Misha Verbitsky ([info]tiphareth) wrote,
@ 2002-09-07 06:46:00
Current mood: tired
Current music:Rada i Ternovnik

нельзя научиться
Каким образом вышло так, что в Москве нельзя научиться
математике.

Во-первых, мех-мат не учит математике,
и это имеет место быть с середины 1970-х,
если не раньше.

Вузовская программа, в ее современной форме,
не просто не нужна, она вредна для математика,
поскольку все те же утверждения доказываются
гораздо проще и вытекают из совершенно других
фундаментальных концепций; а 85% учебной
программы - это вообще какая-то компостная
куча бреда и ненужных никому фактов.

При этом, с мех-мата уже много лет
старательно выдавливаются все
сколько-нибудь разумные люди.
Уже к середине 1980-х из 500, кажется, с
хвостом преподавателей ну все хоть немного
вменяемые были за 40. Сейчас им всем
по 60 с хвостом. Отрицательный
отбор в действии.

А математик старше 30 лет вообще-то
это как боксер за 50 - т.е. какие-то
функции сохраняются, но на равных
состязаться с молодым спортсменом
он уже не в состоянии; если в научном
коллективе средний возраст за 35 - этот
научный коллектив серьезно болен.

В Стекловке (она ж Математический Институт
РАН), кстати, средний возраст сотрудника -
сильно за 60. И не только там.

Раньше можно было параллельно с мех-матом учиться
у разных симпатичных людей на полу-официальных
и неофициальных семинарах; и только там можно
было чему-то научиться.

Сейчас эту функцию выполняет Независимый Университет.
Но он для обучения студентов вообще-то вреден.

НМУ является для 90% студентов продолжением матшколы;
пока они осознают себя в первую очередь как матшкольники,
они туда ходят, но функция это чисто социальная; к третьему
курсу матшкольные воспоминания теряют яркость, и студентов 4-5
курса в НМУ единицы.

Похожая ситуация имела место в Керосинке, когда
матшкольников не брали на мех-мат; первые 2-3
года они стайками бегали на семинар Кириллова,
к четвертому курсу они делали диплом по
просачиванию либо автоматике и на мех-мат
больше не ходили.

Основная функция НМУ - студентам
подробно объяснять, что математикой
им заниматься не суждено и не нужно.
Причем основной корпус преподавателей - люди,
которым было не суждено заниматься математикой; они
передают слушателям свой отрицательный опыт. Какое-то
время НМУ служил перевалочным пунктом для матшкольников,
желавших эмигрировать в американскую аспирантуру,
но сейчас этот поток иссяк - Д.А. Каждан, я помню,
жаловался, что количество русских аспирантов,
подающих на обучение в Гарвард из НМУ, снизилось
в десятки раз. Что и понятно: хорошее матшкольное
обучение традиционно ведется аспирантами
и людьми похожего статуса; а поскольку почти
все способные аспиранты в 1990-е эмигрировали,
матшкольное обучение более-менее свелось на нет.

В принципе, входные требования аспирантуры
Гарварда соответствовали образованию
хорошего матшкольника (анализ в объеме
Зорича, элементарная топология, группы Ли,
тензорное исчисление, определители, группы
Галуа), так что многие отправлялись в
аспирантуру непосредственно из матшколы; в
любом случае, вузовская программа
не давала ничего, потребного для
обучения в западной аспирантуре.

Неретин (исключительно хороший математик,
тоже проводивший много времени преподавая в
НМУ) объяснял мне, что студенты там крайне разбалованны,
ибо их начиная с первого курса расхватывают преподаватели,
со страшной силой конкурирующие из-за студентов.
Якобы, чтобы студент участвовал в твоем научном семинаре,
его необходимо обхаживать с первого курса, иначе
его перехватят. Эту точку зрения я слышал
довольно часто от разных людей.

Т.е. человек выходит из матшколы с
ложной уверенностью в том, что его
кто-то чему-то научил; дальше оказывается
обихаживаемым примерно тем
же самым набором неудачников в НМУ.
Там он три года ходит на один и тот же семинар
и получает набор продвинутых сведений в одной
области, непонятных за отсутствием какого-либо
общематематического контекста. К третьему
курсу несчастный убеждается в собственном
абсолютном идиотизме и больше в НМУ не
появляется; и либо делает диплом у А.И.Кострикина
на мех-мате и идет работать программистом в банк;
либо бросает мех-мат и тоже идет работать
программистом в банк.

Русская математика на этом, похоже,
закончила существование свое, по крайней мере
та, которая была в Москве (в Питере,
кажется, ситуация лучше, за отсутствием
там аналога Независимого Университета).
Самый молодой из (известных мне) московских математиков,
добившихся существенных результатов - 1973 г.р.
После него - месту этому быть, видимо, пусту.

В (практически слившейся с математикой
в области предметной, ага) теорфизике
все, что забавно, не так, а отчасти
наоборот. Т.е. вокруг и внутри
ИТЭФ имеет место очевидный глазу расцвет,
по крайней мере если судить по карьерным
успехам персонажей (я некомпетентен судить
научную часть, увы, но уверен, что и здесь все
правильно).

Такие дела
Миша.



(Post a new comment)


[info]udod
2002-09-06 23:56 (link)
Ага. В Питере никак не лучше, но чуть иначе. В дорогом ПОМИРАНе остается сейчас молодеж, что очень хорошо, но чего-то вроде ИТЭПа нету, что очень плохо (Вы там в пондельник? :) -- жаль далеко ).
Ну и в Питере в 10 раз меньше математиков, что
есть грустный научный факт. Как следствыие -- состояние наук крайне неустойчиво к присутствию-отсутствию конкретных персонажей.

(Reply to this)

А про Киев ничего не скажете?
[info]ormuz
2002-09-07 03:33 (link)
интересно было бы узнать еще, есть ли на территории
СНГ центры обычения математики, кроме Москвы или Питера?

Или вправду, математике учат нынче только в США?

(Reply to this) (Thread)

Re: ? ??? ???? ?????? ?? ????????
[info]tiphareth
2002-09-08 05:21 (link)
Pro Kiev nichego ne znayu, nikogda ne videl
ni odnoj publikacii kievskogo matematika, a vse
matematiki iz Kieva, kotorykh vstrechal (3-4 cheloveka)
byli zhulikami.

A naschet centrov obucheniya - vozmozhno v provincii
delo luchshe obstoit, chem v Moskve. No ya ne znayu.

Po chasti publikacij - videl mnogo statej iz Kazani,
i slezhu za stat'yami khoroshego matematika Borisa
Botvinnika, kotoryj obuchalsya gde-to v Sibiri.

Takie dela
Misha.

(Reply to this) (Parent)


[info]korolev
2002-09-07 08:02 (link)
На ВМиК надо учиться!

(Reply to this)

Ne v temu, no spravka
[info]v_p
2002-09-07 09:38 (link)
Primerno ehtoi vesnoi v vashem dnevnike proskakivala ssylka na matematicheskuju diskussiju (1996) v kakom-to elektronnom zhurnale. V diskussii toi vystupali nemerennoi krutizny ljudi -- Witten, Atyah, Milnor, etc, a sut' dela byla
v tom, chto Mat.Physics i Math. eto odno i to zhe ili raznye substantzii.
Ne vspomnite?

Zaranee spasibo.

(Reply to this) (Thread)

Re: Ne v temu, no spravka
[info]tiphareth
2002-09-08 05:28 (link)
Vot:

http://arxiv.org/list/math.HO/9404#math.HO/9404236

Takie dela
Misha.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Ne v temu, no spravka
[info]v_p
2002-09-08 08:30 (link)
Yes!
Thanks!

(Reply to this) (Parent)

вопрос
[info]sudaplatov
2002-09-07 19:35 (link)
Миша, мне нужно критическое мнение, ваше.
Не прокомментируете научную значимость математических работ Валеры Алехеева,
их можно на епринтах посмотреть частично если они вам не попадались раньше.
Аналогичный вопрос про работы Саши Пухликова.
Хотя бы в двух словах.
Заранее спасибо.

(Reply to this) (Thread)

Re: ??????
[info]tiphareth
2002-09-08 05:24 (link)
Valera Alekseev ochen' khorosh - odin iz 50-100
luchshikh v mire algebraicheskikh geometrov.
Pravda, v poslednee vremya to li ne publikuet,
to li ono mimo menya proskakivalo.

Pukhlikov - primerno takogo zhe klassa professional,
pravda, v prezentacii zanuden; zato v poslednee vremya
mnogo interesnogo napridumyval.

Takie dela
Misha.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: ??????
[info]sudaplatov
2002-09-08 09:38 (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]