Живой марксизм, мертвые мусульмане, откушенные яички и группа журналистов телекомпании Ай-Ти-Эн,

или

Почем Аушвиц?

История статьи "Фотография, обманувшая весь мир", написанной немецким журналистом Томасом Дейчманом и напечатанной в английском журнале "Living Marxism" в феврале 1997 года.

Оригинал статьи: [ Living Marxism site | local copy].

Перевод статьи.

В это трудно сейчас поверить, но в начале боснийской войны официальная позиция США была такова: "Все, что происходит в Югославии -- это чисто европейская проблема. США не должны вмешиваться."

В конце июля 1992 года в американских газетах начали появляться сенсационные материалы. Утверждалось, что боснийские сербы завели на своей территории концентрационные лагеря и обращаются с пленными мусульманами так же, как немцы обращались с евреями (и сербами -- о чем, правда, никто к этому времени не вспоминал). В качестве источников приводились свидетельства непоименованных очевидцев.

Американские власти -- тогда это был Буш -- хорошо знали повадки своей прессы и не реагировали никак. >

В начале августа 1992 года все изменилось. Группа тележурналистов из британской компании Ай-Ти-Эн (ITN, Independent Television Network -- НТВ, в общем) отсняла и передала в эфир кадры, которые поразили весь мир. Кадр был по большому счету один. В кадре истощенный боснийский мусульманин Фикрет Алич беседовал с журналистами, протягивая к ним руки сквозь колючую проволоку.

В то время в администрации Буша за югославский вопрос отвечал Джордж Кенни. Он был целиком на стороне мусульман, в том же августе он подал в отставку в знак протеста против американской политики невмешательства. Теперь его позиция стала более взвешенной. Вот как он описывает эффект, который тогда произвел в американской политике снимок Фикрета Алича за колючей проволокой:

Добавлю личное воспоминание. В те времена я наблюдал за пропагандистской кампанией по Нью-Йорк Таймс, которую до того считал самой авторитетной и ответственной газетой, какая только может быть. По сообщениям Нью-Йорк Таймс, сербские "лагеря смерти" в Боснии множились на глазах. Осенью их количество превысило 100 штук, а мой знакомый американский еврей начал спрашивать меня: "So, do you think we should bomb Belgrade?" Я задумался.

Через пять лет я нашел в Юзнете копию статьи немецкого журналиста Томаса Дейчмана. В статье подробно, спокойно и аргументировано рассказывалось о том, как именно журналисты Ай-Ти-Эн получили свой знаменитый кадр. Главное, что объяснялось в статье -- это что колючая проволока на снимках окружала не боснийских мусульман, а британских тележурналистов.

Статья вызывала доверие.

В связи с тепершней Балканской войной мы решили напечатать в :ЛЕНИН:е перевод статьи -- показать отечественной публике, как работают западные газеты и телекомпании.

Оказалось, однако, что и сама статья имеет историю -- не менее детективную, чем то, что в ней изложено.

Дейчман писал по-немецки для франкфуртского журнала "Novo". Одновременно перевод его текста был опубликован в английском журнале "Living Marxism". Журнал издается "революционной коммунистичекой партией" и имеет циркуляцию в 10,000 экземпляров. В январе 1997 года был, как обычно, выпущен пресс-релиз, где анонсировалось содержание журнала за февраль. Статья Дейчмана описывалась особо: не каждый день удается поймать важную телекомпанию на откровенном вранье.

24 января 1997 года журнал получил письмо от адвокатской конторы Биддл&Ко., где сообщалось, что если Живой Марксизм не извинится и не уничтожит весь свой февральский тираж, то Ай-Ти-Эн подаст на него в суд за клевету.

Марксисты послали Ай-Ти-Эн куда подальше, распространили еще один пресс-релиз и выпустили журнал. Ай-Ти-Эн подала на них в суд за клевету.

