Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2003-12-19 00:17:00
Current mood: sad

дом
Странный сюжет.

Некто набрасывает проект дома, живым кирпичом
кладет фундамент. Друзья и ученики помогают
ему. Дом растет. Как всегда, главные
проблемы с канализацией. Возникают жильцы,
просто люди; сперва они полны энтузиазма,
потом обвыклись и недовольны. Дом уже слишком
тяжелый, он больше не ходит по улицам; у него
появляется постоянный адрес, совет по
подъездам и управдом. Чем надежнее здание
пристало к земле, тем крепче любят его
создатели -- все, кроме самого архитектора.
Как бы наскучив рутиной, он начинает его
ненавидеть. Пара-тройка настоящих коммунальных
скандалов, и архитектор уходит, отрясая
прах с ног своих. "Быть пусту месту сему," --
он склочно плюет через плечо, а вслед ему
несутся проклятия. Друзья и ученики возмущены,
их предали; им говорили, что дом будет главный
дом, до неба, и с лестницей, а теперь велят
его оставить! Архитектор в бешенстве:
"Пусть мертвые хоронят своих мертвецов!"
Друзья и ученики прозрели: он сам умер,
он больше не нужен.

Но ведь это не первый дом, так заложенный
и так оставленный. И жильцы перекрестных
улиц, бывает, дружат. Если все честно, и
между управдомами нет мошенников, сюжет
называется: "Свобода воли." Иначе чувство
вины не снять с тех, кто не пошел дальше и
остался жить домом. Травматичный для обеих
сторон, бесповоротный подарок.



(Post a new comment)


[info]klachkov
2003-12-18 14:54 (link)
Архитектор построил дом. Дом стоит на экологически опасном пустыре. Вокруг свалка, мусор, отходы его строительства. Жильцам плохо жить, да и до автобусной остановки два часа ходу. В квартирах не топлено, дети замерзают и болеют туберкулезом. Так как до работы не добраться - мужское население не работает и спивается. Женщины пытаются собирать ядовитые грибы в захламленном лесу.

Группа наиболее инициативных (хоть и замерзших, но все еще живых) обитателей дома решает - один дом хорошо. Но если построить еще десяток, расчистить лес, обеспечить жилье инфраструктурой, внести необходимые изменения в проекты будущих домов, то мужчины займутся делом, женщины родят здоровых детей, а пенсионеры наконец-то получат пенсию и смогут купить своим внукам конфеты. Когда через разветвленную агентурную сеть старому архитектору становится известно о "заговоре" каких-то жильцов-недочеловеков, желающих стать даже не просто тоже архитекторами домов, но и экологами, специалистами по ландшафту, разработчиками коммуникаций, архитектор предпринимает самые радикальные меры по уничтожению самой возможности внесения изменений в его гениальный продукт. "Если я взорву дом, то им незачем будет реализовывать свои гнусные провокационные планы. Из жильцов они превратятся в бездомных, и уже никогда не составят мне конкуренции. А мое имя войдет в века. Как имя величайшего и единственного архитектора, строившего дом на этом месте".

С помощью пяти подручных студентов архитектор ночью завозит десять тонн гексогена в подвал своего дома. Но из окна одна бдительная старушка-пенсионерка баба Параскева четко отслеживает дьявольский план архитектора. Не имея возможности добудиться мужчин (они все пьяные и объевшиеся ядовитых грибов спят и видят сны), старушка собирает еще трех старушек, и, вооружившись утюгами и скалками, пенсионерки разгоняют оборзевших студентов.

На утро после похмелья просыпаются мужики. Теперь пить им нельзя. Надо вытаскивать гексоген из подвала. Обустравиать не только дом, но и сочинять проект строительства микрорайона, изыскивать средства, финансы, заключать договора. Справятся ли? Пока неизвестно. Ведь из захламленной рощицы, из кустов посверкивают глаза оставленного старым архитектором наблюдателя. Возможно, следующей ночью студенты будут более удачливы в своих разрушительных действиях.

Но вот к обеду до нового дома добрался участковый. Старушки выложили ему все как на духу. Участковый искренне жалел, что не посетил этот дом раньше. Ведь тогда он смог бы рассказать заинтересованным лицам, что они имели дело с числящимся в федеральном розыске архитектором-маньяком. За которым уже известно около пяти построенных и тут же вместе с людьми взорванных домов.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-12-18 17:39 (link)
Хорошо рассказано.
Действительно.
Вопросы по сценарию такие.

1) Кто такой участковый?
Некто, располагающий (в отличие от мужиков)
сведениями о других взорванных домах. Ведь
если б мужики знали о предыдущих зверствах,
они б... Итак, новые сведения о взорванных
домах привнесены участковым. У мужиков
открылись глаза.

Но ведь на самом деле мужики знали. И в общем-то
даже имели друзей среди людей, которые в прошлых
взрывах должны были разлететься на части. А они
не разлетелись. Потихонечку обустраивали свои
дома. Как же это может быть?

Среди мужиков есть такие, которые долго сопутствовали
архитектору и осели только теперь. Если они видели
кровавые клочья людей, но ничего не говорили до сих
пор -- значит, они не люди, а звери?

А если клочьев не было, откуда они взялись?
Похоже на интерпретацию газетчика. Внутреннего
газетчика, чья задача -- поставлять заказчику
ту или иную версию реальности...

У сюжета, предложенного газетчиком, несколько
источников. Один из них, далеко в подкорке --
случай, которому хозяин газетчика (газетчик
сидит внутри человека, он паразит) был почти
свидетелем. Случай, когда дом архитектора
действительно пытались взорвать -- он только
начинался, и все еще жили в подвале -- но
люди не пострадали. Архитектор был со всеми,
и подвергался такому же риску.

Что означает фигура участкового; если прочесть
ее как фигуру умолчания, о чем она говорит?

Если цель участкового -- пресечь дальнейшие
действия архитектора, а мы знаем, что домов
он не взрывал (это рабочая метафора для домашних
целей, предложенная паразитом-газетчиком), значит,
участковый хочет помешать СТРОИТЬ дома?

2) Что бы ни происходило впоследствии, живые
дома, а не коробки, проектировать с пустого листа
умеют только архитекторы. И это правда, что
каждый архитектор маньяк. Мужики, которые
отвечают за людей, маньяками быть не
могут. Если у них мания величия или преследования,
даже при наличии оснований -- психика-то у многих
слабая, чувство взгляда на спине, да и личные
достижения на этом фоне, измотают кого угодно --
так вот, если мания все-таки развивается
у мужиков, они НЕ СМОГУТ отвечать за людей.
Будут профнепригодной мразью. Если нет -- хорошо.
Но архитектор всегда маньяк. Это идет в паре со
способностью проектировать дома.

Мужики ведь и это знали всегда, и были готовы.
Как же теперь?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]klachkov
2003-12-18 22:42 (link)
Действительно, к дому подъезжал газетчик, да не один, а с радийщиком и телевизионщиком. Но, так как заказчик не появлялся в принципе (его искали даже по объявлению в газете, рассылали письма по электронной почте, но никто не откликался, кроме пары совсем уж шизанутых личностей со слабой психикой), то медиакраты уехали не солоно хлебавши. Не написав репортажа, Не записав ток-шоу, ни даже игры "Любовь с первого взгляда".

Участковый также приходил из подкорки. А откуда же ему еще было приходить в ТАКОЙ дом? Причем, по версии серьезных ученых, он приходил из подкорки самого архитектора, который, несмотря на свою манию оставаться единственным архитектором вселенной, сам постоянно раздваивался и расчетверялся. В тот день он раздвоился и выделил из себя участкового. То есть, участковый это был переодетый архитектор-нарцисс. Он хотел напугать историями о взрывах и старушек, и мужиков, и даже маленьких детей. И не мытьем, так катаньем добиться своей цели. Дело в том, что истории о прошлых взрывах действительно звучали из его уст туманно и запутано. Так что испуг (если он вообще был, по крайней мере, заплакал только маленький Петечка) был мимолетным. Но в чем никто не сомневался. И что было неопровержимо доказано, так это то, что в эту ночь акция готовилась серьезная. Это подтвердили ищейки, натренированные на специальные химические вещества.

Мужики же оставались ко всему безучастны. Даже к своей собственной судьбе. Их совсем не смущало внимание прессы и угроза стать бомжами. Тогда участковый (часть отслоившегося сознания архитектора) стал пугать их тем, что они станут "белыми зомби"(вот идиотский термин!) и в голом виде будут обречены шагать строем вокруг него до конца Кали юги.

Мужики смутно догадывались, что такое конец, а про Кали югу подумали, что это такое смачное ругательство на одном из экзотических языков, знанием которых их хотел поразить участковый (напоминаю - он же архитектор).

Так что мужики никакой активной роли в случае с домом не сыграли. Группа инициативников с сильной психикой потому к вечеру стала совсем забывать о мужиках, продолжавших с упоением слушать вычурную речь участкового-архитектора. Инициативники все пыжились овладеть искусством архитектуры самостоятельно, употребляя для этих целей самоучитель. Но так как в доме старым архитектором не было запланировано ни библиотеки, ни даже ленинского уголка, то и самоучитель им пришлось написать самим.

"Люди", загипнотизированные архитектором в новом обличьи, за себя отвечать уже не хотели. А со стороны никто ответственность за них взять не решился. Ведь заказчики не читали газет и не умели пользоваться компьтером. Потому и не могли заказать ни газетчика ни отвечающих за "людей" специально натренированых существ (не ищеек).

Старушки тихо плакали, вспоминая свой ночной подвиг. Двери дома хлопали на сквозняке.

Мимо ехала какая-то мразь на бульдозере.

Пока все.

(Reply to this) (Parent)


[info]vadvad
2003-12-23 03:18 (link)
Я конечно не понимаю совсем, о чем вы тут. Но на строительстве приходилось работать.
Архитектор и прораб, когда должности совмещаются, это бедствие. Даже вот гениальный Имхотеп три раза и проектировал и строил пирамиду, пока у него получилось. Но там как раз изначально мертвые и хоронили мертвецов, все для блага человека, и получилось у него, заодно и бухгалтерию изобрел.
Хороший прораб убивает архитектора, начиная с себя, хороший архитектор с прорабами даже не здоровается, хотя иногда вынужден выпивать в каптерке.

(Reply to this)


[info]vadvad
2003-12-23 03:43 (link)
и тут еще есть для меня непонятное. Даже не "тут", а вообще, вопрос, но мне не стыдно что я такой глупый, от Сократа до Хайдеггера - все в этом деле сомневались немного.
"Свобода воли", я б экстремально перевел например как "либерализация произвола физических актов".
А вот Августин неплохо заметил, что в добре никакой свободы воли нету, потому что в добре благодать, а она детерминирована божески, зато вот во зле - ну просто сплошь свобода воли. Так вот он развел детерминистов с интедерминистами.
Что такое хорошо и что такое плохо - к Маяковскому.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]