Dodo ([info]dodododo) wrote,
@ 2002-10-15 15:42:00
Окололитературное
Вчерашний вопрос натолкнул на некоторые размышления.
Когда исторически "чернуха" стала равноправным течением в русской литературе?
Сорокин, которого знаю давно - еще по московской тусовке - всегда уверенно называл своим единственным учителем Юрия Мамлеева.
Мамлеевских книг я тогда еще не читала. Да и Сорокина тогда воспринимала не столько как писателя, сколько члена тусовки. Он дал мне прочитать "Тридцатую любовь Марины", еще в виде
манускрипта. Мне было физически плохо от чтения, помню - пардон за подробности - что приходилось регулярно бегать в туалет со рвотными спазмами. Тем не менее дочитала до конца.
Затем ко мне стали обращаться всякие члены богемы: "Слышал, что у тебя лежит роман Сорокина? - дай почитать, хоть на одну ночь". При тогдашнем литературном голоде все книги просились и давались на одну ночь. Хотя уже был расцвет перестройки, традиции сохранялись. Я еще пробовала объяснить желающим, что это специфическое чтение, что нужно осторожно к этому подходить, но они настаивали. Потом возвращали мне с гневом рукопись (хотя, подчеркиваю, это была не неподготовленная публика, а самая что ни на есть богема). Один довольно известный художник сказал, что после чтения он решил бросить курить, теперь каждое утро будет чистить зубы и делать пробежки. Недавно мы встретились в Берлине с этим художником - он приезжал с выставкой - я напомнила ему о его словах, он подтвердил, что с тех пор так и бегает по утрам. Так что можно говорить о положительном влиянии.
Но если серьезно - чернуха в ВРЛ началась с "Мелкого беса", видимо, - пусть литературоведы меня поправят, если я неправа. Сологуб, кстати, любимый поэт Сорокина. Он рассказывал, что как-то читал своим маленьким дочкам на ночь стихи:
Бедные дети в лесу,
Кто вам покажет дорогу?
Жалобный плач понесу
Тихо к родному порогу

Дочки расплакались и сказали: "Вот так-то ты, папочка, детей любишь!"
Что касается Мамлеева - как-то Сорокин сообщил всем в тусовке, что в Москву заехал Мамлеев и у него будет творческий вечер в ЦДЛ, всем нужно на него посмотреть - неизвестно, надолго ли тот в наши края. Я в тот день была страшно занята, пришла с большим опозданием, вечер уже закончился. Застала Сорокина, с кем-то разговаривающего. Он мне сказал: "Мамлеев еще не ушел. Тебе непременно надо на него взглянуть, может, он скоро уедет и никогда больше не появится в России. Тем более, что отец у него был психиатр и все свои книги он написал под впечатлением от чтения специальной литературы. Он должен быть сейчас в холле. Иди туда скорее, а я вас подойду представлю."
Я прошла в холл - там совершенно пусто. Возвращаюсь к Сорокину: "Он уже ушел, я тоже пойду тогда, у меня дела." - "Нет-нет, он не мог уйти без меня - мы собирались вместе пойти. Он должен быть в холле. Дождись, я скоро приду." Иду опять в совершенно пустой холл и в полном одиночестве стою там минут пятнадцать. Наконец появляется Сорокин, начинает озираться по сторонам и вдруг уверенно идет к одному из пустых углов с восклицанием: "Вот вы где!" Я подхожу ближе и вижу, что Сорокин уже не один, а с небольшим мужичком, которому сообщает: "Хочу представить вам психолога бла-бла-бла". Я немею - во-первых, так и не удосужилась к тому времени прочитать Мамлеева и не знаю, что сказать, во-вторых, внезапная материализация Мамлеева сбила меня с толку, в-третьих, он выглядел совсем не так, как по моим представлениям ждолжен был выглядеть известныйрусскийписательтолькочтоизАмерики - весь всклокоченный, в мятом бесформенном костюме - как будто он несколько ночей прямо в нем ночевал на вокзале, с огромным портфелем, из которого - видимо, поверх рукописей положенный - торчал хвост воблы, завернутой в газету. Довершал бомжовый вид огромный фингал вокруг глаза. Поэтому я не помню что промямлила, Мамлеева, судя по всему, вид юного психолога женского полу привел в неменьшее смятение - он тоже что-то пробормотал, упорно глядя на свои давно нечищенные ботинки. С тех пор я его больше не видела. Он был как-то в Берлине с чтением, но я не пошла на вечер. Сорокин часто бывает в Берлине.
Не знаю, является ли Сорокин членом какого-то тайного общества? Владеет ли Мамлеев магией,или я не видела его из-за пресловутой перцептивной защиты.
А новое поколение "чернушников"? Обладают ли они тайным знанием?


