ПРИЯТНОГО АППЕТИТА! (ИНТЕРВЬЮ С ЕГОРОМ ЛЕТОВЫМ) В Цезарее образ Господа заменили зеркалом. (Х.Л.Борхес "Богословы") Костомаров, историк: Двенадцать лет. Тринадцать лет. Пятнадцать лет. Шестнадцать лет. Кругом одни кустаники. (А.Введенский, "Очевидец и крыса") Свобода есть прорыв в этом мире. Свобода приходит из другого мира, она противоречит закону этого мира и опрокидывает его. (Н.Бердяев, "Протеворечия Свободы") Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп - мир недостоин его. (Евангилие от Фомы) ?: Итак, приступим. Вот, для чего тебе это "интервью" ? !: Видишь ли, в предыдуших, в разное время даденых интервью много, к сожалению, переврано, недоговорено или по-просту глупо наго- ворено лично мною же или по неразумению издателей. Я, вот, недавно где-то встретил такую апокалипсическую мысль, что, мол, время сейчас катострафически ускоряется и сжимается, стремительно приближаясь к некой абсолютно критической точке. Этот вот процесс разгоняется буква- льно на глазах - в течении месяца, недели проживается то, на что реньше требовались годы, десятилетия и жизни. Я это сейчас очень четко ощющаю. в последние резиновые месяцы-годы развеялось не мало иллюзий, которые имели место быть в сказаном, написаном, и вообще, содеяном мною в разное время тому назад. И вот теперь очень хочется, чтобы все, по возможности, стало на свои места, очередные, исконные и искренние, а также - разрешить вопросы, которые, возможно, у кого-то возникают ко мне. Хотя сразу хочется сказать,что все, что будет здесь мною сказано, уже содержится в гораздо более глубокой и полной форме в моих стихах и песнях. Имеющий уши слышать - несомненно услышит. А, кроме всего про- чего, сейчас кругом такая ебнутая ситуация, что если ты не скажешь сам - неизбежно выскажутся за тебя. И тогда будет уже поздо подавно, или, по меньшей мере, трудноисправимо. Тем более, что сейчас происхо- дит такой буйный рост мифологии, дрязгов, сплетен...вот. ?: Что можешь сказать по поводу публикуемой тобой подборки соб- ственных стихов и текстов песен ? !: Я крайне против того, чтобы, вообще, где-либо печатались тексты моих песен. Просто негодую. Песня - это песня, и текст ее имеет свою значимость лишь в общем песенном контексте. А это - энергия испо- лнителя, и мелодия, и гармония, и ритм, и еще куча необходимейших ком- понентов. Я вот, не воспринимаю (во всяком млучае в полной мере) песен Высоцкого или Башлачева на бумаге - это надо СЛУШАТЬ. Или петь самому. Иначе ничего НАСТОЯЩЕГО, ничего ЦЕЛОГО не возникает. То, что я здесь публикую - это именно СТИХИ, написанные мною именно для визуального восприятия, для "прочтения глазами", а отнюдь не вслух. "Как в мясной избушке" - хоть и должна звучать (да, и звучит в "ХРОНИКЕ ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА"), но, на мой взгляд, "работает" и в напечатанном, ви- зуальном варианте. И я еще раз хочу убедительно и настоятельно попро- сить редакции зависимых и, тем более, независимых изданий никогда не печатать, не публиковать тексты моих песен, ибо они написаны не для этого. ?: С этого лета ты перестал работать с Янкой. В апреле этого года прекратила свое существование "Г.О.", во всяком случае, ее конце- ртный вариант. В чем причина всех этих расставаний ? !: Знаешь, если ты делашь что-то НАСТОЯЩЕЕ, СМЕЛОЕ, ЧЕСТНОЕ и ЯРКОЕ - тебя обязательно попытаются схватить и схавать. И неизбежно схавают, и святыню твою обосрут, если постоянно не сигать за поднима- емую в очередной раз планку, если не сотворять всякий раз, когда на тебя разевают рот, ОЧЕРЕДНОЙ срачи, очередного отчаяннго скачка, на переваривание которого массам требуется н-ное время, необходимое для твоего нового шага в новые беспредельности. Это - всегда эпатаж в какой-то степени. Каждый твой шаг, каждое твое очередное творение должно быть пропитано такой агрессией, таким патологическим чувствен- ным буйством, чтобы оно встало, выперло ПОПЕРЕК ГЛОТКИ по возможности каждому "убежденному жителю". Так вот, если ты скверно и ежесекундно не гадишь на всех фронтах - тебя неизбежно сделают частью придворного попса, жадной массовой развлекухи - как это случилось с джазом, роком и т.д. и т.п. И все это сейчас происходит с Янкой. Социум ее заживо пожирает и она уже безвозратно, как мне кажется, упустила время и место для необходимых в бодобных случаях заявлений и действий. Теперь она вкупе с моими бывшими согруппниками (вернее, соГрОбниками), судя по всему, находится в противоположном моему делу лагере. Самым досад- ным образом они позволяют черни создавать, лепить из себя сладкозвуч- ный, угодный ей миф. Приятного аппетита! Понятно, не каждый может позволить себе ра- дость и смелость наплевать в кургузые рожи своим почитателям, особен- но, если среди оных - Троицкие, Лепницкие и Гребенщиковы. Я очень отчетливо ощущаю все происходящее с Янкой, потому что сам висел на волоске, когда меня чуть не сожрали 86-89, когда я терял драгоценное время, ожидая чуда с небес. И все-таки я выскочил из ловушки. С дека- бря 1989 по сегодняшний день я совершил ряд крайне важных для меня действий (среди которых, кстати, и роспуск 13.04.90. проекта, именуе- мого "ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ"), и не собираюсь останавливатся, отрица- ние, всегда - отказ, всегда - "Прощевайте!". Я, ничтожный, не хочу и не могу себе позволить быть пойманым в какую-либо ловушку гармонично-чавкающего бытия. Видь я не оставляю следов на свежем снегу. ?: Ты, вот, я вижу, не очень жалуешь граждан. Откуда такая не- нависть ? !: Это - не только ненависть,это еще ипанический животный УЖАС. И не то чтобы боязнь их, а, скорее, паталогическое НЕПРИЯТИЕ. Это даже не Я боюсь и ненавижу - это ЧТО-ТО ВО МНЕ боится и ненавидит. Мне все время, когда я иду по улице, кажется, что я - не человек, а что-то вроде марсианина, замаскированого, замаскированого, более или менее удачно под гражданина. И в любой момент эта мимикрия, эта наебка может раскыться и тогда - ПИЗДЕЦ! Я давно уже не выхожу из дома без оружия, и все равно перед ним я - абсолютно беззащитен. Я ЧУЖОЙ, и мне чужды и крайне отвратительны все ихние набрякшие радости и горести, идеалы и пророки, все, чем они живут и о чем мечтают. Это - мой врожденный инстинкт. Здесь я диверсант, заброшеный на вражескую территорию. Этаки Штирлиц. ?: И каково по твоему твое "секретное задание" ? !: Это невозможно даже в малом предположить. Я могу лишь гово- рить, и то предположительно, каково это для меня. А оно для меня тако- во, что всю жизнь с самого детства все иррациональное в особенности связаное с исследованиями временных причинно-следственных связий, у меня вызывало и вызывает какое-то тревожное, священное и жуткое, смер- тельное и притягательное ощущение ПРИЧАСТОНСТИ моей потаеной сущности к неким ИСТИННЫМ для нее, невыразимым, необъятным и, судя по всему, ВНЕЧЕЛОВЕЧИСКИМ вещам, системам и реальностям, проникновение в которые оплачивается чудовищным по человечискиммеркам ценам. Так вот, необхо- димо решиться обречь себя на безумную, крамольную, смертельную охоту за этим глубинным знанием - ухватить за хвост, за тень, спиздить, в конце концов, это изначальное, невыразимое, единственное знание, которое - суть всего. Все, что я делаю - это попытка извлечь из себя его, ибо ощущаю себя его хранителем. Все мои настоящии песни - только об этом. Это и "Русское поле...", и "Мясная избушка", "Прыг-Скок", и "Про дурачка". Это - векторы, указатели. Ничтожные, тщедушные, конечно. Но благодаря им я сподобился ощутить суровый, зловещий и праздничный сквозячок из чуть приотворенной двери, лучик из дверного глазка. Для меня единственно важное из всего, что происходит со мной и вокруг меня - эта вот "открытая дверь", постоянно ожидающая присутствия ИСТИННОГО, РОДНОГО начала, существующего параллельно всей это дешовой бутафории. И творчество - это в некотором роде трамплин туда. И, на- верное, поэтому человечеством, отчетно или безотчетно, но твердо и жестоко искореняются НОСИТЕЛИ, ХРАНИТЕЛИ и, тем более, ВОПЛОТИТЕЛИ этого Имени Имен. Дя масс это - инстинкт самосохранения. Это - страх и ненависть перед чужаком, ВРАГОМ их природного, естественного порядка. А, впрочем, все - гораздо сложнее. Все, что я тут говорю, - это, так, модельки, которые я строю и которые работают для меня в настоящий момент. Этакие "картонные зайцы на игровом поле". ?: Те изрядные ушаты говна, которыми в последнее время окаты- вают тебя и твое дело гундосые представители абсолютно разных слоев - от мозговитых умов до всенепременных гопников, тусовщиков и прочей "черни" - объясняются вышесказанным ? !: Да, не только. Это, конечно, и инстинктивное неприятие ЧУЖАКА, но... насколько я уже поимел опыт, наизловоннейше тебя полива- ют даже не гегемоны бытия, а бывшие "свои" - те, кто делил с тобой долгое, трудное и веселое времечко, но в последний момент по тем или иным причинамвыскочил из мчащегося поезда. Я, вообще, считаю - есть люди - созидатели, этакие безумные падужные индивидумы, ТВОРЦЫ. И есть - ПРИЗЕМЛИТЕЛИ - те, которые все называют,раставляют по полочкам, доводят до некоего унылого общебытового среднеарифметического уровня, этакие "мозговитые умы",как ты выражаешься... Умники, математики, про- гматики - миряне, вечно усмехающиесяи позевающие.