Lieber Herr Karamsin --
О, что пишет
dinozavr:
Наличие (отсутсвие) души у себя можно
установить, лишь изучая мир. То есть,
объект изучения (точка приложения сил)
должен быть вне множества изучаемого.
А вот что пишет Б. Эйхенбаум в статье
"Карамзин":
"...перед Карамзиным вырастает вопрос
о соотношении между душой и телом, ибо
без его решения не может быть, как он
думает, познания самого себя. Мучась
этим вопросом, Карамзин, еще совсем
молодым человеком, двадцати лет, затевает
переписку с швейцарским философом
Лафатером. [...] Но Лафатер разочаровал
пылкого юношу: "Lieber Herr Karamsin --
davon versteh' ich nichts" ("Этого,
любезный г. Карамзин, я сам вовсе не
понимаю.")
[...]
По дороге в Лейпциг спутник Карамзина,
студент, заговорил с ним о философии
Мендельсона, о душе и теле. Вопрос --
больной для Карамзина [...] и Карамзин
читает из записной книжки то самое,
что написал ему Лафатер: "Глаз, по
своему образованию, не может смотреть
на себя без зеркала. Мы созерцаемся
только в других предметах. Чувство
бытия, личность, душа -- все сие
существует единственно потому, что
вне нас существует -- по феноменам
или явлениям, которые до нас касаются."