(Post a new comment)

(Screened Post)

[info]dodododo
2002-10-15 07:35 (link)
Ваш комментарий перевожу в скрытый режим, чтоб не смущал читателей.
А вопросы провокационные, ответ - заранее известен.
Я не люблю задавать вопросы, ответы на которые можно предсказать с точностью до сотой.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-15 07:45 (link)
Ещё бы не провокационный.
Мне было смешно, что Вы удалили меня из френдов после текста о гнойном Лурье, и вернули в френд-список после текста о гнойном Тельникове.

После таких вещей комменты хочется писать не иначе как провокационные.

Прошу расскринить мой коммент, в противном случае я буду вынужден публично опубликовать его в своем дневнике, но уже прибавив массу разных вещей, приукрасив события и так далее.
Я это умею.





























(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kcn
2002-10-15 07:56 (link)
вы сильно серьезно воспринимаете процесс редактирования friend list, на самом деле.
то есть вы симпатичны, как экстремист.
но чересчур серьезны, afaik.
надо мягче.

(Reply to this) (Parent)

Re:
[info]dodododo
2002-10-15 08:01 (link)
В своем дневнике Вы можете делать все что Вам хочется.
Мотивы моего добавления Вы неправильно истолковали

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-15 09:36 (link)
Да, Вы правы.
Прайвеси и так далее.
Прошу прощения, что свиной харей в калашный ряд.

А вообще -- представьте, что я сейчас удаляю свой коммент (заскриненный), а потом объявляю, что Вы удалили 20 (двадцать) моих комментов, а также свои ответы на них, а сделали это потому, что якобы не выдержали моих справедливых суждений об эмиграции и о психологии.
И этот выдуманный диалог я тут же приведу, стараясь соблюдать Вашу стилистику, некоторую фактологию, добавлю о Вас каких-нибудь гадостей в лозунговых манерах и прочее, что может задеть и повлиять на неокрепшие умы.

Мотивы моего добавления Вы неправильно истолковали

Виноват, Вы добавили меня не иначе потому, что Вам интересно меня читать.
Не по принципу же взаимности "ты меня -- я тебя"?


Предыдущий коммент почему-то странно отобразился, с пустым местом; я не специально.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]dodododo
2002-10-15 09:40 (link)
Вы что, шантажируете? Это смешно.

О моих мотивах добавления правильное предположение сделал [info]kcn.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-15 10:05 (link)
Нет, я пытаюсь рассказать (неубедительно) о том, что может случиться на самом деле.
Вообще, скрин-комменты, как и френд-модовые записи -- это гадость.

>О моих мотивах добавления правильное предположение сделал kcn.

Да, он прав, для меня это всё очень серьёзно.
Это единственное, в чём он прав.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]dodododo
2002-10-15 10:12 (link)
гадость - это Ваши угрозы.
а писать в своем журнале в режиме толлько для друзей - личный выбор каждого.
удалять или скринить комменты, которые не устраивают хозяина дневника - тоже его личное дело.
то же касается Ваших записей о [info]hgrе-
одном из редких людей, которых я искренне уважаю.
Если Вы будете продолжать это делать в моем журнале, я Вас забаню, только и всего.
В своем журнале Вы можете писать обо мне все что угодно. Вы слишком высокого мнения о себе, если думаете, что Вам удастся очернить [info]hgr

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-16 08:37 (link)
>Если Вы будете продолжать это делать в моем журнале,
>я Вас забаню, только и всего

Именно что, только и всего.

>Вы слишком высокого мнения о себе, если думаете,
>что Вам удастся очернить hgr

Попробуйте его очернить, на нём клейма уже негде ставить.

(Reply to this) (Parent)


[info]kcn
2002-10-15 09:47 (link)
и что, если удалите и что-то такое напишете?
дальше-то - что?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-15 10:05 (link)
Смешной Вы человек.
Наверное, Вы ещё очень молоды.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kcn
2002-10-15 10:07 (link)
serg_a, вы заставлять меня улыбка. благодарить вас.

(Reply to this) (Parent)

Сами мы не местные...
[info]golosptic
2002-10-15 10:35 (link)
>А вообще -- представьте, что я сейчас удаляю свой коммент (заскриненный), а потом объявляю, что Вы удалили 20 (двадцать) моих комментов, а также свои ответы на них, а сделали это потому, что якобы не выдержали моих справедливых суждений об эмиграции и о психологии.
И этот выдуманный диалог я тут же приведу, стараясь соблюдать Вашу стилистику, некоторую фактологию, добавлю о Вас каких-нибудь гадостей в лозунговых манерах и прочее, что может задеть и повлиять на неокрепшие умы.

