Ведение личного дневника -
не для мягкого хомяка,
ибо стоит ему углубиться,
как склюют его хищные птицы.
Ведение личного дневника -
не для слабого мотылька,
так как он не успеет родиться,
как склюют его хищные птицы.
Ведение личного дневника
даже не для жука светляка,
потому, что лишь он разгорится,
как склюют его хищные птицы.
Шмубзик, "Зазибандра"
Я родилась в семидесятом году, в городе Новосибирске. У меня были длинные черные волосы на голове, плечах и спине. К сожалению, почти все эти волосы (на спине и плечах) выпали в первые же дни, а лет через пять мне обрили и голову. Это было, кажется, летом, и я ходила в платочке.
В Новосибирске же родилась моя мама, а бабушка туда приехала из Куйбышева. Бабушку звали Дина Васильевна Осипова (Суслова). У нее был суровый нрав.
Старшее поколение наших граждан, единогласно голосовавшее на выборах при И.В. Сталине, помнит, что в те времена избирательные участки работали строго до полуночи: никто и не думал закрывать их раньше и торопиться домой. Но в вечерние часы участки, конечно, уже пустовали, потому что сознательный гражданин выполняет свой долг прежде всего, а несознательные тоже выполнят, только уже не по месту жительства. У нашей семьи была знакомая балерина, которая не любила советской власти. Голосовала она, как и все, безальтернативно, а протест выражала тем, что всякий раз являлась на избирательный участок ровно в 23.55. Поступила она так и раз, и другой, а на третий раз воронок приехал за ней и увез. Считалось, что долг перед государством дело серьезное.
Дед мой Николай Павлович служил в войну в войсках связи; после войны, как большинство связистов, службы не оставил, но сменил ведомство. Скоро он стал полковником КГБ. Вместе с супругой они ходили голосовать аккуратно, ранним утром, чуть свет. Бабушка Дина Васильевна при всем честном народе (впрочем, тогда в "индивидуальные" будочки никто не смел прятаться, чтобы плохого не подумали и вообще) вычеркивала народных кандидатов, указанных в бюллютенях, и вписывала поверх имена любимых артистов: она очень увлекалась опереттой. Она считала, что такие люди и должны управлять государством, потому что дельный человек плохого не посоветует. Дед пытался ее вразумить, но у него так ничего и не вышло. Впрочем, по службе отчего-то не поступало никаких нареканий, и не приезжал воронок.
У бабушки было много интересных свойств: например, сколько я ее помню, ей всегда было пятьдесят пять лет. А до того, разумеется, еще меньше. С документами у многих тогда была путаница, даты рождения неверные сплошь и рядом. В молодости она, по-видимому, очень любила музыку. Обе ее дочери исправно упражнялись на фортепьяно, а младшая, моя мама, позднее поступила в Новосибирскую Консерваторию. В школе же перед тем мама занималась спортивной гимнастикой, дослужилась до кандидатов в мастера спорта, но бабушка ее забрала: ей хотелось для дочери музыкальной карьеры. Мама рассказывала об этом примерно так (выдержка из письма):
А Виктор Степанович, Вера Павловна (тренеры) -- у них, действительно, была такая манера. Бить по ляжкам. Ну, там ведь очень много снарядов, трудно решиться, и вот стоишь, не соберешься никак. А он подходит, бац! (показывает), ну и сразу так встрепенешься и бежишь, прыгаешь, например. Мама на это посмотрела-посмотрела и подошла к нему после занятий, говорит -- вы же садист, как вам не стыдно! Разве это можно, бить девушек? Ведь они же у вас... плачут! А Виктор Степанович (он не знал, что мама хочет меня в Консерваторию) ей говорит: "...да, я хочу, чтобы она у нас оставалась. Она будет заниматься у нас, она поступит в Строительный Институт, там берут таких -- перворазрядниц! И у нее на руках будет хорошая специальность. Она будет строить дома. Она будет хорошо получать. А вы что для нее хотите? Вы, может быть, хотите, чтобы она... чтобы она... на пианино играла, как вот эта?!" -- и на еврейку-аккомпаниаторшу показывает. Черт, как же ее звали? Очень смешно. Ну, тут мама, естественно, хлопнула дверью и меня забрала... Его все родители слушали, но мама, конечно, с ней это было нельзя..."
