Yulya Fridman (aculeata) wrote, @ 2004-01-21 00:17:00 |
poor_charlote 2004-01-20 14:31 (link) | |
мне почему-то кажется, что оба названных вами произведения вряд ли можно воспринимать, как документальное свидетельство. хотя я не специалист по достоевскому.)) (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2004-01-20 18:02 (link) | |
Нельзя, но трудно себе представить, чтобы это было, а он бы не записал. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
poor_charlote 2004-01-21 00:18 (link) | |
ф.д. ужасно индоктринированный автор. он мир свой выстраивает под концепцию, а не наоборот. (Reply to this) (Parent) |
masha 2004-01-20 14:35 (link) | |
он просто писал, наверно, из своих эмпиреев не замечал "низкого", идеалист преследовал другие цели у австралийских каторжников это было а про Сахалин я не помню, давно читала (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2004-01-20 18:10 (link) | |
Именно со страстью замечал все низкое, ты что. И очень внимательно за этим читал газеты. Интересно про австралийских каторжников. (Reply to this) (Parent) |
akor168 2004-01-20 16:04 (link) | |
Посмотрите Помяловского "Очерки Бурсы", вот там дедовщина, так дедовщина... (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2004-01-20 18:10 (link) | |
Да, конечно. Ну и что? (Reply to this) (Parent) (Thread) |
akor168 2004-01-20 18:18 (link) | |
Ну я имел ввиду, что время описаний более-менее совпадает - а разница в порядках огромна. Можно еще предположить, что из этой бурсы и тянутся корни блатных законов. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
aculeata 2004-01-20 18:34 (link) | |
Нет, Помяловский, конечно, позже. Это разные места географически, и по национальному колориту. Блатной кодекс как таковой возводят к законам еврейской воровской мафии (не только антисемиты: воры в законе уважают евреев буквально как источник традиции); можно, конечно, сказать, что дедовщина происходит от украинцев. Но ср. "Повелителя мух". (Reply to this) (Parent) (Thread) |
v_p 2004-01-21 01:56 (link) | |
Лет 10-12 назад Вал.Абрамкин написал статью про тюремные порядки в "Век ХХ и мир". Основные тезисы там имеют некоторое отношение к задаваемому Вами вопросу. В Сети не нашел. Тезисы такие: 1. Структура первобытного общества (в частности дедовщина в армии, касты в тюрьмах) может возникнуть очень быстро, если ослабевает внешнее регулирование и традиции. Например кастовое общество на общем режиме в СССРвозникло именно тогда, когда (в начале 60-х) рецидивистов было решено держать отдельно (на усиленном, строгом и особом) и, одновременно появилось много простецкого народу, посаженного за мелкое хулиганство. Выработанные тюрьмой правила резко перестали действовать. В армии -- аналогичный был пример. 2. Структура первобытного общества не возникает, если внешнее регулирование (пусть жесткое) или традиции (тоже -- неважно какие) достаточно сильны: на строгом режиме по описаниям никакой инициативы неформальных авторитетов не допускалось. Достоевский описывал каторгу в "Мертвом Доме" как довольно зарегулированную организацию, может в этом дело? (Reply to this) (Parent) (Thread) |
aculeata 2004-01-22 02:47 (link) | |
Спасибо, все верно, мне кажется. (Reply to this) (Parent) |
nevelichko 2004-01-20 18:26 (link) | |
Юля, у Шаламова об этом очень (даже чрезмерно) подробно в первой же главе. http://www.lib.ru/PROZA/SHALAMOW/o4erki Именно о неадекватной традиции отображения в литературе. (Reply to this) (Thread) |
aculeata 2004-01-20 18:33 (link) | |
Спасибо, но откуда Шаламов мог знать, что происходило на каторге у Достоевского? Его претензии удивительны. (Reply to this) (Parent) (Thread) |
nevelichko 2004-01-20 18:58 (link) | |
Я с Вами отчасти согласен. Меня его категоричность тоже слегка удивила -- ведь потрясения произведенные в народном сознание Великим Октябрем наверняка сильно повлияли на структурность и этой "субкультуры". Но в гораздо более скромной форме, что-то было ,думаю, и во времена ФМД. Два более ранних источника: 1)Л. М. Мценского уезда 2)Сахалинские записки Власа Дорошевича В обоих случаях, зачатки дедовщины присутствуют, насколько я помню. (Reply to this) (Parent) |
and2u 2004-01-21 06:08 (link) | |
Современная воровская субкультура и тюремные касты действительно возникли только в 1960-х гг. см. Круглый стол о субкультуре з/к в журнале Век XX и мир, 1992 г., 3. (Reply to this) (Thread) |
v_p 2004-01-21 06:29 (link) | |
О, здорово: я только что http://www.livejournal.com/users/aculea искал именно эту ссылку, но не догадался, что надо искать не на фамилию Абрамкина, а на "круглый стол". Кроме этого в конце 90-х в ж-ле "Нева" была очень сходная по тематике публикация, о чертах первобытного общества в тюрьмах. Писал какой-то в прошлом геолог, посаженный за то, что у него в экспедиции люди погибли -- выводы были очень похожими. (Reply to this) (Parent) |
aculeata 2004-01-22 02:48 (link) | |
Большое спасибо за ссылки. (Reply to this) (Parent) |
[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]