Кампучийские истории.

Мальчик ездил на трехколесном велосипеде, а за его плечами был автомат.
Воспоминания очевидца.

Истории первая. Салот Сар, он же Пол Пот.

Сцена I. В кафе (Париж).

Огромное количество студентов. В самом темном и дальнем углу с чашкой кофе сидит Салот Сар. Посередине кафе сидит Студент - француз. Он говорит.

Студент-француз. Таким образом: во Франции существуют все условия для скорейшего построения социализма и коммунизма.

Голос Салот Сара (самого Салот Сара не видно). Во Франции коммунизм не построить.

Студент-француз. Кто это сказал, и с чего он это взял?

Голос Салот Сара. Кричать далеко.

Студент-француз. Садись сюда.

Салот Сар встает, берет свою чашку кофе и садится за столик к Студенту-французу.

Салот Сар. Коммунизм можно построить только в Камбоджи.

Студент-француз. Оба на! Сколько у вас там рабочих-то?

Салот Сар. Не много, у нас почти нет промышленности.

Студент-француз. И на чем же основан камбоджийский коммунизм?

Салот Сар. На крестьянах.

Студент-француз. На крестьянах? Интересно. Что-то я не читал у Маркса о крестьянах как революционной силе.

Салот Сар. Маркс был великим человеком, но он немного ошибался.

Студент-француз. Вот как. Маркс ошибался? С этого места, пожалуйста, поподробнее.

К столику подходит официантка.

Официантка. Извините, вы допили свой кофе...

Студент-француз. Он заказал еще. Я заплачу.

Салот Сар. Спасибо.

Студент-француз. Не за что. Расскажи лучше про ошибки Маркса.

Официантка приносит еще чашку кофе.

Салот Сар. Спасибо. Так вот: как я уже сказал, Маркс был великим человеком, но кое в чем он ошибался. Во-первых, он недооценивал крестьянства и переоценивал рабочий класс...

Студент-француз. Ага. А чем же так плохи рабочие? Салот Сар. Они живут в городах.

Студент-француз. А чем плохи города?

Салот Сар. А вот и вторая ошибка Маркса. Я бы даже сказал не ошибка, а недочет. Он ничего не написал о городах. А между тем если вы немного осмотритесь, то поймете -- города -- главный оплот капитализма. В городах процветает торговля. Все капиталы находятся в городах. Любой житель города -- капиталист. Города должны быть уничтожены!

Студент-француз. Ну, ты задвинул. И много у вас в Камбодже коммунистов?

Салот Сар. Да, и они занимаются делом, а не болтают в кафе!

Студент-француз. То есть они -- твоя противоположность?

Салот Сар кидает чашку на пол, она разбивается. Салот Сар встает и уходит из кафе.

Официантка. Эй!

Студент-француз. Я заплачу за него.

Сцена II. Комната Салот Сара в студенческом общежитии.

На одной кровати лежит Сон Сен, на другой сидит Салот Сар. За ними -- шкаф с книгами -- мы видим полные собрания сочинений Маркса и Ленина. Салот Сар читает Маркса. В его руках карандаш. Мы видим, как он перечеркивает один абзац. Другой берет в кружок и ставит вопросительный знак. Третий подчеркивает, ставить восклицательный знак. Достает из-под кровати тетрадь и переписывает в нее подчеркнутый абзац.

Сон Сен. Салот!

Салот Сар. Чего?

Сон Сен. Пошли в кафе, пожрем, поболтаем с другими коммунистами...

Салот Сар. Нет спасибо, я еще почитаю.

Сон Сен. Как хочешь.

Уходит.

Сцена III. Парк.

Парк, уже вечер. На скамейке сидят Салот Сар и Студентка-француженка.

Студентка-француженка. Ты счастлив?

Салот Сар. Нет.

Студентка-француженка. Так. Я что, тебе не нравлюсь?

Салот Сар. Нравишься. Но счастье не в этом.

Студентка-француженка. А в чем?

Салот Сар. В одном из интервью на вопрос о счастье Маркс ответил: счастье --в борьбе.

Студентка-француженка. Опять ты со своим Марксом! Достал уже!

Салот Сар. Не кричи. Маркс был великим человеком, хотя он и ошибался.

Студентка-француженка. Только не надо мне сейчас рассказывать, в чем Маркс ошибался!

Салот Сар. По моему, я тебе еще не рассказывал.

Студентка-француженка. Да. И я не хочу это знать. Почему нельзя просто посидеть и поговорить?

Салот Сар. А что мы делаем?! Мы говорим уже два часа. За это время я мог бы прочесть 100 страниц из Маркса.

Студентка-француженка. Иди и читай что хочешь!

Салот Сар. Спасибо. До свиданья.

Уходит.

Сцена IV. Комната в студенческом общежитии.

На одной кровати лежит Студентка-француженка, на другой -- ее подруга.

Подруга. Может у него есть другие девушки?

Студентка-француженка. Нет. Только Карл Маркс.

Сцена V. Комната Салот Сара в студенческом общежитии.

Салот Сар в одиночестве читает Маркса. Опять -- один абзац зачеркивает, другой обводит и ставит вопросительный знак, третий подчеркивает, ставит восклицательный знак и переписывает в тетрадь.

Сцена VI. Прихожая в доме Салот Сара (Пномпень).

Очень богатый дом. Салот Сара встречают Пхем Лот (отец Салот Сара), Шеп Сами (мать Салот Сара) и Лот Сароун (сестра Салот Сара). Входит Салот Сар.

Шеп Сами. Привет!

Лот Сароун. Привет!

Пхем Лот. Привет! А что у тебя на кепке?

Салот Сар снимает кепку.

Салот Сар. Да все в порядке...

Дает кепку Пхем Лоту.

Пхем Лот. У тебя на кепке красная звезда! Ты что ты коммунист?

Шеп Сами. Нет, конечно, он не коммунист!

Лот Сароун. Нет, что ты, наш Салот не коммунист! Просто сейчас в Париже такая мода. Все ходят со звездами. Мода, да.

Салот Сар. Да, да мода такая. Шепотом Лот Сароун. Спасибо!

Пхем Лот. Мода?

Салот Сар. Мода.

Пхем Лот. Дурацкая мода!

Салот Сар. Да, да очень глупая. Когда выйду из дома - сразу выкину кепку.

Берет свою кепку.

Сцена VII. Столовая в доме Салот Сара.

Стол, на котором огромное количество еды. Вся семья Салот Сара за столом.

Пхем Лот. А теперь давайте выпьем за моего сына, который окончил Сорбонну! Кстати, кем ты хочешь работать?

Салот Сар. Учителем.

Пхем Лот. Учителем?

Лот Сароун. Давайте выпьем!

Все чокаются и пьют.

Сцена VIII. На улице в Пномпене.

Около дома Салот Сара. Салот Сар идет, и все время оглядывается на дом. Наконец, оглядывается и понимает, что его не видно. Надевает кепку с красной звездой.

Сцена IX. Кабинет директора в школе.

Убогий кабинет в убогой школе. Директор сидит за плохоньким столом. Входит Салот Сар.

Директор школы. Мы так рады, что вы, человек из такой хорошей семьи, с таким хорошим образованием...

Салот Сар. Спасибо.

Директор школы. Мы не очень богаты...

Салот Сар. Я знаю.

Директор школы. У вас будет свой кабинет, а в нем два таких шкафа. Показывает на невероятно косой шкаф.

Директор школы. Да, два таких шкафа и...

Салот Сар. Мне нужно три.

Директор школы. Хорошо, хорошо!

Сцена X. Кабинет Салот Сара.

Три шкафа. Два доверху забито полными собраниями сочинений Маркса и Ленина, которые мы видели в комнате Салот Сара в общежитии. В одном -- учебники. Салот Сар за столом учителя. Дети за партами. Открывается дверь, появляется лицо Директора школы. Салот Сар выходит. Дети вскакивают с мест, бесятся, один из учеников, Нарадом Самфан берет том Маркса, и садится с ним за парту. Читает. Входит Салот Сар.

Салот Сар. Кто взял мою книгу?

Нарадом Самфан. Извините.

Ставит книгу на место. Садится. Надпись на экране: "15 минут спустя".

Салот Сар. До свидания, дети. Нарадом Самфан, ты можешь остаться на пять минут?

Нарадом Самфан. Да.

Дети выходят из класса, Нарадом Самфан и Салот Сар остаются.

Салот Сар. Ты брал мою книгу. Ты читал ее?

Нарадом Самфан. Да.

Салот Сар. Что ты прочел?

Нарадом Самфан. Это интервью какого-то человека.

Салот Сар. То, как он отвечал, тебе понравилось?

Нарадом Самфан. Да. Мне понравилось, как на вопрос: "В чем вы видите счастье?" он ответил: "В борьбе".

Салот Сар. Да, я тоже запомнил это место. Ты бы хотел почитать то, что написал этот человек?

Нарадом Самфан. Да, только на кхмерском, а не на французском.

Салот Сар. Нет, твоя мама давно говорила, что тебе нужны дополнительные занятия по французскому. Не знаю, зачем, ведь ты и так лучший ученик. Сегодня я дам тебе книгу "Капитал", ты прочитаешь до места, где я отмечу, и перескажешь мне завтра. Можно на кхмерском.

Нарадом Самфан. Хорошо.

Уходит. Надпись на экране "год спустя". Нарадом Самфан стоит перед столом Салот Сара и что-то ему говорит.

Нарадом Самфан. Ну, вот и все.

Салот Сар. Молодец. Теперь ты узнал мысли Маркса об обществе. А теперь я скажу тебе вещь, которой тебе больше никто не скажет: Маркс был великий человек, но он ошибался.

Достает из столика какую-то тетрадку.

Салот Сар. Здесь я записал на французском свои идеи о коммунизме и его построении в Камбоджи. Сегодня ты прочтешь десять страниц и перескажешь их мне завтра.

Нарадом Самфан. Хорошо, учитель.

Сцена XI. Кабинет директора.

Директор школы сидит за столом. Входит Салот Сар.

Салот Сар. Вы меня вызывали?

Директор школы. Да. Я намерен поговорить с вами о дополнительных уроках французского, которые вы давали ученику Нарадому Самфану.

Салот Сар. По-моему, он стал неплохо читать по-французски.

Директор школы. Да, но какие книги вы давали ему читать! Эту, как её там, которая коммунистическая...

Салот Сар. "Капитал".

Директор школы. Да, да. А потом, когда он прочел эту вредную книгу, вы дали ему свои сочинения, где призывали к свержению строя Нарадома Сианука, к тому, что бы уничтожать священников, к тому...

Салот Сар. Да.

Директор школы. Как мог такой человек как вы, окончивший Сорбонну, сын таких хороших родителей...

Салот Сар. Спасибо.

Директор школы. Мне жаль, но я вынужден просить вас убраться из моей школы.

Салот Сар. Я соберу свои книги.

Уходит. Надпись на экране "Час спустя". Директор школы сидит, входит Салот Сар с чемоданом.

Салот Сар. Я пришел попрощаться.

Подходит к директору школы, хватает его за голову сзади и бьет об стол носом. Выходит.

Сцена XII. Отделение коммунистической партии.

За стойкой сидит Сон Сен. Входит Салот Сар.

Сон Сен. Привет!

Салот Сар. Привет.

Сон Сен. Ну, ты решил записаться в коммунистическую партию?

Салот Сар. Да.

Сон Сен. Сейчас запишу. Салот Сар...

Салот Сар. Нет. Запиши меня: Пол Пот.

Сцена XIII. Зал для дебатов в коммунистической партии.

Огромный зал. Везде сидят коммунисты и что-то обсуждают.

Один из коммунистов. Нет, китайцы нам не друзья, мы должны ориентироваться на Вьетнам!

Другой коммунист. Вьетнамцы -- собаки. Тысячи лет они пытались захватить Камбоджу!

Пол Пот (встает). С меня хватит! Я готов умереть за наше дело, но не от скуки!

Уходит.

Первый коммунист. Кто этот тип?

Сон Сен. Я его знаю. Са... в смысле Пол Пот. Мой сосед по общежитию в Париже. Хороший парень, только не любит болтовни.

Другой коммунист. Он недооценивает коллектив. Он что не знает, что даже анархисты проводили большую часть времени в заседаниях?

Сцена XIV. Темная комната.

Сон Сен и Пол Пот что-то обсуждают.

Пол Пот. Сейчас очень удачный момент. Лон Нол незаконно захватил власть. Крестьянство все больше и больше разоряется. В стране царит анархия. Более удачного момента, чтобы прийти к власти и построить коммунизм, у нас не будет еще лет сто! А в это время наши однопартийцы все обсуждают и обсуждают... А надо действовать. Похоже на всю партию есть только два нормальных человека -- я и ты. Что ж, мы построим коммунизм вдвоем!

Сцена XV. Квартира Та Самаута.

Уже ночь. Та Самаут спить. Звонок в дверь.

Та Самаут. Вот черт!

Открывает дверь. Входит Пол Пот.

Пол Пот. Здравствуйте. Вы -- Та Самаут, генеральный секретарь коммунистической партии Камбоджи?

Та Самаут. Да, а что случилось?

Пол Пот. Меня зовут Пол Пот. Вы, наверное, слышали обо мне?

Та Самаут. Да, слышал.

Пол Пот. У меня к вам срочный разговор.

Та Самаут. Хорошо, проходите.

Разворачивается, чтобы идти и вести за собой Пол Пота. Тот вынимает из кармана шнурок и душит им Та Самаута.

Сцена XVI. Пномпень, площадь около Центрального банка.

Огромное количество подростков в черном с автоматами. Банк взрывается. Мы видим в замедленной съемке, как по небу летят деньги. Камера резко поворачивает вниз, и мы видим деньги, которые лежат на земле. Прохожие наклоняются, чтобы собрать их. Подростки с автоматами выпускают очередь по прохожим.

Сцена XVII. Бывший кабинет Салот Сара в школе.

Около доски стоит Нарадом Самфан. Он уже стал взрослым. За партами сидят дети.

Нарадом Самфан. И вот я стал учиться французскому по такой книге.

Дети ахают.

Нарадом Самфан. Я же не знал, что это такое. А такой, казалось интеллигентный человек, из высших слоев...

Входит подросток с автоматом. Убивает Нарадома Самфана.

Сцена XVIII. Кабинет для допросов.

Подросток лет тринадцати, Кхеу Нол в черных штанах и черной рубахе с автоматом стоит. На полу лежит человек лет тридцати с завязанными руками и ногами.

Кхеу Нол. Кто дал тебе эти листовки?

Допрашиваемый. Никто. Я сам их напечатал.

Кхеу Нол. Говори! Говори сволочь!

Бьет его ногами по ребрам. Допрашиваемый стонет. Входит Иенг Нил, брат Кхеу Нола, ему пятнадцать.

Иенг Нил. Ну, вот и че ты делаешь? Отойди.

Кхеу Нол отходит. Иенг Нил осматривает допрашиваемого.

Иенг Нил. Да ты ему три ребра сломал!

Кхеу Нол. Да я ему и еще сломаю, пусть говорит, сволочь, кто листовки дал!

Иенг Нил. Ну, ты тупой! Ты что, не слышал прошлой агитационной беседы? Там что тебе, идиоту тупому сказали? Вот слушай: "Целью пытки является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых". "При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения". Понял? Вот смотри.

Бьет Допрашиваемого между ног. Тот стонет.

Иенг Нил. Ну, и кто дал вам эти листовки?

Допрашиваемый. Я сам их напечатал.

Иенг Нил. Что ж, вы, наверное, помните место, куда я вас ударил? Конечно, помните, ведь там до сих пор болит. А если я буду долго вас туда бить? Представляете, как расстроится ваша жена?

Допрашиваемый. Я все равно встречаюсь с ней раз в месяц после долгой агитационной беседы.

Иенг Нил. Ну, мужик, ты сам этого хотел...

Допрашиваемый. Ладно, ладно. Эти листовки мне дал Юн Сам.

Иенг Нил. Все. Молодец. Иди отсюда.

Развязывает его.

Иенг Нил. Вот видишь, какой я умный, а ты -- тупой. И почему у такого умного меня такой тупой младший брат? Я -- как Шерлок Холмс, а ты -- как инспектор Лестрейд, помнишь, нам один интеллигент о них рассказывал? Ладно, инспектор Лестрейд, пошли жрать.

Уходят.

Сцена XIX. В поле.

Бригада крестьян пашет землю. Рядом сидят Иенг Нил и Кхеу Нол. Вдруг Иенг Нил встает и подходит к одному из крестьян.

Иенг Нил. Почему ты так плохо работаешь?

Крестьянин. Я работаю, как могу.

Иенг Нил. Нет, ты работаешь плохо. А знаешь, почему? Потому, что ты спал на прошлой агитационной беседе. А я никогда не сплю на агитационных беседах.

Крестьянин. Потому, что не работаешь!

Иенг Нил. Ну вот! И к чему мы пришли? К полному идиотизму. Я -- не работаю! Я работаю. Все время работаю. Я обеспечиваю безопасность нашей родины и порядок. Я даже когда сплю -- работаю. А вы даже когда работаете -- спите. И на агитационных беседах тоже спите. А там сказали: "Кампучия должна опираться на собственные силы. Нам нужен сверхвысокий скачок! Для этого каждый должен работать во все силы". А не лодырничать, как ты.

Надпись на экране: "Полчаса спустя".

Иенг Нил. Что-то у это типа слишком тонкие черты лица.

Подходит к Крестьянину.

Иенг Нил. Вы, наверное, бывший учитель? Бывший учитель, да?

Крестьянин. Да.

Иенг Нил. Инспектор Лестрейд, оцените преимущества дедуктивного метода! А знаете ли вы, что бывшие учителя -- интеллигенция? "Интеллигенции как таковой быть не должно". Во как. Пойдем, учитель, пройдемся.

Сцена XX. В джунглях.

Иенг Нил и Кхеу Нол ведут Крестьянина. Останавливаются.

Иенг Нил. Здесь нормальное место. Сейчас вы погибнете. Инспектор Лестрейд, вы, как больше ни на что не годный, убивайте.

Кхеу Нол берет автомат.

Иенг Нил. Ты что делаешь, идиот! Нет, учитель, ну прикиньте, какой дебил! Хочет тратить на вас патроны. Смотри и учись!

Убивает Крестьянина мотыгой.

Сцена XXI. Граница с Вьетнамом.

Вьетнамские пограничники смотрят. Рядом ходят Иенг Нил и Кхеу Нол.

Иенг Нил. Инспектор Лестрейд, вы помните, что сказали на прошлой агитационной беседе? Каждый честный кампучийский коммунист должен убить тридцать вьетнамцев. Вы, как идиот, сможете убить лишь пять вьетнамцев. Следовательно, я убью пятьдесят пять. Что ж, вперед!

Кидаются на пограничников. Те убивают их.

Первый вьетнамский пограничник. Сколько им лет-то было?

Второй вьетнамский пограничник. Тринадцать-пятнадцать.

Первый вьетнамский пограничник. Да, хреново вышло.

Второй вьетнамский пограничник. Да ладно, что нам делать-то было?

Первый вьетнамский пограничник. Тоже верно.

Сцена XXII. Зал для конференций.

Пол Пот в наручниках за столом. Рядом -- охранник и журналисты. Пол Пот делает рывок. Охранник пугается и наводит автомат. Пол Пот улыбается.

Журналист. Скажите: вам не жалко своих жертв?

Пол Пот. Не бывает революционной войны без жертв. Но, товарищ, покажи мне документы, свидетельствующие о том, что я лично отдал приказ убить хотя бы одного человека.

История вторая. Новые приключения Шерлока Холмса инспектора Лестрейда.

Сцена I. Кабинет для допросов.

Кхеу Нол бьет между ног какого-то связанного человека. Тот стонет.

Кхеу Нол. Вы придушили своего бригадира?

Допрашиваемый. Нет, я не знаю, кто это сделал.

Входит Иенг Нил.

Иенг Нил. Что вы делаете, инспектор Лестрейд?

Кхеу Нол. Подожди, не мешай. Вы помните место, куда я вас ударил? Конечно, помните, ведь там до сих пор болит. Так вы придушили своего генерала?

Иенг Нил. Смотри-ка ты, научился.

Допрашиваемый. Да, я.

Кхеу Нол. Что и требовалось доказать.

Иенг Нил. Инспектор Лестрейд прошу вас, давайте притормозим. Что за придушенный бригадир?

Кхеу Нол. Тут умер бригадир. Врач, который у нас обычно перед пытками народ досматривает, сказал -- удушение.

Иенг Нил. И что ты сделал?

Кхеу Нол. Стал допрашивать по одному подозреваемых -- тех, кто работал в коммуне. Вот, первый и сознался.

Иенг Нил. А он виновен?

Кхеу Нол. Он сознался.

Иенг Нил. И невиновный может сознаться, если ему хорошо въехать.

Кхеу Нол. Думаешь?

Иенг Нил. Да. Пока не время для ваших методов, Лестрейд. Сейчас время дедукции.

Сцена II. Кабинет врача.

Врач ест рис. Входят Иенг Нил и Кхеу Нол.

Иенг Нил. Там у бригадира на шее красная полоса. Это значит, что его душили веревкой?

Врач. Не знаю, мне надо посмотреть.

Иенг Нил. Лестрейд, несите труп.

Кхеу Нол выходит. Надпись на экране: "пятнадцать минут спустя". Врач смотрит на труп.

Врач. Да. Его придушили веревкой.

Сцена III. Кабинет для допросов.

Иенг Нил и Допрашиваемый стоят.

Иенг Нил. И как вы придушили бригадира?

Допрашиваемый. Как? Ну, обыкновенно, руками...

Сцена IV. Коридор.

Кхеу Нол и Иенг Нил.

Кхеу Нол. Ну и что мы теперь будем делать?

Иенг Нил. Я буду думать. Вот я думаю, думаю...

Кхеу Нол. Ты больше болтаешь, чем думаешь.

Иенг Нил. Не мешай. Итак, что мы имеем? Преступление совершил тот, кому это выгодно.

Кхеу Нол. Великое открытие!

Иенг Нил. Лестрейд, заткнитесь, не мешайте мне думать. Вот сейчас я думаю. И что я придумал? Что преступник должен обладать мотивом, орудием и возможностью. Орудие -- веревка, ими перевязывают рис. Значит, возможность и орудие были у каждого члена коммуны. Ищи мотив! Надо посмотреть на кого кричит новый бригадир.

Сцена V. В поле.

Крестьяне работают, но не слишком усердно. Новый бригадир Лот Лот смотрит на это. Рядом стоят Иенг Нил и Кхеу Нол.

Иенг Нол. Что-то вы совсем не смотрите на коммунаров.

Лот Лот. Я смотрю на них.

Иенг Нол. Тогда почему еще не въехали тому бывшему интеллигенту?

Лот Лот. Я противник того, чтобы изнурять крестьян. Лучше работать меньше, но оставить больше сил для работы потом.

Иенг Нол. Хорошо, а теперь представьте себе, что вы обычный бригадир. Кого бы вы больше всех невзлюбили?

Лот Лот. Во-первых, интеллигента, а во вторых того парня.

Показывает на парня, который сидит с боку. У него проткнута ступня.

Лот Лот. У меня этот парень не работает, пока ступня не пройдет, но у обычного коммунара он бы работал и работал бы плохо.

Иенг Нол. Спасибо, вы помогли нашему делу.

Сцена VI. Коридор.

Кхеу Нол и Иенг Нил.

Иенг Нил. Итак: какие у нас были версии изначально: интеллигент, проткнутая нога, сговор интеллигента и проткнутой ноги. Нам известно от всех свидетелей, что проткнутая нога может ходить только постанывая. Следовательно, если бы он убил бригадир, значит, были слышны его стоны. Но их никто не слышал. Остается: интеллигент, интеллигент и проткнутая нога в сговоре.

Сцена VII. Кабинет для допросов.

Кхеу Нол, Иенг Нил и интеллигент.

Иенг Нил. Вы убили бригадира?

Интеллигент. Нет, что вы.

Кхеу Нол. Ну что ж, приступим к интенсивному допросу...

Иенг Нил. Лестрейд, отставить. Он не убивал. Рожа трусливая.

Сцена VIII. Коридор.

Кхеу Нол и Иенг Нил.

Кхеу Нол. Ну и кто убил?

Иенг Нил. Я, кажется, знаю...

Сцена IX. Кабинет для допросов.

Кхеу Нол, Иенг Нил и Лот Лот.

Иенг Нил. Ваша ненависть к принуждению крестьян работать взяла верх над вашим разумом. И вы убили "жестокого", по вашему мнению, бригадира. Но как вы совершили убийство! Вы пробрались в барак и придушили этого честного коммуниста. Любой следователь первым дело станет искать убийцу среди коммунаров. И найдет! А настоящий убийца будет гулять на свободе. Но один факт ушел из поля вашего зрения: Шерлок Холмс. Я раскусил вас.

Лот Лот. Да, это был преступление из милосердия.

Иенг Нил. "Общество, которое олицетворяет кампучийский народ, должно быть здоровым и сильным. Милосердие -- это преступление". Вот так вот. Лестрейд, привести приговор в исполнение.

История третья. Настоящий коммунист.

Сцена I. Дом Иенг Суонга.

Маленький домик с маленьким участком земли. Иенг Суонг рыхлит землю мотыгой.

Иенг Суонг. Черт! Потом опять ведь ни хрена не вырастет!

Сцена II. Государственное учреждение.

Чиновник сидит за столом и перебирает бумаги. Входит Иенг Суонг.

Иенг Суонг. Здрасте. Я это... Я хочу своих друзей найти. Где они живут.

Чиновник. Имена.

Иенг Суонг. Ху Сон и Ху Сари. Чиновник. Сейчас поищем.

Ищет в бумагах.

Чиновник. Вот, нашел. Оба живут в Пномпене. Вот адреса.

Иенг Суонг. Это... Спасибо.

Сцена III. Дом Ху Сона.

Очень большой и красивый дом. Иенг Суонг подходит к нему и еще раз проверяет адрес. Стучит в дверь. Выходит красивая девушка, жена Ху Сона.

Жена Ху Сона. Здравствуйте.

Иенг Суонг. А... А тут живет Ху Сон?

Жена Ху Сона. Да. Ху, иди сюда!

Выходит Ху Сон.

Ху Сон. Здравствуйте... Иенг, ты что ли?

Иенг Суонг. Да.

Ху Сон. Это мой одноклассник. Проходи.

Дом внутри еще богаче, чем снаружи.

Иенг Суонг. Хорошо ты устроился.

Ху Сон. Да.

Надпись на экране: "прошло два часа". Ху Сон, Жена Ху Сона и Иенг Суонг сидят за столом. На нем уже все съедено и выпито.

Иен Суонг. Ну, я пошел. Хочу навестить другого Ху.

Ху Сон. Сари? Передай привет.

Иенг Суонг. Хорошо, до свиданья.

Ху Сон. До свиданья.

Жена Ху Сона. До свиданья.

Иенг Суонг уходит.

Сцена IV. Дом Ху Сари.

Иенг Суонг и Ху Сари. Дом богаче дома Иенг Суонга, но беднее дома Ху Сона. Много книг.

Иенг Суонг. У него это... Очень всего много. Как то это, ну... неправильно как-то, что у него всего так много...

Ху Сари. Ага -- "Собственность есть кража".

Иенг Суонг. О! Точняк! Классно! Собственность есть кража!

Ху Сари. Ты прям коммунист, как я.

Иенг Суонг. Кто?

Ху Сари. Коммунист.

Иенг Суонг. А кто это такой?

Ху Сари. Тот, кто считает, что собственность есть кража.

Иенг Суонг. Тогда я этот... как ты там сказал?

Ху Сари. Коммунист.

Иенг Суонг. Да, я -- ком-мун-нист. А ты тоже ком-мун-нист?

Ху Сари. Да.

Иенг Суонг. А что еще надо делать, чтоб быть ком-мун-нистом?

Ху Сари. Ну, вообще-то ничего. Некоторые, правда, еще ходят на митинги.

Иенг Суонг. А когда такой будет?

Ху Сари. Завтра.

Сцена V. Улица в Пномпене.

Иенг Суонг идет по улице. Видит какого-то мужчину.

Иенг Суонг. Извините, а вы не знаете, а где здесь митинг этих, как нас там... Ком-мун-истов.

Мужчина. А тебе зачем?

Иенг Суонг. А я сам такой.

Мужчина. Какой же ты коммунист, если даже назвать нас не можешь?

Иенг Суонг. А... Собственность есть кража!

Мужчина. О! Хорошо сказал. Пошли.

Сцена VI. Митинг.

На митинге присутствует очень мало людей. Оратор говорит с трибуны.

Оратор. Да здравствует дело Мао! Цитатник Мао Цзэдуна должен знать наизусть каждый настоящий коммунист!

Сцена VII. Дом Ху Сари.

Иенг Суонг стоит на пороге. Его встречает Ху Сари.

Ху Сари. Привет.

Иенг Суонг. У тебя есть такая книга... цитаты какого-то Мяо?

Ху Сари. Может быть, цитатник Мао Цзэдуна?

Иенг Суонг. Да, точно!

Ху Сари. Да, есть.

Иенг Суонг. Дай почитать!

Ху Сари находит на полках маленькую красную книгу и дает её Иенг Суонгу.

Иенг Суонг. Спасибо!

Сцена VIII. Дом Иенг Суонга.

Иенг Суонг ходит по дому с цитатником Мао Цзэдуна.

Иенг Суонг. "Я одобряю такой лозунг: "Не бояться трудностей, не бояться смерти"", так, это выучил. "Необходимо работать с исключительной кропотливостью, небрежность недопустима, она зачастую ведет к ошибкам". Так, это я еще разок перечитаю...

Сцена IX. Отделение коммунистической партии.

За столом сидит Сон Сен. Входит Иенг Суонг.

Иенг Суонг. Я бы хотел это... в партию войти.

Сон Сен. Хорошо. Ваше имя и фамилия?

Иенг Суонг. Иенг Суонг, вы не думайте, я настоящий коммунист, я знаю наизусть весь цитатник Мао Цзэдуна!

Сон Сен. Правда?

Иенг Суонг. Вот смотрите: "Я одобряю такой лозунг: "Не бояться трудностей, не бояться смерти"", "Необходимо работать..."

Надпись на экране: "полчаса спустя".

Сон Сен. Ну ты даешь. Как, ты говоришь, тебя зовут?

Иенг Суонг. Иенг Суонг.

Сон Сен записывает его.

Сцена X. Зал для дебатов в коммунистической партии.

Множество коммунистов. За трибуной стоит Пол Пот. Все слушают его.

Пол Пот. Города должны быть уничтожены. Все жители городов будут переселены в крестьянские коммуны. Интеллигенты, жирующие за счет народа в прошлом, должны либо отказаться от своих привычек, либо быть уничтожены!

Иенг Суонг. И это еще... Богачей всяких убить надо, козлов! У них денег дофига, они вообще...

Пол Пот. Я понял тебя, товарищ. Богачи должны быть уничтожены!

Сцена XI. Около дома Ху Сари.

По улицам Пномпеня идут отряды красных кхмеров. Люди в ужасе бегут от них.

Ху Сари. Что случилось? От кого все бегут?

Убегающий. Коммунисты!

Ху Сари. Коммунисты! Ура! Да здравствует коммунизм!

Один из красных кхмеров. В очках -- значит грамотный.

Убивает Ху Сари.

Сцена XII. На агитационной беседе.

Агитатор. Вокруг него -- огромное количество людей. Большая часть спит. Те, кто не спит -- болтают. Иенг Суонг напряженно слушает.

Агитатор. Нам нужен сверхвысокий скачок!

Иенг Суонг. Нам нужен сверхвысокий скачок.

Агитатор. Каждый должен работать на пределе своих способностей!

Иенг Суонг. Каждый должен работать на пределе своих способностей.

Сцена XIII. В поле.

Конец рабочего дня. Крестьяне еле волокут ноги, еле поднимают руки. Они собирают рис. Иенг Суонг собирает рис быстрее всех.

Бригадир. Рабочий день кончен. В барак.

Крестьяне спешно уходят. Иенг Суонг подходит к Бригадиру.

Иенг Суонг. А можно мне еще поработать? Я совсем не устал.

Бригадир. Ты что, с ума сошел?

Иенг Суонг. Я должен работать на пределе своих способностей. Я буду работать на пределе своих способностей. Дайте мне еще час!

Бригадир. Ну ладно, ладно. Но завтра встанешь как все -- в пять часов.

Иенг Суонг. Конечно, конечно.

Сцена XIV. Барак.

Крестьяне спят. Бригадир тоже спит. Иенг Суонг встает. Подходит к бригадиру.

Иенг Суонг. Можно я начну работу сейчас?

Бригадир. Чего?

Иенг Суонг. Я проснулся немножко раньше, можно я уже начну работать?

Бригадир. Иди.

Иенг Суонг уходит, Бригадир засыпает. Надпись на экране: "шестнадцать часов спустя". Крестьяне едят. Иенг Суонг недоедает, подходит с плошкой к Бригадиру.

Иенг Суонг. Мне не надо столько риса. Мне хватит меньше.

Бригадир. Ну, уж от жратвы-то не отказывайся.

Иенг Суонг. Я не хочу потреблять лишнее -- этим я буду обкрадывать Кампучию.

Бригадир. Ну ладно, это доешь, а завтра я тебе меньше положу.

Иенг Суонг. Спасибо.

Бригадир. Не за что.

Сцена XV. Митинг.

То же, что и в прошлый раз.

Агитатор. Каждый кампучийский коммунист должен убить тридцать вьетнамцев!

Иенг Суонг. Каждый кампучийский коммунист должен убить тридцать вьетнамцев.

Сцена XVI. Война.

С кампучийской стороны подростки в черных штанах и несколько взрослых, в их числе Иенг Суонг. С вьетнамской стороны -- хорошо вооруженная армия. Вьетнамцы идут вперед и стреляют. Кампучийская армия в страхе разбегается. Иенг Суонг прячется, за каким то камнем, временами выскакивает и убивает вьетнамцев. Тормозит этим вьетнамскую армию.

Вьетнамский солдат. Командир, какой-то кампучиец сдерживает наше наступление.

Наконец в Иенг Суонга кто-то попадает.

Сцена XVII. Госпиталь.

Военный госпиталь. Иенг Суонг и Больной в одной палате. Иенг Суонг без сознания. Иенг Суонг приходит в себя.

Иенг Суонг. Это больница? Кто победил? Кто победил?

Больной. Расслабься -- мы победили.

Иенг Суонг. Есть, мы построим коммунизм! Ура!

Больной. Ты что, шизик? Понимаешь, мы победили. Теперь не будет никакого коммунизма! Да здравствуют вьетнамцы, которые нас спасли!

Иенг Суонг. Предатель! Собака! Будь у меня автомат, я бы убил тебя!

Прибегает Врач.

Врач. Тихо-тихо. Успокойтесь. Все хорошо...

Сцена XVIII. Дом Иенг Суонга.

Иенг Суонг сеет рис. Входит его Сосед.

Сосед. Что ты делаешь?

Иенг Суонг. Сею рис.

Сосед. А за хрен? У тебя и так прошлогодней в амбаре тухнет.

Иенг Суонг. Я привык обходиться малым и много работать. А гнилой рис -- хорошее удобрение.

Сосед. Ну, продавал бы тогда свой рис.

Иенг Суонг. Этим бы я помог новой Камбоджи. Я не буду так делать. Из всех государств я готов поддержать только Кампучию.

Сосед. А мне там не в кайф было.

Иенг Суонг. Потому, что тебя заставили работать. Ты -- лодырь, ты не хочешь ничего делать. А тебя заставили работать!

Сосед. Эй, полегче, если я лодырь, ты -- коммуняга.

Иенг Суонг. Да я тебя!

Кидается на Соседа.

Сосед. Сейчас тебе не Пол Пот. Я в полицию стукну!

Надпись на экране: "два часа спустя". Сосед снова приходит к Иенг Суонгу.

Сосед. Извини, что назвал тебя коммунягой.

Иенг Суонг. Не за что.

Сосед. Слышь, а тут где-то в лесах есть красные кхмеры. Может, им рис отнесешь?

Сцена XIX. Около избушки красных кхмеров.

Покосившиеся избушка. К ней подходит Иенг Суонг. Выходит Лон Сарамин, красный кхмер, в его руках автомат.

Лон Сарамин. Ты кто?

Иенг Суонг. Не стреляй! Ты красный кхмер? Я принес тебе рис.

Лон Сарамин. Спасибо.

Иенг Суонг. Я это... Я настоящий коммунист! Я знаю весь цитатник Мао Цзэдуна наизусть: "Я одобряю такой лозунг: "Не бояться трудностей, не бояться смерти"", "Необходимо работать..."

Надпись на экране: "прошло полгода".

Иенг Суонг. В прошлый раз вы просили меня принести выручку от продажи риса.

Лон Сарамин. Да.

Сцена XX. Улица в Пномпене.

Лон Сарамин в хорошем костюме, с перстнем на пальце и с девушкой. У девушки в руках закрытая бутылка пива.

Девушка. Лон.

Лон Сарамин. Чего тебе?

Девушка. Лон, открой, пожалуйста, бутылку.

Лон Сарамин снимает крышку перстнем.

Девушка. Спасибо. Лон, а почему ты такой богатый?

Лон Сарамин. Одно время был я красным кхмером. Жил в избушке, а рядом жил какой-то мужик, настоящий коммунист. Он, прикинь, цитатник Мао Цзэдуна наизусть знал. Он привык работать еще больше, чем работали при Пол Поте, а при это есть и того меньше. А все остальное относил мне. Теперь он рис продает, а мне дает деньги на благо революции. Поэтому я такой богатый.

Появляется Иенг Суонг.

Иенг Суонг. Покупайте рис, покупайте рис! О привет!

Лон Сарамин. Привет.

Иенг Суонг. Стой, а почему у тебя все так дорого? Ты не настоящий коммунист, ты используешь мои деньги, чтобы жить лучше! Собственность есть кража, я убью тебя!

Кидается на Лон Сарамина.

Сцена XXI. Государственное учреждение.

Чиновник и Иенг Суонг.

Иенг Суонг. Можно мне найти одного друга?

Чиновник. Имя?

Иенг Суонг. Лон Сарамин.

Чиновник что-то ищет.

Чиновник. Он живет в Пномпене. Вот адрес.

Сцена XXII. Квартира Лон Сарамина.

Иенг Суонг стучит в дверь. Выходит Лон Сарамин. Иенг Суонг расстреливает его из автомата.

Сцена XXIII. Полицейский участок.

Иенг Суонг в наручниках. Рядом полицейские и Журналист.

Журналист. Как вы можете объяснить свой поступок?

Иенг Суонг. Он -- не настоящий коммунист, а я -- настоящий коммунист. Я знаю наизусть цитатник Мао Цзэдуна. Вот смотрите: "Я одобряю такой лозунг: "Не бояться трудностей, не бояться смерти", "Необходимо работать..."".

История четвертая. Американский коммунист.

Сцена I. Школа.

Школа. Дети бесятся. Среди них Джек и Джон.

Джек. Слушай, ты случайно не коммунист?

Джон. Нет, а что?

Джек. Жалко. Я вот коммунист, а у нас на всю школу ни одного коммуниста нет. Может, ты станешь коммунистом? У меня лишняя брошюра есть.

Джон. Давай.

Сцена II. Дом Джона.

Джон усердно читает брошюру "Коммунизм для начинающих". В брошюре сорок страниц.

Сцена III. Школа.

Джек и Джон.

Джек. Давай поговорим.

Джон. Давай.

Джек. Что ты думаешь об эксплуатации рабочих?

Джон. Каждый рабочий должен узнать о ней. Только тогда возможно борьба с этим страшным злом.

Джек. Ну надо же! Я то же самое думаю, а как мы теперь спорить будем?

Сцена IV. Дом Джона.

Джон и Отец Джона. Отец Джона показывает Джону брошюру "Коммунизм для начинающих".

Отец Джона. Что это?

Джон. Это моя брошюра.

Отец Джона. Я тут почитал, что думают эти коммунисты. Дураки они все-таки.

Джон. Почему?

Отец Джона. Вечно твердят о какой-то эксплуатации, а меня, например, никто не эксплуатирует. Я сам, по собственному желанию сторожу, а мне за это платят.

Сцена V. Школа.

Джон и Джек.

Джек. Давай поговорим.

Джон. Давай.

Джек. Что ты думаешь об эксплуатации рабочих?

Джон. Ее нет.

Джек. Она есть!

Джон. Нет!

Джек. Есть!

Звонок.

Джек. Классно поспорили. На следующий перемене еще поболтаем.

Сцена VI. Личный дом Джона.

Надпись на экране: "Десять лет спустя". Хороший дом. Джон лежит на диване. Звонит телефон. Джон берет трубку.

Джон. Алло.

Голос матери Джона. Это я. Папу убили.

Сцена VII. Дом матери Джона.

Джон и Мать Джона.

Мать Джона. Съезди на фирму, которую папа охранял. Они должны дать мне какие-то деньги. Мне самой не хочется, ты меня понимаешь?

Джон. Да. Я тебя очень хорошо понимаю. Лучше, чем надо.

Сцена VIII. Кабинет директора фирмы.

Красивый, но небольшой кабинет. За столом сидит Директор фирмы. Входит Джон.

Джон. Мой отец...

Директор. Сторож, которого убили?

Джон. Да.

Директор. Вот.

Дает Джону конверт. Тот смотрит в него.

Джон. Что это?

Директор. Компенсация.

Джон. 15 долларов? Маловато.

Директор. Ваш отец не охранял ничего ценного.

Джон. А что он охранял?

Директор. Пустое здание. Туда постоянно на ночь лезут бомжи.

Джон. То есть, мой отец умер за пустое место?

Директор. Можно и так сказать.

Джон уходит.

Сцена IX. Личный дом Джона.

Джон лежит на диване. Звонит телефон.

Джон. Алло.

Голос Джека. Привет! Ты как думаешь, эксплуатация рабочих существует?

Джон. Да.

Голос Джека. А я говорю... Стой! Ты что сказал?

Джон. Я сказал: "да, эксплуатация рабочих существует".

Голос Джека. Ты что, с ума сошел?

Джон. Прости, я не виноват, что она существует.

Сцена X. Зал встречи членов коммунистической партии.

Огромное количество коммунистов. На трибуне Радист с радиоприемником.

Радист. Сейчас мы свяжемся с советским союзом.

Сцена XI. Где-то в СССР.

Русский радист ищет сигнал. Рядом другие люди.

Радист. Я поймал сигнал из США.

Тип рядом. Это враждебная пропаганда. Глуши ее.

Сцена XII. Зал встречи членов коммунистической партии.

Все так же.

Радист. Никто не отвечает. Очевидно, ЦРУ глушит наш сигнал. Свиньи. Наше правительство -- свиньи. Они не хотят, что мы знали правду о Советском Союзе.

Сцена XIII. Кабинет обучения русскому языку.

Везде висят правила русской грамматики. Ученики -- пять взрослых американцев. Среди них -- Джон.

Джон. Здравствуйте. Меня зовут Джон. Я изучаю русский, чтобы поехать в Советский союз.

Учитель. Молодец. Все правильно сказал. У меня никогда не было такого старательного ученика.

Сцена XIV. Магазин в СССР.

Магазин. За прилавком Продавщица. Входит Джон.

Джон. Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, спички.

Продавщица. Одна копейка.

Джон. Что?

Продавщица. Спички стоят одну копейку.

Джон. Их что, надо покупать?

Продавщица. Да.

Сцена XV. Зал встречи членов коммунистической партии.

Много людей. Среди них Джон и Джек.

Джон. В СССР нет коммунизма.

Джек. Может, он есть в Китае?

Джон. Там есть деньги?

Джек. Да.

Джон. Значит, нет.

Надпись на экране "полгода спустя". Джон входит в зал. Джек уже там.

Джек. Джон, слышал новость?

Джон. Нет.

Джек. В Камбодже к власти пришли коммунисты. Сначала они снизили все цены в сто раз, а потом уничтожили деньги.

Сцена XVI. Где-то в джунглях.

Пол Пот и Джон.

Пол Пот. Наша страна со скоростью, другим кажущейся невероятной движется к светлому коммунистическому будущему. Мы верим, что кампучийский народ ждет счастье!

Джон. Я бы хотел помочь вам в строительстве коммунизма.

Пол Пот. Я могу назначить вас одним из министров.

Джон. Нет, я бы хотел быть ближе к людям. Я бы хотел жить в коммуне. Я крепкий мужчина и я могу заниматься физическим трудом. Еще я мог бы сообщать вам о том, как идет строительство коммунизма изнутри.

Пол Пот. Я напишу вам специальную бумагу, что бы вы могли со мной связаться.

Сцена XVII. Коммуна.

Крестьяне работают. Среди них -- Джон. Бригадир смотрит.

Бригадир. Работать! Вы плохо работаете.

Джон. Сегодня же пойду с докладом к Пол Поту.

Сцена XVIII. Барак.

Все едят.

Джон. Как хочется спать. Схожу завтра.

Сцена XIX. Коммуна.

Все так же. Только рядом солдаты.

Бригадир. Вы все -- лодыри! Вы не хотите работать. Знайте, что бывает с лентяями!

Солдаты берут одного крестьянина и расстреливают его.

Сцена XX. Где-то в джунглях.

Джон. А потом солдаты убили этого человека. Вы должны что-то сделать!

Пол Пот. Сожалею, но мне нечего сделать.

Джон. Как?

Пол Пот. Когда мы взяли верх в этой стране -- это был гибнущий организм. Работа по 16 часов в сутки -- необходимость. Иначе нам не выжить. Бригадир был вынужден убить того человека -- смерть одного предпочтительнее смерти тысячи.

Джон. Мне надо уехать из этой страны.

Пол Пот. Зачем? Подождать коммунизма? Судя по всему, это -- ваш стиль. В СССР вы повели себя так же.

Джон. Нет. Я хочу помочь вам.

Пол Пот. Если можете -- помогите, я прошу вас.

Сцена XXI. Зал встречи членов коммунистической партии.

Много людей. За трибуной -- Джон.

Джон. Мы должны помочь Кампучии. Кто сколько может.

Сцена XXII. В бункере Пол Пота.

Пол Пот, Джон и два крепких красных кхмера с автоматами.

Джон. Я привез десять миллионов долларов.

Пол Пот. Нам не нужны ваши деньги.

Джон. Как? Ваш народ умирает от голода и труда, а вам не нужны деньги?

Пол Пот. Только не надо изображать заботу о моем народе. Вы знаете, и я знаю -- это деньги ЦРУ.

Джон. Это деньги Американской Коммунистической Партии.

Пол Пот. Американская Коммунистическая Партия -- филиал ЦРУ. Вы хотите регулярными денежными влияниям поставить кампучийскую экономику в зависимость от американской, после этого...

Джон. Что за бред?

Пол Пот. Бред? Хенг, поговори с ним.

Надпись на экране: "Полчаса спустя". Джон избит.

Джон. Я хочу сделать признание.

Пол Пот. И какое же?

Джон. Я привез эти деньги по заданию ЦРУ. Наша цель -- регулярными денежными влияниями сделать экономику Кампучии зависимой от американской. Таким образом, американский империализм получит возможность давить на вас и заставить вас свернуть с пути коммунистических преобразований.

Пол Пот. Я так и думал. Расстрелять его.