Когда :ЛЕНИН: проснется

(очерки сетевой культуры: zhurnal.ru, EOWN, CEBEP, :ЛЕНИН:)

Анонс

Сим объявляется выход антикультурологического еженедельника :Ленин:, под редакцией Сомнамбулиста Чезаре. Сомнамбулист Чезаре проживает в ящике. :Ленин: будет печатать статьи о музыке, контр-культуре Интернета и контр-культуре просто, а также обзоры. Основное направление журнала -- музыка и жизнь как форма магии, и связанные с этим (анти-)культурные реалии. :Ленин: является дочерним проектом журнала CEBEP под редакцией Саши Шермана, обновления CEBEP-а будут анонсироваться на страницах еженедельника :Ленин: и наоборот.

Список рассылки еженедельника :Ленин: тот же, что и у CEBEP-а: cebep@egroups.com. Чтобы подписаться, следует послать письмо на cebep-subscribe@egroups.com.

К истории EOWN

Время непуганное, травоядное: 1996. На Интернете в России сидит в основном корпоратская сволочь, на Западе -- все кому не лень, публика с избытком свободного времени: безработные, студенты, домохозяйки. Русскоязычный Интернет (и читатели, и авторы страниц) процентов на 70 помещается за океаном. И там и там культурный багаж замыкается на Окуджаве, Аквариуме, и группе King Crimson. Особо продвинутые граждане читают Мамлеева.

Коммерческий проект на Интернете есть торговля воздухом. Прибыль от Интернет-проектов может быть только одна: это увеличение стоимости акций, ничем не обеспеченных, кроме вот этого самого увеличения стоимости. На Западе это и сейчас понимают не все, в России 1996 года никто не понимал. Намалеванный на дешевой холстине призрак грядущей коммерциализации нависает над журналом.ру, номер 4. Митя Манин, наш давний приятель, автор центрального материала номера 4 журнала.ру о победе утопии над коммерцией (или наоборот) приглашает меня на тему коммерции и утопии. Я пишу ему ответ о судьбах Интернета, собираясь вообще-то слать мой ответ в Юзнет, soc.culture.soviet. Вместо Юзнета ответ попадает в журнал.ру, где вызывает, почему-то, полемику об использовании баннеров.

Постфактум я могу поздравить себя с оправдавшимся пророчеством. Интернет рассматривался как грандиозная нечеловеческая машина, направленная на расчленение гомогенности обыденного (не-)сознания, создание сотен тысяч враждующих трайбов и народностей: "As brothers fight ye". Прочтение Интернета как поля битвы корпоратских свиней с их баннерами и не менее оголтелых сумасшедших экстремистов разрушителей, homo corporatus верзус homo extremis -- оправдалось блестяще повсеместный проникновением в Интернет интересных энергий, стоящих за Священным Ахредуптусом. Интернет как Конец Света, здесь и сейчас.

Но весной 1997 года, Интернет русский был -- тишь да гладь. На меня и Аполлинарию легла интересная обязанность демонстрировать публике реальный конец света, посреди запустения и дури. Первый номер End of the World News был создан, когда никакого сетевого экстремизма не было вообще; граждане, столкнувшиеся с нашим обозрением, дико вопили, и жаловались, что им непонятно. Через год, наши идеи были у всех на устах -- никто сейчас не жалуется на непонятность EOWN, все жалуются на использование нами экстремизма для раскрутки Обозрения. На самом деле, мы использовали EOWN, чтобы раскрутить экстремизм.

Конец Света произошел 10 мая 1997 года; его начало случайно совпало с выходом первого номера EOWN. Демонстрация населению Конца Света заняла полгода, и к номеру 4 была успешно завершена. Сейчас EOWN -- переносная выставка, успешно занятая музейными экспонатами: осколками от разорвавшихся гранат, разрушенными блиндажами, газовыми камерами, воронками от взрывов. Времени больше не будет, но это уже не утешает -- необитаемое время куда опаснее обитаемого.

Успешный проект гораздо опаснее неуспешного. Сильные стороны Обозрения от выпуска к выпуску требовали их дальнейшего усиления, и мы оказались в ловушке собственного успеха.

Экстремизм стал моден. Жесткая ориентация на экстремизм сам по себе более неактуальна -- системе, пытающейся подъесть экстрему, мы должны противопоставить вечно изменяющиеся формы экстремизма. :Ленин: -- писать еженедельное обозрение и трогать экстрему лишь в той степени, в которой она просится, чтоб ее трогали. Когда-то можно было сказать "Кроули" и по реакции угадать хорошего человека -- сейчас говорить "Кроули" просто так -- это почти пошлость.

