Общепринятое определение индустриала принадлежит Джону Сэведжу. Из пяти основопологающих принципов (автономия, доступ к информации, антимузыка, внешние по отношению к музыке элементы, тактика шока) к сфере собственно музыкальной относится только третий.
Корни столь пренебрежительного отношения к музыке лежат в "Современном Искусстве" (более правильно, как предложил Мирослав Немиров, пользоваться транскрипцией английского названия -- контемпорари арт). Уже в начале 1960-х, контемпорари арт плотно забыл про такие частности, как рисование и лепка, сосредоточившись на реди-мэйде, акционизме и прочих парадигмах, собственно и определяющих содержание contemporary art. "Современное искусство", таким образом, превратилось из декоративно-прикладного рисования украшений в диалоге с музами и властями -- во временами остроумный, временами парадоксальный комментарий к общественному порядку, коллективным предрассудкам, и самому контемпорари арту.
Ничего подобного в музыке не происходило. Несмотря на метафизически-оккультные устремления Штохаузена и педантичные эксперименты Джона Кэйджа, академическая музыка упрямо держалась декоративно-прикладной функции. Чем дальше артист оказывался от традиционной (академической или поп-) музыки, тем абстрактнее и формальнее оказывался его продукт. Что неудивительно, первые шаги в направлении индустриала были совершены не собственно музыкантами, но перебежчиками от контемпорари арта.
По легенде, Йоко Оно обладала весьма скромными музыкальными способностями, и ехидный Кэйдж сочинил для нее композицию 4'33'', состоявшую из 4-х минут 33-х секунд молчания. Как бы то ни было, именно Йоко Оно принадлежит инициатива в привлечении Леннона к контемпорари-арту, что вылилось в композицию "Revolution #9" -- первый, возможно, опыт в индустриале.
Сами индустриальные музыканты едва ли признают приоритет битлов, Йоко Оно или Кэйджа -- на это есть серьезнейшие причины. Движение "Флюксус", откуда происходила Йоко Оно и на которое сильнейшим образом повлиял Кэйдж -- отказывалось проводить разделение между "жизнью" и "искусством", предпочитая восхвалять жизнь в искусстве, что на практике приводило к тотальному празднику чудовищного позитива, бездарности и парада самовлюбленных убожеств. Флюксус, исторически, опирался на достижения дадаистов и сюрреалистов, но (будучи сугубо американским явлением) отбросил содержательную (социальную т.е.) сторону дадаизма и сюрреализма, заменив ее на поп-ориентализм и прочую модную тогда поп-философию в духе пислава и хиппизма.
Индустриал же отталкивался от хиппи жесточайшим образом; естественно, что он в первую очередь вернул антимузыке присущее ей содержание -- содержание абсолютного негатива и отрицания самой социальной ткани. Там, где Флюксус в лучшем случае медитировал на мандалы, играл случайные ноты и демонстрировал за пислав в цветных балахонах -- индустриал жрал железные гвозди, ставил клизмы из крови и занимался публичной мастурбацией под музыку Чарльза Мэнсона.
Мэнсон и оказался первым и наиболее влиятельным индустриальным музыкантом. Это совершенно неважно, что он не увлекался антимузыкой, предпочитая сочинять песни для Beach Boys и записывать акустические баллады, блюзы и рок-н-роллы. Его "творчество" оказалось настолько близко к принципам индустриала, что (по количеству цитирований, эпиграфов и cover-версий в индустриале) Мэнсон дает сто очков вперед любому, кроме У.С.Барроуза -- тоже гениального предтечи индустриальной культуры.
Роль Мэнсона состоит в разрушении мифа о пиславе и возвращении искусства в в состояние тотального отчаяния и дадаизма. Роль Барроуза -- востановление этого мифа, через девиантное поведение, наркоманию и секс. Немало повлияла и барроузовская техника письма -- монотонность, достигнутая разрезанием текста на мелкие куски и их произвольным перемешиванием, стала структурной основой индустриала.
Впоследствии в индустриальные артисты была записана и Абба, как наиболее совершенный разрушитель мифа об артисте и искусстве. Смысл самого названия "индустриальный" -- в циничном взгляде на искусство как на оружие в информационной войне, а на музыкальный коллектив -- как на фабрику, скажем, патронов.
Как и в случае дадаистов, противостояние индустриала системе контроля не исчерпывалось социальным аспектом -- граждане правильно просекли, что социальное это не более чем аспект метафизического: что вверху, то внизу.
Основным принципом индустриала была тотальная война, и естественно, что ближайшим к индустриалу метафизиком оказался Алистер Кроули - оккультист, призывававший к войне брата с братом и переустройству общества на основе технократического тоталитаристского нео-феодализма. Державшийся тех же взглядов Барроуз приобщился к учению Кроули еще в 1960-х; независимо от него, пропагандистом телемизма (учения Кроули) стал пост-ницшеанец Колин Уилсон, написавший несколько книг на материале Кроули и Лавкрафта.
В 1970-е, главным популяризатором идей Кроули был Роберт Антон Уилсон -- человек, повлиявший на индустриал не меньше Барроуза или Мэнсона. Уилсон сочинил собственную версию Телемы, состоявшую из эволюционной биологии, гностицизма, квантовой физики и нумерологических мистерий. Кроули и сам настаивал на абсолютной научности своих исследований, но не будучи популяризатором, рассказать о тождестве современной науки и телемитской метафизики смог мало; за него эту задачу блестяще завершил Уилсон. Индустриальные деятели, с их интересом к научной фантастике и технологии, не могли пройти мимо работ Уилсона; ключевая идея индустриала о переносе фокуса тотальной войны в область информационную была заимствована из его текстов. Метафизика числа 23, впервые изложенная в книге Уилсона "Cosmic Trigger", легла в основу обрядности Temple of Psychic Youth и так или иначе повлияла на много сотен ведущих индустриальных групп.
Как известно, индустриал официально прекратил свое существование в 1981-м году с распадом Throbbing Gristle. После этого, доминирование оккульта и радикальной политики в сфере индустриальной культуры перешло из количественной фазы в качественную -- с официальным прекращением индустриальной музыки, единственным содержанием понятия "индустриал" стала индустриальная метафизика. То есть, оккульт и радикальная (пользуясь удачным эвфемизмом Бойда Райса, "расиалистская") политика.
Конец эпохи индустриала был ознаменован созданием Дж. Пи-Орриджем религиозной организации Temple ov Psychick Youth. Учение TOPY состояло в синтезе новаторской символики, основанной на Кроули, А.О. Спэ, Барроузе и Р.А.Уилсоне обрядности, и разработанных в Throbbing Gristle метафизических и политических идей и психосексуальных приемов. Задачей TOPY (равно как и уилсоновской психологии) было депрограммирование и ре-программирование языковых и психических контуров.
Знаковой особенностью TOPY стало (помимо использования телемитской символики и числа 23) использование нетрадиционного английского правописания: многие слова получили совершенно иное правописание. Почти в каждом случае это имело подробное де-программистское обоснование. Основой подобной техники были идеи Барроуза о языке как структуре изначально чуждой и враждебной человеку и человечеству в целом.
Для пропаганды идей TOPY была основана также и музыкальная группа, Psychic TV, сконструированная из осколков панковской группы Alternative TV и основавшего (и закрывшего) индустриал коллектива Throbbing Gristle. Поначалу, PTV более-менее совпадал по составу с молодежным крылом Temple of Psychic Youth; основу концертного репертуара составляли песни TG.
PTV разработал огромное количество новаторских приемов в области музыкальной индустрии. Среди прочего, коллектив попал в Книгу Рекордов Гиннеса как группа, выпустившая максимум пластинок за два года (23 пластинки 23 месяца подряд, выпущенные 23-го числа каждого месяца). У PTV было несколько хитовых синглов (вещь, в принципе, совершенно невероятная для группы, пропагандирующей сексуальные девиации и оккультизм), не говоря уж об индустриальной музыке.
До прекращения индустриальной музыки в 1982-м, индустриальные музыканты отталкивались от музыки и приходили к своему специфическому видению эзотерики; начиная с PTV, музыкальные моменты стали целиком и полностью определяться метафизикой. Особенно в этом отношении характерна история группы Current 93, организованной молодежью из TOPY для пропаганды учения Кроули. Название группы есть одно из основных понятий Телемы: согласно гематрии, значение греческого слова thelema (Воля) равно значению слова agape (любовь) и равно 93. Поначалу C93 играли достаточно ортодоксальный индустриал (начальник этой группы Дэвид Тибет какое-то время состоял также и в PTV ис играл там практически то же самое). Довольно скоро эта ориентация сменилась на что-то вроде электропопа родственной группы Death in June, затем C93 записали несколько альбомов, стилизованных под фольк-музыку Incredible String Band, а сравнительно недавно вышел альбом Soft Black Stars, записанный почти целиком голосом под аккомпанемент одним пальцем на рояле. Любой другой группе подобный дилетантизм и эклектичность направления стоили бы всех поклонников, но Current 93 сохраняет постоянную аудиторию -- метафизические идеи Тибета настолько сильно определяют продукт, что эклектичность и дилетантизм исполнения не отвлекает никого.
Пожалуй, основным достижением индустриала стало именно появление сообщества групп (к концу 1980-х объединенных вокруг лэйбла "World Serpent Distribution"), которым, вполне в соответствии с учением Пи-Орриджа, "была не важна музыка как таковая, но информация". Помимо Current 93, следует назвать Nurse with Wound, Death in June, Sol Invictus, NON и Coil. Из перечисленных, в рамки классического индустриала укладывается только NON, да и то, начальник NON Бойд Райс выпускает акустические альбомы совместно с товарищами по лэйблу.
К началу 1990-х, Тибет полностью отрекся от Телемы, что окончательно уничтожило какую-либо общность идеологическую между группами WSD; единственное, что их отныне объединяет -- осознание первичности метафизики и яростное неприятие Современности. Но объединяет весьма и весьма крепко: до самого конца 1990-х, все перечисленные выше группы активно участвовали в друг у друга в записях, где одни и те же люди могли играть все, что угодно, от фолка до нойза до коллажей до нео-классики.
Mне кажется, что это и называется "индустриал".
Из PTV в середине 1980-х выделились Дж. Бэлэнс и П. Кристофферсон (последний был еще в Throbbing Gristle), и стали играть в Coil (которая раньше немного называлась Zos Kia). Метафизика Койла состоит из учения Зос Кайа (A.O. Spare), магии хаоса (IOT) и гомосексуального полит-активизма; помимо участия в гомосексуальной благотворительности, Койл также производит видео и делает ремиксы для NIN и других кассовых групп.
Орден IOT (Illuminates of Thanateros) в течении 9 лет возглавлял Ian Read, игравший на ранних альбомах Sol Invictus. Его сольный проект называется Fire+Ice, и это тоже одна из лучших пост-индустриальных групп.
Сол Инвиктус возглавляется Тони Уэйкфордом, эволаистом, язычником и паневропейским националистом. Какое-то время Уэйкфорд активно участвовал в политике английских Новых Правых, и до сих пор весьма близок к этим идеологемам.
Уэйкфорд начинал в группе Death in June, которая поддерживает двусмысленную видимость нео-нацистской идеологии. Поскольку двусмысленность возведена Death in June в принцип, из убеждений начальника ее Дугласа П. можно с точностью вычленить только паневропеизм и ненависть к Америке и варварам-сербам (он активно участвовал в антисербской пропаганде на всем протяжении балканской войны). Дуглас П. гомосексуалист и использует гомосексуально-нацистские образы; само название (Смерть в Июне) относится к уничтожению Гитлером гомосексуального крыла NSDAP в июне 1934-го.
Идеология Nurse with Wound была поначалу построена на Мальдороре, сюрреалистах и де Саде; после того, как сотрудничество с Тибетом вошло в норму, многие тибетовские увлечения проникли и в NWW -- наиболее важен здесь христианский гностицизм. Как и Бойд Райс, NWW активно использует имажерию трэша.
Tворчество NON/Бойда Райса и Current 93 насыщено метафизикой до такой степени, что написать об этом кратко лучше не пытаться. О Райсе, см. http://rwcdax.here.ru/non.htm, о Тибете, см. http://brainwashed.com/c93/