Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2005-02-05 21:25:00
По вине бедных
Ленин Лениным, а ведь оно так и есть: в ситуации
полного изобилия людьми управляет другая
социобиология - совсем другая, чем в привычной
ситуации нехватки, которая и выстраивает иерархии.
Они не менее различны, чем, скажем, физика низких
и высоких температур.

Сейчас Стругацкие непонятны, и заставляют искать
других прочтений - романтика коммунистических НИИ
кажется неопрятно прекраснодушной идеализацией
или иносказанием. Между тем, довольно долго оно
"все так и было" - если угодно, в ситуации изобилия.
"Изобилие" не значит, что у всех были фирменные
джинсы и бюстгальтеры хорошего качества: в конце
концов потребность в бюстгальтерах и джинсах
довольно искусственная, и наши предки из Африки
не знали бы, что с ним делать. Ну, может,
положили бы в суп. "Изобилие" при культе
аскетического образа жизни ("роскошь - это позор")
означает прежде всего: необходимые образцы для
химиков, возможность изготовить приборы, свобода
рабочего времени - в смысле, чтобы можно было
работать круглосуточно. И, как ни странно,
ситуация, когда "все всех знают, и все на виду":
чтобы репутация не стала капиталом, нужно, чтобы
ее нельзя было украсть или обменять на лакрицу
и рыболовный крючок.

А как только включили конкуренцию и прочий
капитализм, началась мышиная возня: научные
городки превратились в позорные муравейники.
Те, кто до денег не жаден, все равно поглупели
и пострадали, потому что репутация стала капиталом,
а у человеческой природы так много инстинктов,
которые умеют крепко ухватиться за это.
Наука совсем скучной не бывает, но почти во
всем, в чем только можно, стала похожа на
конторский труд. Чтобы иметь возможность на
что-то надеяться, нужно вернуть ситуацию
изобилия.

Серьезный вопрос: почему же богатые люди не
все добрые, честные и хорошие, а вовсе наоборот?
Они-то живут в ситуации изобилия. Фактически,
это коммунизм, построенный в одной отдельно
взятой социальной прослойке. А социобиология,
в общем, та же.

А потому, что они знают, что есть бедные.

Бедные, точнее, информация об их наличии,
портят сердце богатых! И включает незримо
все иерархические механизмы.


(Post a new comment)


[info]ded_mitya
2005-02-05 19:31 (link)
Бедные, точнее, информация об их наличии,
портят сердце богатых! И включает незримо
все иерархические механизмы.

Вообще, богатые от бедных не отличаются, поскольку
в этой иерархии "богатство" и "бедность" - это
динамические переменные. Богатство исчисляется
количественно, а у ось натуральных чисел бесконечна,
следовательно само понятие богатства лишено
абсолюта, который в хорошем приближении достигается
культом аскетизма - "не-количественного богатства".

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-05 19:38 (link)
Ты зря. Москва - богатый город? Это и объективно
так (почти никто не умирает с голоду, кроме бомжей),
и в особенности так видится из провинции. Когда
шахиды устроили спектакль "Норд-Ост", в провинции
отнеслись к этому более чем сдержанно, а кто
выражал чувства - те, скорее, злорадствовали.
"Зажрались за наш счет, так им и надо." Хотя те
зажравшиеся могли быть милейшие люди, вообще говоря.

Еще общая угроза жутко сплачивает, конечно, но,
опять-таки, многие вещи при этом начинают казаться
лишними.

(Reply to this) (Parent)


[info]ar_mire
2005-02-05 19:38 (link)
Действительно, Стругатские сейчас воспринимаются совсем иначе. Собственно, социальная сатира мне ни у них ни у кого-либо другого никогда не нравилась.
А насчет богатых, не знаю, не знаю...
Спорный, на мой взгляд, вывод.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-05 19:46 (link)
Интересный здесь вопрос совершенно не о богатых
(это, скорее, шутка), а о том, насколько осмысленно
думать, что если всего будет сколько угодно, то
злодеев не будет. Так думали коммунисты, и многие
в свое время в это поверили, но потом еще гораздо
дольше над этим смеялись. Ср. сказку Горчева

Правда, у Горчева рай, а в раю не поймешь, что важно:
что все у всех есть, или что никто ничего не хочет.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


(Anonymous)
2005-02-06 11:53 (link)
А "Ср." сокращение от какого слова? Часто в книгах попадается, а как расшифровывается, к своему стыду, до сих пор не знаю.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-06 12:29 (link)
От слова "сравни"

(Reply to this) (Parent)


[info]wjluzhin
2005-02-06 13:39 (link)
Юль, там одна картинка не открывается. Похоже, отсутствует (про волчка). Исправь, будь добра!

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-07 18:55 (link)
Сделано!

(Reply to this) (Parent)


[info]bealni
2005-02-05 20:00 (link)
Мысль, конечно, интересная: типа, проблема не в существовании прослоек,
а в существовании межпрослоечной информации. Во многой, так сказать, мудрости...

А вот интересно было бы построить утопическую модель общества,
в котором богатые не имеют представления о существовании среднячков,
среднячки ничего не ведают о беднячках, те, в свою очередь,
не знакомы с нищими, ну и т. д., и, соответственно, снизу вверх.

Это наложило бы некоторые необходимые условия: ограничение свободы
перемещения (пришлось бы как-то изолировать прослойки в пространстве),
уничтожение (либо расслоение) СМИ, и проч.

Допустим, всё это выполнено. Но вот идею об иерархическом устройстве
мира как-то слабо вышибить из головы человека. То есть - ведь кто-то
или что-то должно быть надо мною. Ну, пусть, хотя бы, и Бог.
А поскольку я - Его подобие, подо мной тоже кто-то быть должон.
И именно - мне подобный ("На кошку я не согласен!").

Т. е. самому распоследнему рабу необходимо всё-таки чувствовать себя
эдаким overslave-ом.

Вам это ничего не напоминает?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-05 20:19 (link)
Есть еще идея о Золотом Веке.
Она тоже не новая.
О том, что информация виновата, я не всерьез.
Но истории о разграблении варварами римских
городов, и прочие подобные - они как раз об
этом. Они потому типа трагические, что (1)
отвечают чувству справедливости - пухлые
обыватели живут на всем готовом, и не помнят,
что это не дар богов, а труд провинций;
(2) если заглянуть в каждый дом, обыватели
добрые, в чем-то даже и бескорыстные люди,
дикая жестокая смерть врывается к ним
внезапно, и они не знают, в чем они виноваты.

(Reply to this) (Parent)


[info]trurle
2005-02-05 20:51 (link)
"Изобилие" при культе аскетического образа жизни ("роскошь - это позор") означает прежде всего: необходимые образцы для химиков, возможность изготовить приборы, свобода рабочего времени - в смысле, чтобы можно было работать круглосуточно.
А это стремление, надо полагать, было известно нашим африканским предкам? Потребность в образцах для химиков не менее искусственная чем потребность в джинсах. И, кстато, по поводу образцов для химиков - программировать на ЭВМ Алдан было, вероятно, менее позорно чем носить штаны фабрики "Заря"?

(Reply to this) (Thread)


[info]ded_mitya
2005-02-05 21:00 (link)
1. Не следует забывать, что химическими образцами
для наших предков были корни мандрагоры, а приборами -
длинные и прямые палки, а также камушки, которыми
можно было добыть огонь.

2. Есть фундаментальная разница между чистым химическим
образцом и джимсами. Джинсы представляют ценность для
их физического обладателя, и только. Чистый химический
образец является ключем к познанию, которое является
достоянием всего человечества (в той же аскетической
модели как минимум, а то и во всех моделях). Т.е.
является элементом жречества, общения с над-утилитарным
(знание само по себе не утилитарно), каковыми были
экстракты корня мандрагоры и огонь в первобытные времена.

3. А что, носить штаны фабрики "Заря" позорно?

(Reply to this) (Parent)


[info]russkiy
2005-02-06 04:11 (link)
А вот скажите, Трурль. Вот забрали Вас в армию. Или на необитаемый остров. И стоят там две группы людей. Первые люди испытывают незамутнённую потребность в джинсах, а вторые озираются в поисках химических образцов. Вы к котором подойдёте огонька стрельнуть?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]antorlov
2005-02-06 11:37 (link)
Конечно, ко вторым!
Они как найдут химические образцы, так сразу спички сделают и огоньком поделятся.
А первые еще долго будут "испытывать потребность".

(Reply to this) (Parent)

к слову
[info]shapira
2005-02-05 21:39 (link)
Сын А. рассказал мне притчу.
-Почему богатые не такие добрые и приятные люди, как бедные?
-Посмотри в окно, что ты видишь?
-Дети бегают.
-А теперь посмотри в зеркало, что там?
-Я, конечно.
-Вот. Немножко серебра добавили, и видишь уже только себя.

Правда, потом оказалось, что он не понимает, в чем тут идея. Или как - то странно понимает.

(Reply to this) (Thread)

Re: к слову
[info]aculeata
2005-02-05 22:32 (link)
Я тоже не поняла! Но бедные вовсе не добрые и
приятные, они, наоборот, злее и несимпатичнее
богатых - кроме веселых аскетов. Аскеты могут
быть и богатые, впрочем, им просто все равно.

(Reply to this) (Parent)

Re: к слову
[info]aculeata
2005-02-05 22:37 (link)
А, черт. Серебра к стеклу добавили С ТОЙ СТОРОНЫ!
И так сделали зеркало. Ура!

(Reply to this) (Parent)

Re: к слову
[info]antorlov
2005-02-06 11:39 (link)
Он, наверное, всего лишь не знал, как устроено зеркало...

(Reply to this) (Parent)


[info]rudis
2005-02-05 22:11 (link)
*Бедные, точнее, информация об их наличии,
портят сердце богатых! И включает незримо
все иерархические механизмы.*

О, да! Причем характер портится не только у богатых, но даже и у собачек сторожевых. Как-то они проникаются.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-05 22:27 (link)
Вот именно в этом направлении портится у богатых -
в том же, что у собачек. Я и забыла, оказывается,
это написать.

(Reply to this) (Parent)


[info]yushi
2005-02-05 23:43 (link)
ИМХО, дело именно в "культе аскетического образа жизни: роскошь — это позор". Наличие или отсутствие изобилия здесь вопрос второй.

И, кстати, аскетическим образ жизни в стиле "Понедельник начинается в субботу" я бы не назвал. Просто в такой жизни есть ценности, более привлекательные, чем неумеренное потребление.

Эта ситуация, между прочим, вполне естественна: не так много культур (тьфу, мерзопакость, опять об Вебера с его "Протестантской этикой…") и людей способны принять потребление (с некоторого очень быстро достигаемого момента к тому же по большей части символическое, как хорошо рассказывал [info]tiphareth в недавней лекции) в качестве стержневой жизненной ценности.

Беда в том, что без ротации элит в самом альтруистическом и эгалитарном обществе потребители начинают концентрироваться в управленческом аппарате. После чего альтруизму и эгалитаризму приходит кирдык1.

Потому что иерархия ценностей — это, как ни печально, свойство общества в целом. И поменять её можно только через ротацию элит.А изобилие тут, как ни странно, вторично: при смене приоритетов изобилие получится как бы само собой.


1Это не так страшно в стабильных традиционных социумах, где такая деградация занимала столетия, но на редкость актуально в социумах современных, где она происходит на протяжении пары поколений (см. СССР).

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-06 00:26 (link)
У меня, в общем, нет возражений. В том, что Вы написали,
я более или менее читаю "замечания к историческому
эксперименту" - тому самому, разлад которого мы застали.

А я в таком случае, наоборот, пыталась вспомнить, из чего
исходили большевики, его затеявшие. Ведь установка на
аскетизм (изначально - только в смысле материальных
благ: половое воздержание стало добродетелью партийца
совсем не сразу, и черт его знает, зачем так сделалось) -
эта установка была "затяните пояса для грядущего царства
изобилия", для счастья последующих поколений. При этом
вполне понималось, что золото будет как камни на дороге,
но "это красиво". И красивой одежды, например, будет
сколько угодно, для всех, кого это радует, просто она
не будет означать социального статуса именно по той
причине, что доступна всем. Роскошные вазы - общие
и в музей, а в будущем, может, и в общепитовскую
столовую, и это совсем не позор. Позор - соблазняться
на статусную символику, по-сорочьи.

У большевиков был целый комплекс представлений, которые
кажутся наивными, возможно, потому, что их много лет
высмеивали анекдоты. Например - влияние среды (как
сообщает социал-дарвинизм, это чрезвычайно осмысленное
представление); то, что все люди способны мыслить на
много шагов вперед, и им можно объяснить пользу
совместного (альтруистического) проекта. А еще - то,
что при коммунизме, в обществе полного изобилия, уже
не нужно будет социального принуждения, "отомрет
государство". Они ведь всерьез считали, что бытие
определяет сознание. Вот это и есть интересный момент -
имеется в этом какой-нибудь смысл или нет.

Интересно то, что действительно, как я докладывала,
все мыслимые законы движения социума складывались
в состоянии борьбы за выживание, в состоянии нехватки.
Включая психические механизмы подсознания (а есть
ли в коллективном бессознательном память о Золотом
Веке? сколько ни слушай традиционалистов, ведь об
этом на самом деле никто не знает пока). То есть,
всякие неприятные вещи, или "только естественные" -
вопрос точки зрения - за их происхождение отвечает
драматическая нехватка ресурсов. Многие животные
не могут жить в ситуации изобилия. Например, чайка
лопнет, если ей дадут есть вволю. А моя однокурсница
Катя нашла в пакете с крупой дохлую мышь: ей разорвало
живот. Потому, что она объелась - т. е. мышь,
разумеется. Так что это не вовсе лишенный смысла
вопрос (в ситуации изобилия для животного меняется
многое, и старые рефлексы могут быть даже смертельны).

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]bigturtle
2005-02-06 05:36 (link)
половое воздержание стало добродетелью партийца
совсем не сразу


Поначалу все больше колонтайствовали.

Да и вообще - ситуация изобилия это когда "каждому мужику - по пять баб и каждой бабе - по два мужика". В реальной жизни так обычно не получается.

(Reply to this) (Parent)


[info]yushi
2005-02-08 15:30 (link)
Они ведь всерьез считали, что бытие
определяет сознание. Вот это и есть интересный момент -
имеется в этом какой-нибудь смысл или нет.


Ну, какой-нибудь смысл в этом несомненно есть. По идее вообще можно прийти к идее коммунизма, исходя из вполне немарксистской какой-нибудь пирамиды Маслоу: наиболее базовые потребности требуют навыков конкуренции, потребности более высокого порядка — навыков кооперации. Как только удовлетворяем базовые потребности, необходимость в конкуренции исчезает.

Другое дело, что и Маркс, и Маслоу не учли возможности постоянного возрастания потребностей (о чём и идёт речь в статье по ссылке, довольно тупой и серой, впрочем, я просто, к своему удивлению, не нашёл на Сети лучшего текста про пирамиду Маслоу). Я, однако, не уверен, что это естественное явление. Даже ведь и на Западе довольно много тех, кто решил, что им уже хватит (от всяческих анархистов, живущих по комуннам и сквотам, до сидящих на welfare обыкновенных ВТР), и сам факт, что новые потребности создаются искусственно, то есть для их создания необходимы целенаправленные усилия (и очень серьёзные: сколько там процентов себестоимости потребительских товаров сейчас составляют маркетинговые расходы?), уже о многом говорит, ИМХО.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Извините, неясно выразился
[info]yushi
2005-02-08 15:32 (link)
постоянного возрастания потребностей

Базовых потребностей, конечно.

(Reply to this) (Parent)


[info]syarzhuk
2005-02-10 10:48 (link)
до сидящих на welfare обыкновенных ВТР
ВТР - это кто такие?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yushi
2005-02-10 18:46 (link)
ВТР — это вольнотусующийся распиздяй. Забавно, я думал, что эта аббревиатура достаточно распространена.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]syarzhuk
2005-02-10 18:53 (link)
В Северном Прибостонье - нет, не встречал

(Reply to this) (Parent)


[info]antorlov
2005-02-06 11:43 (link)
Беда в том, что без ротации элит в самом альтруистическом и эгалитарном обществе потребители начинают концентрироваться в управленческом аппарате. После чего альтруизму и эгалитаризму приходит кирдык

Интересное исследование на эту тему у Ю.Мухина:

http://www.patriotica.ru/history/muhin_murder.zip

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]aculeata
2005-02-06 12:42 (link)
Этот отрывок уже дважды убил мой нетскейпъ!

(Reply to this) (Parent) (Thread)

(Reply from suspended user)

[info]krylov
2005-02-06 10:46 (link)
Не надо забывать, что богатые являются ПРИЧИНОЙ существования бедных.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-06 13:03 (link)
Есть мнение, что богатым это наскучило. На Земле
слишком много лишних людей: порядка 80%. Будто
бы планы богатых в их отношении похожи на планы
Дикого Помещика из Салтыкова-Щедрина, извини,
что приходится его упоминать.

Кстати, тоже интересно: помещик-то и правда кормился
от крестьян, но ведь не от нищих конторских
работников. Какой процент составляют они?

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]