Государство -- машина принуждения. Машина принуждения называется террор. Уклады государственного устройства отличаются один от другого механизмом государственного террора (а чем еще?). Капитализм -- государство, где принуждение осуществляется через террор экономический.
Технический прогресс является императивом любого государственного устройства, кроме государсва всемирного, мондиалистского. Государство, отказавшееся от прогресса, отказывается от эффективной армии, а такое государство нежизнеспособно, будет поглощено другими государствами. Но технический прогресс и капитализм -- несовместимы.
Экономическое принуждение основано на нехватке. Технический прогресс лавинообразно увеличивает производительность труда и таким образом аннулирует нехватку. Общество всеобщего благоденствия, общество без нехватки -- не миф, это реальность. Общество всеобщего благоденствия, для капиталистического уклада -- враг номер 1.
Уничтожение капитализма было предсказано еще 100 лет назад, но покойник оказался живучим. Появилась парадигма постоянного возрастания насущных потребностей. Поскольку материальные потребности человеческого вида (воздух, еда, питье, женщины) ограничены принадлежностью человека к homo sapiens, для непрерывного возрастания потребностей требуется эволюция от гомосапиенса к новому человеческому виду. Эволюция, параллельная эволюции к "человеку сознательному" русских социалистов 1920-х, но направленная в обратную сторону. Представитель "нового человеческого вида" -- человека потребляющего -- описан (наряду с большим числом "человеков сознательных" -- идейных коммунистов работников НИИЧАВО) братьями Стругацкими под видом кадавра. Превращение человечество в кадавров ("людей потребляющих") есть главная, заявленная цель капиталистического промывания мозгов -- "спектакля": маркетинга и индустрии развлечений. Изобретенный в 1880-х, маркетинг стал к середине 20-го века основной отраслью капиталистического производства. В большинстве корпораций, на маркетинг тратится больше средств, чем на сырье, зарплату трудящимся, станки и амортизацию вместе взятые -- скажем, доля маркетинга в расходах корпорации Кока-Кола занимает больше 80%. Кока-кола абсолютно никому не нужна и не полезна, вредна для здоровья (по подсчетам американских врачей-диетологов, сладкие газированные воды являются основной причиной ожирения американцев -- а в Америке, ожирение является одним из национальных бедствий). Кока-колонизация Европы и всего мира напоминает продуманную кампанию по заражению населения наркотической аддикцией (привыканием). Недаром до 1930-х, кока-кола содержала кокаин (оттуда и название) и экстракт орехов колы. Кокаин из кока-колы убрали, но это и не нужно, потому что промывание мозгов куда эффективнее кокаина.
На протяжении 1950-х -- 1970-х, насильственное возрастание потребностей ("спектаклеизация" общества) шло вровень с необходимым для конкуренции с СССР техническим прогрессом. Все это время, обмен идеями между технической сферой (которой уделяется от силы 10% доходов капиталистического общества) и сферой банковых услуг, маркетинга и развлечений (в которую уходит от половины ВНП в 1950-х годах до 90-95% сейчас) был односторонним. Побочным продуктом от военных исследований (как компакт-диски) или целенаправленным усилием (видео) ученые разрабатывали новые продукты для развлечений и дальнейшего оболванивания -- но сфера развлечений не давала ничего науке. В 1980-х произошла революция, сравнимая с Индустриальной -- появился персональный компьютер. Персональный компьютер (особенно до взрыва атомной бомбы под именем Microsoft Windows) есть инструмент научный и одновременно "игрушка" -- продукт индустрии развлечений. С этого момента, маркетинг и индустрия развлечений стали перенимать черты и стереотипы high-tech, а компьютерный high-tech, в свою очередь, стал получать долю от пирога многомиллиардных маркетинговых кампаний. Одним из первых продуктов этого вливания средств была World Wide Web (в просторечии WWW называют Интернет).
