Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2004-02-19 05:52:00
Камень падал только в эпоху модерна
О лекции в Музее Маяковского 18 февраля.

Не все технические находки организаторов
были нам понятны, но, если никто не жалуется,
значит, так надо. Зал был переполнен, мы
с удовольствием сидели на лесенке, правда,
Дима Каледин все вынимал ногу из ботинка,
потому что на этом ботинке стоял или сидел
его правый сосед. Этот сосед был студент,
и в зале, кажется, вообще стояло по студенту
на каждом ботинке -- аудитория сильно помолодела
и числом увеличилась. На сцене висел белый
экран, и некоторых слушателей посадили на
сцене же. Убрали свет, дали трансляцию,
и на экране изобразились сообщения о том,
почему Windows 1998 не может начать работу,
стекая вниз по щекам этих слушателей.
В зале раздавался смех пользователей
виндовз.

Дугин прочел блестящую лекцию, называлась
она "Постпространство и черные чудеса" --
началась черными чудесами и кончилась
постпространством.

Дугин говорил о том, что два вопроса "почему"
и "зачем" вроде и похожи, а на деле совсем
различаются. "Зачем" отвечает парадигме
традиции, премодерна, "почему" -- парадигме
модерна, а постмодерн не знает ни "почему",
ни "зачем".

В понимании традиционного общества явление
есть, и оно имеет цель, а вот причины за
ним могут стоять самые разные. Человек
вышел на улицу, поскользнулся, упал и умер;
целью этого эпизода является смерть. Так
что он мог бы и не выходить на улицу, а
спокойно захлебнуться, например, в ванной;
телеология не станет пытать его, почему.

Учение Аристотеля телеологично, Сократ
тоже хороший, а все свинство, по мысли А. Г.,
идет из Абдеры. "Куда ни плюнешь, -- Дугин
рассказывал, -- обязательно попадешь в Абдеру."
Демокрит и прочие фракийские отморозки,
говорил А. Г., имея в виду атомистов,
фактически ответственны за модерн.

Модерн интересуется каузальным детерминизмом:
если мы знаем причины, можем предсказать и
последствия. "Две частицы столкнулись,
вылетела третья, и вот причина; но если спросить,
зачем она вылетела, в ответ пожмут плечами и
скажут, что вопрос некорректен."

Человек традиционного мира жил в окружении
чуда: даже если он был раб, строил пирамиду,
и ему было очень грустно -- стоило ему
остановиться, он начинал хохотать. Молоток
какой-нибудь, гвоздь или собственный палец
были совершенно поразительными, и некуда
бежать от переполнявшего бытия.

Монотеистические религии не то чтобы вовсе
лишили мир чуда, но выделили одно-единственное,
возможно, с присущей ему телеологией -- а
после этого чуда, то есть, сотворения мира,
пустили его развиваться каузально-детерминистски.
Христианство, по мысли А. Г., возвращает чудо:
все, что связано с эсхатологией, отрывается от
детерминизма, образует второй онтологический
круг, в котором есть и чудо, и цель.

В модерне чуда нет.

"Что делал тот ученый, который показывал
публике приборчик, он крутит в нем ручку, и
там хлещут молнии? Он разубеждал не
креационистов, не сторонников монотеистических
религий, а тех, кто еще на самом деле сохранил
сознание пре-модерна. Что он говорил -- вот,
бог так крутит, и я могу. У креационистов
с молниями полная ясность, ангельские
воинства, воюют на небесах, значит, бьют молнии..."

Что касается постмодерна, то в нем возвращается
чудо. "Почему" больше не интересно, каузальные
препоны все сняты. Но неинтересно и "зачем" --
чудо не имеет цели. Это даже ему и запрещено.
Если произошло чудо, которое могло бы на что-то
указывать, к чему-то вести -- оно отменяется.
Если в модерне камень по закону Ньютона всегда
падал вниз с ускорением g ("Камень, -- предостерег
от недоразумений А. Г. -- падал вниз только
в эпоху модерна,") то теперь пробка от пива
"Тинькофф" может отрываться и улетать куда-то
на небо, а зачем она это делает, почему --
а вот, полетела. Лишенные телеологии,
целеполагания, реальность постмодерна образуют
черные чудеса.

В традиционном обществе камни, конечно, тоже
не падали. Если посмотреть мифологию камня,
говорил А. Г., мы увидим, что у камней была
своя напряженная жизнь. На них плавали --
некий преподобный приплыл на камне издалека
и основал обитель -- ездили и летали, в них
входили, как Мерлин, из них рождались, как
Митра. Но здесь была телеологическая подоплека,
а теперь она строго запрещена.

Говорить о какой-либо цели можно только
опосредованно, через причинность: чудеса
нужны потому, постмодерн существует (хотя
его нет), что иначе люди постмодерна,
которых окружает постоянная скука, сползут
на дно и вмажутся в черный бетон. Что-то
должно постоянно отвлекать их внимание,
иронично подергивать за ниточки остаточной
онтологии, вампирически вытягивать то, что
еще осталось. Снежный человек -- вроде он
похож на нас, но другой, и вот ходит зачем-то,
и можно писать о нем репортажи, устраивать
на него облаву или фотографировать.

На этом я убегаю, и запишу дальше, только
если кому-нибудь интересно. Однако, какие-то
студенты писали для себя что-то на минидиск,
и должны быть конспекты; возможно, где-то
оно будет выложено. Из почтительных пожеланий:
хорошо бы, чтоб было больше места, потому что
слишком много людей.


(Post a new comment)


[info]valery_d
2004-02-18 22:43 (link)
Ох. Простите мне мой скептицизм, но ведь это какой-то Шри Чамрой, переложенный другими словами!

(Reply to this) (Thread)

Re:
(Anonymous)
2004-02-18 23:51 (link)
А по-моему, обычный бодрияр.

(Reply to this) (Parent)

Очень интересно
(Anonymous)
2004-02-19 03:41 (link)
Был на лекции. Ваш пересказ великолепен. Обязательно продолжайте.
Михаил.

(Reply to this)


[info]aqualung
2004-02-19 05:46 (link)
Очень здорово!

Может получится найти цифровую запись - я видел модные диктофоны в руках у студенток.

Допиши, пожалуйста, у тебя складно и дивно это выходит!

(Reply to this)


(Anonymous)
2004-02-19 06:07 (link)
Прелесть какая:

- - - - - - - - - -
Обо мне:
Наташа, я лет двадцати.
Меня не держат взаперти.
Вполне свободный человек,
Мечтаю о любви на век.

Общенье - это жизнь моя,
Друзья - огромная семья.
На месте долго не сижу,
Пишите мне - все расскажу.

Увлечения:
Девчонка вовсе я не промах.
Спортсменка в полном цвете сил.
Я волейбол люблю до гроба.
Сыграем вместе, только попроси.

А если кто на улице пристанет,
Так я бросок через бедро тот час.
Он в миг от девушки отстанет.
Ведь грубость - это нежности отказ!

Кого я хотел(а) бы найти:
Ты хочешь новых впечатлений?
Узнать побольше про меня?
Я вся горю, почти что тлею.
Не бойся не опасна я.

Мне одиноко, этот жар
Никто не может разделить.
Ты напиши, ведь и друзьями
С тобой мы можем тоже быть!
- - - - - - - - - -

(Reply to this) (Thread)

Re:
(Anonymous)
2004-02-19 06:11 (link)
Ой, я хотел сказать, обязательно продолжайте.
А эти замечательные стихи, я думаю, написала Наташа М. Она ведь такая одинокая...
- - - - -
Unvirtual

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
(Anonymous)
2004-02-20 01:07 (link)
А за базар - ответишь.


Наташа М.

(Reply to this) (Parent)


[info]fontan
2004-02-19 07:52 (link)
Its good word-for-word translation.
Спасибо.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]