Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2003-09-07 22:48:00
Current mood: sick

Они поженились
Образование, построенное по идеологии вульгарного
позитивизма (от просветителей), безразлично, в
советском или в либеральном западном изводе,
готовит человечку страшный психологический
кризис. Сперва -- оптимистическая, как от
Деда Мороза, картина достижений всего
человечества. Каков контраст с конкретной
работой, которая (даже в самом лучшем случае)
ожидает по окончании: узкая специализация,
беспросветно маленькие масштабы, никакого
продвижения в смысле накопления общечеловеческого
багажа. Проторенные дорожки специализаций
почти везде водят кругами.

В советском изводе спасала метафора Большого
Проекта (отсюда люди как винтики, "гвозди бы
делать"); правда, смысл идиотских газетных
передовиц про удои навоза очень скоро был
утрачен, а по задумке должен был именно слать
фоном идею понемногу осуществляемого общими
силами Большого Проекта. Но как-то он
худо-бедно справлялся, иначе не было бы
столько разочарования у старших поколений,
когда оказалось, что Проект разрушен и не
востребован.

Мы, может быть, и знаем, что сказать молодым
людям, которые догадались, как скучно по
завершении сказки "жить долго и счастливо",
но нас не спросят.



(Post a new comment)


[info]a_p
2003-09-07 14:48 (link)
Пофигизм и разгильдяйство во время учёбы отчасти смягчают этот кризис. То есть, в том числе, лишают пиетета отношение к картине достижений. Зато потом легче впрячься в возделывание своего садика, так сказать. А там, глядишь, иной раз и в багаж чего подсыпешь, по мере сил. Хотя эта иллюзия - просто необходимый этап кризиса среднего возраста, я понимаю.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-09-07 20:32 (link)
Дело не в демонстрируемом и осознанном
пиетете к картине достижений, а в
идеологической подоплеке (коротко говоря,
в вопросе "зачем"). Она усваивается и
плохими учениками, а потом локально
разоблачается как вранье. Причем, молодые
люди правы: как оно сейчас обстоит, им таки
наврали, ага.

(Reply to this) (Parent)


[info]pontia
2003-09-07 16:34 (link)
Это у вас плохое образование. Только самый дурацкий в России институт МФТИ был славен тем что пытался запихнуть картину достижений всего человечества в молодые головы. Несчастные будущие кодировщики, к примеру были посвящены в тайны квантовой электродинамики, экономики и динамики жидкости с газом. Любой приличный заборостроительный институт на первом курсе учил что есть гвоздь, на втором сопротивлению материала доски, а на третьем- дипломная работа по проектированию забора. Никакого псигологического кризиса, по окончании все идут работать бухгалтерами.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-09-07 20:28 (link)
1) Физтехи хуже матшкольников. Вы же не учились
там, где обучают устройству гвоздя? А вот я
сокращала для кузины из МЭСИ, по-моему,
логические выражения.
2) Бухгалтеры как раз не изучают устройство
гвоздя, то есть абсолютно. Они сокращают
логические выражения. На физтехе только
на ФУПМе их сокращают.
3) У меня и нет психологического кризиса.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]pontia
2003-09-07 23:29 (link)
Меня заподозрили в шовинизме, а это неверно. Искренне жалею что не знаю устройства гвоздя.
На ФУПМе наверное сокращают логические выражения, столько было всего, я не заметила. Лучшеб я была в МЭСИ. Я б сокращала лучше всех и пошла бы в бухгалтеры. Потому что лучше не знать что бывает(картина достижений). И если не псигологический криз, то уж комплекс неполноценности точно на всю жизнь.

>Физтехи хуже матшкольников - зато сыр несомненно лучше колбасы.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-09-08 02:26 (link)
А эти достижения в стандартном изложении мертвый
груз же. Т. е. их нет. Важно, не только что,
но и кто говорит. Надо, чтобы -- только
действующие ученые, только из первых рук.

>зато сыр несомненно лучше колбасы.

Нет!

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]katyat
2003-09-08 02:41 (link)
На мой взгляд, знание этих достижений помогает при преодолении всяких кризисов. В частности, потому что многое в мозгах просветляет. Избавляет от мистицизма. Конечно может быть (якобы) спокойное психологическое состояние и без наличия ясности - но тогда нужна само (и взаимо) дисциплина. На Западе ей учат, в России -пьют напитки.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-09-08 02:46 (link)
Катя, привет! Знание, конечно, помогает.
Вопрос, что считать знанием. А ты откуда
пишешь? Мы вас ждали-ждали, ваше вино на
столе стоит. Катя Америк оставила для
вас свои телефоны, только их, наверное,
лучше почтой. Мой адрес
yulya@thelema.dnttm.ru

(Reply to this) (Parent)


[info]katyat
2003-09-08 02:51 (link)
Кстати, я имела в виду не только естественные науки, но и общественные. Помогает при рефлексии отношений ученик-учитель - часто запоздалой, правда.:)

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2003-09-08 03:35 (link)
Я ничего не знаю про кризисы и отношения!
И вообще очень глупая.
Сообщи мне твой электронный адрес, пожалуйста.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]katyat
2003-09-08 04:27 (link)
Vot-vot, a ja esche glupee, no adres soobschila.
My vo Francii, konechno, tak chto vino pejte.

(Reply to this) (Parent)


[info]otjbiz
2003-09-07 21:56 (link)
...Каков контраст с конкретной работой..

-точно. Добавьте к этому ещё
a) миф о высшем образовании, как о высшем в науке, по крайней мере, высшесть уверенно сместилась на уровень PhD если не хочешь всю жизнь гвозди подсчитывать
b) меморизация в ущерб методам познания, а следовательно
c) непонимание трудности познания и обьема непознанного
d) сокрытие самой страшной научной тайны для успеха на поприще не столь важно, что ты знаешь, сколько кого
и впечатления наивного и восторженного молодого специалиста по выбросу в жизнь могут сравниться с шоком отнятия от сиськи путем обмазывания ореол Red Hot Chilly Peppers.

Вопросов, конечно, два: что делать и кто виноват, в обратном порядке, второй irrelevant.

...Мы, может быть, и знаем, что сказать...

-Ну и?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2003-09-08 02:35 (link)
Ага, все так.
по последнему пункту -- демократия всегда
вырождается в мафию. (Т. е., культурологически
говоря, наука может делаться Лэндлордами,
каждый на своей территории; у этого много
неприятных сторон, но если Лэндлорд, т. е.
великий ученый, не идиот и не мертвяк,
к нему всегда можно обратиться напрямую
с письмом или с вопросом, и дело не
пропадет -- а может, значиться, делаться
наука-то сообществами, что через пару
поколений в смысле ученик-учитель и значит:
жесткими мафиозными структурами. Но все
еще есть люди, которые типа Знают.)

>-Ну и?

Нет, все же сперва поставлю на себе некий
эксперимент, чтобы право слова поверней
заработать. Но вообще-то на все вопросы
ответы есть, и это, кажется, знать
достаточно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]otjbiz
2003-09-08 14:42 (link)
демократия всегда вырождается в мафию

-нда, вырождается. Это прямое следствие иерархичности обезьяньего общества или даже ещё более общего закона возникновения структур из хаоса. Вопрос, можно ли этого как-то избежать? Уместно вспомнить Черчиля: демократия сосёт, но всё остальное ещё более не рулит. Известны ли какие-либо совсем немафиозные человеческие структуры и возможны ли они в принципе? Возможно, что и невозможны, против боженьки не попрешь, см. общий закон выше.
На остальные вопросы ответы есть, да, привести систему образования в большее соответствие с реальной жизнью.

сперва поставлю на себе некий эксперимент

-смотрите, не сгорите. А то приобретенную экспериментальным самопожертвовательным трудом мудрость некому будет донести в массы и она обнулится...

(Reply to this) (Parent)


[info]otjbiz
2003-09-08 15:59 (link)
>Нет, все же сперва поставлю на себе некий
эксперимент, чтобы право слова поверней
заработать.


А вообше, да, хорошая позиция (без шуток)

(Reply to this) (Parent)

Спросим!
[info]lihomanka
2003-09-08 04:51 (link)
Вот, спрашиваем.

И еще: а Большому проекту есть альтернативы? Ну эта, извините за похабную терминологию, метафизическая реализация, конечно ... А еще?

Как - то бессмысленное копание получается в любом случае.

(Reply to this)


(Anonymous)
2003-09-09 01:54 (link)
Знаем мы, кто такие ученые.
http://www.ireland.ru/dublin/gulliver/article3_5.html

(Reply to this)


[info]_nataly
2003-09-14 07:53 (link)
Что сказать молодым людям, которые догадались, как скучно по завершении сказки "жить долго и счастливо"?

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]