Misha Verbitsky ([info]tiphareth) wrote,
@ 2004-09-06 00:40:00
Current mood: tired
Current music:Propaganda - QUANTA COSTA

Независимый Университет, организационное занятие
Ходил сегодня в Независимый Университет, на
организационное занятие
. Раскладка по пришедшим
и сдавшим анкеты такая:

13 человек - московские
привилегированные школы (57 и 1567 по преимуществу,
немного из 1543, по человеку из 91 и 179).

16 человек - республики СССР (Белоруссия - много, Украина
чуть меньше, Молдова, Грузия человека по два, по человеку из
Бишкека и еще Ташкента кажется)

31 человек - Москва, неизвестные мне
среднеобразовательные школы

58 человек - РФ (не Москва). Человек 10 из Подмосковья,
остальные отовсюду. Много из Перми. Очень много из совсем мелких
поселков за пределами средней полосы и других экзотических мест.

Из них к середине семестра будет ходить человек 80 в лучшем
случае, но это все равно беспрецедентно много. Сегодня они
просто не поместились сначала в маленький класс (куда их по
административному недомыслию назначили), а потом и в
конференц-зал, откуда пришлось прогнать для этой цели
известного ученого и талантливого педагога, психолога, профессора
Московского Университета Юлию Борисовну
Гиппенрейтер
. Что оная делает в конференц-зале,
никто не знает, администрация боится ее безмерно.

Я там буду вести часть занятий, весьма специфических.

Руководство на тему "что и зачем" тоже написано вот

Для работы в математике нам нужно математическое
образование. Для эффективной работы в математике,
образование должно быть универсальным. Математика
существует в качестве единой науки лишь постольку,
поскольку есть люди, способные худо-бедно разбираться с
любым математическим предметом; когда таких людей не
будет, не будет и математики.

Университетское образование этой задаче не отвечает.
Программа мех-мата МГУ устарела на сотню лет и все
попытки ее модернизировать, предпринятые на протяжении
последних 40 лет, были неудачными. Основная часть
университетской программы вообще низачем не нужна, то,
что остается, можно изложить гораздо короче.

Большинство студентов Независимого Университета учатся
на мех-мате. В этом ничего плохого нет, ибо задачи НМУ и
мех-мата - разные. Студент МГУ учится в рамках архаичной
программы мех-мата, дополненной по необходимости
несколькими спецкурсами специальной (и часто очень
узкой) тематики, по указанию научного руководителя. НМУ
дополняет архаику МГУ более современными главами
математики, подавая их по возможности широко и в их
естественной взаимосвязи.

Большая часть университетской программы МГУ излагается
школьникам в матшколах. Именно поэтому большинство
выпускников 57-ой школы ничего не делают на мех-мате
первые два или три года, оставаясь круглыми отличниками.

Независимый Университет традиционно ориентируется на
выпускников матшкол. Это и благословение НМУ, и
одновременно проклятие. С одной стороны, в распоряжении
Независимого Университета есть группа более-менее
подготовленных студентов, которым можно на первой
лекции по алгебре рассказывать про группу Галуа. С другой
стороны, подобный подход отметает всех, кто непричастен к
матшколам. Матшкольники поступают в НМУ каждый со
своим уровнем подготовки, и тоже не все в состоянии
отвечать высоким требованиям.

Поэтому основная задача первого семестра - освоение
программы матшколы всеми поголовно. Поскольку
поступившие могут знать все уже и так, а могут ничего не
знать, мы выбрали для этого (стандартный для матшколы)
формат последовательных циклов задач - листочков. Задачи
решаются студентами дома и сдаются принимающим во
время занятий. Те, кому известна обязательная программа,
будут сдавать задачи со звездочками (дополнительной
трудности), остальные будут сдавать задачи без звездочек.
Программа, которую хочется в результате освоить - своего
рода матшкольный тривиум: арифметика, алгебра и
геометрия/анализ.

etc.


Примерно так

Особенно нежно надо с немосквичами, им труднее всех.

Изначально, идея состояла в том, что из Независимого Университета
по разным причинам к 3-4 курсу убывает 95% из поступавших, в том
числе почти все нематшкольники, и с этой практикой надо
бороться - например, давая студентам ужатую версию
матшкольного курса (те, кому скучно, могут решать
особо сложные задачи, вместо простых). Получилось
из этого, по организационным причинам, чуть меньше
половины, но тем не менее нужно.

Листочки за первые неделю или две
вывешены (см.)
Они отчасти изуродованы против моей изначальной версии, но может
это и к лучшему.

Привет



(Post a new comment)


[info]udod
2004-09-05 14:20 (link)
Здорово.

(Reply to this)


[info]bachelor
2004-09-05 14:23 (link)
Респект.

(Reply to this)


[info]ost
2004-09-05 15:08 (link)
А потом, благодаря вам, эти студенты уедут к врагам и будут издалека угнетать Русский Народ.

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-05 15:22 (link)

Ваши антисемитские шутки меня утомили, да?
Фашизм не пройдет!
Привет

(Reply to this) (Parent) (Thread)

(no subject) - [info]ost, 2004-09-05 17:11:55
(no subject) - [info]tiphareth, 2004-09-05 17:23:44
(no subject) - [info]ost, 2004-09-05 17:55:10

[info]dobromysl
2004-09-06 06:26 (link)
Вовсе нет. Они сохранят вложенные в них знания, если продолжат заниматься математикой. И это пойдет на пользу нашей Родине. Потому что, когда мы вернемся к власти, нам потребуются хорошие математики.
А ви угнетаете rусский наrод?

(Reply to this) (Parent)


[info]zadoff
2004-09-05 15:17 (link)
чо то гзипы какие то битые. все.
(могу ошибацца)

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-05 15:25 (link)

У меня все открылось

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]gregbg
2004-09-05 15:56 (link)
все открываются.

(Reply to this) (Parent)


[info]udod
2004-09-05 16:51 (link)
Мы тоже, кстати, начали наше малюсенькое. Пока с Семенычем и Фоком. Будет больше и толще.

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-05 17:04 (link)

Офигительно! Держите в курсе, ладно?

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)

(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-05 23:33:06
(no subject) - [info]udod, 2004-09-06 01:06:38
(no subject) - [info]veroniq, 2004-09-06 02:19:38
(no subject) - [info]udod, 2004-09-06 03:52:48
(no subject) - [info]veroniq, 2004-09-06 04:09:58
(no subject) - [info]udod, 2004-09-06 09:08:17
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-06 09:30:27
(no subject) - [info]bbixob, 2004-09-07 01:16:15
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-07 08:34:28
(no subject) - [info]bbixob, 2004-09-07 08:37:29
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-07 08:43:05
(no subject) - [info]bbixob, 2004-09-07 08:46:38
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-07 08:50:54
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-06 09:42:40
(no subject) - [info]veroniq, 2004-09-06 09:49:34
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-06 09:51:43
(no subject) - [info]veroniq, 2004-09-06 09:57:33
(no subject) - [info]kapahel, 2004-09-06 10:03:36
(no subject) - [info]udod, 2004-09-06 12:49:36

[info]ohw
2004-09-05 17:18 (link)
Миша, а экспериментальный поток -- это там, где будут учить всему, что
было в Вашей с Калединым старой программе? Я некогда доучился до начала
четвертого семестра, и там все было несколько мягче. То есть,
например, группы и алгебры Ли всерьез появлялись все-таки в конце
второго, а не в начале первого курса.

Я хочу попробовать вернуться, и мне интересно, когда -- ориентировочно
-- закончатся ввводные листки и начнутся вещи из Кириллова-Гвишиани?

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-05 17:21 (link)

Не в этом семестре точно.

Но задачи по метрическим пространствам (которые со звездочкой)
будт нетривиальные в первый месяц уже. Теорема Хопфа-Ринова
например.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)

А как насчеи - (Anonymous), 2004-09-06 01:16:10

[info]sobaker
2004-09-05 21:58 (link)
Читаешь такое - и радуешься.

(Reply to this)


[info]svonz
2004-09-05 23:59 (link)
Успехов Вам. Главное, что действительно все это в России начинает происходить.

(Reply to this) (Thread)

Как вклинится к вам не понятно
(Anonymous)
2004-09-06 01:23 (link)
Можно ли заочно поучиться на НМУ?
Например, посылая листочки-ответы по е-маил....
Или вы там бабки собираете?
И вообще, как думаете насчет образования через интернет.
Уж очень хочется, а возможности нет...

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: Как вклинится к вам не понятно - [info]tiphareth, 2004-09-06 03:03:36
Re: Как вклинится к вам не понятно - (Anonymous), 2004-09-06 07:33:44
Re: Как вклинится к вам не понятно - [info]tiphareth, 2004-09-06 13:24:43
Re: Как вклинится к вам не понятно - (Anonymous), 2004-09-06 19:26:40
Re: Как вклинится к вам не понятно - [info]tiphareth, 2004-09-07 02:42:33

[info]prool
2004-09-06 01:49 (link)
О Тифарет! Восплачь над глупостью человеческой (над моей). Пару дней назад я хотел рассказать дочке про логарифмы. И сделал два эпохальных открытия:

1. Возведение в степень и извлечение корня - это одна и та же операция

2. Операция, обратная возведению в степень - извлечение логарифма

До этого я думал, что забыл вузовский курс, а теперь оказывается, что и школьный тоже :)

(Reply to this)


[info]lidums
2004-09-06 18:35 (link)
Программа мех-мата МГУ устарела на сотню лет и все
попытки ее модернизировать, предпринятые на протяжении
последних 40 лет, были неудачными.


Где можно почитать историю попыток модернизации программы мехмата?

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-07 02:36 (link)

Насчет "где почитать", я не знаю, но много
занимался этим Постников, изготовивший для мех-мата
замечательные учебники по курсу линейной алгебры, групп
Ли и (похуже) топологии. В данный момент на мех-мате
не проходят даже групп Ли, про гомотопическую
топологию и слов нет.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent)


[info]sobaker
2004-09-06 19:43 (link)
Кстати - http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=story&cid=857&ncid=757&e=10&u=/nm/20040906/od_uk_nm/oukoe_science_maths - а это правда?

(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-07 02:39 (link)

Правда.
Публикациям Перельмана
года два. У меня где-то в LJ был подробный
комментарий.

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)

(no subject) - (Anonymous), 2004-09-08 06:42:17
(no subject) - [info]tiphareth, 2004-09-09 04:26:43

[info]kapahel
2004-09-07 08:44 (link)
Shy Russian
прелесть какая 8)

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2004-09-08 07:06 (link)
Миша, скажите почему кольцо называется кольцом, а скажем не сферой (какие свойства математической структуры кольца ассоциируютя с практическими свойствами колец)?
Тоже самое для поля.
Тоже самое для инъекции, сюрекции и биекции.

Кому-то, когда-то пришли в голову какие-то ассоциации между математическими понятиями и реальными вещами. Для обучения и развития интуиции хорошо бы эти ассоциации донести до студентов, а не только давать голые определения.


(Reply to this) (Thread)


[info]tiphareth
2004-09-08 10:59 (link)

Вся эта терминология совершенно условная, и никакого
смысла не имеет. Тем более глупо ее истолковывать

Такие дела
Миша

(Reply to this) (Parent) (Thread)

(no subject) - (Anonymous), 2004-09-08 11:44:22
(no subject) - [info]tiphareth, 2004-09-08 11:56:04
(no subject) - (Anonymous), 2004-09-08 18:53:07
Опечатки в листках
[info]marina_p
2004-09-26 06:17 (link)
Почитала ваши листки, выложенные на сайте. Очень интересно, узнала много нового :-)
Планируете ли Вы выкладывать все следующие листки? (было бы здорово).
Правильно ли я поняла, что всего за семестр будет 15 таких листов по алгебре, и 15 -- по геометрии?
Как вы оцениваете: смогут ли те, кто к вам сейчас ходит на занятия, сдать такой объем за семестр? (на мой взгляд, 30 листков до нового года -- это слишком уж круто)

Замеченные опечатки и пр.:

Алгебра 2.
Задача 2.4: n или 3?

Алгебра 4.
Часть указания к задаче 4.17 дублирует доказанное в 4.13.
Условие 4.18 дублирует часть условия 4.15.

Геометрия 3.
Определение 3.5 -- не очень хорошо ИМХО, что термин "между" не был определен.
Задача 3.15 -- разве не надо потребовать симметричности \nu?
Определение 3.10 -- норма на Z, но в нуле не определена.
Задача 3.34 -- вроде бы вместо первого p, который множитель перед суммой,
должно быть (p-1)?
Определение 3.22. Не очень четко, хорошо бы добавить "для всех x,y", если я правильно поняла его смысл.
Указание к задаче 3.41. Может, я не поняла идею, но ощущение, что там что-то странное написано (откуда берется, что для всех простых делителей будет <1? Сами-то делители могут быть >p). То же самое и для Указания к Задаче 3.43. Это правильно?

(Reply to this) (Thread)

Re: Опечатки в листках - [info]tiphareth, 2004-09-26 22:19:01
Re: Опечатки в листках - [info]marina_p, 2004-09-27 11:29:43
Re: Опечатки в листках - [info]tiphareth, 2004-09-28 13:33:07
Re: Опечатки в листках - [info]marina_p, 2004-09-27 23:31:36
Re: Опечатки в листках - [info]tiphareth, 2004-09-28 13:44:48
Re: Опечатки в листках - [info]marina_p, 2004-09-28 23:47:21
Re: Опечатки в листках - [info]tiphareth, 2004-09-29 19:45:35
Re: Опечатки в листках - [info]marina_p, 2004-09-30 09:05:17
Re: Опечатки в листках - [info]tiphareth, 2004-10-01 04:28:58
Опечатки в новых листках :-) - [info]marina_p, 2004-10-03 08:12:56
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]tiphareth, 2004-10-04 05:38:07
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]marina_p, 2004-10-04 21:55:22
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]tiphareth, 2004-10-04 22:19:22
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]marina_p, 2004-10-04 22:42:35
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]tiphareth, 2004-10-04 23:15:27
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]marina_p, 2004-10-04 23:37:42
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]tiphareth, 2004-10-04 23:51:39
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]tiphareth, 2004-10-05 00:29:52
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]marina_p, 2004-10-05 00:35:37
Re: Опечатки в новых листках :-) - [info]tiphareth, 2004-10-05 18:16:02
Геометрия 4 - [info]marina_p, 2004-10-03 08:55:23

[info]marina_p
2004-09-29 00:24 (link)
> В принципе этот курс был результатом компромисса
> между "хорошим" (программа, выложенная здесь вот:
> http://imperium.lenin.ru/~verbit/MATH/MCCME/first-term.html
> и "плохим" (Ильяшенко хотел, чтоб я преподавал
> алгебру в рамках заведенного учебного процесса
> в НМУ, который тотально бесполезен по-моему),
> и в полном неуспехе "эксперимента" сомнений
> у меня не было (да и ни у кого не было,
> кажется). Компромисс всегда приводит к решению,
> которое не удовлетворяет вообще никого.

Компромисс в чем -- в том, что некоторые темы исключены, или что матшкольники не сдают отдельный экзамен?

Увидела на http://imperium.lenin.ru/~verbit/MATH/programma.html вашу программу.
Оно, конечно, впечатляет, у меня по этой программе освоен первый курс плюс небольшой кусочек второго и совсем уже капля третьего :-) Но зачем вы выкинули дифференциальные уравнения, и обычные, и в частных производных? А вариационное исчисление, выпуклый анализ? Да еще, наверное, много чего, сходу в голову не приходит.

(Reply to this) (Thread)

(no subject) - [info]tiphareth, 2004-09-29 20:26:30
Часть 1 - [info]marina_p, 2004-09-30 04:46:25
Re: Часть 1 - [info]tiphareth, 2004-10-01 04:15:02
Re: Часть 1 - [info]marina_p, 2004-10-01 05:00:52
Re: Часть 1 - [info]tiphareth, 2004-10-02 06:55:50
Пучки - [info]marina_p, 2004-10-01 05:50:07
Re: Пучки - [info]tiphareth, 2004-10-02 07:03:53
Re: Пучки - [info]marina_p, 2004-10-02 07:38:34
Re: Пучки - [info]kapahel, 2004-10-08 04:44:25
Re: Пучки - [info]tiphareth, 2004-10-08 05:04:30
Re: Пучки - [info]marina_p, 2004-10-12 01:57:23
Re: Пучки - [info]tiphareth, 2004-10-16 03:23:15
Часть 2 - [info]marina_p, 2004-09-30 04:47:59
Re: Часть 2 - [info]tiphareth, 2004-10-01 04:19:29


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]