Лев Пирогов

Путешествия мазохиста

Поскольку я ленив - читать не люблю, а люблю только писать (что не утомительнее онанизма), последний выпуск "обзоров" на сайте Фрая пришел мне на ум раньше, чем была прочитана третья часть тенётовского интервью с Мишей Вербицким.

Поскольку я умен, а не глуп (глуп тот, кто с этим не согласится), я не стал орать, что мировая справедливость опять меня обокрала. У Миши было больше прав озвучивать эти мысли - не решив так, я был бы глуп, а не умен.

А речь идет о мазохистских стратегиях в, грубо говоря, культуре. Чтобы все было окончательно ясно, приведу две цитаты.

Из интервью с М. Вербицким

Из обзора у Фрая:

Сам Миша Вербицкий, представляющийся панком, несомненно идеологический мазохист. В противном случае разве стал бы человек умный, эрудированный и обладающий почти безупречным вкусом тусоваться среди своры тупых бездельников (а на Тенётах их по самым благожелательным оценкам сорок восемь процентов) и лишь затем, чтобы заполучить репутацию мудака?

Спросите там любого отъявленного болвана, кто такой Вербицкий, и вам без запинки ответят: "мудак". Это потому, что в любом споре (а тенётцы убеждены, что они любят и умеют спорить) у Вербицкого оказывается больше осведомленности и аргументов. Этого не прощают.

Миша говорит, что смысл его присутствия в тенётском контенте - естествоиспытательский интерес. Позволю себе не согласиться: для этого было б достаточно либо только читать, не ввязываясь в общение, либо действительно в него ввязываться, ласковыми провокативными репликами раздевая экспериментальный материал, как луковицу. Миша поступает иначе.

Он с непоколебимостью писателя Сорокина штампует в Тенётах одинаковые посты, сводящиеся к перечислению одинаковых лозунгов (самый популярный, о том что всех надо уничтожать, явно провоцируется контекстом). Вербицкий не столько репрезентирует имеющие отношение к ситуации смыслы, сколько репрезентирует себя, как набор смыслов, имеющих равное отношение к любой ситуации.

Реакция простодушной публики вполне предсказуема.

Иногда Миша позволяет себе небольшой диалог, всегда заканчивая его на одном и том же месте - когда оппонент срывается на "ты мудак". Цель достигнута - в ходе спора доказано то, что и требовалось доказать. Удовлетворенный правильностью своих претензий к миру (который надо уничтожать), Миша заканчивает разговор.

Вопрос: позволяет ли ему эта практика делать "gotta control"? Ответ: да.

Понимание мазохизма как "обретения контроля посредством его утери" выражено в русском языке инкриминируемой женщинам поговоркой "бьет - значит любит". Любит - значит никуда не денется. Нападающий всегда слабее, на этом строится практика таких "телесных стратегий", как кун-фу или бокс. На этом же стоит и теория семейной драмы.

Однако в своем интервью Миша говорил не столько о социальном, сколько о внутреннем контроле. Им, несомненно, обладал деятель из "мистических христиан", придумавший тезис про другую щеку. Следует, правда, помнить о том, что в европейской традиции физика и этика в какой-то момент расстались. Поэтому тантрический секс, йога и шахсей-вахсей несколько отличаются от кислотных рейвов, не говоря уж о "русском тапасе" - неочищенной пшеничной водке.

Рискуя оказаться неоригинальным, попробую заявить, что причина - в отсутствии у европейцев онтологической категории долга. То есть "категории долга как онтологической", как принципа мироустройства. Это, в свою очередь, и является прямым результатом развода этики с физикой.

Сложно сказать, когда он произошел, этот развод, но согласно Библии - очень рано. Бог создал этого человека для этого мира, но человек променял синкретизм на Сознание, нужное лишь затем, чтобы напялить трусы.

Короче, если перечисленные восточные практики есть способы установления конструктивного "магического" взаимодействия внутреннего с внешним, то у европейского мазохизма, скорее, противоположный вектор: уйти от внешнего вовнутрь, еще пуще отгородиться физикой от этики, "залить шары". Насколько такая философия "саморазрушительна" (по Егору Летову и Ко) - достаточно очевидно.

Нам приходится содержать выводки Фройдов и Фуколтов, которые в тщете объяснить сометакультурникам, где у них что, только уводят дальше в дебри бесплотного философизма. Даже в достаточной степени аморфное и амбивалентное философствование постструктуралистов сохраняет пагубную инерцию интенционирования объекта, в качестве которого во всякой европейской философии неизбежно выступает мир.

Если мир объективен, значит он противопоставлен, а если противопоставлен, значит является источником моего аффекта. Из желания "переделать" возникает необходимость "воспевать". Философия и искусство существуют как принципиально конкурентные и враждебные миру стратегии.

Грызть зубами сук, на котором сидишь, - вот содержание европейского извода Высокого мазохизма.

Что касается мазохизма "восточного", то подозреваю, что и тут я с Мишей не согласен (или - если это угодно Партии - Миша не согласен со мной).

В соответствии с моим индивидуальным мифотворчеством духовные практики "Востока" основываются на двух принципах: безразличия и удовольствия. Первое - источник второго, и только меньшее количество рефлексии отличает эти принципы от совершенно абсурдного на мой взгляд соревнования эпикуреизма и стоицизма.

Во всякой нарочитости (а находясь вне культуры, трудно оценивать ее специальные практики иначе) мне видится та же зловредная европейская интенция к. "ДОСТИГНУТЬ просветления" - это так, или ошибка при переводе?

Брамин, пребывающий в Йоге, следует Дхарме, но разве не следует ей шудр, валяющийся на куче навоза?

Пафос этих разводок состоит в том, что нет никаких "специальных практик". Ничего такого, что можно было бы противопоставить, что отличало бы "правильный путь", от того, которым интуитивно следует стадо баранов, сиречь общество.

Скромно вернусь к цитатам из собственного обзора.

Я бью Ларису и других активистов конкурса "Тенёта", потому что я их люблю. Лариса, соответственно, сильнее, потому что ее больше. Я, соответственно, мазохист, потому что меня удовлетворяет моя слабость. Быть продвинутее кого-то, выделяться - значит быть в меньшинстве и таким образом быть слабее. Это более-менее понятно и легко доказывается на примерах. Вопрос состоит в том, что заставляет меня любить Ларису.

Умные догадались. Она для меня - идеологически правильный ориентир. Плазма, лишенная рефлексий, уверенная в том, что все что она делает - правильно, это и есть изначальный замысел Бога.

Скажем так: абсолютно синкретичная масса. Люди-трава, или, если угодно, цветы.

"Цветами" были именно обыватели, ходящие по специально отведенным им тротуарам, а не мнущие газон своими антисаниарными жопами хиппи. (Тут, в традиции Миши, самое время оставить собственную ссылку насчет того, что смысл жизни - совсем как оная жопа - всегда есть. Это только Слов может не быть.)

Соответственно, я так и пишу. Никогда - серьезно, по возможности никогда - умно. (Ну, или по способности, если что). Из всех вариантов, куда пойти устраивать жизнь, выбрал "Литературную газету" и сайт Макса Фрая - именно потому.

Макс, кстати, до тех пор, пока не порушил свою гостевую, был мне просто идеальным патроном, и законченные болваны, вроде Анатолия Воробья (это, понятно, я так люблю Анатолия), упрекали его в этом. (Интересующихся, почему Макс таков, каков он есть или, во всяком случае, был, - адресую сюда.)

Впрочем, этот текст от меня устал.

Пироговский дискурз вполне самодостаточен, и прилагать к нему объяснения довольно глупо. То, что таки к тексту присобачена переписка -- момент скорее случайный, она уж сама как-то себя создала и приложила. Не обессудьте.
Ред.

комментарии

Миша Вербицкий

Была отличная книжка "Боб Фланнаган, Супер-Мазохист"(могу немного переврать фамилию) про человека, которыйбыл с детства неизлечимо болен и жил только тем, что втыкал себе под кожу рыболовные крючки и подвешивал себя к потолку, потом раскачивался, пока кожа не разорвется. Еще он намазывал себя майонезом и читал стихи, не переставая истекать кровью. Причем это все происходило как Contemporary Art, то есть ему за это и бабки какие-то из грантов платили, а народ типа ломился на шоу. В картинных галереях, ага. Он недавно помер. Хорошая коммерческая хватка была у парня, одно слово.

По поводу же всеобщей ненависти, которую как ты говоришь ко мне питают тенетовские графоманы, никакого вреда в том я не вижу. Это хорошо высказал Джим Гоудом в послесловии к четвертому и последнему тому Answer Me!

Мой учитель и типа Ph. D. advisor Дима Каждан, великий совершенно человек (и сын известного каждому дипломированному гуманитарию тоже великого византологиста) много раз замечал, что я работаю наиболее эффективно когда у меня нет денег и вообще нахожусь на грани разорения и обомжевания. Хотя эта мысль, возможно, и была рационализацией желания неплатить мне денег, но он был абсолютно прав, поскольку я могу работать только в экстремальной ситуации.

Когда на сети меня начинают любить, я переношу это нервно и боюсь, что я что-то не так делаю.

Но это не мазохистская стратегия, это просто попытка в направлении дальнейшей экстремализации бытия.

