Виталий Арнольд о преподавании информатики в школе

Ю.Ф.: Чем отличается обучение информатикe от обучения математикe? Есть ли дети, явно способные к первому и неспособные ко второму?

В.А.: Я в школе математику не преподаю с 1998 года, наверное. Но иногда хожу на уроки к коллегам и знаю, что у них там происходит. Ну и через олимпиады все это вижу. А информатику... В информатике школьной я кручусь с 1992 года. Конечно, это длинный и трудный вопрос, начиная с вопроса, существует ли такая дисциплина вообще. Нет ведь такой науки -- информатики!

Ю.Ф.: А есть ли такая наука Computer Science?

В.А.: Computer Science -- это не то, что преподается в школе. Информатика естественным образом делится на три серьёзных области. Одна -- это то, что принято называть математическими основами информатики, ну, какая-то логика, какая-то теория. Одна вещь, тяготеющая к computer science и applied mathematics, -- это программирование. Вменяемое алгоритмическое программирование, мало кто серьезно в школе обсуждает вопросы системного программирования, web-программирования, построения баз данных --- это мало кто делает, и мало кто делает успешно, на мой взгляд.

Имеется алгоритмическое программирование как такой здоровый курс. Имеются математические основы информатики, а есть еще информационные технологии, есть сетевая культура и пользовательская культура -- и всё это информатика.

Про детей, "не способных к математике и информатике", -- тут серьёзно обсуждать смешно... Это "разница в способностях" не на уровне детей, а на уровне учителей и семьи. А про детей -- кого-то зацепит, кого-то не зацепит.

На эту тему имеется замечательная байка, которую я сегодня за этим столом уже рассказывал одному родителю школьника, он сюда приходил... В какой-то момент мои коллеги решили, что полезно в Москве организовать олимпиаду по информатике для семиклассников (потому что, в общем-то, чему-то учат -- кого-то и где-то. И есть дети, которые посещают кружки... есть социальный интерес...). Они попробовали такое сделать, оно и сейчас происходит, и опыт довольно успешный и всем понравился. Олимпиады массовые и не с целью выявить одного лучшего, а с целью заинтересовать... Итак, они решили проводить окружные олимпиады для 7 класса по информатике.

И мой коллега, который преподавал долго и математику, и информатику, оказался в роли приглашённого эксперта по варианту. Естественно, как обычно, он получил вариант и смотрит. Ему прислал один человек, будучи старшим по вариантам седьмого класса по математике -- послушать, что он скажет, -- а одновременно другой человек (по иронии судьбы, авторы тех вариантов теперь муж и жена) прислал вариант олимпиады по информатике. Коллега распечатал (чтоб было удобнее читать) и положил себе на стол оба варианта. Стал читать. В какой-то момент у него "переполнился стек" и он решил, что хватит, и ушёл пообедать или просто попить чаю. Вернулся к столу и видит, что лежат две бумаги. Он существенное время думал, какая из них какая. На уровне седьмого класса эти логические задачки -- это какой-то поиск решения, какие-то конструкции, там в седьмом классе никакого особенного доказательства не спросишь, тем более на массовой олимпиаде. И эти олимпиады очень похожи. В этом есть какая-то своя правда.

Но в старшей школе не так. По информатике и по математике люди должны выучиться некоторой технике, и эта техника разная. В математике в некотором смысле она требует внимания и строгости и не прощает ошибок. Один мой замечательный преподаватель (правда, химии в институте), когда ему говорили, что вот задача, мы всё правильно решили, но ошиблись в последнем действии в двух последних знаках дроби -- человек с высоты... (а он был очень невысок ростом) -- он смотрел так сверху вниз на первокурсников, очень самоуверенных, и говорил им: "Да, вы правы, совершенно правы, но котёл-то взорвётся." Говорил он так по осени 1986 года.

Математика не прощает. Решил неправильно задачку --- и всё, всё развалилось. Информатика наука более экспериментальная. Решил неправильно --- и сразу это увидел, и это такой эксперимент... Это другой род деятельности. Про математику как-то очень ярко сказал один наш коллега, что построение математики похоже на карточный домик --- убрал одну карту, и всё сложилось. В информатике не совсем так. Там есть вещи, которые надо знать, но есть пути... Конечно, нет царских путей в геометрии, это все знают. Но информатика в школе проще, чем математика на серьёзном уровне; для сильных детей она проще. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Математика требует работы, она проработана на уровне разных углублений, математика быстрее выходит в науку.

На информатику может переключиться тот, кто по тем или иным причинам решил, что математика -- это не его. Бывает наоборот. Например, школьник сидит за этим компьютером, и я даю ему задачу, которая, конечно, имеет некоторую математическую подоплёку... он выключает компьютер и садится за центральный стол. Я ему: "Ты куда?" -- "Я получил задачку, мне надо подумать..." Это девятиклассник. Я на уроках это рассказываю, до сих пор этому человеку спасибо говорю, это было много лет назад... Это правильно. Люди, которые способны отойти от компьютера, решая задачу по информатике, могут многое...

Обучение информатике требует обучения и технологии. Какой бы ты ни был гениальный, пробелы после запятых надо ставить, иначе текст будет нечитаем. И это сказки про то, что Spellchecker лишит нас возможности знать родной язык... Spellchecker'oм надо ещё уметь пользоваться. И если вместо переводчика автоматическая система перевода используется, и человек забыл прочитать, что он выдаёт за свой перевод, -- это будет очень видно.

Вопросы сетевой этики и антиплагиата, вопросы отличия источника от неисточника и вопрос поиска и т.д. -- всему этому надо учить. И это информатика. И это информатика, которую надо учить не на уроке информатики... а может, и на уроке. И это вопрос весьма дискуссионный, и разные люди разного подхода придерживаются. И опять же её надо по-разному учить, разные уровни -- уровни подготовки, желания, возраста и дальнейшего спроса.

В информатике, в отличие от математики, меньше сформулирован общественный заказ. В математике я готов объяснить сидящему передо мной родителю, что является средним образованием и без чего нельзя давать аттестат зрелости. Что значит, что я готов объяснить? Это не значит, что я такой умный... Но есть некоторое общественное согласие в этой области. Неизвестно, нужно ли человеку уметь брать неопределённые интегралы и решать логарифмические уравнения (неравенства) -- это неизвестно, и тут можно подискутировать. Но если человек не в состоянии прочитать инструкцию на лекарстве и посчитать доли грамма и проценты -- у него могут быть трудности и в кулинарии, и в медицине, и где-нибудь ещё... В информатике -- если человек не умеет делать презентацию, -- есть у него среднее образование или нет? Тут уже не так ясно. Должен ли человек делать своими руками обработку видео? Или грамотно преобразовывать графические форматы из одного в другой и т.д. На эту тему нет общественного согласия. С другой стороны, казалось бы, дети шести, десяти и двенадцати лет общаются с этими кнопочками бодрее, чем их бабушки и дедушки. Может, их и нечему учить и они сами всему научатся? Компьютерные игры как способ обучения --- ещё одна не до конца ясная тема.

Ю.Ф.: А есть же ещё такая вещь: когда человек пишет программу, он не может думать, как человек, он должен иметь представление, как машина воспринимает команды. Это почти как theory of the other's mind.

В.А.: Я знаю сравнение более яркое. Тот, кто считает, что программировение не имеет собственных сложностей ментального характера, -- пусть попробует объяснить своей бабушке-гуманитарию, как на видеомагнитофоне записать что-то по таймеру. Это цитата из кого-то, но я с этим абсолютно согласен. Вопрос программирования чужой деятельности, он ментально весьма нетривиален.

Ю.Ф.: Тогда на низовом, клерковском уровне общественный заказ по дисциплине "информатика" должен быть ясен. Вот есть служба техподдержки, теперь это массовая профессия. Люди общаются с клиентами, пытаются удаленно сообщить им инструкцию, какие кнопочки им нажать на их модеме или компьютере...

В.А.: Я привожу на эту тему следующий пример. Я говорю детям: "Когда пишете деловое письмо, -- подумайте про того, кто его будет читать. Например, если вы пишете письмо в кассу с просьбой предоставить билеты на группу школьников, выезжающих в туристическую поездку, -- если вы на трёх страницах напишете, как важна вам эта туристическая поездка, и как вы долго эту группу подбирали, и как долго просили вашего руководителя, чтобы он с вами поехал, что вам очень важно поехать именно в это время и именно в эту сторону и т.д. -- кассир будет рад прочитать ваше письмо, но если в процессе чтения этого письма он не обнаружит на какое число, сколько билетов и на какой маршрут вам нужно, то, быть может, после этого его эмоции будут другими..."

Общественный заказ мог бы быть, но пока он отсутствует. К сожалению, на уровне менеджмента очень мало людей мыслит в эту сторону. Очень мало людей понимает, что переход от свитка к книге был системообразующим. Потому что свиток почти невозможно читать одной рукой. Свиток большой, и нужно, чтобы человек проматывал, а книгу можно держать в одной руке. Поэтому читающих стало больше.

Сегодня в телефон или планшет помещается несколько книжных шкафов --- стали ли больше читать? стали ли лучше читать? стали ли быстрее читать? надо ли вернуться к свиткам?.. Компьютерная почта отличается от бумажной почты, этика тоже отличается, но какая-то своя этика в компьютерном общении должна быть?

Информатика -- это такой род деятельности, когда человек может предъявить свой результат на общественный суд раньше и получить быстрый feedback. И у этого рода деятельности есть своя этика, весьма разнородная: этика ответственности за сказанное слово, этика публичности и непубличности.

Ю.А.: Спасибо. Следующий вопрос -- про Летнюю школу в Дубне.