Houston and elsewhere. Pt.10. Jazz Были вчера в кафе Brazil, что на
углу Dunlavy и Westheimer. Там играл
джазовый квартет - саксофон, контрабас,
гитара, ударные, - к которому иногда
присоединялся тромбонист. Лидировал там
саксофонист Эдик. Также выделялась довольно
живая гитаристка, которой наверное,
хотелось бы рубануть какой-нибудь метал,
судя по энергетике stage presence. Играли
Монка, кажется, Гилеспи, потом что-то своё.
У меня создается ощущение, что хъюстонская
сцена перегружена хорошими джазовыми
музыкантами. Я видел несколько выступлений
за последние полгода, много профессионалов,
игравших еще в 60х.
Джаз по своей структуре очень сильно
напоминает музыку, традиционно именуемую
"классической". Практически все, кто выходит
на сцену на публике, превосходно владеет
инструментом, поскольку джаз - это музыка,
что называется, technically demanding. В
этом основная проблема музыкантов, пытающихся
сочинять оригинальную музыку. С одной стороны,
налицо доминирование совершенно четких канонов
джаза, установленных в 50е, с другой -
импровизационных характер музыки и мировоззрение
музыканта-виртуоза. Первый и второй факторы
определяют тотальное доминирование хрестоматийной
формы, а второй и третий - к усложнеию
аранжировок, которые у многих считаются
показателем класса и являются "вещью в себе".
Всё вместе приводит к потере ясности дискурса
и захоронения основной идеи/темы, отчего все
номера становятся похожими друг на друга, и
определяются лишь общей эстетической установкой
коллектива. То есть, каждый джазовый коллектив
играет бесконечные вариации одной композиции,
но у всех коллективов эти композиции ощутимо
разные. Ситуация напоминает нео-прогрессив или
прог-метал, за тем исключением, что все
непрог-рокеры и прог-металисты играют одно и
то же, намного хуже, ис несказанно более
серьёзной миной, проигрывая джазменам по
всем статьям.
В принципе, в импровизационных корнях нет
ничего фундаментально плохого. Известные Acid
Mothers Temple растут отуда же, но при этом
японцы не ориентируются ни на какие эстетические
рамки вообще, используя прог-роковую лепнину
в качестве строительного материала для своих
композиций. Поскольку лепнина эта силами
известных "классических рокеров" вроде
Фриппа и кто там был в YES, стала давно уже
разменной монетой, то согласно
жариковской
концепции, такой подход является заведомо
трэшевым (даже гипертрэшевым, учитывая то,
что АМТ творчески переосмыслили также и музыку
60х, которая трэш сама по себе). Джаз
"классического" замеса слишком крепко
придерживается рамок, обозначенных иконами, и
никакой возможности отката в трэш не допускает -
это стало бы смертельным апокрифом. Таким
образом, чтобы сочинить что-то новое, джазменам
пришлось бы перестать играть джаз.
Current Music: Can - Saw Delight