Музыка в журнале.ру и ее потомок CEBEP

Из трех составляющих контр-культуры (sex, drugs and rock-n-roll) музыка -- самая безобидная. Или по крайней мере так кажется -- на самом деле потянешь одну, полезут все три. После моих выступлений в журнале.ру, продемонстрировавших беззастенчивое лицо экстремиста, Женя Горный (редактор) познакомил меня с Сашей Шерманом, начальником отдела музыки. Я стал писать в журнал.ру статьи и рецензии на пластинки. Саша оформил мои тексты в колонку "Легкая Музыка для Глухих", название было, кажется, тоже его (выражение это взято из моей статьи в RWCDAX).

Отдел музыки в журнале.ру был дико популярен. Даже после ухода Шермана в октябре 1997 года, его списки музыкальных сайтов входили в top-5 страниц журнала.ру. Для борьбы с этим, был создан новый музыкальный раздел: Звуки.ру, где линков на Шермана вообще не было. И это не помогло -- звуки.ру посещало от силы 40 человек в день, а Шермана 600, и через год после его ухода (де факто он перестал редактировать музыку где-то в августе 1997). Саша был объективно лучшим редактором музыкального сайта в Интернете.

Шермана погубил эффект тусовки: Горный много общался с Вилли Пшеничным, Шерман сидел в Израиле и не тусовался, и в такой ситуации Пшеничному было гораздо легче влиять на редакционную политику. Совместно с каким-то еще человеком, Пшеничный слепил музыкальному разделу вводную страничку до того гадкую, что Шерману пришлось объявить о своем уходе из журнала, не желая зиц-председательствовать над безобразием. Пшеничный вскоре тоже испарился, и тогда уже появились звуки.ру (тоже, впрочем, недолговечные -- они были активны месяца 2, где-то в мае 1998). После этого, Горный и Шерман стали сотрудничать с Русским Журналом, и естественно встал вопрос о возрождении раздела музыки в динамичном и интеллектуальном контексте russ.ru времен последних номеров Пушкина.

Не следует говорить, что раздел музыки в журнале.ру был идеален. У него имелись серьезные недостатки, сильнейшим образом ударившие по его потомку -- Северу. Авторы (особенно это относится ко мне, в меньшей степени -- к Шерману) давно жили на Западе, в ментальном поле, совершенно не отвечавшем никаким реалиям экс-Совка. Мои статьи для раздела Шермана идеально подошли бы для экстремального RWCDAX, но в мэйнстримном журнале.ру никто такой музыки и близко не слушал, не держал в руках, и по большей части даже не слышал таких названий. Отсутствие четкой концепции и ориентации приводило к тому, что в муз-разделе было всего понемножку, и (кроме растаманов, которые были совершенно автономны) ни одно направление не освещалось адекватно. Аналитики и полемики в разделе не было вообще. Ближе к концу (особенно с приходом Пшеничного) такая чересполосица стала просто неприятна.

Летом 1998 года (перед кризисом) Русский Журнал собрался брать Сашу Шермана на работу. Как раз перед тем мы с Юлей Фридман побывали в Русском Журнале на круглом столе, посвященном обсуждению Горного и ведомого им раздела Нет-Культуры, и мне казалось, что я знаю, чем их можно развлечь (привлечь). Я написал забавную писулю -- проект введения к музыкальному разделу Русского Журнала под редакцией Саши Шермана. Ничего из этого не вышло, не знаю почему.

Шерман решил выпускать Север, а моя колонка стала частью Севера. Концепция "Легкой Музыки Для Глухих" была ясно сформулирована в писуле для Русского Журнала, и реализована в первых номерах Севера. Поначалу предполагалось, что число читателей, если и не достигнет числа посещений Шермана в журнале.ру, то по крайней мере приблизится к 100-200 в день. Наши ожидания обманулись примерно в 10 раз.

Ближе к номерам Севера 5-6, стало ясно, что информационная колонка, которую следовало продавать Русскому Журналу, совершенно не катит в качестве колонки некоммерческой. Люди, которых могут привлечь наши "громкие" фамилии, в основном совершенно не интересуются музыкой. В результате число потенциальных читателей (пересечение любителей музыки и людей, знающих Шермана/EOWN/Чернова/Машу Нестерову) сократилось до 10 человек в день. Информационной поддержки мы не получали ни от кого, кроме Горного (1 раз) и Паравозова (2 раза, но сильно ближе к концу). С таким же успехом мы могли бы рассылать наши наблюдения знакомым по почте. Работа для 10 человек единомышленников имеет совершенно иную модальность, чем работа для 200 ежедневных читателей (а это, собственно, предполагалось в моей писуле), и естественно, что концепция "Легкой Музыки" сама собой изменилась в сторону эзотеричности и радикализма.

CEBEP: ошибка резидента

Эта статья возникла как ответ на недоумения автора Севера Андрея Чернова: зачем нужен Север? И правда, зачем? Никто, кажется, на этот вопрос ответить не пытался. Север был естественным продолжением музыкального раздела журнала.ру времен расцвета его. Отвечать на вопрос "зачем" никто не собирался и тогда -- мы писали в журнал.ру, пока с журналом было можно сотрудничать, и продолжали это делать самостоятельно, когда стало нельзя. Хотелось и на хуй сесть, и рыбку съесть: писать для людей, а получать информационную поддержку, хостинг и деньги от корпорации. Четкая постановка вопроса "зачем", а тем паче ответ на этот вопрос, практически гарантировала невозможность поедания рыбки.

Двусмысленность журнала лучше всего выразилась в абсолютно невразумительном названии "Север". "Север" это с одной стороны название мороженного (нечто съедобное, весьма калорийное и даже, наверное, кошерное, в общем трэйдмарк), а с другой стороны, "Север" навевает расплывчатые ассоциации с национал-большевистской догмой, Гейдар-Джемалем и модной перформанс-группой Север. Двусмысленное название влечет не менее двусмысленную редакторскую политику: направленность журнала устанавливалась по дефолту, исходя из набора наличных авторов. На громких именах, наверное, можно делать что угодно, но интересного журнала на одних именах не сделаешь.

Нежелание отвечать на вопрос "зачем" было знаком моральной трусости, которая нас и погубила. Шерман, функция которого как редактора была поддерживать приличный и по возможности продажный вид издания, тяготился этой необходимостью и не делал ничего. С другой стороны, авторы издания "для людей" и не думали приглаживать свои материалы для потребления корпорацией (благо с корпорацией никаких переговоров никто, кажется, и не вел) писали где про наркотики, где про экстремизм, а где и просто матом. Север с каждым номером становился все более подпольным, и все менее "Севером". Новый "Север" был позором в лицо члена редколлегии газеты.ру, и Саша де факто прекратил свое сотрудничество с журналом (хотя надежду продолжать сотрудничество с Шерманом никто из нас не оставил).

Новая, более жесткая редакционная линия (и связанное с ней необходимое переименование Севера) вызвала нарекания Маши Нестеровой:

Маше отвечала Юля Фридман.

Назрела необходимость исправления имен.

:Ленин: не Пушкин

Есть искушение считать :Ленин: знаковым словом, ничего самостоятельно не означающим. Один из приемов постмодерна -- тотальная десакрализация, деконструкция культурного хабитата, который сводится таким образом к набору ничего не значащих символов, смыслов, перебираемых, как бирюльки, адептами от официоза и академии. Таким образом, например, строился журнал "Пушкин": интерпретация Пушкина как культурной иконы подменялась прочтением Пушкина как знаковой фигуры, и над этим знаком проводились манипуляции столь же бессмысленные. Журнал "Пушкин" (а вначале практиковалось написание с маленькой буквы: "пушкин") безусловно не имеет никакого отношения к Пушкину. В десакрализаторском неистовстве, так называемый постмодерн попросту разрушает наличные культурные связи, не заботясь об установлении новых: коммерция все залечит.

Но ложным будет сказать, что музыкальный журнал :Ленин: не имеет никакого отношения к идеям основателя Советского Государства. Ленину принадлежит сведение эстетического движения к политическим и социальным процессам: "Партийная Организация и Партийная Литература". Социологический подход к поп-музыке единственно актуальный, потому что поп-музыка давно не имеет никакой эстетической ценности (если вообще можно говорить о такой вещи) -- поп это либо явление культа, то есть самоидентификации, либо явление коммерции, и в том и в этом случае необходим ленинский подход. Другая идея Ленина, идея о "Нечеловеческой Музыке" Апассионаты, лежит в основе критического учения ур-реалистов, и этого одного было бы более достаточно, чтобы с благодарностью и в глубине сердца всегда называть наш журнал :Ленин:.

Мы приступаем, напутствуемые Егорием Мафусаиловичем Простоспичкиным:

Двоеточие есть знак установления связей и импликаций. Двоеточия вокруг :Ленина: Ленин, в его удобном гробике в Мавзолее Ленина, лежит не сам по себе -- кармический сон Ленина объединяет нашу культуру от Лады-Дэнс до Софии Губайдулиной, от Булата Окуджавы до Ксении Некрасовой, от Александра Беляева до Евгения Евтушенко. Деятели культуры, которой никогда не было, они снятся Владимиру Ильичу Ленину. Kогда Ленин проснется, никого из них не останется. Когда Ленин проснется.


Миша Вербицкий