Легкая музыка для глухих: страничка ревью М. Вербицкого.

Чернозём

Подарок для самого слабого

© 1995, Минус девять Кельвина




Призрак Гроб-Рекордз продолжает мозолить оглохшее ухо российской публики. Низведенные до полной неизвестности либеральным бойкотом в СМИ, пластинки -9К когда-нибудь всплывут утонувшим Титаником -- последние материальные свидетели эпохи, проглоченной симулякрами.

В незапамятные 80-е, когда еще Егор Летов был прилично-прилизанным панком и любимцем отечественной рок-критики, на Гроб-Рекордз были выпущены полсотни альбомов, ужасных в своей залихватской гениальности. Гроб-Рекордз более нет, и Егор в общем не у дел, но в его отсутствие еще отчетливее видна безудержная, льющаяся через край энергия сибирского полюса нашей музыки. Десятки альбомов, вышедших на -9К -- тому подтверждение.

Чернозем -- это вроде как похоже сольный проект Жеки "Джексона" Кокорина, с участием Игоря "Джеффа" Жевтуна и Игоря Гуляева на гитаре, Аркаши Кузнецова на басу, Александра Анрюшкина на барабанах и разной публики на подпевках, включая Манагера (Олега Судакова). Большая часть перечисленных играла в разных составах Гражданской Обороны, Кооператива Ништяк, Инструкции по Выживанию и Манагеровской "Родины". Это не значит, что результат звучит предсказуемо -- скорее наоборот. Возьмем песню "Прогноз Погоды" -- дичайшей в своей неудержимости гитарный рифф наложен на (surprise, surprise) прогноз погоды. А вообще, сочетание панковской жесткой гитары, тройных темпов и залихватской такой попсово-фольклорной мелодики -- в отечественном панке скорее редкость (хотя и совсем не редкость на Западе). Тексты, как всегда у сибирских панков, выше любых похвал, но и здесь свои извращения -- типа исправленного правописания на двух песнях, написанных Аркашей Кузнецовым

Загарелся быстро
Диревяный лет
Далитят ли искры
Да сырых нибес

или энергичного такого bargain basement-классицизма у Кокорина:

...За завесой век
В летаргических недрах сна
Вдруг узнал человек
Что за окном творится весна
И сразу -- ветер с горячих мест
Над Руаном поверх голов...

Абсолютно отвязанная поэзия, непривязывающаяся, но и незанудная мелодика, бездумная, рефлекторно-увесистая игра на инструментах -- в общем, один из лучших альбомов декады.


Misha Verbitsky.