Михаилу Вербицкому:
Согласен с Вашей мыслью, изложенной в статье "Культурные провокаторы": разница между английско-латинской и русской "провокацией" (кстати, в русском есть специальное медицинское употребление этого термина, идентичное западному варианту: "провокация болезни" для правильной диагностики или ликвидации хронической фазы); социальная провокация как тип поведения современного мещанина (что, как ТЕНДЕНЦИЯ наблюдалось уже в 68, о чём Вы тоже справедливо сказали), и т.д.
Правда у Вас есть некоторая несогласованность, связанная с тем, что сначала Вы противопоставляете западную и постсоветскую "провокативность", а потом их постепенно сближаете и "путаете".
Мне кажется, этого противоречия можно было бы избежать, посмотрев на проблему несколько шире. Несомненный упадок искусства, наблюдающейся в Европе начиная со второй половины XIX века (и особенно разительный на фоне успехов в негуманитарных областях), на мой взгляд вызван тремя причинами.
Во-первых, развитием техники, создающим всё новые инструменты для эстетического постижения реальности, но тем самым девальвирующим старые виды искусства. Например, фотография нанесла чудовищный удар по самому сословию художников и стимулировала В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ импрессионизм и последующие, всё более вульгарные направления в живописи, в свою очередь, добитые кинематографом. Исчез сам социальный тип художника, как Мастера, Профессионала. При этом следует учитывать, что новые эстетические орудия технический прогресс порождает во всё убыстряющемся темпе и новый вид искусства начинает увядать, так толком и не распустившись. (История с той же фотографией, убитой кинематографом; и кинематографом, на глазах уничтожаемым компьютерной графикой.) Ведь для того, чтобы создать что-то СЕРЬЁЗНОЕ в искусстве, нужна работа нескольких ПОКОЛЕНИЙ.
Во-вторых, деградация обусловливалась развитием товарного производства, превращением произведение искусства в произведённую ВЕЩЬ, которой оно не может быть по определению. То есть произведение, как вещь, всегда будет уродством и аберрацией. У произведения нет цены и законы рыночной экономики начинают в области искусства буксовать, НЕИЗБЕЖНО превращая искусство в капиталистическом обществе в шарлатанство.
И в-третьих (как мне кажется, самое главное), разрушение искусства есть продукт социальной зависти капиталистов. Человек о себе на дне своего сознания знает всё. Это ему просто небходимо для элементарного выживания. Даже волк сознаёт себя вполне адекватно. Он же не будет на медведя бросаться - медведь его порвёт и волк это своим волчьим мозгом ПОНИМАЕТ. А уж человек... Ну сидит какой-нибудь мультимиллионер, презервативы выпускает. В капиталистическом обществе он король, всё крутится вокруг него. Наймёт он писаку, тот объяснит, что презервативщик - гений, Великий Гуманист, спасающий человечество от чумы ХХ века. Но капиталист-то не дурак, тем более не дурак, что это обусловлено самой сущностью его деятельности - фабрика у него без всякого карнавализма стоит и рекламные кампании проводятся по-умному, без ошибок. И он ЗНАЕТ. Знает, что умрёт, встанет перед Богом с презервативом на голове и скажет: "Я это, ну... это самое... гандоны..." То есть была создана Галактика, законы мира, по этим законам 20 миллиардов лет всё развивалось, чтобы, наконец, зародилось какое-то индивидуальное сознание и вот оно, значит, потратило себя на резиновые пузыри... Да тут пулю в лоб... Тем более, что человек-то капиталист НЕ ГЛУПЫЙ. И его начинает ЛОМАТЬ...
Уверяю Вас, что это главное... Художник - Творец, он подражает БОГУ, и опять же в глубине сознания это ПОНИМАЕТ. И капиталист знает, КТО он (художник). И начинает мстить. Мстить по-своему, по-буржуйски. Не кувалдой по голове, как феодал, а рублём. Идёт мимо и, демонстративно толкая художника плечом, на глазах у него покупает крышку от унитаза за 100 тысяч долларов. Крышка фиолетовая, облепленная использованными презервативыми. Тут же наёмный писака выдаёт статью о перформансе, хеппенинге, постмодернизме, кубофутуризме и т.д. А художник приходит домой и плачет.
То есть провокация в самом что ни на есть русском смысле этого слова была заложена в сердцевине западного декаданса. Кстати, русские купцы, его и поощряли, как известно. Да ещё какие купцы - старообрядцы... Это те самые, которые у итальянского клоуна учёную свинью съели. Он приехал в Москву людей удивлять. А купчишки скинулись, за большие (для итальянца) деньги свинью купили и демонстративно в ресторане скушали. И при этом ещё, поддевая буженинку вилкой и запихивая в бороду, обсуждали: "Эх, дрянь итальяшка, ДРУГА предал". "Вот те хеппенинг, антилихент паршивый! Накося - выкуси!"
В своей МАССЕ человек глуп. Его возносят наверх толпы вовсе не разум и расчёт, а объективные социальные законы. Маркс это опошлил, а в совке вообще довели до абсурда, но за всем этим суть угадана верно. Социальные движения такого масштаба на пустом месте не возникают. Марксисты людей зацепили и зацепили сильно.
Действительно, если посмотреть на историю Европы, то чёрт возьми, фатум какой-то. Все страны виляют, топорщатся, пытаются обмануть неумолимый ход событий, и всех, при пренебрежительно малых различиях, ожидает одно - страшная мясорубка и создание нового общества. Везде - в Англии, Франции, Испании, Германии, - происходит гибель феодализма, резня и переход власти в руки капиталистов. Причём мирно - никогда. Вроде и знают уже и хотят "не повторить ошибок", ан нет, всё приводит к бессмысленной бойне.
Это (плавно перехожу на язык и аргументацию рунета-99), прям как в анекдоте. Поймали людоеды Петьку и Василия Ивановича. Вождь говорит: "Давайте, выбирайте - или вас поджарим, или маналула". Первым вышел Петька: "На костёр - верная гибель, а что такое маналула - не знаю, может и пронесёт." Его взяли и всем племенем на хор поставили. Чепаев говорит: "Ну, что такое маналула я знаю. Чем так мучиться, лучше на костёр". А вождь ему в ответ: "Хорошо. Но сначала маналула".
Строил купец мануфактуру во Франции XVII века, начинал трусы шить. И на трусах за неделю зарабатывал столько, сколько феодал средней руки за год. Зарабатывал ЛЕГАЛЬНО. У феодала руки чесались - и завидно, и престиж рушится, и власть из рук ускользает, а "достать" буржуя он не мог. Шёл, своей же жене за большие деньги трусы у гада покупал. А у гада деньги, гад телохранителей нанял, гад судей подкупает, гад пользу казне приносит такую, что король портрет гада у себя в спальне повесил. И ладно бы один такой, ну, дали бы ему баронство, сделали своим. Нет, они прут изо всех щелей, как тараканы. Потом уже и эксцессы начались - в одном месте феодалам вломили, в другом. И феодал, уже и сам по себе размягший и обуржуазившийся, превратившийся при абсолютизме на 50% в госчиновника, уступал, шёл на компромисс. У французских феодалов был перед глазами пример Англии, они сами сказали: "Хорошо, гады, ВАША ВЗЯЛА. Уступаем". Но нет, всё равно маналула. Поймали Марию-Антуанетту и в глаза ей: "Ладно, блядь, говори, как со своим сыном ебалась". Та заплакала: "Зачем же вы надо мной издеваетесь. Сына пожалейте, он слышит. Лучше убейте сразу". А ей: "Не-е-е-т, сначала МАНАЛУЛА". И те, кто издевались, тоже своё получили. И те, кто убили издевающихся, тоже. Это во Франции - родине философии рационализма. Шли-то с чем: "будет общество, построенное на разуме". И какие Люди: не милюковы-керенские, а Вольтер, Руссо. А получилась "маналула".
Это с одной стороны... С другой, сейчас, извините, конец XX века. Люди - те же, не обольщайтесь. Для биологии всё существование сапиенсов - 40 000 лет - это раз плюнуть, ничто. Чтобы зверушку "отшлифовать" надо миллиончиков пять. Сапиенс - притырок недоделанный. Что и всегда с разумным существом будет при любых условиях. Ведь разум даёт зверушке сразу такое преимущество в борьбе за выживание, что она захватывает власть над миром мгновенно. У неё просто нет времени на доводку новых отделов головного мозга. Поэтому и осьминоги с Альфы Центавра, и грибы с Альдебарана будут так же глупы, как люди. Прилетят, начнут хорошо: электроника-кибернетика, а потом завернут своё "как известно". "Как известно, товарищ Ким Чен Ир в своей речи, посвящённой пятилетней годовщине выполнения второй семилетки, учит, что..."
Однако, однако... Конец XX века (!). Люди - те же, да экономическая ситуация - ДРУГАЯ. Сейчас в мире происходит экономический переворот, аналогичный промышленной революции XVII-XVIII вв. Тогда производитель товаров забил их распределителя (феодала). А сейчас разработчик технологии забьёт и уже забивает производителя. Произвести товар уже почти ничего не стоит. Главное - ноу-хау. И капиталист по всем параметрам проигрывает, так же, как феодал проигрывал в начале нового времени. Феодала каждый день что-нибудь доставало. Только от усиления централизованного государства отбился, изобретают мушкеты. Горожанин за два дня мушкет осваивает, и за 200 метров феодала, как консервную банку, прошибает, со всей его 20-летней гимнастикой и вольтижировкой. Завтра - какая-нибудь новая гадость. Просто - ложись и помирай. Капиталисты сейчас точно так же проигрывают. Каждый день и помногу. Цена интеллектуальной ошибки становится другой. Знаете, как в своё время определялся стандарт лазерного диска? Японский буржуй позвонил по телефону, попростил назвать десять самых популярных симфонических произведений в Японии и их длительность. Самой длинной оказалась какая-то вещь Чайковского. Буржуй "по Чайковскому" на глазок определил диаметр и плотность диска. В результате международные корпорации потеряли, я думаю, миллиардиков 50. А могло быть иначе. Привезли бы интеллектуала и в ножки ему поклонились. И он бы недорого, миллионов за 10, ПОДУМАЛ. Подумал, например, о том, что лазерный диск является универсальным носителем информации, и в дальнейшем будет пригоден не только для аудиозаписи, но и для видео, а ещё "потом" - для записи компьютерных программ. И стандарт бы сделали другой, "на вырост".
Так и будет, и, в конце концов, не интеллектуала будут приводить к буржую, а буржуя к интеллектуалу. Пускай в кабинетике часок посидит, подумает, кто он и кто Хозяин. И дай Бог, чтобы социальный переворот в XXI веке обошёлся СРАВНИТЕЛЬНО малой кровью. То, что будет "маналула", это не сомневайтесь. Интеллектуал всё равно ЧЕЛОВЕЧЕК, тоже писает, какает, ногой за ухом чешет. Да, поумнее, получше, чем капиталист. Но и капиталист был умнее феодала. Так что интеллектуал буржую всё расскажет и покажет:
"Ты, бля, плесень подзалупная. А я - Человек. И кланяться ты мне должен не так, а иначе, поклоном ПОЯСНЫМ. И денег мне от тебя никаких не нат. Не нат и всё. Потому что я "счастливец праздный", а ты кусочник, мусорщик. Понял, падла?"
Между прочим, модель коммунистического общества, причём в мельчайших подробностях, разработал вовсе не Сталин, и даже не Демокрит какой-нибудь, а ПЛАТОН. Так сказать, интеллектуал интеллектуалов. Помню, лет 20 назад я сидел в ДК ЗИЛа над томом Платона и за голову схватился. Была сюрреальная ситуация. ДК - это мраморный дворец в стиле фашистского конструктивизма. Пустой и гулкий. Там пустили какую-то советскую "музыку", она искажалась, по корридорам шло эхо, и получалось:
Па-а-ор-тиуйа Ле-е-н-и-и-и-и-и-и-и-и-н-а-а-а-а-а,
Сила нар-о-о-днайоа...
Вой, как в каминной трубе. Кафка. Я читаю "Законы" Платона, а там он пишет, что при коммунизме все должны водить хороводы. Я вспомнил школу, мы уже большие ребята были, лет по 15, а нас заставляли литовские народные танцы плясать. Одевали бумажные колпаки и - хороводы (это в году 1975, когда все битлов слушали). После Платона 2500 лет прошло. Я поразился - как достал, гад. Оруэлл ладно, но тут - 2500 лет. Дотянулся, скотина, щупальцей - хороводы! "Утопия". Какая уж тут утопия. Я в этой "утопии" родился, вырос. А "утопист" Платон просто умный и трезвый человек, который ЗНАЛ ДЕЛО.
Русское общество похоже на мозг виноградной улитки. Мозг у оной имеется, но:
1. очень маленький (несколько ДЕСЯТКОВ клеток)
2. клетки эти очень большие (видны невооружённым глазом).
Поэтому, для нейрофизиологов, а, в последнее время, и для нейрокомпьютерщиков, виноградная улитка - излюбленный материал для исследований (так же как для генетиков - мгновенно размножающаяся дрозофила).
Россия - это Белая страна, но очень глупая и очень большая. Изучая процессы, происходящие в русской истории, можно увидеть то, что в силу сложности, запутанности и тонкости не видно в Западной Европе, Северной Америке или Японии.
Что русские сделали в 1917 году? Во-первых, это была последняя великая буржуазная революция западного мира. Русские весь XIX век терпели-терпели, и наконец "прорвало". Должна была быть маналула лет на 10-20, то есть к годику 1937-му всё должно было устаканиться и мы получили бы, наконец, результат "Великой и Бескровной" февраля 1917-го.
Но этого не произошло. Почему? Потому что, во-вторых, в 1917 году одновременно произошла другая революция, а именно первая великая антиколониальная революция XX века. Культурный разрыв между верхним слоем и основной массой русского населения был такой, что коммуникации оказались разорванными, масса начала жить самостоятельной жизнью и создала отдельное государство, вышвырнув белых нелюдей в несуществующую метрополию.
Тут началась "китайская (индийская, алжирская) история", когда вторичное общество занимается самоутверждением, создаёт собственную подражательную, поэтому ущербную, но всё же имеющую быть культуру, постепенно втягивается в систему мировой (т.е. западной) экономики и т.д. При этом раскладе, мы получили бы результат "Великой Октябрьской" годиков за 50-70. Но не произошло и этого.
Улитка, однако, умная. У Ленина был поражён мозг, но в части высших эмоций, которые МЕШАЮТ формальному логическому мышлению. Поэтому он по своей феноменальной жестокости видел дальше на столетие. Его до сих пор не поняли. Я это Вам говорю, как единственный человек в стране, прочитавший и ОБРАБОТАВШИЙ все ленинские произведения и письма. В России произошла ещё третья революция. Интеллектуальная революция XXI века. Власть у нас захватила интеллигенция. Правда специфическая, симбирская, а не оксфордская. Но тем не менее. То есть, русские провели буржуазную революцию слишком поздно для белой страны, антиколониальную революцию вполне во-время и уместно (если оставить за рамками то обстоятельство, что Россия была одновременно и метрополией и колонией), и интеллектуальную революцию с опережением в 100 лет. В мире только-только стали осваивать арифмометр, а страна дураков решила поставить в центр экономики планирование и программирование.
Но по сути это было правильно. На самом деле это и есть подлинная экономическая ценность - информация и её обработка. Всё остальное производное.
Так было ПО СУТИ всегда. Торговля и производство это только до поры до времени маскировали. Билл Гейтс взял десятки миллиардов на Windows, так как, наконец, удалось зафиксировать понятие интеллектуальной собственности. Это стало возможным, так как собственность стала существовать в автономной и самодостаточной форме компьютерной программы. Но суть была та же и раньше. В принципе, к нам может сейчас прийти константинопольский патриарх и потребовать ежегодную дань за использование кириллицы. А чего, Кирилл и Мефодий разработали программульку, пускай русские лицензионной азбукой пользуются. За 90 долларов, с голографической наклейкой-сертификатом, штрих-кодом. Чтобы всё, как у людей.
Шутки-шутками, а была бы сейчас машина времени, так три тонны золота византийским кегебистам привезти, чтобы буковки другие написали, латиницей. Ведь МИРОВАЯ ИСТОРИЯ пошла бы иначе. И для нас - ЛУЧШЕ. Вот ВЛАСТЬ СЛОВА.
Книга вплоть до нового времени не стоила для автора ничего. Потом, при капитализме - 5-10 процентов от общей стоимости. Это был огромный сдвиг. Интеллектуалы получили возможность, - нет не обогащаться, - а просто жить своим трудом. Сейчас интеллектуальный вклад начнет составлять 90% от стоимости произведённого продукта. И это всё. Партия.
И вот улитка бухнула в колокола - "капитализм развивать будем". "Приватизировать". Это в конце XX века, когда капитализм СГНИЛ. Кто это сказал? Кремлёвская деревенщина.
Дорвавшиеся до власти интеллигенты после 1917-го быстро деградировали и одичали (выстройте цепочку: Ленин-Сталин-Хрущёв-Брежнев). Их смела "вторая революция", бывшая СУТЬЮ тогдашних событий. Русская деревня хлынула в освобождённый от белых "колонизаторов" город и затопила всё. Дзержинские-луначарские уже к середине двадцатых болтались нелепыми гусеницами в стометровом потоке бразильских муравьёв: "Русские идут!"
Крестьянские эпигоны и последыши, пришедшие к власти на интеллигентском горбе, как раз в момент НАЧАЛА МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ, решили взять кассу (что само по себе правильно), но взять кассу не как интеллигенция, а как буржуазия. Это в эпоху, когда ни один капиталист с нуля не будет начинать производство, так же как ни один феодал периода заката не стал бы заниматься крестовыми походами и прочими "переселениями народов". И рухнуло всё. Всё, СОВКА НЕТ. Могли взять всё и красиво. Взяли ничтожно мало (в сравнении с масштабом страны) и их всех убъют.
Назад отыграть поздно, т.к. капитализм построен, а капиталист интеллектуалом никогда не станет, так же как феодал не стал мануфактурщиком. Это разные породы людей. Капиталист при виртуализации своей деятельности деградирует и становится спекулянтом, вроде Сороса. Эту деградацию мы сейчас наблюдаем повсеместно и улитка Березовский лишь ясно показывает общий процесс, начавшийся в мире давно и зашедший, как УЖЕ показали события на Дальнем Востоке, далеко. Мир стоит на пороге экономических, а затем и социальных потрясений.
Так. Теперь, запустив хаббл на околоземную орбиту, и наведя на Солнце, аккуратно разворачиваем главную линзу и направляем её на маленького и симпатичного Гельмана, ошибочно написавшего, что я "всех считаю совками" и что "читать стишки из "Антологии советской поэзии" он больше не будет". (И совками я Вас не считаю (см. скоро имеющее быть предисловие к "Антологии") и стишки читать будете - никуда от меня не денетесь :) )
Думаю, не открою Вам, г. Вербицкий, большой тайны, если скажу, что любое культурное явление имеет период юношеского порыва, "штурма унд дранга", потом достигает своего апогея, превращается в рутинный быт и наконец валится в могилу.
В 50-60-х годах например период "порыва" переживал "космос". Сейчас "космос" - отстой. На орбиту стариков 75-летних посылают, по ним уже черви ползают. Это всё мертвящая и убивающая на корню госбюрократия. И космическая станция новая - мертворождённый бюрократический проект, призванный чего-то там "символизировать". Это дело ГНИЛОЕ. Через какое-то время "космос вернётся", когда станут возможными частные космические исследования, начнётся освоение Луны корпорацями. Тогда пойдёт снова какая-то "романтика" и т.д. Но это в любом случае будет локальным завихрением компьютерного гольфстрима, который затопит всё.
То есть, что такое все эти хеппенинги, перформансы, инсталляции, абстракционизмы, биквадрофутуризмы динамические? Да тот же "космос". Альбомы Малевича уже жучок проел. Это отстой, мещанская и провинциальная реакция, о которой скоро никто и знать не будет. Там и людей моложе тридцати нет, разве что какие-нибудь провинциалы в лаптях из Нолинска или Уржума. Это ещё в 80-х можно было суетиться, так как культурную ситуацию исказил советский провал, искуственно приблизивший к нам начало XX века. Ведь у нас в культурном отношении не было ни 30-х годов, ни 40-х, ни 50-х, в значительной степени не было 60-х. Поэтому для нас "левое искусство" выглядело чем-то гораздо более современным и близким, чем это было на самом деле. Для Запада же это более чем "ретро", его просто "забыли".
Я Гельмана и хочу расколоть, то есть направить его деятельность в сторону интеллигентской дискредитации буржуазии от буржуазной дискредитации интеллигенции. Уникальность нашей культурной ситуации заключается в том, что подобное возможно, ибо мы развивались последние 10 лет "наоборот". Мы - как улитка, "примитивные" :-)))
Андропов своим улиточьим мозгом допёр:
1. берём кассу;
2. кассу берём, как буржуазия;
3. как буржуазия, дискредитируем интеллигенцию.
А слабый и добрый Дмитрий Евгеньевич говорит:
1. на кассе навернулись, поэтому кассу отнимем;
2. кассу берём, как интеллигенция;
3. как интеллигенция, дискредитируем буржуазию, которая в русских условиях
подставилась на 10-20 лет раньше, чем на Западе, и фаза её уничтожения начнётся тоже
раньше.
Дмитрий Галковский
Москва, Россия - Thursday, February 25, 1999 at 03:13:08
(Из
гостевой книги WWW.SAMISDAT.RU)