Для освещения всех перипетий борьбы с адвокатами журналисты из Living Marxism сделали отличный сайт. Я попал на него случайно -- искал фотографию Фикрета Алича, описанную в статье. Когда я прочитал по клевету, я решил, что чудес не бывает, и Дейчман просто соврал -- а я, как дурак, потратил столько времени на перевод. Но все оказалось куда удивительней. Все фактические утверждения статьи Дейчмана в предъявленном иске были подтверждены!

Вот соответствующий кусок тескта:

Все это соответствует не только действительности, но и статье Дейчмана. "Забор", который здесь имеется в виду -- это метровый забор из проволочной сетки вокруг здания школы, поставленный до войны, чтобы дети не могли выбегать на дорогу. На тех пленках, которые не пошли в эфир, видно, как беженцы перепрыгивают через него, входя на территорию лагеря и покидая ее. Что же до того, что журналисты Ай-Ти-Эн не употребляли слов "концентрационный лагерь", так ведь действительно -- не употребляли. В современном мире имеется разделениее труда. Главное -- чтобы картинка была красивая и однозначная; всегда найдутся желающие сделать подпись.

Что же, собственно, инкриминируется Живому Марксизму? На эту тему имеется отдельный, длинный список пунктов из пятидесяти, связанных в разветвленное древо из секций, субсекций и субсубсекций.

По-видимому, марксизм сочли слишком живым и решили выдать ему по полной программе. Список начинается с того, что

Заканчивается он тем, что

В промежутке в основном перечиляются и описываются статьи в Living Marxism с 1991го по 1997 год. Список хороший. Видно, как с 1991 года журнал последовательно и умно разоблачает анти-сербскую кампанию в западных СМИ. Напоследок журналистам еще припоминают их пресс-релиз по поводу адвокатского послания. Дескать, какие мерзавцы: вместо того, чтобы тихо извиниться и принять подчиненную позу, распространили письмо по всему миру и привлекли к себе массу внимания (надо сказать, что письма протеста против Ай-Ти-Эн написали многие известные граждане, вроде знаменитого борца за права человека, профессора Ноама Хомского из МИТ или заслуженного журналиста газеты Гардиан Филиппа Найтли).

Изучив разные другие материалы сайта, я рискну восстановить последовательность событий примерно так. Дейчман был свидетелем Трибунала по Югославии в Гааге, и каким-то образом добыл предоставленные Ай-Ти-Эн пленки -- те, что не пошли в эфир. На пленках ясно видно, как фабриковался нашумевший кадр. Пленки потом показывали публике. Те, у кого есть Real Video, могут их наблюдать на сайте Живого Марксизма.

В своей стаье Дейчман был осторожен -- писал не то, во что верит, а только то, что может доказать. В частности, он нигде не упомянул, что журналисты Ай-Ти-Эн посещали лагерь в Трнополье по личному приглашению Радована Караджича, который надеялся пресечь антисербскую кампанию в самом начале, показав правду. Про это есть только в короткой заметке в воскресном приложении к газете Индепендент.

Соответственно, теперь привлечь Дейчмана и Living Marxism за дело никак нельзя. Дело надо пришить. Тут, очень к месту, выясняется, что в Англии нет ничего похожего на первую поправку к конституции США (свобода слова), и законы о клевете весьма репрессивные. Нанимаются дорогие адвокаты. Пришитому делу дается ход.

Адвокаты действуют, как и положено адвокатам. Из области конкретных фактов, где не к чему прицепиться, разговор переносится в область абстрактную, почти что геополитическую. Составляется длинный список, и в воздухе начинает пахнуть государственной изменой.

Основное преступление Живого Марксизма -- онтологическое. Вопреки утвержденной очевидности, он

Обращает на себя внимание дурная цикличность в аргументации обвинения. Так, в нем неоднократно ссылаются на материалы гаагского Трибунала по бывшей Югославии, где лагерь в Трнополье квалифицирован как "концентрационный". Однако главным аргументом для трибунала в этом вопросе были свидетельские показания британского журналиста Эда Валльями и его книга "Времена года в Аду". Книга эта, в свою очередь, представляет собой беллетризованное описание поездки автора в Трнополье 5 августа 1992 года, в компании с журналистами Ай-Ти-Эн -- той самой поездки, где были фальсифицированы снимки с колючей проволокой.