Они никогда не позво- ляют себе "хуем почесаться", по выражению Манагера. Именно они-то и прдпримут все возможное, чтобы накрепко и основательно "убить пересме- шника", преземлить все сделаное нами. Я постоянно выслушываю про себя такие мифы и "сказки бабушки Насти", что остается только хлопать себя по жопе, хрюкать да приплясовать. Кругом - необъятная, распухшая реа- льность Юрия Мамлева. Видишь ли, одним - на всю катушку горевать, ликовать и творить. На всю катушку. А другим зевать, пердеть, почесы- ваться да посмеиваться, да и то, с оглядочкой. Ничего тут не поделашь. Я отлично понимаю и отдаю себе трезвый отчет, что все мною сделаное в общечеловеческом масштабе абсолютно бесполезно, и что все и вся осталось по сути неизменным, либо изменилось столь незначительно, что по-просту стыдно предпринимать "гримас и прыжков". Не вышло у меня "рок-революции". Никому она, как оказалось, на хуй не нужна, кроме меня самого и кучки таких же как я выродков. Вернее, я СДЕЛАЛ "рок- революцию", а ее никто (или почти никто) не заметил. И насрать. Тут не это главное. Не важно, что в говне утопят. Просто некоторые вещи имеют место и смысл только в вечности. Я, конечно, ничего не изменил в этом мире, но зато я учинил (или кто-то учинил посредством меня) ХОРОШЕНЬ- КОЕ БЕЗОБРАЗИЕ, которое можно рассматривать как знак, как пророчество, как прецедент ТОРЖЕСТВА БУНТА И СВОБОДЫ над твердокаменными законами и чугунными скрижалями ТОТАЛИТАРНОГО БЫТИЯ. В этом смысле я, как лич- ность, ничего не значу и не стою: я выступил как солдат обезумевшего дерзновенного фронта обиженных, нищих и уродов против УГОТОВАННОЙ, СВЫШЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННОЙ ДОЛИ. И я очень рад и доволен тем, что успел тут сделать, выпустив изрядное количество веселых снарядов из своего огол- телого окопчика, затерянного на мировом раскидистом "рок-н-рольном" фронте. А если снаряды окончатся - я поступлю, как и должен поступать всякий честный солдат, оставшийся с последним патроном или без оного, окруженный наступающим врагом. Это звучит крайне патетически, но я по жизни такой уж вот героический сопляк ! Надо добавить, что во всем вышесказанном ничего слезливо-трагического нет,ибо каждый, кто ступает на этот путь, выбирает его добровольно и осознанно (никто силком не гонит), и, стало быть, внутренне всегда готов платить за каждый свой разрывной праздничек. Я всю жизнь сидел на чемоданах. Я всегда знал свой выбор. А то, что, мол, говном зальют... Это все и не важно. Они никогда себе не сознаются, они непременно себя наебут, они найдут любой миф, любую причину для оправдания и защиты своего сытного будни- чного постыдного самопродолжения. И они всегдадля себя были и будут ПРАВЫМИ, СИЛЬНЫМИ И ХОРОШИМИ, а ты - НЕДОЧЕЛОВЕКОМ, достойным лишь презрения или, в лучшем случае - жалости. Пластмассовый мир победит. И да хуй с ними ! Главное - посметь. Главное - чтобы поверить, что Ма- ленький Принц все-таки вернулся домой, на свою планету, когда его укусила змея ! Понимаешь ? ?: Таким образом, каждая твоя песня - это этакий "взмах факе- лом в ночи", как у Кафки ? !: Надеюсь, что это так. Когда мне наступает очередной пиздец (а это бывало весьма частенько), меня вытаскивали Высоцкий, Достоев- ский, Моррисон, Леннон, Боб Марли и прочие. И я жадно, всеобъемлюще и безрассудно благодарен и им и всем тем, кто не дал мне потонуть в сла- бости и инерции. Может быть, все ими сотворенное в исскустве предна- значалось только для того, чтобы я, или кто-то другой, в некий момент не загнулся. Я счастлив, если помог кому-то таким же образом, как и мне самому помогали и помогают. Значит не зря... И вообще, это - вели- кий закон: ВЗЯЛ - ОТДАЙ. ПЕРЕДАЙ ДРУГОМУ. ?: А как ты расцениваешь свое творчество - это исскуство ? Или - ... !: Вот, Шевчук, кажись, где-то заявил, что, по его разумению поэты делятся на две основные категории: на тех, которые всю жизнь пишут один единственный идеальный стих, как скажем, Пушкин или он сам и, собственно, тех, кто своим творчеством как бы завоевывает новые пространства, территории, горизонты. Так вот, я и есть такой завоева- тель. Я именно завоевываю внутри себя новые рубежи Безграничности, вседозволенности и дерзновенной вдохновенной всевозможности. И если творческий акт есть утверждение СВОБОДЫ, значит я из тех, кто ее заво- евывает. Ибо ее нельзя получить в подарок, и она сама не явится: ее можно лишь смело и отчаянно забрать, захватить, отвоевать - спиздить, в конце концов ! И всевозможные проявления этого бунта и являютсь, по моим понятиям, настоящей поэзией, к которой никакого отношения не имеет лукавая эстетствующая срань всевозможных "игр в бисер". ?: Ты, вот, все говоришь о бунте, о свободе... Что для тебя есть БУНТ ? Что для тебя есть СВОБОДА ? !: Бунт - это ЕДИНСТВЕННАЯ СВОБОДА. Единственная РАДОСТЬ. А свобода: она лишь одна - быть ПРОТИВ. Как это Бредбери: "Если тебе дали линованую бумагу - пиши поперек". ?: За все ведь надо платить... И ты знаешь чем? !: Заплатим. Я согласен платить. Идти вперед - значит неизбеж- но рвать мирские связи. Это - путь в Вечность через вселенское одино- чество, по меньшей мере. Если ты выбрал ДВИЖЕНИЕ, значит ты сам - Бог, Творец, Демиург, Созидатель собственной нравственности, собственного закона, мира, бытия. За это "покушени на престол" и следуют естествен- но вытекающие "награды" и пиздюли. Где праздник - там и похмелье. В самом акте творчесва (особенно в роке) есть, на мой взгляд, некое "прометейство" - этакая кража, захват, крамольное и бунтарское похище- ние у горнего мира "небесного огня", знания, энергии, силы, света - в подарок, в дар своим увечным, лишеным, убогим, обиженным, обделенным сородичам, "болезным" - тем, кому изувечно и извечно НЕ ПОЛОЖЕНО. И Матросов, и Махно, воюющий единовременно на всех фронтах, и Высоцкий, и Шукшин, и Твардовский, вообще, каждый истинно ЖИВОЙ каждый своим че- стным, горьким и ликующим действием как-бы затыкает собой некое чудо- вищное метафизическое ДУЛО, хоть на пару мгновений. И тут не важно - чем придется платить, какой карой... главное - что амбразура пару секунд безмолвствовала. Главное - что вражеское орудие выведено из строя хоть на пару секунд. Значит, СВОИ получили передышку. И тут не важно - узнает ли кто об этом, поймет ли... если даже окажется, что ты - один такой пидор на всей планете - все равно надо взрывать и затыкать. Пока хоть из нас держит этот антитоталитарный фронт - фронт не падет. И пока я жив - рок-н-ролл не умрет. И в этом я прав не по людской правде, я прав по своей СВОБОДЕ. Это - естественное, что чего-то стоит. Единственнная реальность, кдинственная система коорди- нат, единственная моя религия, которая выше Бога, выше Мироздания, выше ИСТИНЫ. ?: Ты, стало быть, верующий? !: Я - человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной и несомненнейшей ПОБЕДЫ безногого солдата, ползущнго на танки с голыми руками. В чудо ПОБЕДЫ богомола, угрожающе топорщащего крылышки навстречу надвигающемуся на него поезду. Раздарающее чудо, которое может и должен сотворить хоть единожды в жизни каждый отчаяв- шийся, каждый недобитый, каждый "маленький". Я, вот, где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: "Уничтожу весь мир !". Так вот, я свято и закоченело верю и ЗНАЮ, что он его, этот "весь мир" и УНИЧТОЖИЛ , РАСХУЯРИЛ, величественно, безво- звратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо - остановка времени, возможное лишь в МОМЕНТ СМЕРТИ. Сытый индивидум, существующий в липкой ротяженности будей, НАДЕЖД, ЖЕЛАНИЙ, ОЖИДАНИЙ и т.д. и т.п., не сотворит чуда, не "остановит мир". На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже "кончились патроны". Пусть в глазах всего мира это - разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира - полный и ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ МАТ, триумф и торжество! Имеющий уши слышать - услышит. Если ты ПОСМЕЛ и не отрекся, не предал в глуьине души сам то, во имя чего ты жертвуешь - ты НИКОГДА НЕ ПРОИГРАЕШЬ. И... Кроме этой чудесной силы, нарушающей и попирающей вселен- ские законы и заповеди, я верю лишь в себя самого, в свою непримири- мость и свои собсвенные игры. Все это можно выразить одним словом - СВОБОДА. ?: Не возникает ли у тебя ощущение, что ты (да и все ГрОбовцы) в той или иной мере задействованы некими силами в этакой незримой партии в качестве шахматных фигурок ? Я понимаю - это может звучать обидно... !: Задействованы ? По-видимому, это так и есть. Я, несомненно, ощущаю силу за своей спиной - иначе каким образом наши нелепые записи поимели бы столь широкое и замечательное во всех отношениях территории, несомтря на отвратное качество записи и этакий, мягко выражаясь, "непрофессионализм" исполнения. Это, несомненно, кому-то нужно. Но в этом я не вижу ничего обидного, для себя во всяком случае. Видишь ли, дело в том, что я соотношу себя, свое настоящее "я", свою истинную, нетленную СУТЬ с тов. Летовым Игорем Федоровичем, 1964 г. рождения, проживающим по адрессу... и т.