57; применим к нему самому
Учебный год, между прочим, кончился. Зачеты
проставлены, характеристики написаны, все
хорошо. Больше я в школу не пойду, и это
хорошо, хотя мне было очень полезно. Боюсь
только, полезнее, чем школьникам. Сегодня
можно бы было спать, но привычки нет.
Время "вообще" и время "прямо сейчас" на
вид ужасно разные, что лишает решимости.
Но лишает-то "прямо сейчас". Прошу мне
больше картинок не показывать.
В четверг ездили на день рождения класса,
но не нашего, а нового восьмого "в". Это
теперь вот как выглядит. Едут двадцать
минут на электричке от Москвы (там же
другие группы школьников-туристов), идут
другие двадцать минут от станции по
асфальтированному шоссе, выходят на большие
полянки, достают завтраки и мяч, начинают
пикник.
Оказывается, это уже многолетняя традиция.
Несколько альтшулеровских выпускников этого
года говорили: "Это наше место, у нас день
рожденья класса тоже был здесь".
В числе старших был выпускник 92 года,
пресолидного уже вида, в очках. Кажется,
гарвардский аспирант, сменивший притом
математику на экономику (такая наука).
"У меня в тезисе, -- он сказал, -- нет
ничего, кроме теорем и доказательств."
Еще сказал, что, когда ездил в Томск
по службе, спрашивали о профессии.
Он отвечал: "Экономист." Его спрашивали:
"Скажите, что ждет Россию?" Теперь он
рекомендуется аспирантом технологического
института (так что, наверное, все-таки MIT),
специализирующимся по вопросам прикладной
математики. Вспоминал, как Альтшулер на
годах, привезши школьников на Черную речку,
бегал по утрам вокруг "памятника покойному
Пушкину и покойному Дантесу". А у нас
на Арбате тот же Пушкин стоит с Натальей
Николаевной, он небольшой, она покрупней,
и все живы.
Выпускник мне понравился. Толстый,
спокойный человек. Я ему сказала на
всякий случай, что он продает Россию.
Реакция не вышла за пределы вежливой
настороженности.
Маленькие же выпускники, текущего года,
были вполне чудесные. Хорошенькая
девочка с веснушками -- геолог (молодец
какая! конъюнктурой не уволокло на мехмат)
и все остальные.
На мехмат бывают два предварительных
экзамена. Причем кое-что вернулось из
прежних времен: немного заваливают
матшкольников, хоть и не по национальному
признаку. А просто оно прогнило слегка,
как в наше время было на филфаке: взяток
пока не берут, но преподаватели крепко
подрабатывают репетиторством, и проводят
"своих". Но, в общем, и хорошо, что
заваливают: без этого все наши болваны
и шли бы бездумно на мехмат, чтобы ничего
там не делать.
Дети на площадках знакомились посредством
футбола, волейбола и пряток. В стороне
ходила девочка, где-нибудь пятиклассница,
сестра одного из новых школьников, и
сидел один восьмиклассник. Он прятался
в ветровку от порывов дождика и читал
книгу. Алеша прибежал ко мне разгоряченный:
"Сколько времени?! У! У! Вот хорошо, еще
целых два часа," -- и убежал. Но потом
он расстроился, потому что игры кончились.
Девочку пятиклассницу сначала стукнуло
мячом, а потом она с разбегу упала в рытвину,
получила удар в солнечное сплетение и стала
задыхаться. Сначала мы испугались, но
почти сразу увидели, что все будет
в порядке (и было). Ее мама, роскошная
полногрудая с очень большим припухшим
ртом, рассказывала про московские театры.
Это были интеллектуальные разговоры. А
от костра все время шел дым.
Там было четыре мамы, две-три из них
меня очень хвалили. Я принесла сухого
хворосту и ломала его, и они говорили
немного странно, но лестно: "Вот какая
молодец! Хранительница очага! И ведь
никто не заставлял ее, она сама встала,
пошла!" Я была страшно польщена и старалась
изо всех сил. Потом оказалось, что они
приняли меня за старшеклассницу; узнав
правду, сразу перестали хвалить. Я тогда
бросила ломать хворост и устроилась на
бревне, изображая радикулит.
На обратном пути мы шли замыкающими
и пытались не обогнать школьника, который
посылал домой подробное электронное
сообщение посредством кнопок. Сперва
ему говорили, идите, дескать, вперед,
но потом убедились, что он это записывает.
Альтшулер рассказал про Принцип Арнольда:
"Знаешь про Принцип Арнольда? Законы
Ньютона открыты не Ньютоном, теорему
Пифагора знали в Египте -- принцип в
том, что если некое открытие названо
именем великого человека, оно на самом
деле принадлежит не ему. А теперь
утверждается, что Принцип Арнольда
применим к нему самому."
Альтшулер задавал детям каверзные вопросы:
"Приходит глухой в магазин. Ему нужно
купить молоток. Как он покажет? Правильно!
А вот приходит... допустим, слепой в магазин.
Ему нужны, допустим, ножницы... да, ножницы.
Как он покажет?" Симка показывала ножницы
двумя пальцами. Один школьник знал, как
определяются "пи" и "е".
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]