ЮЛЯ ФРИДМАН
два письма о музыке

Гражданская Оборона, 3 декабря 1999,
в концертном зале Авангард (Москва)

Чернозем, Ко.Со.Во, Министерство Любви,
6 декабря 1999
, в клубе Р. (Москва)

Date: Sat, 4 Dec 1999 00:33:32 +0300
From: Yulya Fridman <yulya@thelema.dnttm.rssi.ru>
...Так вот он еще сказал, что Кузя УО больше не выступает с Гражданской Обороной. Будет Джефф или нет, он сказал, неизвестно, и так по всему выходит квартет. Правда, сам же справедливо заметил, что это неважно: инструментов все равно обычно не слышно, голоса тоже, а имеет место урок хорового пения с дирижером. Играли впятером, но буквально так все и было.

Давка у дверей была ужасная, причем вход один, а мероприятия два: слева концерт Гражданской Обороны, справа кислотная дискотека. Кое-кто из вошедших стоял на распутье, имея ошалелый вид. Но, может быть, это от придавленности и пришибленности дубинкой на входе. На сцене было много разных людей: охрана, операторы, просто люди, которые бывают на сцене, среди них довольно симпатичные девушки, но немного. И был конферансье, такой революционный конферансье. Редкий мудак. А у сцены тоже стояли панки, которые собирались прыгать и очень скоро запрыгали, сейчас объясню, почему. Среди них, опять же, три красивые лесбийские девки, только жвачку они жевали зря. Может, они и не лесбийские, но они очень увлеченно и как-то революционно целовались попарно между собой. Лет им было, самой старшей не больше шестнадцати.

Толпа стоит, немного в зале и в основном у сцены, и скандирует: "Егор! Егор! Е-гор! Время! Егор!"

Мужик (пока еще неясно, что это коферансье) с продавленными внутрь черепа глазами и англосаксонской челюстью берет микрофон и _под музыку_ (вышел еще один сильно волосатый гитарист и один сильно волосатый басгитарист) начинает скандировать голосом Бойда Райса, перенесшего лоботомию: "Погасите --- СВЕТ!!! Погасите --- СВЕТ!!!! Заканчивается... двадцатый век... век великих свершений... и великих побед... Век Ленина... Век Сталина... Век Фиделя... Век Че Гевары... Век социализма... Когда мы стали свободными! Хой!!!!! (Толпа говорит: "Хой.") Но теперь нас снова хотят сделать рабами. Нас хотят загнать в стойло. А мы не хотим быть рабами. Мы не хотим в стойло. Хой!!!! (Толпа говорит: "Хой.")" И так далее. Еще он агитирует (все в той же манере, под музыку) за сталинский офицерский блок "Трудовая Россия" --- кстати, его листовки раздавали на входе, я взяла и прочла одну --- за Анпилова и за Революцию. "Смерть буржуям! Хой!!!!" --- и толпа отвечает: "Хой." Потом он объявляет, что на разогреве сегодня выступит --- группа --- 28 --- гвардейцев --- ПАНФИЛОВЦЕВ!!!! ХОЙ!!!! И толпа отвечает: "Хой."

И приходит вокалист группы, который поет без гитары (кстати, завтра вроде "на разогреве" Банда Четырех --- кайф, если не врут). Басист с гитаристом остаются те же; то есть, они и есть двадцать восемь гвардейцев. Ну ничего. Поет группа, по манере исполнения страшно косит под Гражданскую Оборону. Слов абсолютно не разобрать, кроме "Нежность --- окрыляет! Ненависть --- загорается! Солнце --- встает! Терпение --- кончается!" (Это мне напоминает революционные стихи И.Земскова:

Хор звездоносцев
Грозно поет.

У знаменосцев 
Грозно встает

Солнце с Луною
Над головой.
Но интонации чисто летовские, а музыка громкая, панки под нее пляшут. Как только кончается громкая музыка, начинают орать: "Е-гор! Е-гор!" --- и бросать в музыкантов предметами вроде пластиковой пивной бутылки. Но как только становится громко опять, не могут орать и бросать, начинают вместо этого плясать-прыгать. Так с ними и борятся.)

Только что позвонила Наталья Макеева и спросила, правда ли, что на завтра концерт отменили --- будто бы по той причине, что публика "все раздербанила". Я этого не знала, при мне сломали только один ряд кресел. Кстати, жалко, если отменили: Коблов говорил, что завтра на разогреве будет Банда Четырех.

Да, так вот. Они играли, а в публике сильно плясали, трясли головами и требовали Егора. Лесбийки молоденькие целовались между собой, потом одна забыла стыд и подцепила целоваться какого-то юношу. Может, перепутала, там было шумно и девушки многие с юношами целовались у сцены там. Потом перестали играть и сказали: "Приветствуйте гражданскую оборону."

Ну, все кто мог собрались у сцены, но уже многие оказались в зале между кресел, и стали кричать: "Е-гор! Е-гор!" Тут снова вышел революционный конферансье и начал занимать время. Оказалось, что он безумный совершенно. Он делал зверскую рожу, как в Монти Пифоне, и страшно орал: "Погасите свет! Вы ждете Летова? Ле-тов! Ле-тов! (Публика тоже вскоре это начинала повторять.) Вы хотите Егора? Да здравствует наша любимая группа Гражданская Оборона! ... Слава России! ... Да здравствует революция! ... Голосуйте за Панфилова! ... Спасибо группе 28 гвардейцев панфиловцев, выступавшей на разогреве! ... А сейчас выступит легендарная группа... ГРАЖДАНСКАЯ (пауза для публики, как на елке в детском саду; публика кричит: "ОБОРОНА!!!!")..." --- ну и так далее.

Ну а потом, как обычно. Летов долго не выходил. У меня за спиной сидел мужичонка (молодежь-то вся прыгала и целовалась неподалеку от сцены), и он объяснял двум другим: "Конешно, Егор. Это ж Егор, это ж не то што... не што. Егор, он тебе так не выйдет. Он просто так не выйдет, Егор." А конферансье, действительно, как на Новый год, из последних сил надрывался на сцене: "Позовем Егора! Е-гор! Е-гор!" Но и без него все кричали: "Е-гор!"

Потом вышли: три гитары, один бас у дамы, на барабанах Андрюшкин. Кстати, полиграфию он обещал занести сегодня, а сейчас 12 уже. Видимо, не занес. Аппаратура работала из рук вон плохо: если инструмент был слышен, он был слышен один. Голоса почти не было, но было хоровое пение. Все равно, это иногда бывает хорошо, но в тот раз звучание ужасное. Правда, Андрюшкину как раз повезло, барабаны шли сравнительно неплохо, и он пару раз сыграл соло в конце песни. Тот инструмент, который звучал --- одна из гитар --- скоро еще начал ужасно фонить. Вот это и было музыкальное сопровождение к хору: то скучающие, то исступленно-зверские барабаны Андрюшкина и дикий визг высоких нот усилителя.

Начали песней про Черного Ворона, еще была советская, кажется, песня "А пуля знает точно, кого она не любит", была "Малиновая девочка"; остальное --- старинная совершенно гражданская оборона, "Ходит дурачок по небу", "Пластмассовый мир", "Русское поле экспериментов" и проч.

Ну вот плясали на спинках кресел (и поломали ряд), заскакивали на сцену и прыгали с нее ласточкой, а также бывали сбрасываемы. Один раз от сцены всех отогнали, но потом, испугавшись за кресла (буквально так и было объявлено), подпустили обратно. Глупый человек назвал бы это все (при абсолютно нулевом, если не отрицательном, качестве звука) пародией на концерт поп-музыки --- исступление всяческое, публика на глазах опускается по эволюционной лестнице до стадии беспозвоночных, извивается так же и выживаемость у нее на том же уровне. На самом деле, все наоборот: здесь-то и видно, что экстаз толпы первичен, а тексты все знают наизусть, как во времена сугубо устной традиции. Это, наоборот, поп-концерты --- пародия на летовские; испорченная аппаратура для них просто была бы смерть.

P. S. Звонил Андрюшкин. Сильно жаловался на трудорасов (так он называет партию "Трудовая Россия", которая устраивает ГО тур концертов). Трудорасы (от них и был тот конферансье), оказывается, сами испугались сломанных кресел, и отменили концерт, а заодно чуть не весь тур. Состоится, вроде, концерт в Пензе 12-го. Причем, для Трудовой России это сугубо пропагандистское мероприятие: они раздавали свои листовки и половину времени орали в лице конферансье, требуя голосовать за Анпилова, только изредка путая его с Панфиловым (героем гвардейцем).




Date: Tue, 7 Dec 1999 06:33:49 +0300
From: Yulya Fridman <yulya@thelema.dnttm.rssi.ru>
Привет, Мишка! Я вернулась с так называемого концерта группы Чернозем в так называемом клубе Р. Клуб омерзительный. Чернозем прекрасный. Константин Мишин подлая мусорница. Я часа два, наверное, сбрасывала на дискету материалы, которые мне казались релевантными, спешила и опаздывала к семи --- потому что он сказал, что концерт начинается в семь и Чернозем выступает первым. Я приехала в семь пятнадцать. Чернозем выступал в начале 11-го. Перед ним выступали неописуемые ублюдки, их было много. А Мишин вообще не пришел.

У меня болит голова до бедер. Мне очень плохо от клуба "Р".

Войдя в клуб, я услышала душераздирающие звуки и на всякий случай спросила, точно ли здесь и сегодня играет Чернозем. "Мы сами хотели бы это знать," --- сказали граждане, стоявшие у входа. Я тогда спросила у мента и девушки с билетами. Девушка пожала плечами: "Вроде там кто-то уже играет..." --- и у мента спрашивает: "Что это за люди?" --- "Это не люди, --- отвечает мент, обращая украинский анекдот, --- это музыканты."

Тот мент был умный. "Музыканты" распевались на сцене. Они были устрашающие. Там была меж ними тетенька годов за тридцать, в молодости заведомо симпатичная (ну вот провинциальная такая красавица, вроде куклы-барышни в магазине детских товаров), а сегодня на сцене --- накрашенная под А.Б.Пугачеву, с двумя пугающе маленькими косичками, делает такие особые рожи, я их значения не могу с ходу объяснить. В общем, эта тетенька была у них главная.

Когда я вошла, она сразу же обратилась к публике и сказала ей с украинским акцентом: "Здравствуйте, дорогие столичные жители. Наша группа называется Центр Тяжести. Мы из Челябинска. Мы надеемся, что сейчас вы (хи-хи) ознакомитесь с нашей музыкой. Мы надеемся (кокетливо), что она вам понравится!" В зале уже были пьяные, и тетеньке ответили невпопад: "Идите нахуй." "Ну, --- храбро заметила тетенька, --- это вы скажете, когда прослушаете музыку, а не сейчас. Если у вас еще останутся силы это сказать." И она сделала одну такую особую рожу: нахмурила брови, вытянула губы трубочкой и наклонилась вперед. Кстати, она действительно на вид ничего: остается загадкой, зачем ей понадобилось без конца прыгать по сцене на одной ноге и говорить с украинским акцентом (раз она из Челябинска).

Глубокоуважаемый А. Андрюшкин позже сказал по этому поводу: "О, у нас в Тюмени тоже была такая группа. Так и называлась --- Центр Тяжести."

У этого, челябинского Центра Тяжести было несколько инструментов, каждый из которых звучал, как испорченный синтезатор, и два вокалиста, один из которых звучал как зверски, садистски изувеченный очень злыми фашистами синтезатор, а другой --- вот эта самая тетенька --- больше похоже на старинную эстрадную пластинку фирмы "Мелодия".

Тут еще фокус в том, что она со своим украинским акцентом пела в основном по-английски. А дяденька сбоку от нее садился на корточки, дико хрипел в микрофон и показывал свободной ладонью "хвостик". Один раз он вообще упал на пол, а тетенька стала прыгать на одной ноге кругами по сцене (хотя она психически, на вид, совершенно здорова), и когда допрыгала до него, задрала уже ногу, но ему на голову не поставила. Тоже не знаю, как это объяснить.

Один раз она пела по-русски. "Я верю, что весна придет, я верю, что любовь вернется, ты вернешься, мне сердце говорит," --- в таком духе, с большим надрывом и, опять-таки, украинским акцентом. В перерывах иногда строго спрашивала публику, живы ли там. В общем, если бы можно было щелкать переключателем, это было бы очень весело и смешно. А так, я чуть не скончалась.

После них выступала группа КО.СО.ВО, которая чуть было не произвела (по контрасту) приятное впечатление --- такое умилительно дебильное КСП, до смешного нелепо аранжированное инструментами. Клавиши, гитарочки, ударнички. Мужик, баба интеллигентного вида в очечках. Поют плохо, неуверенно, но с энтузиазмом. Там, морская змея глядит вам в глаза, храбрые команды, бравые капитаны, приходите звери птицы, помогите пробиться, помогите спасти Любовь. Он поет "ВЕРЬ!", а она поет, во что надо ВЕРИТЬ. Она поет "ПОЙ!" --- а он поет, таким образом, чего ПЕТЬ. Я-то ладно, а вот почему это выдерживали панки, и даже прыгали под это дело --- мне было совершенно неясно. В гостевой книге :ЛЕНИНА: сегодня прочла объяснение: оказывается, Боря Усов, начальник этого проекта --- известный московский панк. Вот потому они и терпели. Кстати, украинского акцента у него нет.

Что тоже совершенно необъяснимо.

Было уже около девяти вечера. Я сильно сокрушалась о бесчеловечности глубокоуважаемого К. Мишина, который дважды звонил мне накануне с рекомендацией прийти в семь и передать ему злосчастную дискету; главное, ну не пришел --- хорошо, но зачем было врать, что Чернозем будет первым? Ведь его за это черти в аду крючьями изорвут всего, как собаку.

Наконец, КСП-шники (я тогда еще не знала, что они панки) закончили игру и объявили следующую группу... Министерство Любви!

Ебаный в рот.

Тут вышел на сцену добрый человек в очках, сосредоточенный: Борис Рудкин. Он казался слегка не в себе. Он извинился перед публикой и сказал, что сейчас уже поздно и поэтому будет выступать "Чернозем", группа из Тюмени. Тут главный КСП-шник Борис Усов, который все еще не ушел со сцены, почему-то стал возражать. Он сказал: "Нет! Никакого Чернозема. Сейчас выступает или группа Министерство Любви, или никто." Какое-то время они стояли так бок-о-бок на сцене, Борис Усов и Борис Рудкин, в прошлом соредакторы журнала "ШумелаЪ Ъмышь". Вышел на сцену самый главный гитарист Чернозема Джексон, и сказал: "Давайте просто спросим у публики. Кого вы хотите сейчас?" Одни орали "Чернозем!!", другие "Министерство Любви!" Гитарист выслушал это и заключил: "Все, Министерство Любви, без базара." И ушел со сцены. И наступило Министерство Любви.

Глубокоуважаемый А. Андрюшкин рассказал тогда поучительную историю о том, как во время выступления "Кооператива Ништяк" Боря Усов подошел к сцене и начал орать: "Долго вы будете мучить людей такой музыкой?!" А. Андрюшкин будто бы заверил его в ответ: "Долго, старичок, долго," --- и Боря Усов тогда упился в зюзю, и с ним случилось много очень плохого.

Министерство Любви --- это нечто убойное. Если помнишь непристойные романтические строчки

Парус! Порвали Парус!
Каюсь. Каюсь. Каюсь.

--- вот это и есть хит Министерства Любви. У них все такие. Главное, как они выглядят. У них главный мужик --- очень толстый, в красной рубашке и в штанах, которые на глазах вдоль ширинки трещат от жира, и этот звук идет во все мониторы. Он шевелится очень экспрессивно, как темпераметное тесто (громадный кусок): ходит по сцене, падает, жутко орет и быстро. Есть на гитаре девочка, похожая на мальчика, в общем, симпатичная; манера игры у нее подзаборная, агрессивная. Еще у них толстый барабанщик --- этот, наоборот, вялый и добрый, в барабаны стучит неохотно: как-то, что ли, жалеет их.

На самом деле, они не виноваты. Люди они хорошие. Они даже в начале выступления сказали --- очень печально, дескать, что организаторы хотят поссорить две хорошие группы, но это они всегда. А мы, мол, уважаем группу "Чернозем" и вообще.

Это у них просто такая музыка.

Но затянулись они со своим выступлением, это да. Разные уважаемые люди кричали им: "Чернозем давай!" --- а один человек вдруг понял, в чем дело, и начал скандировать: "Е-гор! Е-гор!" Почин подхватили. В конце концов, Министерство Любви закончило выступление.

Чернозем был клевый, хотя фонил ужасно, и как-то странно подали скрипку. Тут надо сказать, что клуб "Р" --- преотвратный сам по себе. Сцена со светящимися рампами, с феноменально гадким изображением рокера на задней стенке. Прожекторы крутятся и насильно освещают разными цветами. Сзади еще пустили декоративный туман. Поначалу это все смотрелось диковато, в сочетании с "Не умирали бы никогда", идиотское ощущение новогоднего праздника. Еще звук странный. Но потом, в общем, в кайф пошло. Одна песня была объявлена как новая, "Небеса как-то враз постарели," --- а мне казалось, я ее слышала. Все плясали перед сценой, и правильно делали. Мрачный Борис Рудкин, честный и фанатичный на вид, страшно напился и падал на столики со скамейками, но не просто так, а потому, что он убегал от местной милиции, пытавшейся прямо в зале задержать его за нарушения и за пьянство. Убегал, при полной раскоординированности движений, крайне успешно: всякий раз, когда его уже вот-вот должны были схватить, он ловко прятался в толпе перед сценой. Я забыла сказать, что он, видимо, присутствовал в клубе в качестве организатора концерта группы "Чернозем".


Юля Фридман.


:ЛЕНИН: