gollie
|
Делюсь знаниями
Оканаживание для начинающих
в помощь самозванцу-самоучке
Хорошо Лжедмитрию! Никто никогда не видел настоящего царя, поскольку на первых страницах газет не мелькает его портрет-парсуна (равно как и в телевизоре). А Лжедмитрий росточку маленького, неприметного, и возраст у него самый подходящий ни то ни сё. Такому только гонору немножко - и запросто до Москвы дойдёт.
Самозванец замечательная профессия. Зря полагают, что их время прошло. Это не так. На Западе самозванство процветает. Каждому западоиду рано или поздно диктуется необходимость примерять на себя чужое лицо. Возьмём, например, простейшую ситуацию приёма на работу. Если ты придёшь на джоб-интервью такой, какой ты есть серенький, с двумя недоделанными университетскими курсами, то на тебя никто и смотреть не станет. Чтобы тобой заинтересовались, надо врать. Представить себя гением (пока, к сожалению, неизвестным), героем (очень скромным), наконец, непризнанным племянником какого-нибудь Рокфеллера (такое тоже случается детей лейтенанта Шмидта в Канаде и США предостаточно). Если вы будете вдохновенно врать, то с вас не спросят даже паспорта или CV. Вас за глаза примут в этот масонский храм под названием высокооплачиваемая работа, поскольку признают в вас своего.
Игры с идентификацией, однако, не проходят даром западным людям. Западоиды становятся склонны к шизофрении, обожают всяческого рода переодевания (любимый праздник у них Хэллоуин) и сходят с ума на половых играх и смешении гендерных ролей (например, так называемый перевёрнутый стол - turning tables - когда партнёрша трахает партнёра в задницу фаллоимитатором).
Но и оно бы ещё ничего. Главная беда западного человека изначальная невозможность самоидентификации, влекущая за собой неспособность к сопереживанию своим согражданам. Я наблюдал это наиболее рельефно, приехав в Нью-Йорк после 11 сентября. Мы посидели с друзьями, поговорили. Разговора о случившемся никто долго не заводил. Наконец, не выдержав, я задал пару наводящих вопросов.
- Никакой паники не было. Я этого ждал, - с ледяным спокойствием ответил мой друг. Затем он с поразительной точностью повторил аргументы самых заносчивых антиамериканцев, согласно которым у всех, кто был тогда в WTC, рыльце в пушку и что сами виноваты.
Волна негодования и патриотических эмоций, захлестнувшая западное телевидение после 11 сентября, блеф, подобный передовице газеты Правда. И в этом нет ничего противоестественного. Необходимо быть уникумом, чтобы в западном обществе сопереживать беде ближнего (любого ближнего, как бы он ни был тебе противен). Разрозненность этого общества поразительна. Нет ничего, что на глубинном уровне связывало бы вместе западоидов. И звёздно-полосатый флаг (или флаг с кленовым листом), за который они хватаются, последняя соломинка утопающего.
Беда с идентификацией всплывает во всех университетских дискуссиях, а мне пришлось немало их выслушать на Западе. Извечные русские вопросы Кто виноват? и Что делать? заменяются здесь на Кто я?.
Конечно, идентификация проблематична, когда твоим непосредственным соседом является полный интернационал, да и собственные бабушка и дедушка тоже чужие в твоём мире, потому что до сих пор говорят со странным акцентом. Прибавьте к этому постоянную гонку за выживание, жизнь впроголодь (вопреки всеобщему мнению, на Западе проблемы с элементарным каждодневным питанием), неуверенность в завтрашнем дне (даже несмотря на социальные программы и канадскую бесплатную медицину) и вы получите страну, из которой местные жители бегут при первой удобной возможности (в том числе и в Китай, в качестве студентов/учителей). В свою очередь, западоиды со вполне оправданным недоумением взирают на эмигрантов, всеми правдами и неправдами стремящихся в Канаду или США, как в рай земной.
Эмигрантов тоже можно понять. Та идентификация, которую местные жители считают проблемной, для граждан третьего мира вожделенна и недосягаема. Символ её сине-зелёный канадский паспорт, дающий безвизовый въезд в большинство стран мира (в частности, во все страны западной ориентации). Канадцев любят: любят в том числе и за то, что они никакие. Канада великая terra incognita, tabula rasa географической карты, где каждый городит, что ему пожелается. Один царство хоккея, другой королевство прав человека, третий нетронутую Валхаллу, где реки не загрязнены и олени преспокойно бродят по окраинам крупных городов. Именно поэтому же, в силу своей неуловимости, национальность канадец столь привлекательна для самоучек.
И тут, наконец, после столь долгого, но необходимого вступления, я приступаю к непосредственной теме своей статьи. Почему актуальна канадская самоидентификация? Потому что это простейший способ выдать себя за западного человека (даже за некую квинтэссенцию западного человека), то есть за лицо привилегированное. Ситуация такова. В течение нескольких лет русские студенты в Китае подрабатывают своими длинноносой мордой, белой кожей и европеоидной волосатостью. Например, снимаются в рекламе. Но реклама дело единичное. А каким образом можно получить стойкий доход от положительной дискриминации, то есть такой дискриминации, когда тебя не гнобят за то, что ты чёрный, а превозносят за то, что ты белый?
Правильно: можно обучать китайцев английскому языку. Это практически невозделанная нива. Такой труд необременителен и доступен каждому вне зависимости от его педагогических способностей. Необходимы только два условия: 1) вы белый человек и 2) английский ваш родной язык.