К середине 1990-х, индустрия оболванивания практически слилась с компьютерной индустрией. Это привело к жесточайшему кризису капиталистической системы. Отныне, любое маркетинговое усилие по оболваниванию населения и искусственному увеличению потребностей приводит к соизмеримым затратам в сфере технологий, что увеличивает производительность труда. Парадигма 1950-70-х -- маркетинг, ведущий к постоянному росту потребностей, обгоняющему рост производительности -- больше не работает. Каждое усилие по дальнейшему превращению населения в кадавров ("маркетингу") приводит одновременно к развитию информационных технологий, то есть к увеличению производительности труда.
Следует признать, что экономика спектакля сошла на нет. Впрочем, в результате компьютерной революции, властные пружины общества спектакля -- медиакратия, то есть сила и воля к оболваниванию населения -- только усилились. Налицо классическая революционная ситуация, почти по Марксу: устаревшие властные механизмы не в силах обеспечить контроль над обществом новых экономических отношений.
Самое очевидное решение -- силовое: мондиализация мирового сообщества, с последующим сворачиванием технического прогресса и фундаментальной науки по всем фронтам. Этот процесс уже идет: про мондиализацию мы все знаем, а американские ассигнования на физику и математику после падения СССР сокращаются год от года на 5%-10%. При тотальной, абсолютной власти масс-медиа, легко себе представить, как (начиная с особо одиозных областей) демонизируется фундаментальная наука, затем высокие технологии, с последующим всемирным запретом на фундаментальные исследования, сворачиванием армий и космических программ, и преемптивными ударами по государствам, развивающим военную технику или осмелившимся вести табуированные разработки. Начатки этого можно наблюдать в муссирующемся мондиалистами запрете на клонирование и генные исследования, и омерзительных репрессиях против Ирака, Индии и Пакистана по случаю работы этих государств над созданием атомных боеголовок.
Решение номер два -- немного изобретательнее. Проблема перепроизводства является по сути проблемой занятости. Проблему занятости следует решать созданием новых рабочих мест. Но "создать новые рабочие места" (очередную контору по перекладыванию бумажек, как это делается) обыкновенно недостаточно -- требуется создать экономическую или политическую необходимость в данном рабочем месте. Или просто заставить людей работать. Это обьясняет лавинообразный рост тюремного населения в развитых странах (прирост тюремного населения в Америке, занимающей и без того первое место в мире по доле людей, сидящих в тюрьмах -- по 5-8 процентов в год). Создается миф о необходимости перераспределения занятости в пользу тех или иных видов непроизводительного труда (социальных работников, тюремщиков, полицейских). Предлагается следующий механизм изживания перепроизводства: по мере возрастания производительности, все больший процент населения превращается в разного рода социальных работников, надзирателей над соблюдением общественных норм. Разумеется, для этого необходимо одновременное ужесточение этих норм (что реально происходит) и параллельное увеличение доли социально неполноценного населения (заключенных, преступников, алкоголиков и наркоманов). Получается, что постоянный рост преступности не только выгоден капиталистическому обществу, но и необходим развитому капитализму для поддержания его существования.
Есть и третья парадигма выживания капитализма. Вместо изобретения новых продуктов и внедрения мифов об этих продуктов необходимости, следует продавать какой-нибудь из действительно необходимых части населения продуктов -- воздух, например, или воду. Это уже происходит, но с продажи воды и воздуха много денег не сделаешь -- капиталиста интересует "маржа", profit margin, а с дешевого продукта маржа некрупная. Для маржи сделать этот гипотетический товар искусственно дороже себестоимости.
Подытожив этот очерк перспектив капитализма, мы получаем следующее. Капитализм нуждается в товаре, действительно (а не мифически) необходимом большой части населения. Нужно, чтобы необходимость этого товара была очевидна не через свободную конкуренцию маркетинговых кампаний, а дана в ощущении. Еще нужен способ маргинализовать и лишить прав большую часть населения, чтобы занять еще бОльшую часть населения в социальной сфере. Наконец, необходима мондиализация глобального сообщества: объединяющие мир экономические связи должны быть замещены эффективным механизмом глобального принуждения.
Уважаемые читатели. Рассмотрим такую гипотетическую ситуацию. Не один десяток лет существует товар (назовем его Х). Для большой доли населения (десятки миллионов в "развитых" странах, и их доля растет) -- это товар первой необходимости. Продажа Х дает экономике развитых стран больше прибыли, чем торговля оружием и сигаретами вместе взятыми. Х не нуждается в маркетинговых кампаниях, а охрана сложившейся (и оборачивающейся сверхприбылями) ситуации является самым частым поводом для интервенции западных государств во внутренние дела третьего мира. Более того, глобальное разделение труда при производстве Х служит эффективнейшим средством объеднения национальных экономических систем. Таким образом, Х -- это главный архитектор мондиализма.
Такой товар есть. Он называется наркотик. Маргинализация большой части населения, вызванная продажей наркотика -- парадигма выживания капитализма #2. Парадигма выживания #3 -- зависимость аддиктов от наркотика, "ломки" абстиненции, вызванные его отсутствием. Капитализм может выжить только лишь увеличивая уровень и прибыль продаж -- рынок наркотика ничем не ограничен, а сверхприбыли ставятся в зависимость от степени криминализации наркомании, то есть потенциально тоже не ограничены ничем. По сути, наркотики являются метафорой для всего капиталистического образа жизни -- распространившаяся по телу человечества язва маркетинга во имя купли-продажи во имя дальнейшего маркетинга лишь повторяет структуру распространения наркотика в населении. Единственная (и страшная) разница в том, что героин не нуждается в рекламе -- он продает себя сам. Давайте посмотрим, как это происходит.
Качество жизни наркомана нисколько не улучшается -- слухи о неимоверном блаженстве сильно переувеличены. Наркотик-опиат проявляется в основном как факт физиологической зависимости от препарата, еще он подавляет половой инстинкт -- за вычетом этих двух факторов (и повышения дозы), никаких изменений в организме наркомана не происходит. Высокая смертность наркоманов относится к людям, неправильно меряющим дозировку, или же пользующимся загрязненными наркотиками. Эффективный пушер не делает ни той, ни другой ошибки, и может жить вечно, ежегодно увеличивая дозу и сажая на иглу новых наркоманов. А что происходит с этими наркоманами? Легко сказать. Те из них, что побогаче, живут на деньги родителей или кто им дает деньги, и могут (если деньги не кончатся) прожить до старости. Те из наркоманов, что поглупее, скоро отсеиваются и умирают неэстетичной смертью (захлебнувшись в блевотине, или от неаккуратной инъекции нечистым шприцом, или от передоза, или при неумелой попытке ограбления с целью добыть денег). Те же из посаженных пушером на иглу, что поумнее, становятся опять пушерами, и дальше расширяют круг героиновой зависимости.
Единственно наделенное волей лицо в этой картине: героин. Героин подобен вирусу, размножающемуся в безвольном человеческом субстрате. Героин -- это мечта капиталиста: товар, продающий сам себя, товар, создающий сам себе спрос. Конечно, ничего подобного не происходило бы, не будь героин криминализован. Криминализация героина есть непременное условие его распространения. В Америке, ведущую роль в наркобизнесе играют теневые миллиардеры из клана бывшего президента Буша, сделавшего (сначала как директор ЦРУ, потом как вице-президент, потом как президент) все для дальнейшей криминализации наркотика. Институт пушерства был бы невозможен, если бы героин продавался в аптеке. Недаром в Англии 1950-х, когда героин еще не был криминализован, было всего 200 аддиктов на всю страну. За сто лет, прошедших в Европе со времен введения в практику курения опия и до его криминализации в 1950-х, аддиктов были считанные единицы -- а сейчас аддикция опиатов представляет собой эпидемию, которая стоит обществу миллиарды и уносит сотни тысяч жизней ежегодно. Но эта эпидемия выгодна, более того, необходима для успешной работы капиталистического мироустройства. Понятно, что капиталисты делают все возможное для того, чтобы она продолжалась. Рассуждая чуть более глобально, основной целью капитализма является превращение человека в кадавра, в нерассуждающего потребителя -- заражение миллионов граждан наркоманией есть не просто экономический ход, нет, это -- глобальная мировоззренческая стратегия. Идеальный гражданин "открытого общества", общества потребления -- это наркоман. Неизбежно сопутствующий криминализации рост преступности тоже приветствуется: во-первых, это позволяет увеличить занятость в сфере пресечения и социальных работ, а во-вторых, в результате катастрофического роста преступности власть имущим удается отменить и растоптать сыгравшие свою роль "права человека" -- набор ограничений на деятельность властей, актуальный во времена, когда либерализму нужно было доказывать свое преимущество над другими формациями, и абсолютно неактуальный в обществе всемирного победившего монетаризма.
Но самое главное достоинство наркомании, в глазах авторитетов "развитого общества"-- это возможность неограниченной интервенции в дела суверенных государств. Интервенция совершается в два этапа. Первый этап -- информационная война: наиболее мондиализированные масс-медиа ведут пропагандистские кампании в пользу запрещения наркотиков. Причем, в большинстве стран (например, в России) эти кампании одновременно являются кампаниями по пропаганде. Чего стоит российская "социальная реклама" против наркотиков в телевизоре и модных журналах. Чаще всего, эта социальная реклама демонстрирует наркотики (кокаин, героин) или их пользователей и сопровождает демонстрацию лаконичной подписью -- например, "кайф". Я не шучу. Ролик с изображением порций кокаина, разделяемых на крестообразные кучки, и огромными буквами написанного слова КАЙФ, до сих пор идущий по российскому ТВ, молодежью не может восприниматься иначе, чем пропаганда кайфа (то есть удовольствия) наркотиков. На молодежном сленге, основное значение слова КАЙФ -- это удовольствие. Составители социальной рекламы не могли об этом не знать -- несомненно, данный ролик является сознательной попыткой дальнейшего внедрения наркотиков в молодежную субкультуру, и одновременно промывания мозгов старшего поколения с целью их запрета. Другой ролик российского ТВ, с подростками, нюхающими клей Момент под музыку Atom Heart Mother Пинк Флойдa, и надписью "А где ВАШ сын сейчас?", еще показательнее. Конечно, человек пожилой, не знающий про Пинк Флойд, воспримет этот ролик как пропаганду запретительного отношения. А вот молодежь (и составители ролика) узнают в музыке, сопровождающей рекламу, "психоделику", то есть музыку измененного сознания -- психоделические музыканты следовали опыту примитивных культур (особенно индейцев Латинской Америки) и использовали псилоцибин, мескалин, и прочие галлюциногены, расширяющие религиозное сознание человека. Соответственно, для молодежи этот рекламный ролик служит напоминанием о (запрещенной сейчас) психоделической субкультуре 1960-х, и одновременно дает сублиминальное указание нюхать клей, с целью к ней приобщиться. Информационная кампания против наркотиков имеет не один фокус, но два. Враги нации (журналисты, "ученые", "медики") доказывают необходимость запрещения наркотиков, но для этого им приходится установить и продемонстрировать якобы непреодолимый соблазн наркомании. Но сами журналисты -- в большинстве своем, наркоманы (а в Америке, скажем, 80% населения употребляют легкий наркотик марихуану, и несомненно, эти 80% включают всех или почти всех журналистов). Соответственно, фокус пропаганды смещается от необходимости запрещения к доказательству соблазна, и появляются монструозные продукты пропаганды наркотика, подобные рекламным роликам, описанным выше. На самом деле, основная цель информационной кампании против наркотиков -- не запретить их (они и так запрещены), а внедрить в коллективное подсознание миф об их якобы непреодолимой привлекательности.
После внедрения в общество идей о непременной необходимости криминализации наркотиков, вступает в действие второй этап мондиализации. В результате информационной кампании, общественное подсознание воспринимает наркотики как соблазн. Вместе с запретом на продажу опиатов (морфина, героина и производных), это приводит к цепной реакции распространения героиновой зависимости: пушер обязан продавать наркотики с целью поддержать свою зависимость, и таким образом появляются новые наркоманы, многие из которых тоже становятся пушерами. Героин (а в более благополучных государствах -- и кокаин) превращается в многомиллиардную индустрию, контролируемую централизованными мультинациональными монополиями. Это обеспечивает усиление экономической мондиализации. Мондиализация политическая обеспечивается интервенциями во имя прекращения международной торговли героином и кокаином, причем зачастую интервенция организуется теми же самыми людьми, которые (как Джордж Буш) заправляют западным наркобизнесом.
