Yulya Fridman ([info]aculeata) wrote,
@ 2005-02-27 12:37:00
Конспект лекции
Лекция Дугина была - "Метафизика опричнины",
в музее Ивана Грозного. На экране без звука
происходило кино Эйзенштейна (что такое звуковые
актеры рядом с теми, говорящими, которых учили
в эпоху немого кино? звуковые - как рыбы,
наглотавшиеся транквилизаторов; неинтересно
знать, что они говорят).

Этимология слова "опричь" = "кроме, помимо", и
вот опричников еще называли кромешниками. Значит,
кроме и помимо земских. В традиционалистской
картине этот тип - l'homme differencie, "человек
обособленный" им. Юлиуса Эволы. (Есть кастовая
система для урожденных, брахман-кшатрий-вайшья-шудра,
а есть тантрические пути, в которых брахман может
оказаться последним пашу, животным - здесь только
личное усилие поднимает на высшую ступень. В этой
связи говорят о параллельной иерархии, и говорят
всякий раз, когда всплывает история того или иного
эзотерического ордена. Здесь нищий может быть выше
принца, пока есть уверенность, что эта лестница
продолжается вверх за пределы всех иерархий.)

Московское государство, сказал Дугин, было очень
хорошее, и на настоящей сакральной иерархии
основывался общественный уклад. Бояре были
правильные, с могучими бородами, и все шло как
надо. Иван Пересветов так и писал Грозному:
"Хорошая страна Россия, только больно уж там
все плохо." Но обстановка вокруг Московской
Руси требовала перемен, чтобы выжить.
Опричники были злы. Эмблемой их ордена
были метлы с песьими головами.

Метла в русской традиции относится к свадебному
символизму, а собака - к символизму дороги, ворот
и смерти. Метла андрогин, потому что в ней есть
часть от мужчины и часть от женщины. Перед
приездом молодых чисто метут, на свадебном
пиру на метле скачут. Собака принадлежит
к числу объектов, обозначаемых руной зимнего
солнцестояния. Собаки охраняют ворота подземного
царства или города мертвых, ведут только что
умерших через лабиринты. Пятнистую собаку
зороастрицев иногда кладут в могилу с покойником,
чтобы она помогла ему пройти через мост.
Собака обозначает смерть, которой требует
новое рождение.

В европейском средневековье песьеглавцами называли
монахов доминиканского ордена. Это народная
этимология, домини-кано. Толковалось же это вот
как. Христос - пастырь, народы - овцы, волки -
это враги. А есть еще собаки. Собаки похожи на
волков и по-своему опасны - фактически это волки,
перешедшие на сторону пастуха. В византийской,
а лучше в византийско-татарской традиции это
переносится на картину государственной жизни,
здесь пастырь-царь. Когда приходят волки, нужны
злые собаки.

Дугин говорил: обсуждают, хорош или плох Иван Грозный,
что он сделал верно, а в чем повел себя как скотина.
Говорят иногда, что в первую половину жизни он был
хороший и прогрессивный государь, а потом заболел.
Между тем, ничего этого мы не можем знать. Когда
некто выше нас, "выше и все", с этим ничего не
поделаешь, и человеческой мерки, хотя бы и по шкале
добра-зла, для этого нет. Он и был сакральной
сущностью своего ордена, ордена песьеглавых.

Иван Грозный написал Канон Ангелу Грозному, до сих
пор используемый в старообрядчестве:

Молю ти ся, страшный и грозный посланниче вышняго царя,
воевода, - весело возриши на мя окаяннаго, да не ужаснуся
твоего зрака и весело с тобою путешествую.


Дугин сказал, что пора перейти к разговору о репрессиях,
тем более, что для многих это приятная тема. Сколько
можно уже жить без репрессий. (Проиллюстрировал закон
Парето о необходимости ротации элит на примере трех
поколений Гайдаров - "да и вообще это всегда так",
человек огнем и мечом вышел во власть, сын его
(генерал-синяк) помнит еще, как папа рубился, но
в общем-то за него все уже сделали, а внук вовсе
отвязный и пропивец ценностей.) Касательно тех, кто
правит нами сейчас - он много лет старался считать
их толковыми и вменяемыми людьми. Но это с каждым
днем все сложнее: "может быть, они и хорошие,
осторожно скажу я", но лучше всего им удается
оставлять впечатление, что страной правят полные
и отборные идиоты. Эта иерархия - не сакральная,
а скорее набор чиновников, каждый из которых занят
тем, что а) саботирует указания сверху и б) подавляет
инициативу снизу. Это нужно для того, чтобы, получив
пост, он никогда не мог его потерять. В этом смысле
страна делится на тех, кто получил пост, и тех, кто
его никогда не получит, а поскольку обладатели постов
ничего не будут делать (им незачем), то все заморожено,
и тихим шагом идет разрушение.

Поэтому "опричь" сейчас не означало бы даже параллельной
иерархии - раз основной нет. Нет и царя, который
мог бы собрать опричников. Та превосходящая меры и
оценки сакральная сущность, вокруг которой мог бы
собраться орден - это Россия. Мы сами нужны (или не
нужны) постольку, поскольку этого требуют ее интересы.
Все следует, наоборот, мерить Россией. Демократия;
если хороша для России - значит, хорошая вещь демократия,
если нет, отбрасываем ее, не думая, хорошо ли поступаем
вообще и надо ли об этом жалеть. Гуманизм - если он
хорош для России, будем гуманистами.

Опричники - это учреждение для борьбы с энтропией,
со смертью, с разрушением, подступающим снаружи и
изнутри. Для этого нужно принять смерть в себя и
не умереть, а может, и умереть, мы не знаем. Как
известно из мемуаров, когда ген. Де Голль поздравил
Сталина с победой над фашистами, тот в ответ
ухмыльнулся и сказал: "Э, таварыщь, в канэчном
итоге пабэждаэт смэрть."


(Post a new comment)


[info]daryache
2005-02-27 11:00 (link)
Спасибо, очень интересно.
А что бы об этом почитать (не с экрана)?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 11:27 (link)
Попробую привезти тебе "Абсолютную Родину" Дугина,
это большой томище. Но не про все.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]daryache
2005-02-28 08:10 (link)
Давай!

(Reply to this) (Parent)


[info]yushi
2005-02-27 12:06 (link)
Если вы до этого не читали Дугина вовсе, я бы рекомендовал "Русскую вещь". Это двухтомник, сборник статей, очень хороший.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]daryache
2005-02-28 08:11 (link)
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)


[info]yakimets
2005-02-27 14:15 (link)
М-да, навернул метафизики...
А ведь для понимания опричнины вполне достаточно Ключевского. Это была попытка перейти к бюрократическому управлению. Попытка не удалась, но в результате, все-таки, вышло неплохо: возникло дворянство.
Все прочее (орден и т.п.) - макулатуралитература, кроме размышлений о "параллельных иерархиях". В кастовой Индии такими параллельными иерархиями были ислам и буддизм, в Чечне - тоже ислам использовался как способ обойти сложную родовую иерархию. Опричнина, безусловно, была таким механизмом. Но позитивные плоды она принесла много позже, превратившись в дворянство - т.е. перестав быть "кромешничаньем", параллельной иерархией.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 14:44 (link)
Для того, чтобы понять опричнину так, как Ключевский,
достаточно (в неклиническом случае) прочитать Ключевского.
Для того, чтобы понять, что делать сейчас, приходится
строить ориентиры.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yakimets
2005-02-27 15:18 (link)
Ой-Ой
Минуй нас пуще всех печалей ориентиры в исполнении Дугина. Пусть стишки лучше пишет

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 15:36 (link)
>Минуй нас пуще всех печалей

Ну ладно, вас можно, например, резать или стричь.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yakimets
2005-02-27 15:39 (link)
Нас-то за что?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 15:49 (link)
А не знаю, это все Пушкин.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yakimets
2005-02-27 16:38 (link)
Типа "ай, да сукин сын"

Ежели серьезно, то идеологический выбор между "мирной пасьбой" и всякой геноновщиной аналогичен обсуждаемому у Миши "демократическому выбору" между Касьяновым и Фрадковым. Как англичане говорят в таких случаях, выбирать что-то не тянет.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 16:47 (link)
Да ведь никто ничего не предлагает! Кто хочет,
тот найдет, а так чтоб на витрине было что-то
разложено, этого нет. Генона я не люблю.
Распознать набор ключевых слов здесь недостаточно.
Когда говорят дело, язык не так уж и важен,
и это многими разными способами можно сказать.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]yakimets
2005-02-27 17:14 (link)
Не буду спорить, поскольку допускаю, что Дугин, будучи поэтом, может и дело сказать.
Не исключено даже, что сегодня разумнее именно к поэтам прислушаться, поскольку технологи, кажется, уже облажались.

(Reply to this) (Parent)

В Индии,..
[info]levsha
2005-02-27 15:19 (link)
ЕМНИП, мусульмане, буддисты (и джайны еще, и прочие всякие), приняв соответствующую веру, просто "выпадали" из кастовой системы, а по сути становились еще одной кастой. Т.е. можно было "уйти в буддисты" (из кшатриев, вайшьей или кого-угодно), но стать буддисту брахманом -- ни-ни. Тут описан другой механизм. Если я его правильно понял, конечно.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: В Индии,..
[info]yakimets
2005-02-27 15:37 (link)
Мусульманин не может стать брахманом, но может быть уважаемым членом общества - чего не может чандала. Но чандала может уйти в ислам.
Опричники не становились вотчинниками, но поднимались по иерархии, не будучи землевладельцами. Кстати, т.наз. "Ивашка Пересветов" - это, скорее, был сам Иван Грозный, обкатывавший идею бюрократичечского управления на "общественном мнении".

(Reply to this) (Parent)

Re: В Индии,..
[info]aculeata
2005-02-27 15:39 (link)
Да конечно, другой. Ни разрушения старой иерархии,
ни "ухода в другой народ" (это то же, что уход к другим
богам) не подразумевает.

(Reply to this) (Parent)


[info]svonz
2005-02-27 14:21 (link)
Спасибо, Юля.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 14:46 (link)
Приятно слышать - привет.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]svonz
2005-02-27 18:06 (link)
Привет.
Мне показалось, что лекция Дугина какая-то траурная, что ли?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 18:12 (link)
Нет, веселая. Это я записала неправильно!

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]svonz
2005-02-27 18:15 (link)
Все равно хорошо записала и хорошо, что записала.

(Reply to this) (Parent)


[info]malkolm_9th
2005-02-28 14:44 (link)
Спасибо, хороший конспект. Хоть сейчас в НУ выкладывать можно.

(Reply to this) (Parent)


[info]russkiy
2005-02-27 17:13 (link)
Вообще, наверное, не худо было бы судить о эффективности любой методики по результатам, нет?

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 17:33 (link)
Надо сначала понять, методика чего.
Методика подправки боярского сословия у Ивана
Грозного была довольно эффективная. Методика
построения государственности тоже - вроде, до
сих пор остатки доживаем.
Методика уничтожения населения у нашей власти
тоже эффективная, кажется.
Вообще, все молодцы, да?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]russkiy
2005-02-27 18:01 (link)
Нет, если мы подыскиваем наиболее эффективную методику истребления окружающих, вопросов нет, надо рассмотреть все. К примеру, большим плюсом предложенной методики является тот факт, что области, отданные в опричнину, вымерли количественно, то есть превратились в пустыню. Поскольку география опричных регионов была произвольной, то эффект опричнины можно сравнить, наверное, с выстриганием из человека ножницами всяких частей наугад, ориентируясь по крику, во всяком случае, на Москве очень скоро стало нечего кушать, в то же время разбойников расплодилось столько, что аккурат в апогее грозного могущества (взятие новгорода) они штурмовали и захватили Тверь. В дальней перспективе опричнина привела к захвату Москвы вечными задротами (поляками), повальному каннибализму и формированию кодекса чести, сроднего текущему - дворяне ездили отмечаться в Тушино и Кремль, туда-сюда, везде выражая преданность. Тот факт, что мы до сих пор проживаем это механизм построения государства, безусловно неоспорим.
А чего, может, я с собой горячо дискутирую, Юля?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 18:20 (link)
Привет,

>на Москве очень скоро стало нечего кушать,

кому нечего?

>В дальней перспективе опричнина привела к захвату
>Москвы вечными задротами (поляками),

Это ведь нельзя сказать.

Привела ли внутренняя политика Сталина в дальней
перспективе к развалу СССР? Похоже (например,
потому что он воспитал сменную элиту, которую
нельзя было не расстреливать - негодную на долгий
срок). А с другой стороны, будь он жив, небось
не развалилось бы? Да и соседи его боялись.

А внутренняя политика Ленина в дальней перспективе
тоже привела к развалу СССР? Сталин пришел к власти
вполне закономерно, система неустойчива к аппаратным
играм. Но Ленин все-таки отошел от дел до создания
СССР несколько.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]russkiy
2005-02-27 18:31 (link)
>кому нечего?

Всем нечего, кроме челяди.

>Это ведь нельзя сказать etc

Можно сказать. Система пошла вразнос ещё при жизни Грозного, он уж и опричнину свернул с большим говном, а поздно было. Коли б СССР развалился при Хрущёве-Брежневе, то же самое можно было б сказать про Сталина (про Ленина в контексте СССР говорить вообще некорректно, нет?). Учитывая нарастание темпа, при управлении, подобным грозному, СССР развалился бы году в сороковом. А в 1950м (вместо космоса) какая-нибудь немецко-румынская жопа вызвала бы большое возмущение в народе, целуя портрет Ленина под хвост, вместо привычного "под ордена".

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-02-27 18:45 (link)
>Всем нечего, кроме челяди.

"Всем" здесь значит "всем субъектам права".
А это начальство.

>Можно сказать. Система пошла вразнос ещё при жизни
>Грозного, он уж и опричнину свернул с большим говном,
>а поздно было.

Да и хорошо сделал, что свернул, почему он не
должен был? Мало что система. Насчет поляков
и Сталина - сроки те же.

(Reply to this) (Parent)


[info]tiphareth
2005-03-01 22:49 (link)
У Дугина речь идет о совершенно другом Грозном,
имеющем к описанному в "истории" не больше отношения,
чем имели к описанному в "истории" многочисленные Иваны Грозные
из сочинений Фоменко (который их размножил в количестве 4 штук).

Самое ж тут забавное, что примерно в таком же ключе
А.Г. понимал и Путина. Это был не тот Путин, который
явлен нам в выступлениях Павловского и спичрайтеров
Павловского и по телевизору, а какой-то совершенно
фоменковский. И Дугин рассказывал, что он все понимает,
но моральный императив требует нам пропагандировать
фоменковского Путина, ибо таким образом Путин
сделается лучше и Спасет Россию.

Кстати (прошу прощения за полит-некорректное)
Сталин тоже по всем статьям мразь и гнида и ставить
его в пример Грозному не очень осмысленно.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]aculeata
2005-03-02 07:14 (link)
Ну, я не записала этого почти, но у Дугина
речь еще и о другом Сталине. Он много говорил
об этом на лекции - в том же ключе у него старая
статья была когда-то.

(Reply to this) (Parent)

к стати
[info]ivandurak
2005-02-27 23:58 (link)
а вот ещо эти есть стихи про такого царя

http://www.livejournal.com/users/ivandurak/5475.html?mode=reply

то же не давно

(Reply to this)


[info]enot
2005-02-28 22:10 (link)
О, спасибо что так подробно, интересные у вас светские развлечения.

(Reply to this) (Thread)


[info]aculeata
2005-03-01 07:38 (link)
Ты напрасно, я пропустила половину. Например,
про св. Христофора, великана с собачьей головой -
но это известная история, и уже давно очень хорошо
изложена письменно.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2005-02-28 23:15 (link)
Опричнина была тогдашним пересмотром приватизации, конфискацией имущества у олигархов (тех из них, которых удалось поймать на нарушении закона) в пользу среднего класса. Но недобитые олигархи через подконтрольные им сми и распространили слухи о злоебучести опричнины - засоряющие эфир и до сих пор.

(Reply to this)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]