Деконструируя WWW
(к статье Дм. Манина).

Гигантомахия: информационная война --

"Автоматизация, будучи наиболее развитой областью современной индустрии, наилучшим образом моделирует ее практику, подводя общество потребления к следующему противоречию. Техническое оборудование, уничтожающее необходимость труда, должно в то же время сохранить труд как товар и единственный источник товара. Чтобы количество труда (то есть времени), затраченное обществом, не уменьшилось, должны быть созданы новые рабочие места. Раздуйте обслугу, увеличьте армию распределяющих товары: дифирамбы новейшим продуктам! Силы, таким образом мобилизованные, как раз подходят для организации бесполезного трудового процесса, требуемого искусственной потребностью в новых товарах."
-- Ги Дебор, Общество Спектакля, Глава 45 (1967).
Известно, что общество у нас в общем постиндустриальное, и концепции, может и уместные 30-50 лет назад, сейчас совсем уже ни в какие ворота. Как же, сейчас 90% вложений в экономике делаются -- не удовлетворить потребности, а возбудить новые, чтобы люди купили чего-то совсем уж им ненужное, и заняли очередной миллион невостребованных рабочих рук. Рассмотрим например почту. Митя говорит, что почта есть протокол типа (да "на" моно) -- в постиндустриальном обществе весьма и весьма устарелая точка зрения. Каждый день средний американский гражданин получает около кило ненужного бумажного мусора -- так называемая "junk mail" -- с призывами купить, продать, подписаться, и с обещанием выиграть миллион. Я, например, 90% бумажной почты уже давно выкидываю не читая, потому что сил никаких нет, и таким образом потерял много вполне важных писем, но что поделаешь. Человек новый может сказать, что с компьютерной революцией этот жуткий поток уменьшится, но и это ерунда: именно с этой вот компьютерной революцией зародилось так много ненужной почты, а раньше ее было раза в 2-3 меньше, потому что процедура издания мусора упростилась неимоверно.

Имеется определенное поле битвы, на котором корпорации и индивиды, желающие занять рабочие руки, произвести продукт и увеличить ВНП, (*) борются с яйцеголовыми, увеличивающими производительность труда, удешевляющими продукт, и таким образом уменьшающими занятость и ВНП. И WWW с Интернетом -- очередной удар, нанесенный яйцеголовыми. На него отвечают корпорации и индивиды: кто отупляющим валом SPAM-а, обьявлений о сексе по телефону и предложениями купить средство для похудания. Кто -- заполняя search engines ссылками на бессмысленные коммерческие страницы и платя дуракам за помещение фантиков. ``Nothing short of total war'' -- охарактеризовал информационную войну Genesis P-Orridge, основатель ``Industrial Records'' -- фирмы, положившей начало индустриальному искусству.

Это была попытка прочтения Интернета как поля битвы общества спектакля -- бездушной такой машины -- и нас с вами: кто победит?

На самом деле все конечно не так.

На самом деле Интернет возник как средство обмена порнографическими картинками; в 1980-х, когда еще Интернетовская backbone была вполне обозримая, люди в этом заинтересованные смотрели, чем же заняты их компьютеры: и что же? 90% траффика происходило от студентов, качавших порнографические картинки с анонимных FTP. Не думайте, что сейчас что-то изменилось: если информация -- это поле битвы, то самые ожесточенные сражения велись и ведутся ниже пояса. Как гласит известная притча, на второй в мире фотографии была голая дама с пони, на фоне кадок с пальмами.

``...it's locked within a particular place it's locked within a particular form it's jailed by the falling light...'' -- Current 93

Как обьясняли Фуко и Маркузе, коммерциализация сексуальных образов -- эффективнейший способ давления на психику индивидуума с целью насаждения потребительских инстинктов. Это происходит через посредство создания ассоциации между куплей-продажей и половым влечением. Именно поэтому в наиболее жестких монетаристских постиндустриальных государствах, таких как Штаты, такие жестокие запреты на секс и порнографию, и в тоже время такое количество этой самой порнографии (Штаты производит наибольшее в мире количество порнофильмов на душу населения).

Данная сфера на WWW в общем уничтожена шумом. Имеется миллионы коммерциализованных компаний, требующих денег за просмотр отвратных, однообразных порнографических картинок. Загружая роботов поиска, эти компании предотвратили любую возможность выйти через поиск на вещи действительно интересные. В группах новостей типа alt.binaries.pictures.erotica.cartoons, 90% статей -- это реклама телефонного секса. И это не один пример победы корпоративных механизмов над некоммерческими структурами.

Как например, предположим, что я -- мощное государство Т., член военного блока Н., а мой оппонент -- это нищая постсоветская республика А. И предположим, что 80 лет назад я уничтожил 60% народа, населяющего сеичас республику А., но со страшной силой отрицаю сей исторический факт, с помощью не менее мощных союзников по военному блоку Н. И предположим, я трачу миллионы денежных единиц на врущих профессоров-историков в ведущих университетах военного союза Н., а в школьных учебниках своих пишу, что народ, населяющий А., не был вырезан вовсе, а наоборот вырезал 2.5 миллиона курдов, чукчей и бухарских евреев. А врущие профессора это все доказывают.

И вот -- о ужас! -- появляется Интернет, в котором информационные потоки свободны, и никто казалось не сможет помешать А. меня изобличить.

Думаете, всё? Никак нет. Я создаю программу, которая просматривает все статьи во всех группах новостей Usenet, а на каждое упоминание названий Т. или А., a также новогодней индейки, программа посылает ответ на 50 килобайт, с цитатами из работ профессоров-историков из ведущих университетов военного союза Н., обвиняя криминальных родителей граждан А. в уничтожении 2.5 миллиона индеек, курдов, чукчей и бухарских евреев и требуя ретрибуций. Борьбы с этим никакой нет, любая разумная дискуссия о Т. или А. пресечена в корне, и все больше граждан стран военного союза Н. уверены во врожденной криминальности жителей А. и их преступных родителей. Буквально это происходило много лет в новостях Usenet. Но это, конечно, политика. Гораздо страшнее, когда то же самое происходит в сферах от политики вообще далеких -- типа если я хочу найти на сети стихи Гумилева, а мне вместо этого пытаются продать билеты лотереи. И такая опасность есть.


Аристократы окраин: WWW и прыгающие боголюди.

"Мы живем, как потерянные дети; наши приключения не завершены."
( Ги Дебор, 28 декабря 1931 - 30 ноября 1994)
Р. А. Уилсону принадлежит следующее рассуждение: рассмотрим совокупность информации, накопленной человечеством от зарождения и до рождества Христова, и назовем это количество "один Христос". Легко убедиться, что с 1 AD до 1300 AD был произведен еще один Христос. Два Христа произведены между 1300 и 1700, еще 4 между 1700 и 1875. Затем, грубо говоря, 8 между 1875 и 1950, 16 между 1950 и 1975... Уилсоном был сформулирован следующий закон: время, которое человечеству требуется на удвоение Христов, уменьшается вдвое каждый раз, когда Христы удвояются. Уилсон назвал это "феномен прыгающих Христов" (the phenomenon of jumping Jesii).

Этот закон блестяще подтверждается на Интернете: действительно, каждый год цена стандартного носителя информации (как, например, винчестера наиболее распространенного размера) уполовинивается, в то время как емкость его удвояется. Соответственно растет и емкость WWW. Поэтому никакой разумной возможности контролировать потоки информации не предвидится: конечно, можно создать 1000 безобразных серверов с мегабайтами коммерческой дряни, но это не может сильно отразиться на WWW, с ежечасно создаваемыми сотнями серверов с мегабайтами некоммерческой дряни. Индустрия секса в этом отношении исключение: при американском доминировании Интернета, с американскими драконовскими законами против секса, только коммерчески заинтересованные лица станут рисковать держать у себя запретную информацию.

Закон прыгающих Христов, в общем, нельзя сказать, что такой уж калифорнийски-безмятежный -- пугающий скорее. Эсхатологический такой закон, с указанием на точный момент конца света. Едуард Ка-Спел, несомненно один из величайших музыкантов этого столетия (как соло, так и с группой ``Legendary Pink Dots''), называет это состояние ``Terminal Kaleidoscope'' -- предсмертный калейдоскоп. Считается, что утопающий, в минуты, предшествующие концу, видит случайные вспышки света, цветные вспышки неимоверной красоты -- а наша цивилизация наблюдает такие же вспышки в виде информационного взрыва... Но я отвлекся.

В Митином делении разных средств передачи информации по протоколу, массовости и симметрии, самое важное в общем упущено. Я бы назвал это качество, упущенное Митей, "полифоничность", или лучше, "полилогичность". Полная демократия: любой идиот или маньяк может вылезти, сказать и быть услышанным в массах. И вылезает. Мое первое соприкосновение с Usenet произошло где-то в 1990-м году, когда мне показали группу soc.culture.soviet, в то время занятую бесконечной дискуссией о значении слова "шикса". Я был абсолютно ошеломлен длиннейшей статьей по-русски, написанной одними большими буквами, с обьяснением, в подробностях, что один из участников soc.culture.soviet произошел от анального сношения в зад, а его мама проститутка и отдается за фудстемпы. Я до того видел такие вещи только на стенах туалета, при том на стенах оно и короче, и не так злобно. Ничего подобного в конвенциональных средствах массовой информации не бывает, да и не может быть: не дают слова сумасшедшим.

Конечно, официализированные масс-медиа в таком соседстве недееспособны, да и по сути неконкурентоспособны. Никакая реклама не выживет, а коммерческое проникновение натолкнется на вооруженный отпор маньяков. Кому хочется рекламировать свой тампакс или сникерсы на стенах туалета? Кроме бизнесменов заведомо несолидных, типа продавцов секса по телефону или средства для похудания на бедрах -- никому. Пока Интернет поддерживается в состоянии гадкого хаоса, опасность коммерциализации невелика. И опасность цензуры тоже небольшая: мне скажут, чего у меня на homepage антихристианский экстремизьм, а я скажу, это дескать маньяки в Юзнете напечатали, а я архив держу для public benefit -- не придерешься.

Наблюдая Usenet, легко видеть, как в общем нормальные люди, проживя на сети лет пять, на глазах превращаются в экстремистов. Парадигма республиканец/демократ (коммунист/рыночник), (социалист/консерватор) не имеет смысла для человека, подвергаемого ежедневной демонстрации взглядов, эту парадигму исключающих. Люди уходили из soc.culture.soviet в alt.sex.bondage; другие уходили в alt.syntax.tactical.

Человек -- существо творческое, индивидуальное, а Обществу Спектакля охота держать людей в таком однородном, деиндивидуализированном состоянии -- никаких экстремистов, а безвольное, одноликое стадо. Разных много причин, а основная, видимо, чисто экономическая -- когда необходимо непрерывно наращивать уровень потребления через рекламу и маркетинг, это очень трудно, если общество разбито на мелкие группировки с индивидуальными и взаимоисключающими интересами. Так что трайбализация -- расчленение общества на мелкие племена, лишенные общего языка и бэкграунда и смотрящие друг на друга с отвращением, как на моральных уродов -- видимо, будет означать конец цивилизации, как мы ее знаем. С другой стороны, трайбализм -- это естественное состояние человека творческого, обязательно индивидуалиста и полового извращенца. Вместо цивилизации взаимно уважающих, однородных и вполне нормальных индивидуумов -- мир, населенный стайками дикарей и уродов, презирающих всех и всякого, лишенных взаимной коммуникации. До появления полилогических средств массовой информации технически трудно было осуществить трайбализацию: коллективное подсознание контролируется теми, кому принадлежит печатный станок, и если уродам не давать слова, то уроды будут ассимилированы. Но это несправедливо, неестественно и непродуктивно. Как писал Грем Ревелл, основатель индустриального коллектива SPK, истинное значение знаменитой фраза "мы все -- немецкие евреи" есть совсем не борьба за гуманистические ценности. Никак нет, "мы все -- немецкие евреи" значит: ткань цивилизации разорвана, и маргиналы, какими были евреи в Гремании, теперь потенциально составляют большинство человечества. Пугающее несоответствие с монологичной структурой большинства средств массовой информации! Будущее Интернета, если у Интернета есть будущее, лежит с разрушением онтологического континуума и вычленением индивидуальных групп из человечества как целого.

``...На патриархальной свалке устаревших понятий,
Использованных образов и вежливых слов... Вечность пахнет нефтью...''

Новые люди, различающиеся больше, чем виды животных, проведших эпохи в изоляции; религии безумные, светлые как кристалл и черные как менструальная кровь; террористы искусства и артисты террора; разрушение созиданием... Кипящий хаос Интернета приведет к созданию фрактальной системы: островки информации, почкующиеся направо и налево -- и никому не будет по силам охватить и миллионной части всего этого таланта и безумия. И это хорошо.


Примечания

   Миша Вербицкий, http://imperium.lenin.ru/~verbit/

``И если вы меня спросите: "Где здесь мораль? "
Я направлю свой взгляд в туманную даль,
Я скажу вам: "Как мне ни жаль,
Но, ей-Богу, я не знаю, где здесь мораль...''
-- М. Науменко