Ты удивляешься, что же я делаю на Тенетах. Меня твое удивление весьма удивляет тоже. Ты типа посмотри статистику посещений у нас на сайте, она благо открытая. Конечно, можно было бы раздуть до упора посещаемость, понавесив везде баннеров. Но качество посетителей куда важнее, чем их количество. Баннеров мы навешаем, конечно, когда не лень будет. Но люди, которые жмут на баннеры, суть идиоты; нормальный человек баннеры по возможности игнорирует. Коловращение нашего проекта в Тенетах увеличила посетителя в два раза, а если считать результаты прошлого тура -- то и в три. Причем приросший посетитель в основном осмысленный - самый идиотский тенетовский графоман, по сравнению с вегетативной массой, растущей в чатах, это интеллектуал сугубый. Перед нами стоит грустный выбор между читателями, которые сравнивают Янку с Земфирой, и читателями, которые не знают, что такое Янка.

Плюс, огромное количество симпатичнейших людей, из числа тенетовско-литовской публики, осознавших себя в той или иной мере как евразийцы - Павлик Афанасьев, например, или Валера Сегаль, или Сап-Са-Де. Каждый из них симпатичнее, чем сотни овощеподобных чаттеров или посетителей ув. Вернера.

То есть мое сотрудничество с Тенетами можно истолковывать как продуманную и до жути эффективную коммерческую стратегию.

Которой она не является.

А было дело так. "Экстремальная тусовка" состоит в общем из идиотов, еще более идиотских, чем идиоты вообще. На сайтах НБП висят образчики нативной поэзии:

 
Сегодня ты не маргинал, 
А завтра евнухом ты стал. 

Сегодня ты здоров, плечист 
А завтра ты уже фашист. 

Сегодня в Бункере убрался, 
А завтра ты живой остался. 

Сегодня к Дугину пришел, 
А завтра на х...й ты пошел. 

Сегодня подписи собрал, 
А завтра ты героем стал. 

Сегодня Кучму замочил, 
А завтра орден получил. 

Сегодня с Дугиным связался, 
А завтра жидко обосрался. 

Сегодня ты евреев любишь, 
А завтра Родину погубишь. 

Сегодня обманул друзей, 
А завтра станешь ты еврей. 

Сегодня выколол "лимонку", 
А завтра будешь спать с нацболкой. 

Сегодня с Дугиным остался, 
А завтра в жопе оказался. 
Дугин, с которыми мы остались, сформулировал стратегию "радикального центра", мотивируя это тем, что наши идеи становятся с ужасной скоростью мэйнстримом ,что делает нас политически и эстетически центристами, если не в актуальности, то уж точно в динамике. Соответственно, следует не пропагандировать геополитику и экстрему среди обращенных, а искать сотрудников среди людей, которые и так наши, просто этого не понимают. Что я и делаю; сотрудничество с Люц, например, есть плод тенетовского коловращения, небезудачный.

Вообще, судя по количеству попыток с :ЛЕНИН:ым номинироватьсяв Тенеты (вплоть до человека Агафонова, который в припадке злостной графомании просто-таки меня замочить руками каких-то уголовников угрожал), графоманы тенетовские, в том числе и самые оголтелые, воспринимают наш проект весьма позитивно.

Но на самом деле, конечно, участие в Тенетах есть не результат продуманной маркетинговой политики или поиска единомышленников и вообще интересных проектов (хотя яшка каzанова, с которой я никак не соберусь списаться -- безусловно, крайне интересный автор и я бы ее с удовольствием, наверное, публиковал). :ЛЕНИН: был кооптирован в жюри и номинаторы. Отказываться от участия в Тенетах было бы нечестно, поскольку я столько времени ругал тенетовских жюри и номинаторов за леность, серость, своекорысть и подтасовки. А раз уж мне (и Юле, а если туда кооптируют и третье место -- то и Каледину, который под псевдонимом третье место имеет) придется это все читать, грех не отрецензировать продукт, тем более что одни тексты на другие до того похожи, что без рецензии и не разберешься, какие читал, а какие нет еще. Кроме того, идея линейного упорядочивания текстов мне была и есть противна, этим мне Тенета всегда были наиболее отвратительны. Написание рецензий и вообще гестбуковские обсуждения есть способ ухода от этой необходимости.

Твой упрек в одинаковости реплик я слышу уже лет десять, причем (от людей, знавших меня по нескольку лет) в форме "три года назад ты писал не одинаково, а теперь одинаково". Причем эти граждане обыкновенно забывают, что 3 года назад они говорили то же самое.

