На Прикарпатье в школе пгт Делятин правоохранители нашли вещества, которые использовались для изготовления наркотических веществ, сообщает МВД Украины.
Правоохранители нашли в школьном кабинете химии два кг соляной и килограмм серной кислоты, которые используются как прекурсоры для изготовления особо опасных синтетических наркотиков в виде таблеток, порошков и жидкостей для введения внутривенно.
Патриоты РФ ждали ответа со стороны нашей державы как более могущественной: повального обыска всех кабинетов химии, уличения каждого учителя в хранении противозаконных прекурсоров, а составителей школьных учебников -- в пропаганде химических процессов с участием прекурсоров для особо опасных наркотиков. Путин тогда же и дал ответ, по сложившейся традиции несколько несимметричный: он запретил гражданам Боливии и лично их президенту Эво Моралесу жевать листья коки. Российские учителя химии вздохнули свободно: что им Эво Моралес.
Так вот, они рано обрадовались. Неужто наше МВД хуже украинского? Это вы бросьте: наше МВД, напротив, гораздо лучше. Просто оно больше, и поэтому медленнее реагирует на наркотики.
Два наркомана сидят в кухне. В углу стоит собачья миска. Заходит такса, начинает из миски есть. Первый наркоман долго смотрит на нее и говорит второму:
-- Что-то... у твоей собаки... ноги... короткие.
Второй медленно поворачивается, некоторое время наблюдает за таксой, отвечает:
-- Да вроде... ничего. До пола достают...
"Министерство внутренних дел РФ подготовило законопроект, запрещающий СМИ распространять информацию об изготовлении взрывчатки. Документ предусматривает строгую систему наказаний вплоть до закрытия источника распространения," -- сообщают официальные источники.
Парламентарии Госдумы уже поддержали законопроект. Так, член комитета по обороне Андрей Красов из Единой России высказался следующим образом: "Публикация в СМИ и интернете способов изготовления взрывчатых веществ не нужна: мы ни к войне, ни к революции не готовимся. Зачем в повседневной жизни нужна взрывчатка? Рыбу глушить? Но это тоже незаконно."
Ход мысли замечательный, между прочим, для государственного человека. Продолжая в том же ключе -- публикация в СМИ сведений о космических полетах не нужна: мы ни к войне с инопланетянами, ни к космической экспансии не готовимся. Зачем в повседневной жизни нужен ракетоноситель? Самолеты сбивать? Но это тоже незаконно. Публикации о сравнительной сложности, например, китайских и мексиканских диалектов тоже не нужны: для чего они в повседневной жизни? Попробуйте-ка произнести вслух в публичном месте или записать русскими буквами китайское слово, которым обозначают китайца-мусульманина -- вот и получится незаконно.
В советское время, когда принято было начинать и заканчивать любую речь цитатой из В. И. Ленина, возникали апокрифы социал-демократического святого писания. В частности, Ленину (в контексте идей пролетарской диктатуры) приписывали лозунг: "Каждая кухарка может управлять государством." Цитировали и издевались -- как это, мол, она будет управлять: науки упразднит, потому что на кухне ни к чему науки, из военного дела оставит фехтование скалкой и сковородкой, из всех искусств -- разрисовывание кастрюль плодами картофеля, свеклами и цветочками. Теперь мы видим, что Владимир Ильич -- воистину великий человек, достойный поклонения, сумевший посмертно добиться осуществления своих мечтаний, даже тех из них, которых никогда не имел. Получилось интересно, хотя и немного страшно: мало ли может оказаться ненужных вещей, с которыми парламентарий из Единой России не сталкивается в повседневной жизни. Например, метро. И даже управление автомобилем: ведь есть шофер.
К числу запретных фантазий кухарки с воображением, подпадающих под действие нового закона, относится знаменитая ПовареннаяЕх Книга Анархиста. Это сборник рецептов, как приготовить бомбу, разнообразные наркотики, как взорвать мост, как синтезировать отравляющие вещества. По идее, именно такие тексты понимаются как вызвавшие новую законодательную инициативу. Разве вы хотели бы, чтобы ваши дети нашли в Интернете информацию о способах изготовления сильнейшего наркотика Б*н*н*дин? Или о том, как изготовить из этилового спирта ужасное вещество к*****л, одновременно взрывчатое и ядовитое? А если они займутся этим прямо на детской площадке?
А если из Интернета исчезнут все эти рецепты, то дети никогда не будут готовить ни взрывчатых веществ, ни наркотиков. Точно так же, как после вступления в силу закона о нецензурных выражениях в СМИ они совершенно перестали ругаться матом.
Из моих одноклассников где-то с полдюжины мальчишек увлекались химией. Прежде всего это значило, что все они были знатные пиротехники. У одного из них руки были покрыты ожогами: примерно в пятом классе он где-то достал бром и пытался запаять его в стеклянную ампулу. От взрывов в подъездах, где жили такие мальчишки, вылетали стекла -- и решетки, если в окнах были решетки. Еще один мой товарищ, узнав, как именно желтая кровяная соль разлагается при нагревании, всегда носил с собой некоторое ее количество в стеклянном пузырьке. Кажется, на случай, если его выгонят из школы: он рассчитывал умереть быстро и безболезненно. Сейчас он отец двоих ровно таких же мальчишек, в каждом под два метра росту, и профессор в одном из ведущих университетов мира -- но не химик, а математик. (На всякий случай поспешу отметить, что гексацианоферрат (II) калия, из которого теоретически можно получить и знаменитый в литературе K*N, и с***льную кислоту, зарегистрирован как пищевая добавка к поваренной соли E536.) Никто из них не искал информации об этом в Интернете, потому что Интернета, собственно говоря, тогда не было.
Но, может быть, штука в том, что если подобного рода информация лежит в открытом доступе, детям может показаться, что готовить взрывчатые вещества, яды и наркотики -- это норма? В то время как мы, простые обыватели, вовсе так не считаем? И они ошибочно будут думать, что здоровые члены общества должны ругаться матом, получать ядовитые вещества и взрывоопасные смеси, что и повлечет за собой несчастные случаи? А вот если мы продемонстрируем им, что это запрещено, они сразу же откажутся от своих опасных намерений. Ведь дети хотят только одного -- стать здоровыми полноценными гражданами, нормальными обывателями?
Если кто-то так действительно думает, жизнь готовит ему сюрпризы. Нет, не желание стать полноценными обывателями и здоровыми членами социума, соблюдающими общепринятые нормы, заставляет школьников ругаться матом, рассказывать неприличные анекдоты, искать порнографические материалы, делать взрывчатку и интересоваться ядами. В точности наоборот: помимо прочих естественных человеческих инстинктов, толкает их на это желание рисковать и преодолевать запреты. Косвенным образом дети так набирают социальный капитал именно в детском обществе. Каждый запрет для них кричит в голос и требует преодоления. Депутат от Единой России вполне может этого не понимать -- а вот составители законопроекта из МВД, наверное, понимают.
Предположив в этом месте, что МВД подготовило дурацкий законопроект, мы сделали бы грубую ошибку. Наоборот, он самым разумным образом отвечает существующей системе поощрения сотрудников правоохранительных органов. Молва идет, будто бы главный их мотив -- финансовый, и раскрывать проще всего те преступления, которые сам и организуешь. Так это или не так, но ведь с мыслепреступлениями работы еще меньше, чем с bona fide преступными группировками. С теми еще возиться, создавать, работать с людьми, подыскивать годного провокатора. А тут -- нашел сайт, содержащий учебник химии, закрыл его и получил премию, например. Если где-то перевирают учебник химии или его пародируют -- это тоже подходит. В конце концов, блокирует же Роспотребнадзор сайты, содержащие инструкцию, как правильно убить себя АП СТЕНУ.
Собственно говоря, с Поваренной Книгой Анархиста так и вышло. Скажем, сильного наркотика Бананадин, описанного в ней, вовсе не существует. "Автор" (на самом деле, не более чем компилятор) книги Пауэлл нашел инструкцию, как извлечь его из банановой кожуры, в шуточной статье контркультурной газеты "Беркли Барб". А описание получения способного к детонации отравляющего вещества к******л, помимо общей анекдотичности (в книге предлагается "извлечь химическим путем" из спирта весь кислород и "заменить его" мышьяком "в лабораторных условиях"), неправильно приводит как формулу этилового спирта (!), так и собственно какодила. И даже химический знак, отвечающий мышьяку в таблице Менделеева, в нем перевран.
Postscriptum. Звездочки в названиях химических соединений появились по результатам общения с редактором. Редакции известно, что формулы упоминаемых здесь реально существующих химических соединений и основные реакции, связанные с ними, входят в обязательную школьную и университетскую программу. Но, говорят они, издание и так на крючке у Роспотребнадзора, так что без купюр публиковать не можем. Поэтому автор приносит читателям извинения и просит его за дальнейшей информацией обращаться к школьным учебникам неорганической химии. Что касается "наркотика" бананадин -- о нем есть публикация в старейшем русскоязычном сетевом издании "Журнал.ру".
Этот текст возник как очередной выпуск колонки для одного милого моему сердцу издания. Милого, во-первых, тем, что мне в нем платили деньги, во-вторых, работают в нем люди веселые, добрые. Колонку приняли к публикации, но потребовали выкинуть из нее два абзаца. В них упоминались химические вещества HCN, KCN и то, что эти соединения можно получать в ходе химических реакций, со ссылкой на википедию. По нынешним временам, это может навлечь внимание Роспотребнадзора. Абзацы мне было жалко, я вставила звездочки в названия химических веществ, добавила комментарий о том, почему звездочки, и послала статью в редакцию снова.
По результатам обсуждения, статья с лишними абзацами была признана бессодержательной. Вот подтверждающая это рецензия Андрея Левкина, которую он разрешил мне процитировать здесь:
Они, в сущности, технические.
В начале сообщается нечто из жизни МВД Украины (в прошл году)
Затем: "Патриоты РФ ждали ответа со стороны нашей державы как более могущественной... " Ну, нет сомнений в том, что если Вы об этом пишете, то они, конечно же, ждали, но тема осталась не вполне раскрытой.
Затем анекдот про таксу. Анекдот хороший. но в сумме трех данных позиций возникает задумчивость относительно предмета сочинения.
Да, безусловно, это авторская колонка, и колумнист сам избирает предметы для своих текстов.
Но есть нюансы.
Повод, похоже, состоит в том, что "Министерство внутренних дел РФ подготовило законопроект, запрещающий СМИ распространять информацию об изготовлении взрывчатки. Документ предусматривает строгую систему наказаний вплоть до закрытия источника распространения," -- сообщают официальные источники".
При этом "Парламентарии Госдумы уже поддержали законопроект. Так, член комитета по обороне Андрей Красов из Единой России высказался следующим образом: "Публикация в СМИ и интернете способов изготовления взрывчатых веществ не нужна: мы ни к войне, ни к революции не готовимся. Зачем в повседневной жизни нужна взрывчатка? Рыбу глушить? Но это тоже незаконно."
Не в том даже проблема, что "парламентарии Госдумы", но имеет место некоторое, все же, чрезмерное возвеличивание отдельных из них, на основании чего и развивается авторский текст. Хотя,в общем, сказал что-то там бытовое некто А.Красов и что? Да, безусловно, никто не имеет права управлять вдохновением и форматом действий колумниста, но есть, все же, и издание...
Тут же вот получается этакая ментовская колумнистика: есть анекдот на тему обучения мента: а приебсь-ка, салага, к телеграфному столбу... Ну дело полезное, но не вполне для нас профильное. Чего нам приёбываться ко всему подряд, когда хни полно и так.
Так что небольшое стилистическое противоречие. а в остальном все, конечно же, хорошо.
Замечания выше универсальны: их можно отнести более или менее к любой авторской колонке, да и собственно к тексту рецензии. ("Других писателей у меня для тебя нет," -- сказал еще в конце сороковых годов тов. Сталин оргсекретарю Союза писателей тов. Поликарпову, подразумевая, возможно -- "и сам-то ты не другой, Поликарпов".) А вызвали их к жизни два абзаца с упоминанием цианидов.