Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2004-04-18 12:00:00
Current mood: angry

П. Дирак и Л. Ландау
Со слов С. В. Т.

Ландау недолюбливал Дирака, никогда не
употреблял изобретенных им обозначений
для "бра-вектора" и "кет-вектора" и избегал
давать ссылки на его труды.

Однажды Дирак приехал в Москву. На его
докладе Ландау сидел и дразнился себе под
нос:

-- Дирак дурак, Дирак дурак!

Дирак прислушался, подумал и отвечал:

-- Сам дурак.



(Post a new comment)


[info]cema
2004-04-18 01:42 (link)
Факт широко известный в узких кругах.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2004-04-18 01:46 (link)
Известное известно немногим!

(Reply to this) (Parent)

не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 03:15 (link)
но уж КАКОЙ Ландау был дурак! это что-то! со своими кратными интегралами, как цезом профпригодности

(Reply to this) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]aculeata
2004-04-18 03:27 (link)
Казалось бы.
Но тогда было другое время. Раньше дураки
не умели брать кратные интегралы (а умным не
впадлу было научиться), а чуть позже дураки-то
стали уметь, а умным стало впадлу.
Конечно, некрасиво, что на этой малоосмысленной
"виртуозности" зациклилось старшее поколение.
Но они хорошие все равно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 03:37 (link)
хорошие. когда спят зубами к стенке. а когда решают, зубами вперед, кому быть в акадэмии, а каму нэт, тогда не очень хорошие.
а первый эту практику Ландау и придумал. Когда считал, что Лившиц недостоин академии.
и это влияло не только на уровне интриг, но и на уровне пропаганды. есть в их поколении куча случаев, когда человек не сдал минимум, и решил, что ему нечего делать в физике.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]aculeata
2004-04-18 03:47 (link)
Дело ведь не в конкретном критерии -- ну, был
бы другой, очень скоро тоже оказался бы глупый --
а в спортивном духе, который тесно связан
с романтикой свитер-лыжи, а также с идеей
измерять все в баллах (очках). Это неприятно,
но постфактум, м. б., лучше всего другого.
Математики разъехались, гуманитарии совершенно
превратились в буржуа и не имеют различения,
а физики живы.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 04:37 (link)
Вот тут, я, как раз бы, поспорил. Мне. как раз, этот самый спортивный дух, и в физике и в математике, ужасно не нравится. А не нравится он мне потому, что стал мотивационной основой. И туда и туда идут за спортивными победами. (ну в смысле приличные люди идут. тек. которые не ради денег и должностей)
сплошная олимпиада уже лет 70-80.
это видно, например, в структуре продвинутых математических учебников, обрывающихся на середине, на очередной нерешенной задаче.
это видно из бредовых фраз - "за 2-3 месяца можно оторваться от фронта актуальных проблем"
это видно из подонской системы микросоциальных отношений - когда "несостоявшемуся" по мнению аксакалов ученику, по-сути, перестают подавать руку. ибо "теперь ты нам перестал быть интересен". А тот, вместо того, чтобы дать дедушке-академику ботинком по морде, а потом и по гениталиям, комплексуется и чувствует себя виноватым за несостоятельность.
и этот мотивационный кризис на грани катастрофы, по-моему поразил всю мировую математику-физику. другое дело, что видны и симптомы возрождения. скажем, серверы препринтов начали освобождать учеников из под цепкой власти кафедральных гуру.
но пока не будет решена общая проблема - пока математика с физикой не станут элементами, прежде всего, общего образования и культуры, ничего хорошего, по-моему не будет.
И как раз возрождение русских сайенс имеет смысл начать с мотивационной и культурной революции. как, это отдельный разговор

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]aculeata
2004-04-18 11:26 (link)
Все верно, но не надо смешивать мотивационный
кризис и спортивный дух, который есть всего лишь
форма организации. Мне он тоже не по душе, я
совсем недавно научилась его терпеть и уважать
его носителей.

Мотивационный кризис у ученых называется
"а нахера оно надо", второе начало термодинамики,
постмодернизм и культ узкого специалиста
(следовательно, дробление масштабов и опять
второе начало термодинамики). Он (кризис)
откладывался забавным образом засчет железного
занавеса (который и вообще способствовал
не только поддержанию, а прямо-таки живому
воплощению иллюзий), а потом грянул.

Идиотское засилие интриг -- следствие общего
остывания, а не причина. Не все дедушки ведут
себя одинаково, есть более или менее тихие,
обманчиво даже стругацкие места, и приличные
люди есть. Ландау был хороший, заносчивый
и смешной, ему не хватало великодушия.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 11:37 (link)
Ну-у. Великодушие я за 30 лет видел только у Яглома да Виленкина, потому-что им ТОЧНО СКАЗАЛИ -вы не гении, вас здесь не стояло. но вы неплохие писатели, мы с вами будем дружить так и быть ;)
а так то я согласен со всем.
а сегодняшнее засилие интриг, по моему, уже и не имеет связи со спортивным духом. это уже чистый бобок. Фантомные боли. Получают 50-70$, но ведут жестокие бои за место замзавкафедрой и прибавку в 20уев. Это уже "наши матери в шлемах и латах бьются в кровь об железную старость"
Жалко очень. Могла бы быть элита. Национальная, блин.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]aculeata
2004-04-18 11:50 (link)
Про разные меритократические безобразия
Гротендик много понаписал. Ушел в пустыню
(т. е. в университет Монпелье) и стал там
культивировать простых хороших студентов,
пусть и не гениев, но достойных людей.
Только в полемическом задоре он не разобрался
и набрал каких-то тоже интриганов, которые
ничуть не приятнее удачливых коллег, только
хуже соображают; получилась поддерживающая
квота для политически активных с низким IQ.
Действительно надо как-то не так и не так.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 11:53 (link)
Кстати, раз Вы сами эту тему подняли. Я все нескольео часов думаю спросить, но стесняюсь. Вы его будете дальше переводить? Уж очень заводное чтение:)
А по поводу "элитостроения" я попробую потом систематически прописать, что накопилось

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]aculeata
2004-04-18 11:57 (link)
Ну нет, этой темы я не поднимала. Не знаю.
У меня лежит продолжение, по-моему, а может,
Миша Финкельберг уже забрал. Там теперь дело
взяло в свои руки Уфимское издательство, и оно
охуело, связываться с ним неохота. Да и времени
нет. Кажется, его выложили, наконец, по-английски!

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 12:11 (link)
Я имел в виду - упомянули священную фамилию.
Ладно, не буду Вас больше грузить. Но две мысли напоследок. Гротендик - очень характерный пример. Мне кажется, он - добрый сумасшедший, которому очень не нравятся порядки, которые завели злые сумасшедшие.
Но, будучи сумасшедшим, изменить ничего не может.
У меня довольно давно есть утопия - попровать сделать что-то, чтобы гении перестали быть сумасшедшими. Но ээто уже отдельная большая тема. Если у Вас на нее как нибудь будет настроение, попробую кое-что написать.
А так - спсибо. Очень давно хотел с Вами познакомиться. Уж не обессудьте, если что :)

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]aculeata
2004-04-18 12:35 (link)
Спасибо, Вы очень добры, и напишите обязательно.

Я только смею заметить, что положение дел,
с которым борется Гротендик -- исключение,
а не правило. Это большая редкость, когда
"гении" действительно что-то определяют --
обычно бывает хуже. Хотя, конечно, талант,
он не царь, а жрец; гений в качестве кумира
и меры вещей -- штука вполне бесполезная,
тираническая и брюзгливая. Над ним должен
стоять, извиняюсь, Большой Проект.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: не могу малчать :)
[info]militarev
2004-04-18 13:06 (link)
Это то да. Но гений в роли человека над которым еще есть "сатрапы" - он в этой роли еще более опасен. Ведь гений обладает потециалом воздействия на историю. И если его кто-то при этом унижает. то от гения можно ожидать действий "неадекватных в макромасштабе"
Но важнее, здесь, на мой взгляД. другое.
Та сила или те силы, которые так сказать "выпускают" гениев в мир, имеют очень дурную привычку.
Обычно гений - существо с гипертрофированным "рабочим телом" и очень неразвитыми "человеческими качествами"
к тому же они как исходно "от до-рождения" так и под влиянием культуры, жестко нацелены на продукт.
У них хреново. как правило, и с пониманием других людей и с отношениями с этими другими
И вот, мне кажется привлекательным попробовать провести обеззараживание
попробовать заняться "воспитанием" гениев
или точнее попытаться сделать их "человекосоразмерными"

(Reply to this) (Parent)


[info]aleksei
2004-04-18 07:16 (link)
Я тут проверил на всякий случай курс квантовой механики Ладафшица - там все бракеты (с уважением к Дираку!) выписаны.

(Reply to this) (Thread)


[info]ded_maxim
2004-04-18 08:41 (link)
Бракеты выписаны в "Квантовой электродинамике", которую основательно переписывали несколько раз. А в "Квантовой механике" их практически нет, кроме как в одном только месте и с оговоркой в стиле "если кому-то нефиг делать". Хотя.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]ded_maxim
2004-04-18 08:42 (link)
Случайно нажал Post. Имел в виду -- хотя возможно, что у меня не самое новое издание "Квантовой механики".

(Reply to this) (Parent)


[info]aleksei
2004-04-18 09:14 (link)
Да нет - пролистайте "Кванты" (том 3). Там в конце параграфа 11 четко сказано: "мы будем пользоваться в этой книге обоими способами обозначения матр.элементов". И дальше везде, где речь идет напр. о моменте (Клебши всякие)...

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]ded_maxim
2004-04-18 09:23 (link)
Ну, я это как раз и упоминал. Но, кроме как в связи с Клебшем-Горданом, больше бракетов никаких там нет.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aleksei
2004-04-18 10:56 (link)
...вторичное квантование, двухатомная молекула, правила отбора, неупругое рассеяние...
(Издание 1989 года).

(Reply to this) (Parent)


[info]roman_rogalyov
2004-04-19 09:20 (link)
И, кстати сказать, авторы 4-го тома ("Квантовая электродинамика") --- Берестецкий, Лифшиц и Питаевский. Т.е., это единственный том из 10, где среди авторов Ландау не значится (зато там есть скобки Дирака:-).
Да и квантовую электродинамику (в числе создателей которой был Дирак) Ландау тоже не любил, а любил приводить аргументы в пользу несостоятельности таковой (проблемама "нуль-заряд", "московский нуль"), среди учеников Ландау при жизни учителя считалось чуть ли не дурным тоном заниматься квантовой электродинамикой, да и квантовой теорией поля как таковой.

(Reply to this) (Parent)


[info]aculeata
2004-04-18 11:06 (link)
У меня издание 63 года. Там ни разу не используется
это обозначение -- ни в сложении моментов, ни раньше,
ни позже.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aleksei
2004-04-18 11:14 (link)
Ага, значит происки Лифшица :)

(Reply to this) (Parent)


[info]udod
2004-04-18 11:03 (link)
Мне Фок рассказывал

(Reply to this)


[info]bigturtle
2004-04-21 04:53 (link)
Не так. Иначе надо:

Петр Леонидович Капица
Был удивительным тупицей.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]