Письмо д. Николая
hgr что-то разбуянился.
Публично обзывает священника РПЦЗ о. Сергия Киселева "дерьмом" и пр. Обидно, что некоторые люди по ошибке принимают
hgr за порядочного человека. Поэтому, скрепя сердце, мне придётся поместить для справки свидетельство д. Николая Савченко об этом "иеромонахе". Комментарии я отключаю, потому что не собираюсь обсуждать данный материал. Только для сведения тех, кто еще может соблазниться и последовать за этим человеком!
Кстати, автор нижепомещаемого материала, д. Николай,
pravoslavnij недавно появился в ЖЖ. Он подтвердит вам подлинность этого письма и сведений, в нем содержащихся.
Предисловие редакции православного альманаха Романитас:
Публикуемое здесь свидетельство бывшего члена редсовета ж-ла Вертоград
впервые появилось синхронно на Неофициальном форуме РПАЦ, модерируемым
духовным чадом иером.Григория (Лурье) и на форуме Романитас, после чего,
без объяснения причин и без внятного опровержения данного изложения-вопроса
д.Николай Савченко был отключен от первой конференции, хотя он поначалу
лишь просил объяснить ситуацию самого иером.Григория(Лурье). После чего
произошло еще одно происшествие: неизвестные лица подобрали пароль к
конференции Романитас и удалили с нее это свидетельство. Отчасти в виду
данных загадочных обстоятельств мы решились на публикацию этого
свидетельства на нашем Сервере. Мы надеемся на то, что вопросы, которыми
задавались практически все санкт-петербургские священники в РПЦЗ в 1999
году, в тот момент, когда сам иером.Григорий покинул Зарубежную Церковь,
найдут, наконец, внятные ответы в расследовании, которое, надеемся,
предпримет священноначалие РПАЦ. Д.Николай Савченко
Об обстоятельствах выхода из редсовета ж-ла Вертоградъ
Я действительно был членом редколлегии ВДъ. Я стал членом редколлегии в мае
1998 года потому, что меня просили Солдатов и Лурье. Я согласился. Я Вышел
из ВДъ официально 28 декабря 1999 года, а в действительности - в сентябре
1999 года. Перед этим примерно с начала весны 1999 года я перестал
обсуждать очередные номера с Василием Лурье и девушками. Причиной моего
первоначального отдаления от ВДъ весной 1999 г. Стала серия моих разговоров
с В.Лурье, в которых он настаивал на необходимости для его общины
пользоваться услугами мафиозных организаций. Я пытался его переубедить, но
все было тщетно. Он настаивал на том, что сотрудничать с мафией нужно и
говорил, что мафия - это люди с понятиями о чести и совести и с ними можно
работать. Мое резкое отрицание этого он называл наивностью и идеализмом.
Особенно резкое отторжение во мне вызвало сотрудничество В.Лурье с мафией в
деле удаления из больницы св. Елисаветы священника РПЦ МП с сестрами
милосердия, когда в их адрес поступали серьезные угрозы.
Мне просто было очень жаль этих девушек в платочках, которым угрожали и
требовали покинуть опекаемых ими больных. В.Лурье по этому поводу очень
радовался в разговоре со мной. Он мне рассказывал, какой испуг был на лице
священника РПЦ МП, когда его вызвали на разговор. Также я никак не принял
решение Лурье о найме в часовню РПЦЗ священника РПЦ МП, чтобы он отпевал
всех умерших подряд, а деньги шли в общину РПЦЗ под руководством В.Лурье.
Не видел я и последовательности в его идеологии. Так, зимой 98-99 годов он
уже вовсю обличал архиереев РПЦЗ в мягкости по отношению к МП, но сам в то
же время приглашал именно священника РПЦ МП, чтобы причащать членов его
общины и отпевать их. За это от него чуть не ушла Таня Сенина, но потом
вернулась.
После этого я отдалился от Лурье, но Солдатов просил меня остаться и просил
очень сильно. Даже когда я написал письмо-уведомление о выходе из ВДъ, то
Солдатов сказал мне, что по-прежнему считает меня членом редколлегии и
надеется на мое возвращение.
Отец Павел Симаков не знал внутренних дел ВДъ, поскольку я скрывал их от
него, надеясь, что В.Лурье исправится. Я не хотел оглашать греха ближнего.
Более осведомлен был участник этого форума Дмитрий Капустин. Он упрекал
меня за медлительность в деле разрыва с ВДъ, а я говорил, что все надеюсь
на исправление.
Это была часовня при морге, где в день несколько отпеваний. Здесь было
большое искушение для В. Лурье получать выручку порядка 150 долларов в день
в докризисных ценах. Священник РПЦ МП там просто зарабатывал на хлеб.
Архиерей РПЦЗ запретил отпевать священникам РПЦЗ. Тогда В.Лурье пригласил к
себе священника РПЦ МП. Как сейчас там, я не знаю.
Духовенству РПЦЗ в Петербурге было запрещено отпевать в морге, дабы не
нарушать канонов (
и еще потому, что еп. Евтихий запрещает брать деньги за требы -- свящ. ДК). Тогда Василий Лурье сказал, что все будет выполняться,
правда мне он сказал, что будет исполнять это формально, по букве. А в
действительности все будет по-другому. Первым делом он попытался привлечь к
отпеваниям греческого старостильного иеромонаха Нектария (Яшунского). Отец
Нектарий больше одного-двух дней не смог это делать и затем наотрез
отказался. Тогда Василий стал искать священника РПЦ МП. Нам всем он сказал,
что часовня в морге перешла к МП. Мы так и думали. Однажды весной 1998 года
умерла прихожанка нашей общины и нам нужно было забирать гроб в морге
больницы св.Елисаветы. Мы решили отпеть ее прямо в морге. Наш тогдашний
настоятель отец Александр Щипакин был в сомнениях, но я сказал ему, что
хотя часовня и перешла к МП, но в часовне работает прихожанка Василия Лурье
и нас не выгонят. Тогда отец Александр решился. Я позвонил Василию и он
сказал, что мы можем отпевать свободно и нас не выгонят. Мы поехали в морг
и начали отпевание. Вдруг я осознал, что забыл ладан. Мы начали отпевать
без каждения и вдруг в часовню пришел священник МП и открыл дверь свечного
ящика. Тут я решил попросить у него ладана. Я подошел и попросил. Он с
радостью дал щепотку и выручил нас. Я был насторожен, не выразит ли он
недовольство, почему мы в часовне без спроса. Ведь нельзя же ссылаться на
разрешение В. Лурье! Он же зарубежник, а священник из РПЦ МП и часовня РПЦ
МП. Тогда я спросил у него, работает ли в часовне Зоя Васильевна. Это
прихожанка В. Лурье. На это священник мне ответил: "Конечно работает, ведь
это часовня Русской Зарубежной Церкви!" Тут я очень удивился, но ничего не
сказал ему. Я понял, что многое мне не понятно. Почему в часовне РПЦЗ служит священник РПЦ МП? После отпевания я поехал на работу и с работы
позвонил Василию. Я сказал ему, что был в морге и говорил со священником и
что он сказал мне кое-что непонятное. Василий сразу прервал меня на
полуслове: Ни слова больше по телефону! Пишите только по мейлу! Я зашел в
интернет и сразу получаю письмо от В. Лурье, где он просит настоятельно
изложить мне дословно, что говорил священник. Я написал ему, что по словам
священника, часовня принадлежит РПЦЗ. Василий тут же ответил мне с
облегчением, что разглашение этой информации не опасно и можно это
обсуждать по телефону. Я до сих пор не знаю, что могло быть опасным, чего
он боялся по настоящему, если это не опасно! Я позвонил ему и он рассказал
мне, что нанял священника МП, что долго отбирал их и под конец выбрал
наиболее подходящего. Еще он сказал, что он даст втык этому священнику,
чтобы тот не говорил лишнего. Он сказал, что все равно морг не может без
отпеваний. Поэтому, он решил, что в морге отпевания будут совершаться,
чтобы деньги шли, зарубежники знают, что часовня перешла к МП, народ тоже
знает, что часовня перешла к МП, а священник МП и епархия МП знают, что
часовня принадлежит РПЦЗ и финансовый директор в ней - В.Лурье. Позже я
несколько раз выражал свое неодобрение этому, но он каждый раз говорил мне,
что я идеалист и что руководство - это всегда непростые решения. Он
предложил мне объяснить для себя эту ситуацию так, что часовня
действительно перешла к МП, ведь никогда больше РПЦЗ не будет в ней
отпевать, а община РПЦЗ просто получает с нее прибыль. Предписания архиерея
РПЦЗ не нарушаются! Ну а деньги с отпеваний идут на нужды общины! С этих
денег и начал печататься ВДъ и даже на английском языке. То есть статьи о
безблагодатности таинств в РПЦ МП печатались на деньги от этих таинств! Это
же безнравственно! Когда я уходил из ВДъ, то сказал Ольге про свое
несогласие и с этим вопросом. Она сказала мне нерешительно, что кажется
сейчас уже ВДъ печатается на другие деньги.
Она сказала кажется и пообещала разузнать у В. Лурье. Через пять минут
она перезвонила и сказала, что теперь уже точно не так. Я сказал, что это
отрадно, ведь раньше он печатался на эти именно деньги. Она нехотя
согласилась. Однако, я предполагаю, что и сейчас все делается на эти
деньги.
Поймите, что формально здесь как бы все гладко и нет нарушений. Обвинять
В.Лурье как бы не за что. Вопрос сотрудничества с мафией еще более
болезненный. В Петербурге этот вопрос многим известен. Когда отпевали отца
Александра Жаркова, то Василий вызвал микроавтобус с вооруженными людьми.
Кто они были? Охранная фирма? Василий многим из нас говорил, что это мафия.
С его слов это именно так. Никогда он не говорил о них как об охранной
фирме. Они стояли около храма и внутри храма и должны были защищать храм
от МП. Когда епископ Евтихий приезжал на 40 дней, то опять была
многочисленная охрана. Тогда епископ Евтихий понял, что здесь что-то
нечисто и запретил открывать храм. То есть в РПЦЗ было запрещено открывать
храм св. Елизаветы, чтобы не отягощать общины РПЦЗ контактами с мафией. На
тот момент в городе было уже четыре общины РПЦЗ и все нуждались в площади,
но мы не пошли за этим храмом.
Но может быть это не мафия, а охранная фирма, которая была привлечена им?
Может он ради сильного слова говорил про мафию? Это был трудный вопрос, но
некоторые действия этих вооруженных людей внушали сомнения в их законности.
Так, Василий мне лично рассказал однажды про то, как из больницы св.
Елизаветы был удален священник РПЦ МП. По словам Василия, этого священника
вызвали здоровые люди по пейджеру на встречу и когда он пришел, то ему
сказали, чтобы он уходил из больницы, иначе будут проблемы. Василий,
рассказывая это, смеялся и говорил, что на лице священника был испуг. Я
возмутился и сказал, что это уголовное преступление и за границей за это
можно сесть в тюрьму. Ну а христианину так вообще нельзя делать. Я ему
сказал, что нельзя следовать заповедям Божьим, злостно нарушая мирской
закон. Я сразу спросил его, какую роль играл в этом он сам. Он стал туманно
отвечать, что иногда необходимы жесткие действия и что я никогда не
руководил большим коллективом и не понимаю этого, что я идеалист. Вскоре
после этого священник ушел из больницы вместе с сестрами милосердия. Лурье
сказал, что он убрался вон из больницы. Для меня этот разговор с Лурье
был потрясением.
Позже на эту тему мы имели с Василием несколько разговоров. Он мне
неоднократно говорил, что с мафией надо сотрудничать, что это необходимо и
что даже ни одна легальная община в наше время не может обойтись без мафии.
Я резко на это возражал, но он опять говорил, что я все упрощенно понимаю.
Последняя моя подробная беседа с Василием была в конце марта 1999 года.
После этого я окончательно отдалился от него. В сентябре 1999 года он ушел
в Суздаль, а у нас в Петербурге все были только рады этому.
Еще одна интересная встреча на эту тему была на Вербное воскресенье 2000
года. Я шел домой со службы с женой и дочкой. В дверях моего дома я
неожиданно столкнулся с тем священником РПЦ МП, которого Василий изгонял из
больницы. Этот священник поздравил нас с праздником и обратился к нам,
обознавшись и приняв за других людей. Невольная ошибка быстро ушла, но тут
я оказался в плену любознательности. Я не смог побороть искушения и спросил
его не служит ли он в больнице св. Елизаветы. Я знал, что не служит, но
спросил именно так. Он на это ответил, что раньше немного служил, но ушел
оттуда из-за тяжелой криминальной обстановки. Это дословно. Я спросил
его, что он имеет в виду. Он ответил, что ему и сестрам милосердия
поступали угрозы с требованиям уйти из больницы и они вынуждены были уйти.
Я спросил откуда эти угрозы исходили. На это он ответил, что инициировали
угрозы те, кто ушел в Зарубежную Церковь. Тут мы с супругой хором сказали, что мы сами из Зарубежной Церкви
и что у нас сотрудничество с мафией резко осуждается. В ответ он стал
хвалить РПЦЗ, и даже некоторые российские приходы РПЦЗ, и говорить, что он
и не сомневался в незнании руководства РПЦЗ того, что творят эти лица. А
сестрам милосердия действительно угрожали и вынудили оставить больных.
Придя домой, я сразу сел за компьютер и написал иеромонаху Григорию письмо
просьбой прокомментировать это. Ответа не было.
Потом я попросил узнать одного из прихожан отца Григория, будет ли ответ.
Прихожанин сказал, что письмо получено и более ничего. Так что ответа я жду
до сих пор. Может вы мне подскажете как это все понять. Тот священник РПЦ
МП пользуется доверием, он кандидат наук в области медицины. Да и как
сомневаться в его словах, если раньше Василий Лурье мне говорил то же самое
со своей стороны! Но ведь тогда это вообще тяжкое духовное преступление!
Оно даже мирские законы нарушает, не то что Божьи.
Д. Николай Савченко