Мне этот упрек непонятен совершенно; по идее, мои посты составляют некий метатекст, который можно -- и нужно -- читать подряд. Я их ближе к голосованию так и оформлю, будет связный обзор. Никаких повторений там, кажется, нет, я за этим слежу.

Видимо, тут имеет место тот же эффект, что с китайцами. Для белого человека все китайцы на одно лицо, а для китайцев на одно лицо все белые, а китайцы разных наций (в Китае много языков и национальностей, письменность у которых общая, в основном) различаются почти так же, как, скажем, грузины и норвежцы. То есть текст не воспринимается без контекста.

Но это только предположение.

Вот.

Лев Пирогов

Миша, ты, видимо, специально принял мою апологию за набор упреков. Речь шла о другом, но упреки - надо признать - перспективнее и вкуснее, поэтому, хоть их и не было, начнем с них.

Как я уже писал в статье про Юлю, говорить одно и то же (упрек первый и главный) - это большое благо. Человек, который говорит одно и то же - творящему молитву Иисусову подобен. Сиречь благостен он. С ним хочется в разведку и поебаться.

По пунктам. "Одно и то же" - это неизменность, а значит незыблемость, а значит непоколебимость позиции. Человек, о котором заранее знаешь, что он думает, ценен тем, что он, как правило, и сам это тоже знает. (Разумеется, случаи когда количество думаемого легко размещается на хую комара, мы опустим.)

Помнишь Бродского? Был такой скучный больной еврей. Так вот, если перефразировать его знаменитую поговорку, получится: "Не человек думает мысли, а мысли думают человека". Вероятно, такая гнилостно-либеральная формула должна быть и тебе, и Партии глубоко противна. Человек, который думает свои мысли сам, очень заразителен для других, и этим общепартийному делу полезнее.

А гнилостно-либеральная формула была произнесена провокатором Бродским ради Нобелевки. Дома под одеялом он так про себя не думал. Иначе не был бы таким монотонным, предсказуемым и ужасно любимым всеми евреем. Фактически он ловко замаскировал под модную французскую педерастию старый тезис про "руцю Божию" (типа, не сам дрочу, это мне дрочит руця Божия), и Нобелевку ему быстро дали. Он, говорят, её всю пропил.

Второе. Тенета как средство поднятия и фильтража Трафика активно исползуются Observeroм, так что тут упреков в принципе быть не может.

Остальное в моей статье было, видимо, слишком банально. Всякая дискурсивность по природе мазохистична - вот что автор имел в виду. Следование стратегиям "европейского искусства", которое черт-те когда, а то и сразу ощутило себя миметическим, есть бессознательное желание пассивного соития в жопу.

Эту идею и представляет модель "Миша Вербицкий в Тенётах", где Миша Вербицкий - изподлинный демиург, человек искусства, а Тенета - доподлинно-естественная синкретичная среда, родовое сознание.

Далее, поскольку статья формально закосила под полемику, а значит я должен был почувствовать себя риторически умнее, пришлось извлечь из носу тезис, который после внимательного рассмотрения и был приобщен к страницам - тезис о доподлинном махохизме как средстве обретения контроля.

Доподлинный мазохизм как средство обретения контроля (далее - ДМ СОК) родился как не очень логичное, но психологически достоверное следствие из "бьет, значит любит": бьет, значит уверен, что "бьет-значит-любит", значит уверен, что любят его.

Вот ты, Миша, пишешь, что когда тебя перестают ругать, ты начинаешь сомневаться в своей правоте (утрачиваешь контроль). А я однажды нечаянно обрел контроль ДМ СОК-способом. Жестоко поругав одного персонажа, ранее никак мне не знамокого (для таинственности назовем его по имени соответствующей хромосомы - Х), я послужил причиной его множественных и грубых публичных нападок. Нападкам отвечал тоже публично, но мягко: да, вы правы, я - мудак, вы это мне доказали. И по прошествию нескольких дней обнаружил в своем и-мейле все признаки распущенной половой влюбленности Х, граничащие с полной самоотдачей.

Психику оставим в покое. Оставшийся за оставлением в покое психики вывод очевиден. "Проститя меня, люди добрыя!" - и вот ты уже не душегуб, а романтический народный герой.

До крайности скучен и примитивен мир, если из него убрать трудные термины и фамилии. По этому поводу хорошо сказал поэт Артифишал Флавор в послесловии к третьему или четвертому тому романа "Муций":

closing time closing time
I'll wait till you need me
closing time closing time
women blame me I've fucked them a lot
closing time closing time
I'd wait till you need me
women blame me I've been diggin' in mud
closing time closing time
I've waited enuff till you need me
closing time closing time
women blame me I've been looking for a twat
closing time closing time
I found i've been looking for
it's closing time...


:ЛЕНИН: