Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2004-02-08 01:43:00
И еще: все знают, что этика обусловлена
прагматически. Законы гостеприимства
выводят из пользы для выживания популяции
и проч. и проч.

Какая бы могла быть польза от известной
максимы "много на одного -- нечестно"?
Казалось бы, очень мило, общество
избавляется от враждебных элементов.
Или: почему слабых обижать некрасиво?
Сильный полезнее для популяции! Или:
никогда не бей того, кто слабее тебя.
Ведь сильный тебя точно побьет! А так
и слабый побьет.

Наверное, все это надо пересмотреть прямо
сейчас? Тем более, никто почти и не соблюдал,
это что-то из прошлых поколений. Да и все
сейчас призывают, чтоб пересматривать.
Даже Жириновский выпустил книгу "Иван,
запахни душу!"


(Post a new comment)


[info]vvagr
2004-02-07 16:35 (link)
Извини, что вмешиваюсь. Это ирония, надеюсь?
Ведь в это до сих пор верят не все. Я тут про это недавно собрал дискуссию у себя в журнале. Если бы ты не выкинула меня из френдов...

Жаль, я сегодня опять про Бахура написал. Так что обратно ты меня не включишь :-(

С днём рождения школы!

(Reply to this) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 03:54 (link)
Витя, я, конечно, включу назад, раз нужно.
Дискуссии не нашла, но твой ответ у меня
уже прочелся - возможно, иначе, чем у тебя.
Именно, ты уже сказал, что: если некто не
придерживается [такой-то] этики, при обращении
с ним можно выйти за ее рамки. Именно так
рассуждают сторонники помятия черножопых
в метро, которых вы держите за злых
фашистов.

Нас же учили иначе: делайте хорошо, плохо
само выйдет. Учил БП; тебя тоже с днем
рождения.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]vvagr
2004-02-08 13:21 (link)
Если ты всерьёз предпочитаешь утилитарное объяснение этики, то ты уже сама объяснила все странные нормы, типа много на одного и слабого не бьют. Утилитарной пользой обладают не нормы в отдельности. Утилитарной пользой обладает расширение круга "своих" - тех, к кому можно повернуться спиной, тех, к кому можно обратиться за помощью, тех, с кем (о ужас!) можно торговать и не бояться обмана. В комплекс отношения к "своим" все эти неутилитарные нормы попали с тех времён, когда своими была только семья, не шире.

Поэтому и выпадает из этического отношения тот, кто не свой. Поэтому и есть общее в поведении тех,для кого свои - только русские, и тех, для кого чужие - только марсиане.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 20:41 (link)
1) Нет, "расширение" круга своих к утилитарным
пользам не относится. Они животного происхождения.
Животные, даже живущие стаями, в расширении круга
своих не заинтересованы.

2) А как торговать: если с чужими, то можно
наебывать? То есть, гоям и ужасную свинину,
конечно, можно продавать, и ростовщичеством
жить между ними -- но какая-то это некузявая
этика.

3) О марсианах. Чем приятны и странны
глуповато-восторженные шестидесятые, это --
твердым убеждением в тождество добра и разума.
Ожидая контакта с инопланетянами, были доверчивы
к абсолютной доброй воле с их стороны. Если
"они прилетели к нам", значит, "они стоят
на более высокой степени развития" -- а ЭТО
ЗНАЧИТ АВТОМАТИЧЕСКИ, что они желают нам
только добра, вполне бескорыстно, смотрят
на наши распри как на печальные детские
ссоры, и важно только, чтобы контакт
осуществился -- это трудно, потому что мы
разные. Забавно, что кое-кто догадывался
(Стругацкие, что удивительно), но в целом
дикая, неловкая восторженность к Западу и
нелепая убежденность в том, что Америка,
раз у нее такое высокое благосостояние,
поможет нам без мысли о собственной выгоде,
ПОТОМУ ЧТО МЫ БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ, -- это как
раз отсюда, из того способа думать.

4) Категорический императив -- это то, что
нужно делать безотносительно к тому, что
делают (по твоему мнению) другие. Их слов
и действий, кстати, ты все равно, не приложив
усилия, не поймешь и не предскажешь, потому
что твои представления о прекрасном могут
разительно отличаться.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]vvagr
2004-02-09 00:20 (link)
1. Не вижу логики:

Нет, "расширение" круга своих к утилитарным
пользам не относится. Они животного происхождения.
Животные, даже живущие стаями, в расширении круга
своих не заинтересованы.


Здесь где-то лишнее НЕ? На всякий случай ещё раз изложение утилитарной точки зрения: люди постепенно понимают, что расширение круга своих приносит утилитарную пользу. Поэтому и расширяют круг применения "хорошей этики".

2. Всё происходит примерно так: с чужими не торгуют. Потом начинают торговать и обманывать. Потом понимают, что не "некузяво", а невыгодно - рожу бьют и в ответ обманывают. Потом распространяют этику на них этику, и начинают не только торговать, но и жениться.

Про свинину не неси чушь, пожалуйста. Если ты всерьёз полагаешь, что евреи считают гое и всякого поедающего свинину - животными, то тебе либо первоисточнки читать, либо к психиатору.

Ростовщичество - прекрасный пример победы утилитаризма над патриархальной этикой. Тут не этическая норма была роспространена вовне, а наоборот - внутренняя норма была размыта под давлением утилитарных сооображений.

3. Неужели ты удивляешься, что в результате воспитания советские люди получили неадекватный сдвиг этики в сторону любви ко всему человечеству. Почище хритиан стали человеколюбцами в определённых аспектах.

Вообще, если ты всерьёз сторонник утилитаризма, ты должна смириться с тем, что некоторые очень "приятные" этические нормы пока не "полезны". И не применяются :-(

4. Так я не понял - ты сторонник утилитарной теории происхождения этики или категорического императива?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-09 09:11 (link)
Не вижу логики:

Ты смотришь в свой текст.

>Здесь где-то лишнее НЕ?

Нет. Я понимала под "утилитарной этикой" то,
что рационализуемо и сводится к непосредственной
пользе для вида (но необязательно для данной
особи, почему и не толкуется, например, в
терминах разумного эгоизма). "Расширение круга
своих" в этой терминологии в применении к виду
теряет смысл, потому что границы круга
совпадают с границами вида.

>Всё происходит примерно так: с чужими не торгуют.
>Потом начинают торговать и обманывать. Потом
>понимают, что не "некузяво", а невыгодно - рожу
>бьют и в ответ обманывают. Потом распространяют
>этику на них этику, и начинают не только
>торговать, но и жениться.

Это твой личный опыт, или ты все же не обманываешь
клиентов "вообще говоря"?

>Про свинину не неси чушь, пожалуйста. Если ты всерьёз
>полагаешь, что евреи считают гое и всякого поедающего
>свинину - животными

То есть, "чужие", например, в этой фразе: "Всё
происходит примерно так: с чужими не торгуют."
--
значит "животные"?

>Ростовщичество - прекрасный пример победы утилитаризма
>над патриархальной этикой. Тут не этическая норма была
>роспространена вовне, а наоборот - внутренняя норма
>была размыта под давлением утилитарных сооображений.

Внутренняя норма осталась жесткой: у еврея нельзя
брать деньги в рост.

>Так я не понял - ты сторонник утилитарной теории
>происхождения этики или категорического императива?

Если это чисто из любопытства, пожалуй, отвечу.
Мне было бы приятно, если бы удалось всякий мой
выбор свести к простой рационалистической этологии.
Апелляция к чему-либо потустороннему, чего бы
чувства нам здесь ни подсказывали, у всех, кроме
нестерпимо талантливых людей, влечет за собой
безответственность, и это как-то очень неряшливо.
Изучение животной этики в любом случае чрезвычайно
занимательно -- а если не получится разобраться
и свести, не беда. Я все равно обойдусь без
потустороннего: если надо, и твердолобым
категорическим императивом.

Утилитарной теории происхождения этики вообще
говоря я, безусловно, сторонница. Да мы же
и видели, как она создается (в случае, боюсь
уж упоминать о нем, Неттикета).

(Reply to this) (Parent)


[info]colena
2004-02-08 03:34 (link)
И еще: все знают, что этика обусловлена
прагматически.


неправда, совсем неправда (я про христианскую этику)

Вот Евангелие. Там и про щёку, которую надо поставить и про многое другое.
Это не прагматично, "не от мира сего".

А вот ПОНЯТЬ почему такая этика существует, зачем она вообще и т.п., можно
только увидев человека, который действительно ей следует. Здесь личный опыт очень важен.
Так, в семье, если нет примера как надо ЛЮБИТЬ (то бишь примера такой "не от мира сего" христианской этики), то конфликтов между детьми
не оберёшься. Если же такой пример есть, то дети в всё равно ссорятся, но в
какой-то момент до них доходит почему ссориться из-за пустяков не нужно, и они
учатся подавлять соблазн поссориться.

Говоря другими словами, если вы на собственном опыте испытали и действительно знаете
что следовать "непрагматичной" этике ХОРОШО (например, видели как родители общаются друг с другом), то вам захочся это ХОРОШО у себя в душе "наподольше" задержать, и потому осознав губительность ссор и т.п. для состояния мира в душе=ХОРОШО, вы,
начиная с некоторого возраста начинаете сознательно стремиться избегать выяснения отношений.

Звучит, может быть, несколько наивно, но работает.

Надо заразиться этим "хорошо", а потом его не забыть.



(Reply to this) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 04:04 (link)
Я же говорю про научные объяснения. Если
подробнее, Вы расстроитесь.

Например, христианская этика -- этика РАБОВ
(см. исследования верований американских
негров; у нас -- Салтыков-Щедрин чрезвычайно
интересно один феномен описал), позволяющая
подчинять. При этом элита (и дно), как
всегда, не следуют этике для всех, и в
христианском случае становятся вдвое сильней
против тех, кого надлежит держать в подчинении.
То есть, эту религию выгодно распространять
в государстве. Она же (это отдельно) --
способ бороться с перенаселением, вроде тех,
который есть у лесных оленей (у людей он
должен получить обоснование на словах).

Этого одного уже достаточно, чтобы
христианская этика получила распространение
(хотя, возможно, она самая правильная и есть
жизнь души, а остальное смерть -- я ничего
про это не знаю).

Слово "заразиться" Вы тоже правильно
употребили. Я ничего не хочу сказать о
содержании, но по форме любая мода
распространяется именно так. В чувстве,
наверное, есть разница, но между описаниями
чувства уже нет (так устроен язык).

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]colena
2004-02-08 04:31 (link)
Я не расстроюсь :-). Можно сейчас начать рассуждать что такое свобода,
но это долгий разговор. Я с удовольствием изложу свою точку зрения через несколько дней.

А вообще похоже на рассуждение о любви.(В конце концов женские мозги у нас или нет).
Вот история такая. Учились мы в 10ом классе, читали Чехова "Даму с собачкой."
Зоя Алекс. нам на этом примере говорила, что любовь - это несвобода. Я тогда, помню,
возмутилась: "Как несвобода? Раз НЕ свобода, то это НЕ любовь. Потому как
чувствовала, а потому знала, что любовь и есть настоящая свобода.
Женское, конечно, объяснение.
Но можно и мужское придумать. Как-то мы говорили-говорили и договорились до того, что "свобода есть осознанная необходимость". Бывает.

Про "мы - не рабы, рабы не мы" можно тоже поговорить и
выяснить что такое раб и кто является рабом, а кто нет.
Мне вот этим летом в монастыре одна женщина сказала такую фразу: "Только в Церкви
человек и может расскрыться как личность".



Про перенаселение не поняла.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 04:55 (link)
Нет. "Рабов" -- в буквальном смысле. Про
любовь я действительно ничего не знаю, но речь
совсем не об этом. У раба в этом мире ничего
нет, И НЕ НАДО, потому что воздастся в том,
а вот если роптать, то как раз не воздастся.
Эта религия очень удобна господину и приятна
рабу тем, что "там про меня написано", и
утешение есть. Поэтому ее полезно распространять.

Про перенаселение тоже просто. У всякого вида
есть механизм сокращения рождаемости в видах
перенаселения (либо другой борьбы с ним). Саранча
начинает миграции. Олени будто бы так (только
что мне рассказывали): часть их теряет волю
к размножению. Они уходят и мирно пасутся,
рассуждают себе о высоком, а потом, не
размножившись, умирают.

(Reply to this) (Parent)


[info]colena
2004-02-08 05:12 (link)
Эгей, опиум для народа полезен...

А я право не знаю что хуже.

(Reply to this) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 05:38 (link)
Опиум для народа властьпредержащим полезен.
Во всех смыслах, включая буквальный (ср.
историю англо-китайских войн).

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]colena
2004-02-08 05:48 (link)
опиум для народа всегда был и будет (какое бы обличие он не принимал), но это
не повод намеренно отгораживаться от понимания того что хорошо, а что плохо

а то очень страшно, только схемы-схемы-схемы

похоже на преодоление травмы: когда так больно, что надо забыть
(или загородить конструкциями)

извините, если что

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 05:52 (link)
Я не против. Мне бы получить ответ на конкретный
вопрос, а так мы люди маленькие, сами себе поступаем
как сердце прикажет, тихонечко так.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]colena
2004-02-08 06:00 (link)
Ура! Я тоже так хочу - тихонечко

А что если на вопрос нет конструктивного ответа?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]aculeata
2004-02-08 06:04 (link)
Боюсь, что уже нашла. Есть.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

хотел как лучше, а получилось как всегда
[info]colena
2004-02-08 06:25 (link)
Ага
оказывается, типичный пример ЖЖшного непонимания.
Ну да ладно.

А про "много на одного не честно" можно вспомнить как нельзя
"в чужой" район заходить и т.п..

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: хотел как лучше, а получилось как всегда
[info]aculeata
2004-02-08 06:33 (link)
Ну да, но ведь благородный рыцарь даже с ужасным
драконом сражается один на один!

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: хотел как лучше, а получилось как всегда
[info]colena
2004-02-08 06:54 (link)
Потому как с Драконом можно только один на один сражаться, да-а,
и ... как это, э-э, потихонечку...
С Драконом НАДО сражаться, потому как он Зло и есть. И он есть
зло "внутри тебя", и потому с ним ты всегда один на один.

А остальных вот, окромя этого змия-дракона, вообще-то НАДО любить.
Так что про дракона из "биологических" соображений объяснить нельзя.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2004-02-09 03:17 (link)
Yulya, izvinite za anonimnost' i translit.
Esli zabyt' pro hristianskuyu etiku i govorit' pro evolyucionnyi smysl, to poluchaetsya primerno tak:
slabye - material dlya otbora, nekotoryy rezerv izmenchivosti, slabyi mozhet nayti novyy effektivnyy sposob vy zhivaniya, u sil'nogo i prisposoblennogo dlya etogo stimula net.
Draka odin na odin - sposob podderzhaniya ierarhicheskoy struktury, esli vse na odnogo to nikakoy ierarhii ne budet.
Chuzhak, tem bolee blizkiyy, polu-rodstvenny - material dlya kombinatoriki. Prinyat' v populyaciyu nebol'shoy procent blizkorodstvennyh chuzhakov, otvesti im mesto v ierarhii na obshih osnovaniyah', mozhet byt' vpolne osmysleno.

Tol'ko eto vseo, sdaeotsya mne, malo otnosheniya imeet k etike v eyo sovremennom vide.
Vse eti paralleli s zhivotnymi - skoree analogii, chem opisanie real'nyh mehanizmov. 

(Reply to this)


[info]armoiredhotel
2004-02-09 03:24 (link)
А это и есть цивилизация. Никому не хочется, чтобы его били вдесятером, поэтому заключается, будете смеяться, общественный договор: стаей не налетать. Ну и т. д.

Можно это все пересмотреть и попробовать стать из цивилизации популяцией, но, боюсь, мы за эти тысячелетия так отвыкли от здоровой дикости, что вымрем в 24 часа.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]