Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2003-11-24 21:16:00
Выпьем, добрая подружка
Мишкиной маме тоже прислал письмо Анатолий Чубайс.
Она сказала, что Горчев все врет: никакой там нет
Ирины Петровны, и пол у всех женский.

Разбирая у нее в гостях старые книжки, чтобы читать
Машке, я нашла стихи Пушкина издательства "Детская
литература", Москва, 1972 г. Там есть несколько
отрывков из романа "Евгений Онегин", все печальные,
короткий отрывок из "Бесов", обрывающийся словами
"Страшно, страшно поневоле средь белеющих равнин",
а последнее стихотворение там про коня. "Что ты
ржешь, мой конь ретивый..." У меня в Машкины годы
была такая же книжка.

Дочитав рассеянно Машке: "Кожей он твоей покроет
мне вспотевшие бока", я вдруг догадалась, почему
всю жизнь меня преследовала странная уверенность,
что стихи "Буря мглою небо кроет" обращены к
няне поэта Арине Родионовне.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей!
Выпьем с горя, где же кружка?
Сердцу станет веселей.

Дело в том, что эту книжку иллюстрировали двое
художников: Г. Никольский и Б. Дехтерев. Коней
рисовал Г. Никольский. А вот два соседних
стихотворения, "Буря мглою..." и сразу следом
"Няне" иллюстрировал Б. Дехтерев. Где "Няне",
там изображена пожилая женщина, она в воротах
стоит. А где "Буря мглою небо кроет" -- там
изображена лачужка, в ней за столом сидят
Пушкин с мелкими кудрями и та же самая пожилая
женщина друг напротив друга, и печально в свои
ободранные кружки глядят.


(Post a new comment)


[info]egmg
2003-11-24 10:53 (link)
Точно, так и формируется картина мира окультуренного ребенка. Я поэтому и хочу запузырить проект по визуальной части сов. учебников - потому как именно оттуда прет.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-11-24 11:03 (link)
Современные учебники (западные если), которые
наличествуют -- они пестрые, композиция
воспроизводит принципы коллажа.
Интересно, чего там формируется!

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]egmg
2003-11-24 11:59 (link)
да, непонятно, я видела финские учебники модерновые - там просто яркий такой сюр. Совершенно откровенный. Но изучать пока это сложно - дистанции нет. Вот советские в самый раз - уже такой законченный корпус.

(Reply to this) (Parent)


[info]another_1
2003-11-24 12:04 (link)
Погодите.
То есть на самом деле "добрая подружка бедной юности моей" - не Арина Родионовна?!
А кто же?!
Картинку помню, картинка была.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-11-24 12:43 (link)
Но ведь в юности у человека няни не бывает.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]another_1
2003-11-24 14:54 (link)
Вы не поверите, я помню, как нам в школе про это рассказывали - мол, поехал типа как в ссылку, в село, а там никого, только старенькая няня, вот с ней и коротал.
И кем же становится няня, когда человек доростает до юности?
Да и лачужка тоже сомнительна. Откуда лачужка-то?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]_nataly
2003-11-24 16:26 (link)
Да, и мне в школе именно так рассказывали. Что сидел в ссылке, в деревне, там же и няня. Завоет как дитя - линк к няне.

(Reply to this) (Parent)


[info]malpa
2003-11-24 12:25 (link)
Ну, собственно, а кто же еще может быть "добрая старушка", дремлющая под жужжанье своего веретена? Анна Керн, что ли?
И год аккурат 1825, то есть Михайловское.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-11-24 12:42 (link)
Какие замечательные ответы.
Это, то есть, автобиографическое стихотворение?
А лачужка -- усадьба в Михайловском?
Ура!

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]malpa
2003-11-24 12:48 (link)
Ну, вроде как бы да. А разве нет? Сидел себе Александр Сергеич вечерком; темно было, скучно. "Не треснуть ли нам с нянюшкой по кружечке бражки?" - думает. Пока Арина Родионовна за графинчиком ходила, он и накропал.

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2003-11-24 23:04 (link)
Да, совершенно верно, только лачужка — домик няни. Но там всё рядом было.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-11-24 23:12 (link)
Ой! Нашла в комментариях к ленинградскому
десятитомному изданию 77 года: "Моя старушка --
няня Пушкина Арина Родионовна". Но откуда
такие сведения?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2003-11-25 13:41 (link)

Возможно, из "...Вновь я посетил...",
где старушка конкретно аттрибутируется.
http://www.rvb.ru/pushkin/02comm/0605.htm

"...Вновь я посетил...".
Написано 26 сентября 1835 г. в Михайловском,
куда Пушкин приехал после
восьмилетнего перерыва (если не считать
четырехдневного пребывания в
Михайловском в мае 1835 г.).

Уже старушки нет - няня Пушкина Арина
Родионовна умерла в Петербурге 31 июля 1828 г.
В черновых рукописях остались отрывки текста,
не введенные поэтом в окончательную редакцию.

После стихов Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора,
следовало: И вечером при завыванье бури
Ее рассказов, мною затверженных
От малых лет, но все приятных сердцу,
Как шум привычный и однообразный
Любимого ручья. Вот уголок,
Где для меня безмолвно протекали
Часы печальных дум иль снов отрадных,
Часы трудов свободно-вдохновенных.
Здесь погруженный в
Я размышлял о грустных заблужденьях,
Об испытаньях юности моей,
О строгом заслуженном осужденье,
О мнимой дружбе, сердце уязвившей
Мне горькою и ветреной обидой.

Затем эти стихи были заменены другими:

Не буду вечером под шумом бури
Внимать ее рассказам, затверженным
Сыздетства мной, - но все приятным сердцу,
Как песни давние или страницы
Любимой старой книги, в коих знаем,
Какое слово где стоит.
Бывало,
Ее простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой...

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-11-25 20:28 (link)
Ты чудесный.
Наверное, правда это про няню, и
картинка правильная. Наша бедная лачужка.

(Reply to this) (Parent)


[info]sarsaparilla
2003-11-29 08:06 (link)
Открою Вам секрет. В "письмах Чубайса" всех именуют настоящими именами-отчествами. (Есть свидетели.) Мы с подругой даже начали подозревать наш отдел кадров, где хранятся подробные анкеты работников.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]