Таким образом миф генерирует сам себя, и сам на себя ссылается в подтверждение собственной правоты.

Непонятно, что делают с такими аргументами в британском суде. При всей абсурдности обвинений, я подозреваю, что Живому Марксизму не светит ничего хорошего. Судьи ведь тоже смотрят телевидение и не верят в марксизм -- а дорогие адвокаты совсем не за просто так получают свои гонорары.

Процесс вяло двигался весь 1997 год. Одновременно происходили и внесудебные преследования. В апреле Ай-Ти-Эн пригрозила судом компании Two-Ten Communcations, которая распространяла пресс-релизы Живого Марксизма. Фирма эта -- чисто информационная. Она распространяет пресс-релизы самых разных изданий в том виде, в каком получает их -- не редактируя и никак не отвечая за содержание. Тем не менее, они сочли за лучшее покаяться, за что им было милостиво оказано снисхождение. Потом Ай-Ти-Эн грозила типографии, где печатают Living Marxism, с неясными результатами. Подробности см. на сайте Живого Марксизма против Ай-Ти-Эн.

Сайт этот был создан где-то в ноябре 1997 года, и с тех пор он почти не обновлялся. Я думал, что произошло "out-of-court settlement" -- "полюбовное соглашение": с Живого Марксизма содрали три шкуры и отпустили продолжать революционную деятельность в отведенных границах. Однако Томас Дейчман по е-майлу разубедил меня и любезно сообщил последние сведения:

Помимо судебного аспекта, история имела аспект масс-медийный. Living Marxism регулярно выпускал пресс-релизы и раздавал всем желающим материалы дела. Кто-то из марксистов проник на церемонию присуждения престижной телевизионной премии BAFTA и торжественно вручил представителям компании Ай-Ти-Эн заслуженный ею Золотой Кляп. Основная британская телекомпания, Би-Би-Си, пыталась пригласить Дейчмана и разоблаченных им журналистов на теледебат -- а заодно обсудить, почему это в Англии нет ничего похожего на первую поправку к конституции США. Но журналисты решили не приходить.

Что до большой прессы, то там больше всего постарался знаменитый репортер газеты Гардиан Эд Валльями -- тот, что был в группе журналистов Ай-Ти-Эн в 1992м году, а потом выступал в Гааге свидетелем обвинения, плюнув на предполагаемую журналистскую объективность и беспристрастность. Дейчман неоднократно упоминал его и с большим удовольствием демонстрировал, как одна и та же история в изложении Эда Валльями от года к году меняется и постепенно превращается в собственную противоположость. Обидевшись, Валльями разразился целой серией гневных статей против Живого Марксизма: 2 февраля в журнале Observer, в октябре -- в журнале FRANK, в январе следующего года -- в International Affairs, а также много мелких заметок, которые живые марксисты аккуратно собрали и подшили к делу. Помимо творений Валльями, есть совсем уж непристойная статья от 12 марта в его газете Гардиан, и довольно забавный текст в еженедельнике Нэйшн за 4 августа 1997 года, заканчивающийся следуюшщим перлом:

И правда -- смехотворно что-то доказывать человеку, который и так все заранее знает.

Стиль и содержание статей самого Эда Валльями вполне отвечают определению "желтая пресса". Это определение, конечно, каждый понимает по-своему; лучше бы привести пример. Но в отечественной журналистике это не с чем сравнить. Вспоминается разве что статья про педофилов в московских школах из последнего номера журнала EOWN. Для любителей жанра перевожу из Э. Валльями самые смачные куски, и прилагаю английский оригинал целиком.

Приятного аппетита.


Дима Каледин


:ЛЕНИН: