Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2003-07-24 15:15:00
Current mood: tired

Бесы
О классификации литературных сюжетов
я толковала не зря.

В книге Берна "Игры, в которые играют люди"
в числе прочих приведены сказочные сценарии,
и как люди развивают сюжет. Со стороны
может показаться, что они наступают (и
принуждают ближайших наступить) на одни
и те же грабли -- бесполезно им их показывать --
подводят в точности там, где сто раз обещали
исправиться -- а на деле они прикованы
к своему сюжету, как команда "Летучего
Голландца". Одно и то же каждую ночь.

Когда Серый Волк на сцене подходит к
избушке Красной Шапочки, дети свистят и
кричат, силясь предупредить Бабушку. Она
беспомощно оглядывается по сторонам, но
никак не может расслышать. Иначе рухнет
сюжет.

Вот и признак, по которому судят о фольклорности
сюжетов, степени проникновения в мир архетипов:
люди начинают ИГРАТЬ в литературу. Он говорил
то, обещал это, смотрел такими глазами, и вдруг
оказалось, что ничем не смотрел, ничего не
говорил и не обещал; она заманила тебя в парк
нежными словами, и долго уговаривала -- только
с тем, чтобы вдруг не прийти и надинамить. Ты
в затруднении: зачем же было сбивать тебя с
толку? Ты в чем-то провинился, или она такая
бессмысленная скотина? Но нет, кажется, ни в
чем. Просто это игра. В следующей сцене нужен
был кто-то, кто безнадежно ждет в парке. Она
сама не нарочно: она не видит и не помнит никаких
своих усилий, которые вне сюжета. С ее точки
зрения, она просто та девушка, которая не пришла
на свидание к нелюбимому, сидит дома и с грустью
рассказывает подружкам (или счастливому любовнику),
как она перед тобой виновата.

Отчего людям не скучно на протяжении всей жизни
быть Печориными, Онегиными, Макарами Девушкиными?
Отчего она не хочет от тебя отвязаться, а
непременно должна быть Татьяна Ларина, Настасья
Филлиповна или Манон Леско? (Хуже всех, кстати,
Булгаковские Маргариты; вообще, положительные
герои одним занудством доведут до петли.) А вот
точно ли они виноваты.

Гоголь, кажется, честно излагал: пишет-де
с тем, чтобы избавиться от своих личных бесов.
Как описал, так избавился. Но они выходить-то
выходят, а вдруг с тем только, чтобы взять да
вселиться в стадо мирных свиней? Если так,
то инициатива невинного животного минимальна.
Они просто ничего не сделали, чтобы зараза их
миновала -- в рефлексии им отказано, не смогли.
В таком случае, что их может спасти?



(Post a new comment)


[info]syarzhuk
2003-07-24 05:08 (link)
У того же Бёрна после транзакционного анализа появилась теория сценариев. она достаточно убедительно объясняет многие подобные вещи. Однако я лично в неё ни фига не верю, она мне показалась какой-то ненаучной.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-07-24 07:33 (link)
Если "убедительно", как же "не верю"?
Это не про всех, конечно, но, кажется,
про статистически значимую выборку.
А идея красивая.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]syarzhuk
2003-07-24 08:37 (link)
Хмм... любая теория, построенная на экспериментальных данных, будет убедительной, чисто за счёт подгонки. А я в Бёрновские сценарии не поверил, потому что там, в сущности делаются такие утверждения:
- почти всё, что происходит с человеком, описано в сценарии, который закладывается в раннем-раннем детстве (чуть ли не до года);
- любое видимое изменение (типа до 30 лет плотничал/сидел на печи, вдруг пошёл и начал проповедовать/гасить кащеев и чуд-юд) можно объяснить как тем, что человек нашёл в себе силы переломить свой проигрышный сценарий -- так и тем, что в сценарий было заложено изменение в определённом возрасте - до 30.

Последнее делает теорию нефальсифицируемой, из-за чего у меня и появились сомнения.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-07-24 13:00 (link)
Это я помню. Это, в самом деле, когда Берн
увлекся, стало неконструктивно. Но что-то
в этом есть, и лучше было бы говорить об
элементах сценария (который выстраивается
всякий раз заново в переломный момент).
Есть очень легко выверяемые вещи: например,
у дочери обычно столько же детей, сколько
у матери -- исключений много, но все-таки
статистика впечатляет. Ролевые модели, о
которых я писала здесь, более локальны,
зато иногда с замечательной яркостью
проявляются.

(Reply to this) (Parent)


[info]alexcohn
2003-07-24 14:53 (link)
а эту сказку ты прочла: http://www.livejournal.com/users/miriana/8524.html?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-07-25 03:15 (link)
Zverstvo.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]alexcohn
2003-07-27 00:46 (link)
что "зверство"?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-07-27 00:58 (link)
Такой способ думать. Благонравие все-таки
противоположно творчеству, так же, как
данный сюжет противоположен Маркесовскому.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]