А вот мамин рассказ уже из студенческих времен (тоже из письма, но другого):
Так вот, несмотря на все это, именно я получила приглашение в аспирантуру на кафедру марксистско-ленинской эстетики. "Вот такие аспиранты нам нужны," -- сказал **, Председатель Госкомиссии. Наверное, это потому, что я слишком грамотно, по правилам, разгромила своего рецензента. А я бы не стала этого делать. Просто я пришла к ней заранее, как было принято, и говорю, вы мне дайте отзыв, а я скажу, что я вам отвечу. А она мне так пренебрежительно: "Да зачем мне знать, что вы ответите..." Пижонка девка была, гуманитарии, они же все такие пижоны... Я думаю -- ах, тебе это знать незачем... хорошо. Ну и вот, значит.
А она мне, конечно, стала говорить, что недостаточно освещена фигура Бетховена... А я всегда терпеть не могла Бетховена, меня и то заставили целый раздел про него включить. Главное, я концовки у него ненавижу эти. Ту-дум-бум-бум!!! (играет пальцами по скатерти), обнимитесь, миллионы! Ему нужно как-то разрешить все эти навороты, гуляния из тональности в тональность, и вот он начинает: доминанта-тоника, доминанта-тоника (берет аккорды на скатерти), доминанта-тоника... Кажется, все уже, сколько можно, а он это вот громыхнет и опять --- доминанта-тоника... Как будто учитель рехнулся и все это Васе объясняет в десятый раз... И я вот этого громыхания совершенно никак не могла уже переносить."
Я (я то есть --- Ю. Ф.) спросила тогда, так как же ты эту пижонку в конце концов разгромила? Мама сказала: "Ну... я говорю, о Бетховене написано столько работ лучшими нашими музыковедами; что же я к этому могла бы добавить?"
...Перед отъездом выпросила у мамы ее диплом. Она не хотела мне его давать и нашла сначала биологический, я и его забрала. Потом нашла музыкальный. Там в самом деле есть раздел о Бетховене. В нем цитируются, например, слова Соллертинского: "В вопросах моральной классификации оперного сюжета Бетховен был до пристрастия строг: вспомним, как, восхищаясь музыкой "Свадьбы Фигаро" и "Дон-Жуана", он все же осудил Моцарта за эротическую фривольность либретто, и лишь мудрая философская сказка "Волшебной флейты" с ее идеями гуманности и братства вызвала его полное и горячее одобрение. Браться за оперный сюжет, не дающий возможности полностью раскрыть нравственное величие человеческой личности, Бетховен решительно отказывался..."
Закрывая кавычки, соискательница диплома продолжает: "Вероятно, в этом заключается основная причина того, что "Фиделио" осталась единственной оперой Бетховена."
Отец приехал в Новосибирск сперва, кажется, учиться, а потом и преподавать на физико-математический факультет. Факт замужества мама старалась скрыть от бабушки до последнего. В конце концов, не зная, что сказать, она подала ей паспорт раскрытым на странице с печатью. Та взглянула, села с размаху на диван и пригрозила: "Чтоб завтра этого не было." Вернулся дед, бабушка сразу ему пожаловалась: "Представляешь, вышла замуж, да еще за еврея!" -- "Ну... -- неуверенно возразил дед, -- это ведь ничего?.. главное, чтоб человек был хороший." -- Бабушка изумилась: "Да так не бывает!"
Как-то случилось, что у бабушки с дедом я подолгу жила, когда была совсем маленькая. Дед научил меня читать, считать и умер, когда мне было уже лет шесть, от рака печени. Другой мой дед, хирург, его оперировал в г. Фрунзе, но болезнь оказалась слишком запущенной: тяжелый переезд туда и обратно предприняли понапрасну.
Когда бабушка осталась одна, ее полюбили бездомные животные, и селились у нее один за другим. Она выходила облезлого кота, и тот стал такой красивый (и разумный: возвращаясь с прогулки, он звонил в дверь), что какие-то люди украли его, и бабушка долго потом о нем тосковала. Однажды зимой она взяла к себе птиц, клевавших еду в сеточке за окном -- не знаю, почему они не испугались влететь в дом, когда она "открыла форточку и стала их звать", но так они и прожили у нее до весны. А работала она администратором в гостинице: устроилась, потому что ей казалось удобно: одну ночь сидишь с ключами, две отдыхаешь. По ночам она вязала какие-то удивительные кружева и наряды из них, внучкам, нам то есть. Бабушка умерла году в девяносто четвертом. Ей было пятьдесят пять лет.
Вот еще сон (нашла в письмах), хотя, возможно, не про нее, но похоже.
Мы прошли кучу тамбуров, и пришли, действительно, в вагон, где тоже была собака. Бабушка, ее владелица, играла в карты и грела ноги в тазике. Я спросила у нее разрешения, она говорит: "Играйте, болезные," --- и я посадила рядом этих собак. Им дали колоду. "Сначала димы, --- сказала бабушка, --- кладите им сначала димы." (Оказалось, что "димами" называют валетов, а у собак это считается низшая карта; двойки, там, тройки, --- все это выше.)
Mon, 22 Jun 1998
Бабушка моя с удовольствием гадала и раскладывала пасьянс.
Семейная память вещь непростая (см. эпиграф), а у меня впереди не так много времени; как ни старайся, непременно упустишь главное. Я буду ориентироваться по письмам, точнее, по выдержкам, собранным заранее: они со всех точек зрения довольно случайны, надолго их не хватит, но ведь слишком длинно, пожалуй, и незачем.
Вот, есть письмо про другую, фрунзенскую бабушку, но это требует предыстории.
Бабушка Фелиция родилась в семье польского еврейского стеклозаводчика по имени Яков Шейнбаум, в 1907 году. У нее было две сестры, Соня и Эмма; бабушка была младшая. Зато у отца ее сестер, кажется, вовсе не было, а братьев было человек шесть. Мальчики эти, пока росли, много шалили. У них был гувернер, которого они повезли кататься на санях, и в глубоком лесу (где, конечно, водились волки) сбросили в снег. Намерения их были самые прозрачные: строгий гувернер не нравился мальчикам. Отец семейства разыскивал его в лесу несколько часов (снег успел присыпать следы подков и полозьев), нашел чудом, полузамерзшего и несколько уже не в себе -- впрочем, он излечился. В другой раз, когда в доме умерла бабушка, дети дождались ночи, и один из них, нацепив бабушкин чепец и исподнее, с двенадцатым боем часов явился в комнату матери. В руках у него была свечка, он старался не хихикать, шаркать ногами и держаться, как покойная бабушка. Мать сейчас же упала в обморок, и ее как будто отхаживали дольше, чем гувернера.
Сестры же бабушки Фелиции по сравнению с этим вели себя чинно. Выросли они красивыми девушками, особенно старшая, Соня -- ее будто бы до конца жизни окружал восхищенный шепот всюду, куда она ни входила; судьба ее была, как говорят, самая несчастная из всех трех, включая Эмму, чей единственный сын (девятнадцатилетним курсантом Военной Академии) покончил с собой выстрелом в лоб. Соня умерла, кажется, лет сорока: раньше всех.
С очередной волной польских (и не польских) переселенцев семья Якова Шейнбаума отправилась на восток, и так постепенно, ненадолго оседая то здесь, то там, добралась до Иркутска. Там они жили, само собой, не в пример беднее прежнего, в крошечных комнатах домика, который весь, кроме хозяйского угла, сдавался внаем "приезжим".
Напротив стоял домик побольше, в два этажа, и жил в нем доктор Ефим Иванович Фридман, с семейством немаленьким. Ефим Иванович был хирург, а супруга его Мария Эдуардовна -- зубной техник. Была она суровая женщина, как того требует профессия, а впрочем, большая мастерица в своем деле. В иное время она зарабатывала больше мужа, говорила с гордостью: "С моими зубами люди умирают!" (В детстве, слыша об этом, я не понимала, что здесь хорошего, и прабабушки, уже покойной, боялась.)
Больше всего историй о том времени я услышала, когда навещала бабушку перед ее смертью: в позапрошлом году. Морфий, который дают раковым больным, по-видимому, нисколько не стесняет дальнюю память, у многих стариков замечательную. О давних событиях бабушка Фелиция рассказывала живо, свободно и с удовольствием, хотя не всегда твердо знала, с кем говорит. Временами на ее памяти меня еще не было, но она легко соглашалась, что это ничему не может мешать.