д. Я И ЕСТЬ ТА СИЛА, которая строго, заботливо и бережно хранит, ведет меня и спасает изо всех каждодневных мучительных ловушек. Мы все на ГрОб-"Рекордз" (кроме некоторых дезер- тировавших) в некотором роде - ОДЕРЖИМЫЕ ВОПЛОТИТЕЛИ, ИСПОЛНИТЕЛИ некоего высшего, скажем, предначертания. Отдавая себе в этом отчет или не отдавая, каждый из нас делает то, что может и что должен. ?: А, вот, скажи, по-твоему рок-н-ролл неминуемо приводит к суициду, безумию, погибели: так или иначе - к трагической "развязке" ? !: Мне кажется, да. Это очень жесткий и суровый путь. Рок-н- ролл - это, вообще, жесткая штука. Это всегда, так или иначе, - ВЫЗОВ, БУНТ, всегда - ПОБОИЩЕ, ВОЙНУШКА, ПРЕСТУПЛЕНИЕ ! Всегда - ЭКСТРЕМИЗМ. И если ты решил принять правила игры и принять в ней участие - хочешь-не-хочешь, придется распроститься с мечтаниями и попытками "на хуй сесть и рыбку съесть". Либо ты сам покоряешь, лепишь свою обетова- ную реальность, либо она превращает тебя в слякотное "увы". Да, и вообще, всегда и во всем необходимо доходить до полного крутняка: вплоть до самосгорания, самоуничтожения, или сгорания и уничтожения всего, что вовне. Если ты однажды решил сказать "а", то должен сказать и "б" и все прочее. И ежели ты дошел до буквы "э", то имей гордость, мощь и совесть, чтобы выпустить из себя внушительное "ю", а затем - и великолепное раскидестое "я" !! Рок - это всегда ярость, это всегда агрессия. Яростное, одержимое, ликующее, бунтующее и вдохновенное бес- силие - бессилие загнаного в угол зверя, раздирающее и вдохновенное бессилие бросающегося на врага подранка, восставшее сокрушительное ПОРАЖЕНИЕ, которое поирает ВСЕЛЕННЫЕ, сдувает миры, как карточные домики, которые выше жизней, смертей и прочих подслеповатых сусально- стей ! Рокер в течении нескольких лет при честной и полной самоотдаче проживает то, на что нормальному жителю надобны десятилетия и целые жизни. Это - стремительное, яркое и зловещее, словно полет махаона, ВЫГОРАНИЕ. Вымирание. Это своего рода трамплин, с которого, разогнав- шись как следует, можно взмыть в наднебесье, выбраться за грань, пере- скочить несколько пролетов,прогрызть, пробить прозрачную стенку своей, юдоли, перехитрить, наебать куцый человеческий удел и "объективные законы". Можно, конечно, и наоборот: сурово, самозабвенно и непоправи- мо наебнуться оземь вдрызг и брызг ! Ну, что ж - кто не рикует, тот... Это очень здорово, вечно и вздорно - сигануть выше крыши, вытащить себя за шиворот из болота, как Мюнхаузен, понять то, чего нельзя понять, обрести неподдающееся обретению, сочинить то, что нельзя сочи- нить, позволить себе НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНОЕ. Главное - почильнее разогнаться и не дать уму и телу взять верх над собой, главное - не дать себе "съиндульгировать", как это делало и делает абсолютное большинство рокеров у нас, и тем более - на "западе". Их мало - первопроходцев, вольнодумцев, избранных. Основная масса же - апостолы, пожиратели, популяризаторы, ПРИЗЕМЛИТЕЛИ. Так было и будет. Учитель учит лишь учителей. Художник рисует лишь для художников. Ученики не могут научи- ться ничему. Каждый ЖИВОЙ, каждый НАСТОЯЩИЙ - вселенский, безобразно одинок. Только косоротая чернь бывает "вместе". А каждый из наших все- гда один на один со всем существующим и несуществующем. Таковы правила игры. У Леонида Андреева есть отличнейший рассказ - "Полет". Помнишь, чем он кончается ? "На землю он так и не вернулся". Трагично ли это ? А на счет суицида... Вот, Серега Фирсов (наш менеджер, друг, товарищь, брат), в отличие от меня, считает, что последний патрон оставляют не себе, а пускают во врага, а потом идут в атаку с ножом, с голыми руками... пока ты не будешь УБИТ в честном бою, убит именно ими, а не самим собой. Мол, если не можешь больше петь песни - пиши книги, снимай фильмы, просто СУЩЕСТВУЙ НАЗЛО, главное - воюй до конца. Он мне однажды сказал, что никогда не простит мне, если я сделаю то же, что и Сашка Башлачев. А, по мне, так...