Ой, извините пожалуйста, это ничего, что я Вас отвлекаю от ВАЖНОГО?
Вы не могли бы такую клоунаду проделать ещё и со мной? А то я уже как-то начал завидовать [info]dodododo, хочется, чтобы кто-то и ко мне начал очаровательно подлизываться ;-S

(Reply to this) (Parent)


[info]ratri
2002-10-15 20:41 (link)
Вообще мы с До восстановили Вас, руководствуясь одинаковым мотивом, довольно прозрачным. Удивительно мне, что вы даже его не смогли верно просчитать. Или же -- сознательно блефуете.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]dodododo
2002-10-16 04:42 (link)
рекомендую тебе юзера
Если бы я была в твоем положении, только его бы и читала - одни положительные эмоции:-))))

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]ratri
2002-10-17 01:06 (link)
Спасибо, До. Офигительно -- знаешь, бывает кислород в воздухе, а бывает в кислородной подушке :)

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]dodododo
2002-10-17 03:07 (link)
Я тоже первое время не могла надышаться:-))

(Reply to this) (Parent)


[info]serg_a
2002-10-16 08:37 (link)
Специально по у-мэйлу, что ли, списывались?

Прозрачные мотивы меня не интересуют, прозрачные мотивы всегда ложны.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re:
[info]ratri
2002-10-17 01:08 (link)
А что изменит знание того, что да, специально списывались? Знаете, кстати, как сильно можно расшибиться о стекло, сочтя его миражом?

(Reply to this) (Parent)


[info]kcn
2002-10-15 07:05 (link)
по поводу "мелкого беса" - абсолютно согласен.

кстати, сологуб тоже был в быту очень мягким, сердечным человеком.
мамлеев - странно. он совсем неживой. то есть мамлеев - это как-то гоголь.
еще: ВС срабатывался на набокове, соцреализме, детских книжках, книгах о войне и детективах.
о мамлееве этого сказать никак нельзя.

(Reply to this) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-15 07:23 (link)
>кстати, сологуб тоже был в быту очень мягким, сердечным человеком.

Вы знакомы, что ли, были?

>то есть мамлеев - это как-то гоголь.

Супер.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kcn
2002-10-15 07:52 (link)
знакомы c сологубом?
нет. не довелось.
я как-то сильно младше.

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]serg_a
2002-10-15 09:36 (link)
Оно и видно.
Хватает же наглости писать священные имена Сологуба и Гоголя с маленькой буквы.
Сами себя поди с большой буквы величаете?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kcn
2002-10-15 09:46 (link)
а что - видно?
то есть если был бы знаком, то писал бы с большой?
или где?
что-то это как-то не слишком внятно.

а я многое пишу с маленькой буквы. то есть вот даже "многое".

(Reply to this) (Parent)

Re:
[info]dodododo
2002-10-15 07:31 (link)
Кстати, я в конце текста добавила парочку вопросов.
Что ты по этому поводу думаешь?

(Reply to this) (Parent) (Thread)


[info]kcn
2002-10-15 08:04 (link)
по поводу "тайного ордена" - не знаю. хотя, применительно литературному контексту, такая мысль может возникнуть. только не думаю, что это слишком всерьез.

новые "чернушники" - снова не знаю. был бы им - ответил. :)

вообще, необходимым кажется наличие интуиции. а остальное представляется неважным.

(Reply to this) (Parent)


[info]brat_dionysij
2002-10-15 08:05 (link)
очень хороший пост у Вас.
по-больше бы таких.
прямо печатать в мемуарном отделе можливо.
а по сути:
как чел, неволею судьбы "близко-близко" соприкоснувшийся с текстом тридцатой марины (часто переводчик узнает и познает текст лучше и интимнее самого автора), я немало удивлен Вашими рвотными эффектами.
Ибо маринна , ИМХО, весьма спокойная, в меру эротичная и эвристически юмористическая книга. даже последние ее страницы...
если бы Вы это - про Ваш блёв, написали о некоторых экспонатах субботника, Сердец, и тп., то я бы понял:-))

в плане начала чернухи. возможно. да. сологуб...

интереснО, кто же тогда дал в харю мамлееву?

а Вы , стало быть, выпускница псих. фака. (пардон) МГУ?

(Reply to this) (Thread)


[info]dodododo
2002-10-15 09:31 (link)
таки да.
я ведб тогда была неподготовлена к такого рода текстам, поэтому можно простить чрезмерную впечатлительность

(Reply to this) (Parent) (Thread)

К такому нельзя подготовиться. ))))
[info]pigeonz
2002-10-15 09:58 (link)
Оно либо есть, либо его нет. Как Вы изволили прежде заметить, кое-какой опыт в моей жизни имеется, включая чернушный и негативный. Тем не менее, на первом же романе Сорокина (так и называется, "Роман"), принципиально прочтенным мною от корки до корки, мне было, мягко говоря, нехорошо. Мягко говоря, неприятно было. В сущности, и расчлененка может быть искусством. То есть, ее можно было бы простить господину Сорокину. Если бы в том романе было что-то кроме. Ан нет. Языковая стилизация безобразная. Сюжет и всякие прочие приметы художественного текста бледненькие. Скука смертная. Недавно из вредности прочла еще одну маленькую весч (не помню как называется, но в ней вроде как порнографию нашли) - там никакой порнографии, на мой взгляд, не было. Влюбленный юноша совокупляется с разложившимся трупом своей невесты. Гадость есть. Искусства нету. А Вы еще спрашиваете, нет ли у меня вопросов к Сорокину. Сделал себе, понимаешь, имя на трупах и популистских полуполитических скандалах. Никакой мистики я в этой тоскливой личности не усматриваю. Какой он нафиг маг? Он даже на шарлатана не тянет. Простите меня, дорогая Додо, что я тут ругаюсь. Давно хотела все это кому-нибудь сказать, но как-то никто под мою горячую руку не попадался.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: К такому нельзя подготовиться. ))))
[info]dodododo
2002-10-15 10:04 (link)
Да что Вы - ругайтесь на здоровье:-)
Я с Вами согласна.

(Reply to this) (Parent)

по поводу "чернушников"
[info]iti
2002-10-15 10:34 (link)
хочу напомнить про Аркадия Ровнера

(Reply to this) (Thread)

Re: по поводу "чернушников"
[info]dodododo
2002-10-15 10:36 (link)
я такого не знаю...

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: по поводу "чернушников"
[info]iti
2002-10-15 10:53 (link)
Это, понятно, не Сологуб...
............................

Кто говорит, что смерти нет,
являет глупость и упорство.
Ей отдавая свой скелет,
с ней не вступлю в единоборство.

Ей отдавая свой мешок
кишок и мышц и сухожилий,
предвижу страх, предвижу шок,
но не терзаюсь: или или.

Смерть, ты всему даешь предел
и оттеняешь смысл явлений,
иначе как бы поколений
существовал водораздел?

Развязываешь все узлы
иронией животворящей,
закапывая труп смердящий,
эвакуируешь тылы.

Ласкаешь тою же рукой
и подчиненного и босса,
не пробуя на все вопросы
ответы принести с собой.

Одни завесы поднимая,
другие опускаешь ты,
не суетясь и понимая
гносеологию тщеты,

Твой безупречен глазомер,
успокоителен укус,
и верен в сутолоке вер
себе твой изощренный вкус.

Одень опаловое платье
и жемчуга тугую нить,
когда на быстром самокате
меня приедешь навестить.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: по поводу "чернушников"
[info]dodododo
2002-10-15 10:57 (link)
Песня, как я понимаю:-)
Чернушников смерть не остановит. Они на ней делают свой бизнес

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: по поводу "чернушников"
[info]iti
2002-10-15 15:07 (link)
неужели настолько устойчиво впечатление, что я только в песнях разбираюсь?

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: по поводу "чернушников"
[info]dodododo
2002-10-15 17:28 (link)
Ну почему же - еще в немецком языке, законодательстве, компьютерах...
А в чем - не?
Мне это неизвестно

(Reply to this) (Parent)

Re: по поводу "чернушников"
[info]iti
2002-10-15 10:56 (link)
Я с ним немного общался, когда он приезжал в Москву читать лекции о "Третьей литературе"
Ну, и книжек его много прочитал

Ровнер Аркадий Борисович - писатель, издатель, преподаватель, член американского Пен-клуба и Союза московских писателей, доцент кафедры религиоведения факультета музеологии РГГУ. Автор десяти книг и множества философских эссе, опубликованных в периодических изданиях России, США, Франции, Кореи, Израиля, Австралии и др. В 60-70-е годы в России А. Р. был составной частью российского творческого и религиозно-мистического подполья.

(Reply to this) (Parent) (Thread)

Re: по поводу "чернушников"
[info]dodododo
2002-10-15 10:58 (link)
спасибо.
а я и не слышала...

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2002-10-15 10:35 (link)
Алексей Даен.

Вопрос: О каком Лурье идёт речь? О Борисе?

(Reply to this) (Thread)


[info]dodododo
2002-10-15 10:41 (link)
Не воспринимайте все это слишком серьезно - вьюнош самоутверждается подобным образом:-)

(Reply to this) (Parent)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Login/Logout | Browse Options | Site Map ]