Вот и выдержка из письма, в котором говорилось о той поездке:
На некоторых домиках сохранились древние огромные буквы, например: "ГРАЖДАНЕ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ!" --- прямо на крыше. Они, к сожалению, не горят. Все старинное смотрится антирекламой, и в этом смысле должно даже поглощать свет.
[...]
Бабушка немного путала меня с покойными сестрами своего мужа. (От большевиков бабушкина семья бежала (из Польши) в Иркутск, а дедушкина уже жила там в двухэтажном врачебном домике. Бабушка Феля быстро подружилась с докторскими девочками Леной и Надей, сиживала с ними на скамеечке перед домом; мимо проходил юноша, и Надя с Леной ему кричали: "Максюта! Максюта!" Бабушка Феля тогда еще спросила с изумлением: "Как? Этот уродец --- ваш брат?!" Вышла замуж за него много позднее, 27 примерно лет, и прожили они вместе что-то 53 года, неправдоподобно дружно, родив при том моего отца, заведя овчарку Джека и маленького котенка, основав во фрунзенском мединституте очень и очень приличное до сих пор хирургическое отделение.) Рассказала много всего интересного.
Sat, 6 Nov 1999
Вот еще:
Школьницы (уже не гимназистки) бегали тогда по театрам, поэтическим вечерам; власть в Иркутске была уже не царская, еще не советская, а непонятная; светская и культурная жизнь соединились; все это вместе распадалось на очаги и казалось свежим.
"Тишше, тишше, тишше...
Подвинься ближже, ближже, ближже...
Умри."
Это она повторяла часто потом, а тогда название поэтической школы ей нужно было, чтобы обозначить любовника красивой соученицы своей старшей сестры, вот как раз этот Каменец или Каменецкий (чтобы напомнить, каков он был собой -- ей казалось, хорош).
...Но это был минутный каприз, ей хотелось, чтобы я вспомнила Дашу. И еще она сердилась, что не всплывает фамилия, что все вспоминается фрагментами: "Мне все же хочется, чтобы была какая-то логика." Ежу понятно, что логика не нужна, и я говорила, что это неважно. Она легко соглашалась: "К чертям собачьим," -- но на самом деле ей хотелось все увязать. То есть, мы с ней много хохотали (я извинялась, что не могу помнить, и рассказывала другое), но иногда она вежливо интересовалась, кто мои родители: "Получается, что твоих родителей я не знала?" Или, "Постой, ведь между нами восемь лет разницы?" -- я говорила, нет, 63, и она морщилась --- "Это много, тогда понятно, что ты не помнишь."
Из сестер деда Максима я лучше всех знала "Ленку", Елену Ефимовну: она жила в Москве в доме сталинской архитектуры где-то на Щукинской, и была в мое время уже вдовой Д. А. Франк-Каменецкого, вместе с акад. Сахаровым строившего бомбу в бериевской команде. Умер он рано, от редкой сердечной болезни, как и его старший сын Алик, тоже хороший физик весьма. Ленка же, младшая из сестер, в раннем детстве пережила очень интересное время: скачкообразно менялась власть, менялись все возможные приоритеты; школьная программа менялась, наконец. В доме рядом с печью висели Таблица Правописания и Таблица Умножения, чтобы им всегда быть на виду. Максим уже заканчивал гимназию (все его соученики принадлежали к различным партиям; сам дед был левый эсер, но у него не было оружия, а вот два анархиста и еще кое-кто из правых носили на уроки обрез, гранату и револьвер), старшие сестры только-только успели выучить обе таблицы, как яти с ижицами были отменены. Таблицу Правописания в конце концов сняли со стены рядом с печью. После этого Лена наотрез отказывалась учить Таблицу Умножения, говорила, зачем, все равно ее снимут. Но эта последняя реформа несколько затянулась...
Хорошо бы рассказать и дальше, но время подходит (нам говорят),
пора складывать вещи. На вопрос, зачем и начинать было, отвечаем
сами себе прекрасным сочинением Гр. Хвостова. Это басня, а оды
у него жесткие.
Сад начал разводить -- кому то в мысль придетСтарик и Три Юноши
          
Старик осмидесяти лет,
Которому тогда три юноши сказали:
          
Избавь себя печали;
Дождаться сих дерев -- тебе надежды нет;
          
Брось, дедушка, затеи все пустые,
          
Пекися о душе, оставь другим
Надежды дальние и помыслы большие.
На это старичок советникам своим
          
Разумно отвечает:
Все тихо здесь растет и скоро исчезает;
Полезно провести оставший в жизни день
Никто меня лишить здесь не имеет права;
Потомству моему труды мои -- забава,
     
Я внучатам готовлю тень.
Вы завтра мните жить, как можно поручиться,
Что завтра то опять к нам возвратится?
          
Ни вам, ни мне оно
     
Поверьте, в крепость не дано.
От всех закрыт проход на берег Ахерона;
Ни сроку назначать, ни дня нельзя учесть.
Случится, может быть, что на ладью Харона
Мне дряхлу старику удастся после сесть;
Быть может, что мой взор померкший и унылой
С зарею встретится над вашею могилой.
     
И подлинно случилось так:
Погибли юноши! -- один дурак влюбился
          
И застрелился,
     
Другой ухлопан на войне,
А третий жизнь скончал морей на дне.
     
Старик доколе жив остался,
О них воспоминал -- и часто сокрушался.
То все были истории про мам и бабушек; добавим напоследок про деда (чтобы разрушить всякую видимость последовательности). Вот из письма
Мария Эдуардовна в Москву приезжала по делу. Она собиралась в гости к богатому родственнику, известному адвокату. Дело было серьезное, и к тому же адвокат, родственник, в свое время за ней ухаживал; у свидания ожидались обертона.
Деда Макса матушка его привела за руку в дом, с парадного хода. У начала мраморной лестницы стояли тропические цветы в больших горшках. В гостиной лежал белый персидский ковер, и тоже растение в огромном горшке, и оно украшало зал. Оно стояло: росло.
Поцеловав ручку у Марии Эдуардовны, родственник-адвокат пригласил ее в кабинет. А деда Макса в гостиной оставили, тогда еще никто в его годы во взрослые дела не мешался. Когда все ушли, он вдруг понял, что невыносимо мучится малой нуждой.
Он вокруг себя огляделся и ничего подходящего не заметил. Был, правда, белый ковер, вроде снега, на который псы поднимают ножку. Дед был мальчик акуратный, он зашел на ковер и помочился. А на ковре, белоснежном до напряжения глаз, неожиданно желтое пятно образовалось. Деду это не понравилось: некрасиво как-то вышло.
Мария Эдуардовна, выходя с родственником из кабинета (оба сентиментально-печальные), застали деда за следующим занятием. Он из антикварного горшка достал земли, обнажив корни тропического растения, и землю эту аккуратно втирал в непристойных размеров пятно желтого цвета на персидском ковре.
Вот пока что и все; надеемся со временем продолжать, однако см. эпиграф.
Юля Фридман
Примечание
(*) Из статьи "Автобиография" в БСЭ