Misha Verbitsky ([info]tiphareth) wrote,
@ 2004-10-02 17:27:00
Current mood: tired
Current music:Darkthrone - A BLAZE IN THE NORTHERN SKY

педагогический проект
Известный педагогический проект
загнулся еще раньше, чем предполагалось
(я думал, оно недели три-четыре еще протянется),
сегодня не пришло никаких студентов вовсе.
Какое-то время я туда еще похожу, чисто
из ритуальных соображений; наверное, по
понедельникам. Никакой пользы отечеству
принести в этот раз не удалось.

Довольно глупо - я прогуливаю работу и
ответил отказом на кучу приглашений
на конференции и просто приехать.

Другое дело, что преподавать таки надо,
без этого наука быстро киснет и портится.

А раз я все равно в Москве подзавис,
следовало бы предпринять нечто научное,
поучить кого-нибудь или взять аспирантов.
Если нужно пишите е-мэйлом (verbit[]mccme.ru).
Для аспирантов требуется знание алгебраической геометрии,
топологии и дифференциальной геометрии, в пределах детских
учебников, плюс желание изучить все остальное
(часа по 3-4 в день самое малое проводя с
книжками и карандашом).

Привет



(Post a new comment)


[info]kapahel
2004-10-02 07:14 (link)
никаких это что, ноль целых-ноль десятых?

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 07:18 (link)
Ага! Я посидел минут 15 и пошел

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kapahel
2004-10-02 07:20 (link)
и почему так, как вы думаете?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 07:31 (link)

Так они ж на лекции ходят, им этого вполне хватает

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kapahel
2004-10-02 07:32 (link)
ну так и нормально всё, значит
если половина не убежала ещё вовсе

(Reply to this) (Parent)


[info]marina_p
2004-10-02 22:50 (link)
Я вот только не пойму, чем одно другому мешает. В смысле, и на лекции ходить, и задачи решать. Или им на лекциях доказательства этих теорем, которые у вас как задачи идут, и рассказывают?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 23:20 (link)


Возможно. В любом случае, понятно, что
две программы друг друга дублируют, то есть
достаточно ходить на одну только.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]kaledin
2004-10-02 07:32 (link)
Obyazatel'no pridi v ponedel'nik!! -- po ponyatnym prichinam.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 07:38 (link)

Ото ж. Я буду воздействовать на Львовского
в пользу сокращения часов (вчера например
вычеркнули пятницу, все равно говорит комнаты
в пятницу нет). Но на часы, отмеченные в
расписании, никак нельзя не ходить.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]svonz
2004-10-02 07:22 (link)
Херово-то как...
Т.е., если государству не нужны специалисты - это ладно уж привыкли, но если самим студентам все пофиг, это уж как-то совсем не хорошо...

(Reply to this) (Thread)


[info]strelitz
2004-10-02 07:24 (link)
Им не "похер".
Просто-математиков в Москве девушки не любят.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]ost
2004-10-06 05:54 (link)
их нигде девушки не любят.

(Reply to this) (Parent)


[info]tiphareth
2004-10-02 07:34 (link)

Нет, студенты совершенно не виноваты, просто административно
оно было так устроено, что ничего другого не могло
произойти (я говорил, что больше месяца оно не
протянется, оказалось еще быстрее, но что
конец один - тут особых сомнений ни у кого
из нас не было).

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]strelitz
2004-10-02 07:23 (link)
>сегодня не пришло никаких студентов вовсе.
Просто это никому в Москве не нужно.
этим не заработаешь даже уважения окружающих.
Что-то в этом духе.

>Для аспирантов требуется знание алгебраической геометрии,
>топологии и дифференциальной геометрии, в
Где это можно применить практически?
Я долго думал, так и не придумал ничего.
В голову почему-то лезло: "для создания звездолётного двигателя"

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 07:28 (link)

Ага! Для создания звездолетного двигателя,
именно. Современная алгебраическая геометрия
применяется только в физике высоких энергий,
зато там без нее никак.

Хотя особо ушлые кексы применяют ее в роботике
http://www2.math.uic.edu/~jan/PHCpack/phcpack.html

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kapahel
2004-10-02 08:24 (link)
а физика в геометрии

(Reply to this) (Parent)


[info]ded_maxim
2004-10-02 09:13 (link)
Алгебраическую геометрию применяют ещё в теории информации и кодирования. Я могу, если надо, ссылок подбросить.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 11:45 (link)

Угу. Но это уже скисло, кажется, то есть ничего нового
в применении алгебраической геометрии к кодированию
за последние лет 10 я не видел. Может просто проглядел.
Гранты люди конечно исправно получают

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]satory66
2004-10-02 07:24 (link)
Kathaaria was built - world without end

(Reply to this)


[info]mancunian
2004-10-02 12:19 (link)
Я посмотрел первый листок (тогда я пропустил твой пост)... что ж, могу сказать одно - напряжно это очень. Вы пытаетесь впихнуть в них всю "простую" алгебру одним большим куском - нужно ли это?

Видимо, я слишком сильно проникся "местными" идеями преподавания математики, но факт остается фактом - без оживляжа или палки (в виде грядущего экзамена) студенту скучно. Тут нет ни того, ни другого... а поскольку студент - человек, а не машина, он в конце концов "забастует".

Грустно то, что ты сам это осознавал в начале курса - ну как можно начинать читать курс, точно зная, что рано или поздно все на него забьют?! Надо же что-то дедать по этому поводу, влезть в их шкуру, понять, что могло бы быть им интересно. Это же и есть искусство лектора или я ошибаюсь?

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-02 13:37 (link)

> Вы пытаетесь впихнуть в них всю
>"простую" алгебру одним большим куском

Большинство ее таки всю знают, а в остальных
придется впихивать, увы. А чего делать-то.
Если люди не знают определения вещественных
чисел, ни о каких строгих доказательствах
чего бы то ни было речи нет, соответственно
первый листок к алгебре подготовительный
для этого и для комплексных чисел.

Первый листочек по алгебре
как раз сдали человек 20-30, так что с этим
проблем не было (скорее была проблема с тем,
что все чересчур просто).

Там на самом деле остался просто минимум из нужного,
даже идеалы и нормальные подгруппы отложены на потом.

>без оживляжа или палки (в виде грядущего экзамена) студенту скучно

Угу. Я даже экзаменационные задачи написал.

Другое дело, что от результатов экзамена не зависит
ровно ничего (НМУ не вуз, а скорее типа место встречи
одноклассников и где играют в пинг-понг, а так они
все где-то еще учатся, типа в МГУ или физтехе)

>Грустно то, что ты сам это осознавал в
>начале курса - ну как можно начинать читать курс, точно зная, что
>рано или поздно все на него забьют?

В НМУ выпускников каждого года - 2-3 человека, редко пять
(официально полный курс длится 4 года, но после 1-2-го
рассеиваются почти все). Это из 50-80 первокурсников.
Причем эти 2-3, редко пять человек обыкновенно
такие же неучи, как и все остальные (за редкими
исключениями, которых за всю историю на пальцах
можно пересчитать). То есть деятельность тотально
бессмысленная и так и этак. Ну что-то делать
надо ведь, да?

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]marina_p
2004-10-02 22:48 (link)
> Известный педагогический проект
> загнулся еще раньше, чем предполагалось
> сегодня не пришло никаких студентов вовсе.

Э, нет, он еще не загнулся! По крайней мере у меня сын вовсю задачки решает, и ему это дело нравится (и существенно больше, чем на мехмате учиться пока). Он просто в пятницу придти не смог, насколько я поняла (а может, посчитал, что решенных задач со среды мало накопилось, тем более в четверг у них 5 пар, и со среды до пятницы особо нарешать и не удастся). В понедельник он тоже не смог, но там по вполне объективным причинам разово так получилось.

(Reply to this)


[info]ohw
2004-10-04 03:32 (link)
Миша, если интересно, вот тут обсуждают Вашу программу.

Если будете комментировать, то нужно залогиниться под именем tiphareth, пароль отправился на Ваш mccme-шный ящик.

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-04 19:29 (link)

Спасибо! К сожалению оно не открывается
в Netscape (ошибки HTML, незакрытые таблицы),
а Mozilla и прочее у меня так установлены,
что не пропускают русские буквы.

Претензия насчет невключения диаграмм Фейнмана
совершенно дурацкая, поскольку программа была
по математике, а математического обоснования
диаграммной технике не существует (существует,
вообще-то, но она не записана - Максим Концевич
ее умеет довольно просто выводить из струны
и разным людям время от времени рассказывает
устно). По той же причине там нет и других
физических результатов - это программа по
математике, а не по физике, биологии
или химии. Из этого, конечно, не следует,
что математику не надо знать физику, биологию
и химию - как раз обязательно надо знать,
равно как, впрочем, философию, теологию и
литературоведение.

Вообще цель этой программы ровно одна - выпускник
аспирантуры обязан понимать худо-бедно процентов 60
публикаций по математике (с http://arXiv.org/archive/math
к примеру), хотя бы на уровне знания всех определений,
считающихся (вменяемыми авторами статей) общеизвестными,
от схем и когомологий Галуа и многообразий Калаби-Яу
до инвариантов Сайберга-Виттена и Розанского-Виттена.
И для этого нужно знать то-то и то-то (см. список).
Иначе мы теряем математику как единое понятийное
пространство.

А что содержание http://arXiv.org/archive/math
процентов на 50 определяется нуждами
http://arXiv.org/archive/hep-th
факт хорошо известный. Из которого впрочем
не следует, что математику нужно немедленно
бросать все и изучать струны, CFT/AdS и cosmic
censorship conjecture (хотя конечно
неплохо бы и изучить).

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]flaass
2004-10-04 23:55 (link)
> от схем и когомологий Галуа и многообразий Калаби-Яу
> до инвариантов Сайберга-Виттена и Розанского-Виттена.
> Иначе мы теряем математику как единое понятийное пространство.

Потеряли уже, значит: я этих слов не понимаю.
И не то, чтобы не пытался никогда. Наверное, не встретил ни одного понятного и интересного объяснения.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-05 00:16 (link)

Ну всегда ж есть люди, которые чего-то не знают.
Скажем, химики, которые всю жизнь изучают пропан,
про бутан и слушать не хотят, а что такое бензол
и не слыхали.

Главное, чтобы таких было не очень много.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]flaass
2004-10-05 00:29 (link)
Нет, тут хуже. Чтобы начать врубаться в сложные определения, сначала надо, чтоб появилось какое-то интуитивное и нечеткое ощущение смысла происходящего. Потом те же определения его подправят, но без него просто неинтересно начинать. Бывает достаточно пары наглядных примеров и полудурацких аналогий (а есть ли в когомологиях Галуа хоть один наглядный пример?).

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-05 00:38 (link)

Ну да, есть же группа Брауэра, это множество
всех тел (некоммутативных алгебр с делением) над данным
полем, с естественной групповой структурой (тензорное
произведение двух тел есть матричная алгебра над
третим телом). Группа Брауэра это вторые
когомологии Галуа с коэффициентами в мультикпликативной
группе. Таким образом ее можно вычислить.
Очень важно в теории полей классов и К-теории.

Вообще ж, про поле алгебраических чисел
можно думать геометрически как про риманову поверхность
с бесконечным числом проколов. Тогда фундаментальная
группа это группа Галуа, а когомологии Галуа это
когомологии разных локальных систем на этой кривой.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]flaass
2004-10-05 01:22 (link)
Спасибо!
Попробую как-нибудь, используя эти намеки, еще раз разобраться.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-05 13:50 (link)

Такие вещи без интенсивного общения с людьми,
знающими материал, освоить чрезвычайно трудно.
В Новосибирске ж знающих сие кажется
просто нет. Скоро и в Москве будет то же
самое, боюсь (все области математики, которые
появились в 1990-е или после, в России
не представлены вообще; а старые отмирают,
в порядке их актуальности для нахождения
работы на Западе).

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]flaass
2004-10-05 19:14 (link)
> Такие вещи без интенсивного общения с людьми,
> знающими материал, освоить чрезвычайно трудно.
Ага. А ЖЖ на что?
Сейчас попробую об этом написать.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2004-10-05 04:38 (link)
джалко, джалко... Михаил, а Вы не посоветуете литературу по курсу, который предполагалось читать?
я в физмат школе при Физтехе учился.. а сейчас занимаюсь ерундой всякой... вот увидел список занятий -что-то шевельнулось...

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-10-05 14:01 (link)

Ну там же листочки выложены
http://ium.mccme.ru/current.semester/experimental.html
Насчет литературы - Кириллов-Гвишиани "Задачи и теоремы
функционального анализа", Алексеев "Теорема Абеля в
задачах и упражнениях" примерно про то же.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]marina_p
2004-10-06 23:01 (link)
"Теорема Абеля в задачах и решениях" называется, насколько я помню.

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2004-10-11 04:29 (link)
спасибо

(Reply to this) (Parent)



[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]