Юля Фридман (с комментариями Димы Каледина)

Поэтика Присутствия.

Попробуем поговорить о Присутствии.

Параллельные жреческие иерархии, жертвоприношения Небу и Земле, министерства и ведомства, --- это приложится. Контора пишет. Делопроизводство растет.

Поэтикой Присутствия и Присутственных Мест дышат вершины нашей литературы. Тяжелая поступь официального Слова, отворяющего врата тюремной ограды, смыкающего брезгливой улыбкой чиновные уста представителя власти --- огненная печать на податливый воск... Громоздкий синтаксис неудобоваримых инструкций окутывает тайной самые мимолетные отправления государственного аппарата.

Каждая буква писанного закона, каждая поправка к республиканской конституции обращена к чиновникам, как бы говоря им: плодитесь и размножайтесь... Но в чем же заключается тайный, бесспорно мистический смысл чиновного бытия? Если искать объяснений в литературных источниках, первое впечатление --- что это на самом деле никому из русских писателей не известно. Вопрос тщательнейшим образом обходится стороной.

Конкретизируем недоумевающий возглас о чиновниках (выше). Конечно, уже из приведенного отрывка совершенно ясно, что в департаменте чинят перья и на всех возможных струнах души тонко обыгрывают субординацию. Еще переписывают документы; возможно, сортируют и составляют, и уж во всяком случае помечают числом. Но что это значит для человека как вида --- homo sapiens, лишенного штатской формы?

На это есть не ответ даже, а полуответ, темный и неудовлетворительный. У каждого человека есть документы --- паспорт, например, или метровая карточка для фиксации подземных передвижений. Документы помечены номерами, которые собраны в файлах и картотеках; все это добро обязательно хранится в каком-нибудь помещении --- где и заводятся чиновники с течением времени; это все знают и видели. Крысы, допустим, едят бумагу. Чиновники, конкурируя с крысами, трогают ее пальцами.

Это наивная точка зрения. Да, личные документы могут здесь пригодиться. Однако, внутреннее течение бумаг в департаменте никак от этого не зависит. Простой человек, homo vulgaris, не ведает их путей и не знает, каким манером там, в глубине канцелярий, отражается, а вернее, определяется течение его маленькой жизни.

Прагматик предложил бы такое решение: с развитием массового производства бумаги, а также приемов письма, доступных профану, появилась возможность продублировать каждую сознающую себя личность, и совокупность ее отношений с реальностью (к которой эту личность можно считать принадлежащей), с помощью так называемых документов. Эта возможность, единожды просияв человечеству, вцепилась в предложенные ей формы и стала развиваться сама собой. Возникло два мира: живой документации (с вегетативно-растительными законами размножения) и противостоящий ему ветхий мир, человеческий. Между ними пока сохраняется видимость непосредственного контакта, а также соответствия между населяющими их субъектами --- но популяция подпоручиков Киже неуклонно растет, Мертвые Души исправно движутся от переписи к переписи, так что и в "фактах" рождения-смерти более нет особой нужды.

Вот еще один, местного значения, анекдот, как будто подтверждающий версию. В нашей школе, двумя годами старше, учился мальчик, который в десятом классе думал было сменить фамилию Гриншпан на Тихонов, но отчего-то не стал. В классный журнал, однако, неизвестного Тихонова успели вписать. Учителя стали вызывать новичка к доске, а он все время отсутствовал. Школьники, знавшие, в чем дело, не выдержали соблазна и в конце концов приняли на себя коллективную ответственность за своего товарища, в общем-то, несправедливо лишенного корпорального статуса. Лучшие ученики писали от его имени контрольные и сочинения, так что этот самый Тихонов, болезненный мальчик, ни разу не отвечавший устно, к концу года оказался единственным в классе кандидатом на золотую медаль. Только поэтому его разгадали.

Если так, почему бы нам не остановиться на объяснении прагматика, научном и даже биологическом? Казалось бы, все просто: над живой материей и в дополнение к оной возникает структура; оформившись, как это свойственно структурам, она начинает бороться за выживание и за определяющую роль во всем, что связано с течением времени. Таким манером из простейших создаются колонии и многоклеточные: проникшая в явь возможность соподчинения отдельных частей, их структурной организации под знаком единого целого, начинает менять мир по своим законам --- в обход прежних. Дальше развиваются только структуры: химические процессы, стоящие в основе жизни, могут не изменяться, ведь они больше не интересны.

Так человек, крошечный паразит при портфеле из документов --- или при другой базе данных --- давно уже потерял всякое представление о том, как эти документы растут и преобразуются. Он только пытается извлечь из их кругооборота свою крошечную выгоду, а высоко организованные культуры министерств и ведомств, со своей стороны, с медицинским отвращением от него избавляются.

Итак, почему бы нам не..? Да потому, что, может быть, оно вовсе и не так. И даже наверняка. По правде говоря, просто совестно пороть всю эту чепуху, нимало не сообразовавшись с культурно-историческими контекстами. Тем более, что последние, как заведомо выяснится из дальнейшего, здесь все равно ни при чем.

Человек --- это текст, говорят нам. Первый полноценный документ, с которым стоит считаться --- это мятежный Каин; недаром печать на его челе внушала суеверный ужас согражданам. Правда, Библия была написана раньше.

Табель о рангах, как известно, введена Петром Великим в 1722 году. (Перед нею, считая с XVI века, действовала система приказов: судья, думный дьяк, дьяк, подъячий.) В 1809 году Сперанский ввел экзамены для 5-8 классов... Образовательный ценз, источник мучений для немолодых акакий акакиевичей и новая почва для взяток, должен быть признан прогрессивной идеей --- но как она пришла на ум министру? Не иначе, историческая наука знает ответ.

Так вот вытаптывая петли вокруг да около Храмов Науки, нельзя не вспомнить о жертвоприношениях Небу и Земле, заявленных выше, у самого заголовка. Что мы знаем самого лучшего, самого надежного, о чиновниках, об их предназначении, о системе экзаменов?

Это стихи Гумилева, и самое время вспомнить, о чем в этой связи говорил Конфуций.

Ввиду общей путаницы, окружающей вопрос о древнекитайских источниках, а также незнания автором письма (мною --- Ю.Ф.) китайского языка, с уверенностью можно цитировать лишь одно: изречения марксистских советских чинологов о государственном неоконфуцианстве средних веков --- иными словами, о страдающем сердце Поднебесной и ее причудливого бюрократического аппарата.

Большие религии, проникая в Китай, очевидно, не могли поколебать веры в незыблемую божественность государственного аппарата. Вот выдержки из старинной буддистской истории (Ван Янь-сю, "Предания об услышанных мольбах"), живописующей настоящий китайский ад глазами очевидца.

Чжао Тай тоже рассказывал интересно:

Многие годы (особенно в период правления династии Сун, 960 - 1279) от чиновников, сдававших экзамены на замещение государственных должностей, требовались почти исключительно знания по категории цзиньши --- то есть, классических конфуцианских сочинений, поэзии, истории и политики. Образование это, весьма формального свойства, было, однако же, открыто представителям всех сословий.

Мощнейший, наверное, всплеск бюрократических стихий пришелся на годы правления Чжу Юаньчжана (вторая половина XIV в.), первого императора династии Мин. Этот человек, сирота и бедный служка буддийского монастыря, в юности прибился к бунтующим против монгольской династии Юань (последний император этой династии, поддавшись на уговоры придворного евнуха, в конце концов покончил жизнь самоубийством, тем самым освободив престол), через какое-то время возглавил восстание и, наслушавшись конфуцианских рассуждений сопутствующей знати, к собственному своему изумлению сделался избранником Неба.

Был он человек простой, злопамятный и неумный, но исполненный странного рвения к давно забытым ритуалам китайской древности, к которым постепенно хотел вернуться. Как он себе это представлял, не очень ясно; во всяком случае, он закрыл почти все буддийские монастыри и даосские храмы, зато (беспрецедентно за добрых две тысячи лет!) построил и открыл Храм Конфуция, где совершались службы и жертвоприношения. (Восстановить ритуалы в первозданном виде, так, чтобы они значили то, что когда-то значили, было уже не первую сотню лет невозможно; кажется, Чжу Юаньчжан это понимал, и оплакивал в письмах злосчастную судьбу конфуцианских обрядов, а также общее падение нравов во вверенной ему Поднебесной.)

Политические, экономические и военные институты, учрежденные Чжу Юаньчжаном, сохранялись по форме неизменными вплоть до начала XX века. Его же перу принадлежит, в основном, знаменитая "книга законов династии Мин" --- полная великолепно мелочных, чудовищно подробных, по-китайски избыточных инструкций. Огромная часть книги посвящена правильному ведению церемоний.

Вот статьи, выписанные почти подряд из раздела "Предание смерти за караемые смертной казнью преступления, не допускающие отмены приговора, осенью", подраздел "Обезглавливанием караются:"


Здесь же, из другого подраздела.

Начавши цитировать, трудно остановиться.

Для того, чтобы следить за исправным исполнением таких вот подробных законов, штат чиновников должен был неуклонно расти, а делопроизводство --- накапливаться...

В Присутствии времени нет --- стрелки часов кажутся неподвижными. О чиновниках, об их жесткой иерархии, составляющей плоть, кровь и содержание отношений внутри любого ведомства, --- можно говорить только бюрократическим языком, и это будет Слово, разросшееся миллионами многоэтажных зданий, мелких контор; пустившее --- если верить Кафке --- в подземных лабиринтах длинные скользкие корни. Всякую мысль о чиновниках трудно подумать: как хитрую конторскую крысу, ее невозможно поймать за хвост.

Впрочем, "Процесс" Кафки, написанный глазами очевидца и повествующий, безусловно, о хождении по внутренностям холодно-органического, полууснувшего существа со сложной системой органов, отправления каждого из которых в отдельности --- неразрешимая загадка для проглоченного профана.

И есть еще, всплывающий то там, то здесь, образ государства как чудовищно-божественной Рыбы --- бестолковой, прожорливой, которою можно (или нельзя) управлять изнутри. Дима Каледин, любезно обративший на Рыбу мое внимание, в частной переписке вопрос о государстве комментировал так:

Здесь следовало бы уточнить, что мокрая дорожная грязь, милая сердцу, едва ли могла украшать исходный ландшафт. Это уже результат взаимодействия благодушной, все приемлющей и все готовой вертеть в огромных руках, весело-страшной природы --- с посетившим ее государством, ведь без государства и дорог не бывает.

Последнее замечание возвращает разговор о чиновниках в древний Китай.

Как называется субъект в бюрократии? "В связи с обострившейся криминальной атмосферой убедительная просьба к гражданам избегать случайных контактов и бдительно выявлять факты умышленного проникновения в ваш подъезд подозрительных лиц" (объявление на двери подъезда в окрестности Новодевичьего, приводится по памяти). Лицо (кавказской национальности), личность (у которой права) --- это и есть субъект бюрократии. Ниже приводится по этому поводу длинная цитата из статьи А.Кобзева "Теоретическая новация в неоконфуцианстве как текстологическая проблема (Ван Янмин и идейная борьба вокруг "Да сюе")", точнее, из комментариев к этой интересной статье; на сегодня последняя.

Всех благ,
Юля Фридман.
P.S. В лице мозг, точно, не содержится, а в голове --- да. Поэтому говорят "поголовье скота", или "свиней здесь было добрых полтораста голов".



Юля Фридман.
yulya@thelema.dnttm.rssi.ru
комментарии Димы Каледина


:ЛЕНИН: