Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2005-01-28 03:53:00
Свобода воли: ручка от робота
Социал-дарвинисты и умные традиционалисты(*)
к вопросу свободы воли подходят одинаково: ее нет.
Пока человек не поймет, что он робот с ручками для
настройки, которых крутить не волен, т. е. пока
не поймет, что он ничто - он ничто. (Если поймет,
появляется не то чтобы надежда, надежды нет - но
угрюмая воля отчаяния.)

Еще Дарвин в дневниках замечал с огорчением, что
нравственный выбор легко может оказаться иллюзией -
слишком много врожденных и усвоенных рефлексов
незаметно руководит поступками, а роль сознания
подозрительно похожа на ложную рационализацию
постфактум.

Социал-дарвинисты идут дальше, утверждая, что
нравственный инстинкт, а с ним и само сознание
для этого и возникли. Для того, чтобы
убедительно вводить в заблуждение (и выигрывать),
вернее всего самому не знать своих мотивов.

Технически вопрос свободы воли важен в суде: там
это вопрос вменяемости на момент совершения
преступления. Убийства на почве ревности
оправдывают "состоянием аффекта", преступления
женщин оправдывают предменструальным синдромом;
но есть ведь и низкий уровень серотонина, или
еще высокий - тестостерона у особо тяжких мужского
пола. Если что-то из этого - химия, то ведь
все химия.

Часто обсуждают, как быть с тем, что люди,
дорвавшиеся до власти и даже просто приобретшие высокий
социальный статус обычно мерзавцы или скоро ими
становятся. Глупеют; теряют доступ к информации,
говорят. В принципе, и это можно свести к отравлению
серотонином (есть химические изменения, безусловно
связанные с повышением статуса).

Если это так, то без ротации элит и вправду
не обойтись. В крайнем случае для текущей элиты
нужно устраивать сеансы понижения серотонина, порки,
что ли, для ее же пользы. Или искать людей, устойчивых
к отравлению? Учить мантрам о ничтожестве роботов
с ручками? Иначе никак.

(*) уже почти оксюморон


(Post a new comment)


[info]_to_
2005-01-28 02:28 (link)
Пытаться понять, что как работает, какие есть ручки, или есть еще термин - кнопки, для чего лучше использовать и развивать то или это и в каких пропорциях?

Может, свобода воли - это постоянно спрашивать себя до глубины - что я делаю, зачем мне это, для чего, точно ли это то, чего я хочу?

А что я хочу? И откуда взялось это желание и далее и далее
плюс
исследование нелогичной "немозговой" части, которая большое место занимает. И где другие методы работают. А иначе перекос будет, если это упускать

или

если очень интересен какой-либо вопрос, то попытацца исследовать его, это примерно то же самое, только в другом виде

Чем дальше или глубже? - тем больше вариантов и моделей

Тем больше приходится выбирать

Хотя, конечно всегда остается подозрение, чтобы ты не делал - а вдруг тебя на это заранее и запрограммировали :)))

Возможно, я тут довольно некомпетентно мимо, надеюсь, это никого не огорчит :)









(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-01-28 14:08 (link)
>Может, свобода воли - это постоянно спрашивать
>себя до глубины - что я делаю, зачем мне это,
>для чего, точно ли это то, чего я хочу?

Это хорошая догадка, и вполне согласуется с
ролью Люцифера в Традиции. Князь Сомненья
и разрушитель порядка.

(Reply to this) (Parent)


[info]bigturtle
2005-01-28 03:01 (link)
"Свобода воли" есть модель. Проблема заключается лишь в установлении рамок, в которых она работает. Понятно, например, что на клеточном уровне говорить о свободе воли нельзя.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-01-28 14:09 (link)
Условия, как в статистике?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]bigturtle
2005-01-28 19:25 (link)
Возможно. Акт воли иначе можно назвать сознательно приятым решением. Далее, если сознание считать марковским процессом, то можно рассуждать в терминах корреляции.

(Reply to this) (Parent)


[info]buhoy
2005-01-28 03:04 (link)
А, типа, прикиньте в скольки клетках нашего тела заключена наша "свобода воли". "Матросская тишина" отдыхает.

(Reply to this) (Thread)

Черепаха, я потрясён!
[info]buhoy
2005-01-28 03:07 (link)
Практически в одно время об одном и том же. Как будто перестукивались из клетки в клетку.

(Reply to this) (Parent)


[info]starker
2005-01-28 04:39 (link)
Гурджиев, кажется, говорил, что пока человек не поймет механистичность своей природы, он останется механизмом.

Проблема в том что как только начинаешь это понимать и становишься человеком, вопросы о смене элит и тому подобные начинают волновать все меньше и меньше.

Меня насмешил Олег Киреев, к которому я, правда, очень хорошо отношусь. Он как-то написал:
"...практики сосредоточения / управления вниманием - великое оружие против манипуляции; традиционные восточные практики упражнения сознания - бесценные орудия, переданные нам от древних в качестве технологий защиты от опасностей Информационной Эры. Надо приобретать навыки работы с тонкими материями и собственным сознанием..."
Меня всегда эта фраза поражала. Вроде бы все правильно, но ведь после практик левая идея уже приобретает совершенно другой вид.

Дугин придумал лозунг "Генон или смерть". По-моему так далеко все зашло что преодолеть мы можем это только через полное разложение и смерть.

(Reply to this) (Thread)

Козлик и Тапир: вид левой идеи в профиль.
[info]onoskelis
2005-01-28 09:19 (link)
http://home.sinn.ru/~gorky/TEXTS/SSP/manana_morte.htm

Ни земли, ни неба больше нет.
И душа полна нездешней силой,
И горит в душе нездешний свет.
Нету больше страха пред Судьбой,
И ни бога, ни людей не надо!

...

Дугин затрясся от дикой злости.
Приказал своей покорной свите:
- Ну-те-ко, в тюрьму Генона бросьте,
Или, лучше, сразу удавите!

...

С той поры Генон и Смерть, как сестры,
Ходят неразлучно до сего дня,
За Геноном Смерть с косою острой
Тащится повсюду, точно сводня.

(Reply to this) (Parent)


[info]aculeata
2005-01-28 14:17 (link)
>Проблема в том что как только начинаешь это
>понимать и становишься человеком, вопросы о
>смене элит и тому подобные начинают волновать
>все меньше и меньше.

В контексте социал-дарвинизма это означало бы:
особь проиграла в борьбе за выживание и право
передать свои гены. У всех коллективных животных
есть социальные механизмы, выводящие "лишних".
У людей это делается посредством популярных
заблуждений.

Начал ли понимать Ганди? Это одна из причин,
почему ему так удалось освободительное движение.
Чудеса, они так и делаются.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]starker
2005-01-28 15:58 (link)
Мои политические настроения, которые, я смею надеятся, мало отличаются от ваших, произросли после долгой работы над собой. Политика вещь вполне себе трансцендентальная. Но для меня это не самое главное. Далай-лама, например, ведет политическую борьбу за освобождение Тибета, но это в нем не главное.

С точки зрения социал-дарвинизма - все мои друзья уже вымерший вид, им скоро тридцать, а они все еще "тусят и клубятся". Для них брак и дети - точно область за пределами сознания. Для меня - нет. Тут я точно лишний.

"А мне думается, человек, как животное, как особь, ослаб от тысячелетней жизни. Вижу это и молодых и в старых. Вроде бы и ест, и спит больше, и работа жилы не тянет, отдыхает опять же. Все ж устал человек, ослаб и изнежился. И работать, и воевать ему более не в радость."

Я к тому, что здесь, в Америке, чувство грядущего Апокалипсиса буквально разлито в воздухе. И кажется что все будет по Качинскому и этой цивилизации уже не помочь.
Я очень хочу что бы русские выжили, ведь их травят так, как будто они крысы. Без русских ведь, вообще всему хана.

(Reply to this) (Parent)


[info]_xaoc_
2005-01-28 09:26 (link)
Оба-наа!
А я всегда думал = я один такой Шизо, коему кажется что он = роботт!!
Не зря значит подписался...

*уходит, счастливо улыбаясь*

(Reply to this)

Свобода воли
[info]andrzejn
2005-01-28 10:56 (link)
Осознание своей механистичности - великое дело, конечно, и полезное. Гурджиев с последователями, New Age, психотренинги всякие... Действительно полезно. Правда, чем дальше освобождаешься от шаблонов, тем яснее видишь, что этих управляющих слоёв в тебе - видимо-невидимо. Сколько бы ни снял, под ними обнаруживается следующий. А если какой-нибудь техникой удаётся на время отключиться от всех шаблонов, то попадаешь в состояние, в котором ни сделать ничего не можешь, ни толком рассказать о нём. Потому что, разумеется, и сознательная деятельность, и речь - тоже шаблоны.

Так что свобода воли - действительно условность. Абстрактная модель. Абстрагируемся от подробностей взаимодействия физических тел и введём понятие "физическая сила". Абстрагируемся от подробностей работы психических шаблонов и введём понятие "свобода воли".

Но - такой вот парадокс - даже осознавая всю свою предопределённость и обусловленность, действовать всё равно лучше так, как будто эта самая свобода воли есть. Это условность, но практически полезная условность. Так же, как упрощение условий помогает решать физические задачи - приближённо, но всё же достаточно точно - так и модель свободы воли помогает эффективно существовать. Иначе так и погрязнешь в созерцании бесконечно сложных деталей.

(Reply to this) (Thread)

Re: Свобода воли
[info]aculeata
2005-01-28 14:23 (link)
>Но - такой вот парадокс - даже осознавая всю свою
>предопределённость и обусловленность, действовать
>всё равно лучше так, как будто эта самая свобода воли есть.

Конечно - но не столько "лучше", сколько просто нет выбора.

(Reply to this) (Parent)


[info]svonz
2005-01-28 12:41 (link)
>> к вопросу свободы воли подходят одинаково: ее нет.
>> Пока человек не поймет, что он робот с ручками для
>> настройки, которых крутить не волен

Меня это фрустрирует очень.
Но склонен связывать отсутствие свободы с невозможностью разорвать логику причинно-следственной связи.
Но, возможно, стоит внимательно изучить "Номадологию".

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-01-28 14:21 (link)
То, к чему нас приучили "высокие обманы", после
долгих тренировок отчаянием - наверное - можно
рассматривать как строительный материал.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]svonz
2005-01-28 14:27 (link)
Лишь бы построить.
Или хотя бы знать, что построить точно можно.
Иначе совсем невыносимо.

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]