самое страшное - это умереть заживо. Это - самое чудовищьное, что я могу себе представить. Умереть "мучи- тельной жизнью", как все эти бесчисленные престарелые постыдные "герои рок-н-ролла', Диланы и Попы. Я никогда не смогу себе позволить такой низости. А кроме того, сейчас на дворе такое жестокое времечко, когда каждое свое заявление необходимо подписывать чем-то сурьезным, крова- вым и безумным. Каждый раз приносить что-то внушительное в жертву, чтобы к тебе по-просту прислушивались - я уже не говорю, чтобы пове- рили... И вообже, мне кажется, что лучше уж (и, главное, - КРАСИВЕЕ) - яркое, горькое, испепеляющее и победное мгновение света, чем ДОЛГАЯ косно-унылая и прозаично-параличная жизнь. Я никогда не мог понять пословицу про синицу в руках и журавля в небе. В самоубийстве для меня нет греха, если оно - акт утверждения "залихватский", не от мира сего ценностей, которые сильнее всех наглядных распаренных благ, медовых пряников, "жирных рук жизни". Бердяев замечательно помыслил: "Для свободы можно и должно жертвовать жизнью, для жизни не должно жертво- вать свободой. Нельзя дорожить жизнью, недостойной человека" О ! ?: Тебя еще не упрекали в инфантилизме ? !: Еще бы ! Мой братец всю жизнь "упрекает" ! Все, что я несу - это очень детская, если можно так выразиться - "философия". Я все еще дите в какой-то бесценной степени, и я сияю и гожусь тем, что до сих пор среди всей этой вашей замысловатой гамази я окончательно еще не потерял детского, наивного, чистого восприятия, и до сих пор безоглядно отношусь к жизни, к тому, что со мной происходит, как к игре. Значит, я все еще молод. И, стало быть, жив. И рок для меня - своего рода детская, жестокая и опасная игра, как те игры, в которые играл маленький Иван в фильме Тарковского. С какой вдохновенной радо- стью, с каким остервенением я пинал в детстве мячик во дворе - так же весело, вдохновенно и остервенело я ору в свой микрофон. Только ребенок способен на истинно великое безумство, только он способен по-настоящему безрассудно и сокрушительно "дать духу !" "Человек при своем рождении нежен и слаб,а при наступлении сметри - тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении слабые и нежные, а при гибели - сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое - то, что начинает жить. Поэтому могущестыенное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет." Я - внештатный член "Союза свободных мореплавателей" из книжки Кэндзабуро Сэ. ?: Вот, ты все время страстно подчеркиваешь всякие "религиоз- ные" и прочие "неземные" аспекты своего сочинительства. Почему же до самого, сравнительно недавнего времени, в твоих песнях было столь немало политической тематики ? То есть вот эти вот нынешние твои "метафизические" концепции возникли лишь недавно, или... ? !: Я на этот вопрос уже неоднократно отвечал. Попробую еще раз. "Политика" в моих песнях ("Лед под ногами майора", "Против", "КГБ - рок", "Все идет по плану" и др.) - это вовсе не "политика" (как все это тупейше и буквальнейше понимается тусовщиками, Троицкими и прочими постенными умами), во всяком случае, - не совсем "политика" в полном смысле слова. То, что сейчас говорю о бунте, как о единствен- ном Пути - это, в разной степени осознаности, было во мне всегда, насколько я помню, - с самого глубокого детства. Для меня все мною используемые тоталитарные "категории" и "реалии" есть образы, символы ВЕЧНОГО, "метафизического ТОТАЛИТАРИЗМА, заложенного в самой сути любой группировки, любого ариала, любого сообщества, а также - в самом миропорядке. Вот в этом чарующе-нечистивом смысле - Я ВСЕГДА БУДУ ПРОТИВ ! А кроме этого мною всегда двигало сознательное и подсознате- льное стремление к тому, чтобы честно "пасть на поле боя", побуждая сочинять, петь и учинять нечто столь дерзкое и непрмиримое, обидное, за что должны либо повязать, либо просто ЗАПИЗДИТЬ. Однако Хозяин хитер. Я уже говорил, что, если он не может по каким либо причинам сразу же тебя уничтожить, он пытается тебя сожрать, сделать собствен- ной составной частью, попросту ОПРОФАНИРОВАТЬ - через попс, через открытое признание. Поэтому нужно каждый раз изобретать новую дерзо- сть, не лезущую ни в какие трпимые на данный момент рамки. Новый эпатаж. Тогда, 84-88 гг., снарядами были: совдеповская тоталитарная символика, панк-рок, мат и нарочитое зловонное исполнение (особенно на "Live" - выступлениях, если таковые были). Теперь на смену им пришли: новая стратегия, новая тактика, новое оружие, новая форма войны. Но суть ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ, суть хищного активного сопротивления - все та же, ибо все равно всегда и везде МЫ - ЛЕД ПОД НОГАМИ МАЙОРА, в каком бы козырном обличии он не являлся и через кого бы он не действовал. Каждый понимает все в силу собственного разумения. ?: В свое время ты заявлял, что "Русское поле экспериментов" и "Хроника пикирующего бомбардировщика" - твой предел. Затем была напи- сана "Инструкция...", а затем и "Прыг-Скок". Что теперь ? !: Не знаю. Не знаю даже как тебе ответить. Это глупейше сло- вами выражать. Я, вообще, замечаю, что подошел к некой условной грани - к некоему, как-бы высшему для меня УРОВНЮ КРУТИЗНЫ, за которым слова, звуки, образы уже "не работают", вообще, все, что за ним - уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал "Русское поле...". Оно для меня - вышак. Предел. Красная черта. Дальше - у меня нет слов, нет голоса. Я могу лишь выразить равнозначное этому уровню, являя просто новый, иной его ракурс. Это и "Хроника" с "Мясной избушкой" и "Туманом", и "Прыг- Скок", и "Песенка про дурачка", и "Про мишутку" (она Янке посвещает- ся), и последняя моя песенка - "Это знает моя Свобода". Выше них для меня зашкал, невоплощаемость переживаемого, вообще, материальная нево- площаемость меня самого. А вот именно ТУДА-то и надо двигать. Видишь ли, надежда - это наиподлейшая штука. Пока она хоть в малейшей степени присутствует, можно хуи пинать -выбор крайне далече. А вот теперь - времени больше НЕМА. "Закрылись кавычки, позабылись привычки". Это - конец. Конец всего, что имело смысл до сих пор. Скоро утро. Новая сту- пень. Новый уровень. Новый ПРЫГ-СКОК. Остались лишь всецело собрать все внимание, все силы, всю сноровку - и не пропустить необходимый стремительно приближающийся поворот. Как поступать в данной ситуации: каждый решает сам. Манагер, вот, что напоследок надо неприменно поуби- вать как можно больше людишек. Янка двинулась в обратный путь - к родному человечеству, со всеми вытикающими из этого последствиями. Черный Лукич попер в католичество. Джефф решил работать в одиночку... А мне, видимо, пора готовиться к прыжку. Мне, вообще, в последнее время кажется, что вся моя жизнь была этакой изящной разминочкой, под- готовкой к тому финальному, решающему, голевому рывку ВОН, НАРУЖУ, который мне и предстоит совешить, возможно, в самом скором времени, необходимость которого уже покачивается на пороге, поглядывает на часы, постукивает по циферблату и подмигивает. ?: А не боишься ли ты, что потешаться будут и над тобой, и над словесами твоими и прочим, тобою рожденным ? Ведь, сказано же в твоем любимейшем Евангелии от Фомы: "Не давайте того, что свято, собакам, чтобы они не бросили это в навоз". !: А все это не собакам дается, но СВОИМ. Я по крайней мере, на это уповаю. А то, что потешаться будут... так пусть себе посмеива- ются. В "Том самом Мюнхаузене" Марка Захарова отличнейше было сказано: "Это не всякий может себе позволить - быть смешным". Действительно, не всякий ! Позволить себе такую напрасную наивность, растопыренную сме- лость и беспардонную святость - быть ПОСМЕШИЩЕМ. Позволить себе такую НАГЛОСТЬ - быть слабым, простым, быть по-просту ХОРОШИМ, как Кириллов в "Бесах". И они все - смеющиеся и издевающиеся над нами - на самом деле, я знаю, БОЯТСЯ. Боятся до патологиии. На самом деле они все по- нимают. И им не смешно. Им страшно. И до рвоты завидно. Ни один като- лик не позволит себе быть Христом, а я, вот, открыто могу заявить, что внутренне я истинно таков, как возносящийся Христос на картине Грюне- вальда ! ?: Даже так ? !: Даже и не так ! Я сугубо и всенепременнейше считаю, что то, что мною тут вещает - есть, не более и не менее, как пятое и единстве- нное верное и священное Евангелие, да, и вообще, - Книга Бытия Всех Времен и Народов ! Себя же я причисляю к лику святых - как в песне Кузи Уо поется: и отныне вам жить подобает по образу и подобию моему ! Позволяю себе ВСЕ. Нету ничего, что я не могу себе позволить: от Веч- ного и святейшего бытия - до сырого и кислого небытия. Только от тебя самого зависит - кем тебе быть... И это определяется тем, на что ты замахиваешься, и сколь многим ты способен пожертвовать. "О, засмейтесь, смехачи !"... ?: А вот теперь такой вопрос. Как ты расцениваешь то, что в свое время и Ромыч, и Черный Лукич, и многие другие твои соратники вы- давали невиданные, дерзновенные в своей дерзновенности опусы, а затем в дребезги отреклись от всего содеянного. Вот, как ты разумеешь - их былая крутизна являлась их собственной заслугой, или... ? !: Да, какая, на хуй, разница - чье это ! Это и так извес- тно - чье. Автор один, Автор у всех у нас один. Это - то, что нами движет, то, откуда мы родом. Тот, кто хоть раз это понял, принял и во- шел в игру - никуда из нее не денется. Он уже в высшем смысле как-бы СПАСЕН, как мне кажется, как бы низко он в процессе этой игры не свер- зился, в каком бы говне не потонул, какою хуйнею бы ни занимался. Рано или поздно он проснется, все поймет и засмеется, как Кришна в притче про то, как он однажды воплотился свиньей. Ромыч уже навечно автор "Непрерывного суицида", "Рок-н-рольного фронта", "Убей мента", да, и вообще, - "Инструкции По Выживанию". Вся поебень, которойон сейчас мается - простится, забудется, да, скорее всего, и вообще, во внимание не примется ! Важно то, что он однажды (да и не раз) поставил всему миру (в очередной раз ухитрившемуся не заметить этого) мат, как в рас- сказе Василия Аксенова "Победа". Он - в моей ВЕЧНОСТИ. И я думаю, что где-то в глубине души он все это и сам понимает, поэтому психует и выебывается. Как бы там ни было, он - навечно мой лихой горемычный собрат в нашей общей удалой и безобразной рок-н-рольной войнушке, - так же, как и Черный Лукич, Димка Селиванов, Янка... да, и вообще, - все те, кто хоть раз поучаствовал в этом СКРОМНОМ празднике. ?: Как ты относишься к профессионализму ? В записи, в испол- нении ? !: Да, наихуевейше !! Только блядь, дилетант может сотворить что-либо нетривиальное, стоящее и настоящее ! Профессионализм (все эти "технаризмы", "симфонизмы", "эстетизмы" и прочая ненаглядная поебень) уничтожает все живое, что может быть в роке. Я, вот, в основном сейчас слушаю всякие гаражные и психоделические команды середины и конца 60-х (TROGGS, KIM FOWLEY, ST. JOHN GREEN, VELVET UNDERGROUND, DOORS, STANDELLS, KINKS, MC5, PAUL REVER & THE RADERS и пр). Чуваки не умели, в обычном, массово-уебищном понимании, играть. Но зато КАК они иг- рали !! Это же не просто (о чем Манагер мечтает) - сгореть, на хуй, и в кучку пепла превратиться ! Вот так вот и должно петь и играть. Я, вот, считаю, что самая наиважнейшая мера - это предельная ЖИВОСТЬ автора, творца, его ОДЕРЖИМОСТЬ, БЕЗРАССУДСТВО во время творческого акта, и насрать на (пусть даже значительную) долю лажи, которая при этой вдохновенности неизбежна. Я больше всего охуеваю от всяких народ- ных архаических ритуальных песнопений и музицирований. Это, вообще, НЕ МОЖЕТ быть профессионально испольнено ! Да, и вообще, понастоящему страшно, захватывающе, горько и светло поет нажравшийся в сракатан мужик, стучащий кулаком по столу, пачкающий и размазывающий кровь, слезы и слюни. Я до сих пор так и не научился как следует играть на гитаре и петь, как, допустим, Александр Борисович Градский. Мне это никогда и на хуй не надо было ! Манагер, вот, вообще, петь не умеет. Зато какой невъебенный праздник он переживает, когда поет: это видеть надо ! В Новосибирске, в 88-м, во время нашего (Г.О.) выступления Манагер осатанел и забылся до столь исступленной степени, что перестал вдыхать между выпеваемыми-выблевываемыми-выдираемыми с мясом строчками и рефренами, и самым натуральным образом чуть не задохнулся. У него аж кровеносные сосуды полопались на щеках и рожа вся складками одеревене- ла, превратившись в этакую зомбиобразную гримасу, этакий остервенелый оскал. Только через пару часов после окончания концерта к нему возвер- нулась более-менее человеческая личина. О ! А что касается записи... Я, вот, принципиально записываюсь дома - СВОИМ СОБСТВЕННЫМ звуком, который я сам изобретаю и собствен- норучно воплощаю, работать с которым мне радостно и интересно, и который навряд ли обрадует и заинтересует эстетствующие массы. Самая же смелая, бескомпромиссная и обидная запись, которую я когда-либо слышал - это сольник Кузи Уо "ТРАМТАРАРАРАРАМ", записаный им лично при участии Манагера. Это - эталон, высший уровень крутизны, идеал, для меня непостижимый, и вообще немыслимый. Да, и вообще, как мне кажется, по-настоящему интересно и здорово может быть лишь то, что НЕ МОЖЕШЬ, - то, чего пока НЕ УМЕЕШЬ, а потом уже... квалифицированиые будни каких-нибудь недохороненных заскорузлых Клэптонов, Джаггеров, Макаревичей. "Это ли не юдоль скорби ?" ?: Теперь, с твоего разрешения, серия "блиц"-вопросов. Твой любимый... так сказать..."певец" ? Вокалист ? !: Трое. SCREAMIN' JAY HAWKINS, JIM MORRISON и KIM FOWLEY (правда, я у него слышал лишь один, к сожалению, альбом "CONTRAGEOUSE" 1967 года, но это - просто пиздец !) ?: Любимая группа ? !: Разумеется, Г.О., КОММУНИЗМ и прочие собственные проекты. А так же.. - THE DOORS. ?: Любимый поэт ? !: Александр Введенский. ?: Любимый писатель ? !: Достоевский. ?: Ну, вот, вроде и все. Что бы ты хотел еще добавить ? !: Эх... слова девальвируются, обесцениваются прямо на глазах. Все, что я тут самозабвенно навещал, возможно, выглядит плоско, наро- чито, вычурно и, по-просту, пошло. Мне, честно говоря, насрать - как выглядят мои нищие речи, и кто что подумает. Считайте, что все, чем я тут занимаюсь в эти печальные времена (стихи, песни, картинки или, вот, например, слова), я считаю этаким безнадежным ритуалом. Чем-то вроде концептуальной акции Джозефа Бойса, когда он носил и укачивал на руках мертвого зайца, объясняя ему вслух теорию относительности. 10.09.90 ЕГОР.