месте полной свободы. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
cema 2003-11-11 15:28 (link) | |
сперва надо понять, что никакого выбора нет, а тогда уже станет ясно, в чем настоящий выбор. Знаешь что. Когда ты играешь словами в художественном тексте, это бывает красиво. А в разговоре по существу это ничем не отличается от демагогии. Мое собственное убеждение, но оно слабо релевантно - люди приходят в очень страшный мир. Другого нет. даже если в доме пожар, все равно придется найти дверь или окно. Или проломить стену. Но обычно следует искать компромисс. Мы вообще об одном и том же говорим или как? (Reply to this) (Parent) |
suhaff 2003-11-11 15:25 (link) | |
есть ли у человека свобода думать не теми словами, которыми называются окружающие предметы? есть. дети иногда в это играют. маяковский -- так тот вообще выдумывал слова, если ему не хватало имеющихся. licencia poetica. :) а так, конечно, ерунду вы написали, по-моему. свобода как раз и состоит в том, что человек благодаря языку может, имеет возможность называть. более того, сам акт называния как известно обладает магической силой. дать имя -- определить судьбу, предназначение. куда уж больше свободы. (Reply to this) (Thread) |
cema 2003-11-11 16:56 (link) | |
Да, бывает ведь, что слов не хватает. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
suhaff 2003-11-11 17:19 (link) | |
в таком случае берут "похожее" и наделяют его новым значением. или заимствуют из другого языка. ну и т.п. иногда просто изобретают. :) а вобщем-то слово -- удел левого полушария, вроде бы. так что правополушарномыслящие чувствующие могут иметь с ним(и) трудности, это факт. зато им легче рисовать. :)) (Reply to this) (Parent) (Thread) |
suhaff 2003-11-11 17:21 (link) | |
что-то я к полтретьего ночи начинаю заговариваться. но вы меня поняли, я думаю. (Reply to this) (Parent) |
shinkovskaya 2003-11-11 19:48 (link) | |
про несвободу выбирать себе имена вы совершенно верно тут подметили. у нас, в соседнем подъезде живет парочка: он-из прибалтов по имени Фердинанд. а она - Лиза. у них родился ребенок и они его назвали: Ферделиз. |
3rdforce 2003-11-12 00:03 (link) | |
К первой части (до хлеба). Мне папа в детстве так говорил: "полай, как не умеешь". я, конечно, лаял как-нибудь изощренно, а он мне говорил: "нет, так ты умеешь, а ты полай так, как не умеешь". Женщинам нравятся, женщинам нравятся, нравятся женщинам БИГУДИ... |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]