Уже сейчас, торговля наркотиками превратилась в "развитых" государствах в экономическую отрасль, не менее важную, чем нефтяная. Слово кока-колонизация приобрело самое непосредственное значение: во многих странах мульти-национальные корпорации, торгующие наркотиками, стали главным орудием политической власти Запада. Дя государства остается один лишь способ сохранения политической самостоятельности -- поставить наркобизнес под государственный контроль. Для этого необходимо остановить истерическую информационную войну против наркотиков, ведущуюся на деньги наркомафии и мирового капитала. Наркобизнес -- бизнес ничуть не менее важный, чем нефтяной, и тот, кто контролирует наркотики, контролирует весь мир. Сейчас мир контролируется мультинациональными корпорациями; наша задача -- вырвать контроль из рук никому не подотчетных корпораций, и передать его в руки сильного государства, подотчетного населению. Но чтобы поставить продажу наркотиков под государственный контроль, надо наркотики декриминализовать.
Следует начать с 1930-х, с отмены сухого закона. За время сухого закона, потребление спиртного на душу населения в Америке увеличилось в 5-7 раз. Образовалась своеобразная индустрия подпольного производства перевозки и алкоголя. Для борьбы с этой индустрией, разрослось незадолго перед тем организованное ФБР, под руководством всесильного директора и "серого кардинала" Америки, масона 33-й степени Эдгара Гувера, проведшего в директорском кресле 50 лет - вплоть до 1960-х. В 1930-х сухой закон, изуродовавший жизнь поколениям американцев и экономику всей страны, был отменен. В этот период (сразу последовавший за Великой Депрессией), американская экономика превратилась в государственно регулируемую. Рузвельт, ниогда не скрывавший своей симпатии к социализму, проводил откровенно социалистические реформы. Фетишем была занятость, и государство начастую занимало людей откровенно бессмысленной работой, типа выкапывания-закапывания канав. Естественно, что многотысячно раздутый штат работников ФБР никто и не думал сокращать, несмотря на то, что работы у них (по случаю отмены сухого закона) не было. А другом Гувера, надо сказать, был Уильям Херст, газетный магнат-монополист, тотально контролировавший масс-медиа. В период Депрессии, Херст вложил миллионы в бумажную индустрию, и теперь пожинал плоды этих вкладов. И так вышло, что в 1933-34 была разработана технология производства высококачественной бумаги из конопли. Это обесценивало херстовские заводы (конопля растет и обновляется за год-два, а обезлесивание Америки в то время уже шло полным ходом). Херст, оказавшийся под угрозой разорения, с помощью Гувера нашел выход в демонизации и тотальном запрещении конопли. А надо сказать, что в то время марихуану пробовала доля прцента населения, состоявшая, к тому же, из неграмотных мексиканцев. На государственные деньги были выпущены сотни пропагандистских "художественных" фильмов, наподобие Reefer Madness, в которых ничего не подозревавшие подростки, выкурившие косяк анаши, через год все как один превращались в сериальных киллеров или овощей-имбецилов. Газетная индустрия Херста печатала подобного же содержания статьи, и обработанное таким образом население через пару лет единогласно поддержало запрещение каннабиса. В результате этого запрета, привычка к курению анаши распространилась по всей стране, и сейчас каннабис регулярно употребляет больше половины американцев. Зато сотни тысяч, если не миллионы, рук, заняты пресечением наркомании в ФБР, и еще сотни тысяч (зачастую тех же самых) рук заняты импортом и продажей конопли.
Но конопля -- это, что называется, "легкий" наркотик. На самом деле, деление наркотиков на "легкие" и "тяжелые" ненаучно. Наркотики, легкие и тяжелые, действуют по-разному, и настолько по-разному, что объединять их в одну категорию просто глупо. Наркотик ("recreative drug") -- это любое вещество, влияющее на психику и употребляемое для удовольствия или развлечения. Таким образом, наркотиком является и алкоголь, и табак, и кофеин. Среди наркотиков выделяется несколько групп близко действующих медикаментов. Следует упомянуть стимулянты (прозак, кофеин, метамфетамин, стрихнин, кокаин), галлюциногены (ЛСД, мескалин, псилоцибин), и эндорфины (производные морфия). Табак и алкоголь влияют на физиологию организма в целом, а каннабис (конопля), чье действие близко к действию небольших доз алкоголя, вызывает возбуждение, легкую дезориентацию и эйфорию. Физиологическое привыкание, из всех наркотиков, вызывают только табак, алкоголь и эндорфины; естественно, что наиболее прибыльными отраслями наркобизнеса является продажа героина, алкоголя и табака (кстати, по объему экспорта Соединенных Штатов, табак идет на втором месте, сразу после оружия). Кроме физиологического, существует привыкание психологическое; здесь идут в первую очередь кокаин, кофеин и другие стимулянты, и только после них -- каннабис.
Наконец, галлюциногены (психоделики) не вызывают ни эйфории, ни привыкания вообще. Их популярность связана с почвенническими устремлениями молодежной культуры 1960-х, пытавшейся найти выход из общества тотального оболванивания через шаманические практики американских индейцев. Запрещение галлюциногенов было в основном мерой по пресечению психоделической культуры, которая стояла на пути мондиализации третьего мира. Американцам потребовалось срочно арестовать лидеров молодежного движения. В типичной медиакратической манере были сфабрикованы свидетельства о долгосрочном действии галлюциногенов (якобы через 10-20 лет после приема наркотика, могут появиться вторичные галлюцинации, называемые "flashbacks", что приводит к сумасшедствию или самоубийству несчастного). Сейчас никто уже не отрицает, что это была фабрикация, но, по случаю разгрома психоделического движения, никакой работы по декриминализации галлюциногенов не ведется.
По вредному действию наркотиков на здоровье наркомана, на первом месте идет алкоголь, затем табак, кокаин, метамфетамин, и уж после этого -- эндорфины. По отношению к половой жизни, наркотики делятся так же причудливо: галлюциногены и каннабис стимулируют половое чувство, прозак и эндорфины его начисто уничтожают, а другие стимулянты действуют по-разному на разные типы личности (этим вопросом, кстати, много занимался Павлов, классифицировавший темпераменты по действию кофеина). Кокаин и метамфетамин (иногда еще и галлюциногены) объединяется с эндорфинами в категорию "тяжелых" наркотиков, все остальные -- "легкие". Из вышеизложенного видно, что деление наркотиков на "тяжелые" и "легкие" -- это устоявшийся в общественном сознании миф, основанный на незнании действия и природы наркотиков. Ведущаяся либералами кампания по декриминализации "легких" наркотиков -- нисколько не опасна капиталистам; как показывает опыт Голландии и Германии, легализация каннабиса не меняет общественной системы, и не изменяет уровня потребления наркотиков. Легализация наркотика может привести к снижению потребления, только если наркотик вызывает привыкание, и снижение пропорционально степени привыкания. Наркотические дельцы Голландии, наживавшиеся на каннабисе, теперь наживаются на героине -- это обьясняет маргинальный рост потребления героина в странах, легализовавших каннабис. Легализация конопли -- это полумера, экономящая деньги налогоплательщикам, но ничего по сути не меняющая. Конопля растет на помойке, и так, и эдак, что ей сделается.
Наркомания -- это всемирный процесс, наркомания -- это передовая колонна мондиализма. Нельзя остановить наркоманию, не вычленив государство из "мировой экономики". Отказ от наркомании будет означать отказ от капитализма. Наркомания -- это один из формативных элементов "рыночной" экономики. Без наркомании не выживет глобальная финансовая система. Капитализм невозможен без наркотиков.
Миша Вербицкий