Шаповалов Юрий (продолжение) Истории 1.
1981, октябрь: происходит знакомство Шаповалова Ю. с М.Немировым и Е.Федотовым.
Это вот как было.
Это происходит на ступеньках университета.
Мы с Федотием - уже студенты 2-го курса, то есть - старожилы, Шапа - только-только поступивший новичок.
Но ведет он себя не новичком:
- Эй, чувак, водку будешь? - смело обращается он к матерому мне.
Водку я, конечно, был согласен на "будешь".
И Шапа повел нас к человеку по прозвищу "Шульц", у которого был "флэт" - то есть свободная, без родителей, квартира: папа Шульца жил на Севере, будучи начальником какого-то строительного треста, ну и мама с ним.
Нам тогда с Федотием негде было жить, мы надеялись, нас оставят ночевать.
Там собираются шапины друзья номенклатурного происхождения.
Пьется водка, ведутся разговоры.
Возможно, читателю будет интересно, о чем ведутся эти разговоры, это довольно любопытно.
О любви!
О том, есть ли такое явление в природе - или же это выдумки и никакой ее нет, а есть одна только е6ля.
Мнения разделились.
Итог дискуссии подвел Шаповалов Ю.
Что он говорил, не так важно, а важно, что когда он начал говорить, все, до этого буйно спорившие, тут же затихли:
- Ша! Чапай говорить будет - сразу было видно, что Шапа среди его дружков - главный.
(Ну, правда, и папа его был самый главный среди пап среди тех, кто сидел на этой кухне.)
Вот какие вели в 1981 году беседы на кухне юноши около 18 лет номенклатурного происхождения за бутылкой водки.
А не какие-нибудь иные.
*
А ночевать нас не оставили.
Пришлось нам с Федотием под дождем и снегом пьяным лезть по обледенелой пожарной лестнице и потом по скользкой железной крыше в университет и ночевать там на партах 409 аудитории.
Кстати, уж сообщу, какое мнение высказал 17-летний Шаповалов Ю. по вышеуказанному вопросу.
Мнение его было таково: все зависит от человека, от его талантов.
У кого-то есть талант песни сочинять или в хоккей играть - у кого-то нет, и ничего с этим не сделаешь.
Так же и с любовью: у кого-то есть талант к ней - и для него она существует, у кого-то нету, хоть убей, - для того одна только ебля.
Довольно разумное, надо сказать, рассуждение.
А уж учитывая возраст, образ жизни, социальное происхождение и положение - - -
2.
Являясь личностью номенклатурного, как уже сказано, социального положения, образ жизни он ведет соответствующий: положение обязывает!
Какой?
Да уж известно, какой!
Уж известно, какой: к некоему Владимиру N., например, еще одному выдающемуся представителю этого сословия, правда, более раннего поколения, гвинейские принцы прямо из Москвы самолетами прилетали!
Тот же Владимир N., посещая общежитие МГУ, женскими представительницами угнетенных негритянских национальностей прямо на лестничной клетке овладевал, щекоча их при этом большой бородой!
Не отставал и Ю.Шаповалов: так, обладая выданной его семейству в номенклатурном спецраспределителе заграничной швейной машинкой, мечтой любого человека СССР, он с ней поступал так: он ее брал - и в нее срал!
Ибо таковы были их нравы.
3.
Тут спрашивают - как и зачем он в щвейную машинку срал. Объясняю.
1982-й примерно год.
Шапа приходит домой поздно ночью, напившись дрянного вина.
Чтобы родители не обнаружили этого, он юрк к себе в комнату - и спать.
И спит.
Ночью в его организме в процессе сна его кишечник перерабатывает вино и начинает с яростной силой требовать дать ему возможность от продуктов его распада избавиться.
Шапа вскакивает, еще пьяный, темно. Наощупь он бежит в сортир не разлепляя глаз; не зажигая света он нащупывает унитаз, откидывает крышку, взгромождается и начинает с шумом облегчаться.
Тут вспыхивает свет, все двери открываются, раздается дружный ах и Шапа обнаруживает себя сидящим орлом на швейной машинке - она такая в форме полированной тумбочки, высотой как раз с унитаз, и с откидной крышкой, как у унитаза - в спальне брата. майора КГБ, который как раз только вечером (и о чем Шапа не знал) приехал домой на побывку, да не один, а с молодой женой, которую привез показывать родителям.
Вскочил, заметался, побежал
- И позорнее всего, - рассказывал Шапа, - что пока я метался, из меня ,как из сопла ракеты, била реактивная струя, и когда я наконец соорентировался. следом за мной, как за линкором тянулся по родительским коврам бурный пенный коричневый след!
Вот он, Шаповалов Ю. примерно тех времён
4.
1982, осень: выпивая в одной из университетских аудиторий главного корпуса, знакомится со Струковым А.
Шаповалов Ю., являясь человеком, следящим за модой - да при том не за советской, а за настоящей модой, за модой метрополий, - уже является вполне любителем "новой волны" рок-музыки, имеющейся в это время в Великобритании и США: "Стрэнглерз", "Мэднесс", "Б-52" и проч.
В 1982 году Ш. считает себя являющимся единственным здесь таковым ея любителем - ну, плюс некоторое количество еще кое-каких околономенклатурных вышеуказанных личностей, находящихся под безраздельным его, Ю.Ш., влиянием (ибо папа Ю. Ш. - самый большой начальник из их пап).
И тут вдруг он, в лице простого паренька Струкова А., обнаруживает не просто любителя нъювэйв, но более того - сочинителя и исполнителя на гитаре песен этой нъювейв, который сознательно и целенаправленно занят сочинением и исполнением именно их именно в духе этой самой волны - до краев наполненных ультраминимализмом.
Шаповалов Ю. тут же становится отчаянным поклонником и пропагандистом творчества Струкова А.
Нужно сказать, это была и есть одна из характерных и наиположительнейших черт описываемого: способность взять да и, разверзнув сонные зеницы, со страшной силой обнаружить пророка в своем отечестве.
Иначе говоря, социально-культурная функция присутствия Ю.Шаповалова в тюменском бытии есть функция катализатора: не осуществляя сам никакой культурно-познавательной деятельности, он тем не менее является таким человеком, в присутствии которого любая она идет гораздо быстрее и плодотворней.
Так происходило уже в самом начале 1980-х, так происходит и по сей день - вот уж такой он человек.
Пример - 12 апреля 1986, знаменитое первое выступление "Инструкции по Выживанию":
Во как Шапа истинным восторгом пылает! И окружающих зажигает.
(Часть публики смотрит на потолок, потому что во время концерт на него транслировались разнообразные слайды.)
Вон, аж ладони в кровь разбил, так хлопал.
5.
1985, лето, Рок-клуб в общаге на Мельникайте 93а, ныне уже не существующей - снесенной за дряхлость и антисанитарию.
В нем накопилось очень много - штук 200 - пустых бутылок - надо их сдать.
Бутылки в это время стоят 20 копеек, бутылка красного сухого вина (полная) "Вечерний звон" - рупь восемьдесят; тогда завсегдатаи рок-клуба пили почти исключительно сухое вино: и любили его больше, и - пить его дешевле было, чем, например, водку: водка стоила 5.30, то есть как три вина.
Бутылки, пустые, о которых идет речь, но с ними такая загогулина: в них внутри пробки: открываемы они были, конечно, не штопором, а путем проталкивания посредством ключа или шариковой ручки пробки вовнутрь.
Но тюменскому человечеству в описываемый период уже известен способ извлечения пробки из пустой бутылки: нужно сделать петлю из проволоки - всовывать эту петлю в горлышко - захватывать ею пробку - сильно тянуть - и пробку выдергивать.
Я к этому и приступаю.
Захватываю - тяну - выдергиваю.
Это нелегко: пробки высохли, лежа в бутылке, рассохлись, стали больше горлышка, чтобы их выдернуть, нужно приложить немалые физические усилия.
Я их прилагаю, сидя на стуле, зажимая бутылки меж ног.
Рядом сидит Шаповалов Ю. и всячески мной восхищается - тем, как это я здорово придумал, и как это ловко у меня получается.
Довольный, польщенный восхищением Шаповалова, я тяну и дергаю, тяну и дергаю, весь в поту и - - -
И только поперевыдернув все пробки, и уже упаковав бутылки в сумки, и уже сдав их, и купив уже на вырученные деньги вина (все того же "Вечернего Звона", конечно), и уже и приняв по первой - тут мне и приходит в голову мысль: ведь Шаповалов Ю. мог бы лучше, чем восхищаться, взять проволоку и тоже вместе со мной выдергивать!
Вот каков Шаповалов Ю.: человек из поговорки: "ласковое теля - двух маток сосет".
6.
Вообще же, в 1985-86 Ю.Шаповалов с головой погружается в богемный образ жизни, приводя в отчаяние и ужас родителей, родственников и былых сотоварищей: вместо того чтобы посещать рестораны и дискотеки, ухаживать за девушками и совершать все прочие действия по подготовке к должности инструктора (для начала) райкома (см. "Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза", глава 8, параграф 8), он начинает приносить домой книжки, в которых - о ужас! - стихи, появляться в общественных местах с людьми, обутыми в советского производства (!) ботинки, и предаваться всяким прочим уж настолько никак не объяснимым занятиям, что близким и друзьям остается только хвататься руками за голову: околдовали! загипнотизировали!
Шаповалов Ю., Федотов Е., Кузнецов А.
Июнь 1986, сквер возле Обкома КПСС
Ешё фотки того же периода:
1986, июнь, Тюмень, Центральная Площадь.
Деятели нарождающегося сибирского панка изображают паровозик, подражая картинке на пластинке очень уважемой тогда в Тюмени ска-группы "Мэднесс".
Справа налево:
Костяй Дьячков - Игорь Жевтун - Ю.Шаповалов - А. Кузнецов
И ещё.
Тут даже немного неприлично получалось - с гомарино- сексуалистическим оттенком.
Тогда это было модно: Боуи, всякая нювайва, Гребенщиков, позже Наутилусы - все были размалёваны как портовые шлюхи, и все делали намёки на - - -
В Тюмени сам по себе гомарический сексуализм наличия не имел, но намёки на это наличие были весьма приветствуемы.
Это имело некоторые довольно неожиданные последствия.
А именно, многие девушки, опечаленные этими намёками, начинали активно выражать желание немедленно отучить таких хороших парней от этой такой дурной привычки, - практически,
Посредством губ, и рук, и рта, и прочих штук, и лона
продемонстрировав, что гетеросексуальная любовь - гораздо лучше.
Это очень способствовало укреплению дружбы полов в среде тюменских деятелей новой культуры.