Alzheimer ([info]alzheimer) wrote,
@ 2002-09-18 21:39:00
О храме Христа Спасителя
Нарыл Яндексом Библиографический указатель 1817-1995 статей о храме Христа Спасителя, с упоминанием трех моих старых заметок для "Независимой газеты".

Умилился пафосу заголовков, которые я давно забыл:
"Агрессия суррогата" // Независимая газ. - 1994. - 31 дек. - С. 13.
"Мы наш, мы новый храм построим" // Независимая газ. - 1994. - 7 апр. - С. 6.
"Преступление и наказание: хуже разрушения храма Христа Спасителя может быть только его воссоздание" // Независимая газ. - 1994. - 25 июня. - С. 6.

Хорошо, что "Независька" тех лет недоступна он-лайн, заметки были так себе: главный их плюс был в оперативности "срывания масок". Сейчас многое устарело.

Храм Христа Спасителя последний раз я видел в 1999 году.

.

До этого я участвовал практически во всех фазах его воссоздания, в качестве крайне недоброжелательного наблюдателя, как это видно из заголовков. Подписывались они псевдонимом, но вовсе не из-за боязни "притеснений со стороны мэрии", а потому что публикации на стороне не поощрялись.

Идея воссоздания критиковалась как бы "справа".

"Агрессия суррогата" -- значит, что строительство нового храма по образу старого современными способами есть еще большее насилие над идеей подлинности памятника, чем даже разрушение этого памятника.

В архитектурном сооружении имеет значение все, а не только форма: материал, метод строительства и даже грифель, которым наносятся на бумагу чертежи. Имеет значение время, которое проходит от рождения замысла и до его воплощения, имеют значение все люди, вплоть до самого последнего рабочего.
Именно поэтому никакая регенерация исторического города, разрушенного так, как была разрушена Москва, невозможна.
В редких случаях она может быть уместна, когда сознание народа просто не выносит отсутствие того, что было еще вчера и составляло предмет национальной гордости. Как питерские дворцы. Но в Москве уже нашло отражение совсем другое время, а когда начинается "работа над градостроительными ошибками", то это как правило напоминает "повторение пройденного".

Отсутствие храма Христа Спасителя народное сознание выносило.
Оно плескалось с удовольствием в бассейне и придумывало некие хэппенинги на этом месте, когда бассейн был уже закрыт. Там уже вовсю онанировали Бреннер с Куликом.

Когда храм закладывали, я стоял недалеко от Патриарха, опускавшего в бетонную капсулу и щелкал камерой. На следующий день редактор спросил, как все происходило.
Я сказал, что в момент погружения капсулы разошлись серые облака и выглянуло ясное солнце. Надо было что-то наврать. Редактор раскрыл рот.

Когда храм уже стоял в виде бетонной коробки, среди сырых стен дал несколько концертов Ростропович.

Всякий раз на подобных событиях собирался довольно забавный бомонд: телезвезды, банкиры, поп-звезды. Дима Маликов со своим папой: очень попсовое место.

На одном из собраний совета выступил Марк Захаров и потребовал занести в протокол просьбу о том, чтобы в храме было побольше туалетов, ибо общая беда Москвы и всех ее общественных сооружений -- это отсутствие туалетов.

На собраниях подобного рода мне нравилось наблюдать за известными людьми и их реакцией, например, на чтение молитв.
Например, Церетели крестился, но словно украдкой. Глазунов -- нет, не крестился.
Начальники стройдепартамента не крестились, стояли, опустив глаза, и чувствовали себя явно неловко, Ресин однажды сказал: "я вообще по национальности еврей, но раз храм у христиан отняли, то надо вернуть."

Однажды пришел банкир Смоленский, гражданин Австрии, в прошлом преступник, в настоящем, кажется, тоже. Его "Столичный" банк подарил сколько-то золота для куполов. "Надо будет, еще отвалим", -- сказал Смоленский в кулуарах.


Колобов перечислил в фонд храма свою премию "Триумф". После этого ему построили театр "Новая опера". Фирма Philips подарила светильники и получила выход на новый рынок.

Однажды на заседание пришел похожий на хиппи Петр Паламарчук, автор четырехтомника "Сорок сороков". Он сказал что-то высокомерное и ушел, явно раздосадованный. Недавно я узнал, что он умер. Очень жаль, это был очень интересный и талантливый человек.

Патриотической прессе очень нравилось, что нижний храм проектировал архитектор по фамилии Оболенский и не нравилось, что одним из руководителей фонда был бывший рекламщик жуликоватого вида по отчеству Маркович.
Верхним храмом сперва занимался Покровский, но потом его заменили на Денисова из-за того, что архитекторы чертили чертежи медленнее, чем строители могли строить.

Таких подробностей я помню очень много, писать про все это можно бесконечно.
В 1999 году я ехал по Ленинскому проспекту и обнаружил, что место для храма некогда было выбрано идеально, он замыкает практически все перспективы и великолепно вписывается в панораму.

Архитектура храма мне нравится. Оригинального храма. Сетования о том, что это "самовар", что-то там собой придавивший или "толстопузая баба" -- это все крайне неумная вкусовщина. Сейчас он похож на некий мираж -- где-то вдалеке маячит оазис, а подходишь ближе, и там все та же лужа.

Наверное, при желании можно и нынешнее сооружение наполнить некоей идеологической программой, ноу меня не получается. Не думаю, что у кого-то получится.
Памятник всегда есть память не столько о предмете, сколько о времени.

Образ, через который не обязательно постигается первообраз, но всегда постигается время.

Сейчас в храме Христа, конечно же, есть туалеты, как того хотел Марк Захаров, там есть лифты, конференц-зал, гараж, библиотека и много чего еще, Интернет наверняка проведен. Какая тут идеология?
Говорят, он хорошо расписан и в целом, наверное, неплохо, что он есть.
Лучше, чем то, что было в советские годы.

Но к той России, образ которой строил Тон, это все равно не имеет уже никакого отношения.
Матерый газетчик тут бы ввернул, что этот тот "тон", который не удалось выдержать.

Примерно так и есть. Преступление и наказание.


(Post a new comment)


[info]leona_cassiani
2002-09-19 00:59 (link)
На него хорошо смотреть издалека - именно потому, что место некогда было хорошо выбрано. и на самовар он вовсе не похож. Но вот если подойти поближе...Внутри я никогда не была и не видела всех этих благ цивилизации типа туалетов, но и снаружи видно, что это какое-то насилие. Или издевательство. довольно неумное, причем. Насчет времени - это вы очень верно. когда на него смотришь, становится понятно, что это неправильно. он весь вылизанный и все такое, а главное, сейчас, в это время таким его строить не должны были.
хотя с другой стороны...Если учесть, сколько всего творится такого, чего по идее происходить не должно, то начинает казаться, что все очень даже и лучшим памятником времени будет нагромождение маразма

(Reply to this) (Thread)


[info]alzheimer
2002-09-19 10:43 (link)
Да, примерно так.

А каким его, по вашему, строить должны были?

Что касается "самовара", то это из тех эпитетов, которыми сооружение награждали в разные времена.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

озадачили!
[info]leona_cassiani
2002-09-19 12:17 (link)
Если честно, то никогда не задумывалась об этом - в том числе и тогда, когда писала, что, дескать, не таким :)
Пожалуй, вообще не надо было его строить. сделали бы лучше этот...как его?..фонтан :)) Он на размышления наводит. Храм, впрочем, тоже.
хмм, может, будь это в моей власти, я бы и отказалась от него совсем. по религиозным, например, соображениям.
А вы что думаете?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: озадачили!
[info]alzheimer
2002-09-19 12:36 (link)
В таких сложных и неочевидных ситуациях, которые, кстати, бывают сплошь и рядом, обычно принято проводит открытый архитектурный конкурс.

В данном случае, я думаю, было бы уместно провести именно такой конкурс на лучшую идею.

Из известных мне идея мне очень нравится, например, такая (не помню, чья она и не уверен, что верно ее излагаю): слегка перестроить бассейн, чтобы превратить его в каскад водоемов и в самом центре, на острове, построить небольшую копию того храма, который некогда был. Как памятник.

Размером со средний приходской храм. Мне кажется, это было бы очень красиво, недорого и современно. Тем более, что территорию можно было бы в таком случае очень изысканно благоустроить: каскады фонтаном, дорожки, мостики и проч.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]leona_cassiani
2002-09-19 13:38 (link)
Боюсь, заказ все равно получил бы Церетели.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]alzheimer
2002-09-19 14:26 (link)
Вы немножко путаете. :)
Церетели скульптор, а не архитектор.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

одна сатана!
[info]leona_cassiani
2002-09-20 01:20 (link)
М-да, что-то я забылась :) уж настолько привыкли связывать каждый новый кич, появляющийся на улицах столицы, с именем Церетели, что имя это становится нарицательным. Ну, получил бы заказ какой-нибудь "церетели от архитектуры" :)
Кстати, некоторое время назад не то в Известиях, не то в Коммерсанте было интервью с сиим деятелем, где, в частности, сообщалось, что у него в москве несколько особняков, доверху заполненных уже готовыми его творениями, и рано или поздно все они хлынут оттуда....бррр. А еще маэстро поведал о некоторых особенностях своей манеры работать: "Они критикуют, а мне что? Я только темп работы наращиваю!" :)) моськи лают, а караван идет...

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: одна сатана!
[info]alzheimer
2002-09-20 08:48 (link)
Про особняки это правда. На Большой Грузинской улице, напротив памятника Руставели.

Не хвастовства ради даже могу сказать, что я в них был. Действительно все забито.

(Reply to this) (Parent)


[info]msteriya
2002-09-19 07:43 (link)
Спасибо большое! Очаровательный рассказ!

(Reply to this)


[info]del_mar
2002-09-19 08:57 (link)
Если я не ошибаюсь, одним из первых в списке пожертвователей на черной мраморной доске (золотом писаной) внутри Торчка (Храма, то бишь) стоит Николай Николаевич Питерский. Читай Никола Питерский, смотри Джентельмены Удачи. Символично? Си, оф коз. Граждане москвичи, поправьте, ежели не права. Давно не заходила.
А роспись там - дерьмовая, новодел.
Не люблю. Вот!

(Reply to this)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]