Я не уверен относительно первого условия вполне возможно, что в Китае и негров, и азиатов допускают до преподавания английского (при условии, естественно, что это их родной язык). Но второе условие обязательно. И чтобы пройти по этому пункту, русские студенты должны выбрать себе иное место жительства. Чаще всего их приёмной родиной становится не США, не Англия, не Австралия, а именно Канада.
Почему? Причины отчасти перечислены в начале статьи. Про Канаду никто ничего особенно не знает, при этом все к ней хорошо относятся. Становясь канадцем, вы автоматически избегаете опасных вопросов и культурно-социологических домогательств. На вашем пути существует лишь единственная подножка: возможность встретиться с настоящим канадцем или же с американцем, который не раз бывал в Монреале и запомнил там кое-что большее, кроме пупка стриптизёрши в непристойном заведении на улице Сен-Катрин. Для таких случаев и предназначен настоящий ликбез, вкратце описывающий монреальскую географию и наиболее поверхностные реалии местной жизни. Его могут использовать не только русские студенты в Китае, но даже и агенты контрразведки, хотя для их пользования неплохо было бы подготовить на данную тему исчерпывающий курс лекций.
Итак, Монреаль. Говорю о нём только потому, что сам провёл здесь около семи лет и поднаторел в умении быть монреальцем. Впрочем, прежде чем начать, хочу посоветовать в качестве места жительства предпочесть какой-нибудь Виннипег. О нём уж точно никаких вопросов не возникнет. Или Тандер Бей (Thunder Bay) ещё более затерянная дыра на севере Онтарио. Если у вас спросят адрес, сымпровизируйте любой четырёхзначный номер (номера домов в Канаде в основном четырёхзначные) на какой-нибудь Queen street. Как в Советском Союзе в каждом городе была улица Ленина, так и в Канаде в любом англоязычном городе есть Queen street. Во франкоязычных городах (к которым принадлежит и Монреаль) английскую королеву, как правило, заменяют всевозможные католические святые например, Ste-Catherine или St-Joseph.
Тем не менее, если вы всё-таки выбрали Монреаль, то можете гордиться. Это самый интересный город в Северной Америке. Рассказать о нём можно немало. На изучение всех потаённых уголков и хитроумных тайн Монреаля у меня ушло два года. После этого жить здесь стало невыносимо скучно.
Рассмотрим первостепенные вещи, которые нужно знать, если вы решили стать монреальцем.
1) Ваш адрес.
Предлагаю на выбор три района Монреаля. Каждый со своей неповторимой атмосферой. Тем не менее все три делят общие черты: время их застройки приблизительно одинаковое (20-е 40-е годы нашего столетия) и при застройке они служили спальными районами для работяг. Дома там двух-, трёхэтажные, без номеров квартир. На каждом этаже живёт отдельная семья, занимая от 3 до 5 комнат плюс балкон и маленький дворик сзади. Нумерация домов иногда включает в себя слова запад и восток - об этом позже.
Начнём с района, в котором я живу и сейчас Cote-des-Neiges (Кот-де-Неж). (Предупреждаю: в целях упрощения чтения я опускаю надстрочные знаки, необходимые во французском языке). По совместительству он является русским районом. Я рад предоставить каждому желающему один из своих прежних тамошних адресов:
3983 Lacombe (Лякомб), Montreal, Quebec, H3T 1M7 (в Канаде принят шестизначный индекс с чередованием букв и цифр)
Этого адреса больше не существует, так как мой хозяин выселил меня из подвала, предназначенного для жильцов, упразднил его номер и устроил там свой офис. Можете смело писать туда письма.
Также рекомендую другие относительно респектабельные улицы в этом квартале: Transisland (Трансайленд), Westbury, Queen Mary. Нумерация домов от 2500 до 4500. На последней улице дома многоквартирные называйте номер квартиры (чаще всего трёхзначный: первая цифра обозначает номер этажа, потом, через ноль, порядковый номер квартиры).
Достопримечательностей в Cote-des-Neiges никаких. Станция метро Cote-des-Neiges (если вы выбрали улицу Lacombe). Три остальных улицы ближе к метро Snowdon (Сноудон), и находятся они, можно сказать, в районе Snowdon, являющемся составной частью района Cote-des-Neiges.
Впрочем, в Cote-des-Neiges есть одна достопримечательность: укрепившийся на склоне горы собор Святого Иосифа (St-Joseph Basilica, или St-Joseph Oratory). Это крупнейший собор Монреаля. Его парижский аналог Сакрэ-Кер. Собор весьма любопытен. Там есть курьёзный склеп с разными реликвиями, стены которого завешаны костылями исцелившихся. Самый что ни на есть обскурантистский католицизм. Вообще Собор Святого Иосифа строился в интересное время с начала века до 60-х годов. Поэтому в нём есть, например, эскалаторы. А также настенные панно, один в один напоминающие раскраску сталинских станций советского метро: на них трудолюбивый квебекский народ во всех своих ипостасях (не исключено, что автор какой-нибудь экспатриант из СССР) движется к счастливому католическому будущему.
Главные улицы района Cote-des-Neiges прежде всего одноименная, на которой расположены более-менее приличные бутики и ресторанчики, а также Victoria и Queen Mary, рангом пониже. Там тоже есть забегаловки, но не такие престижные: в основном китайские или вьетнамские.
Следующий район, который я опишу, называется McGill Ghetto. Назван он так по имени близлежащего университета Макгилл (крупнейший англоязычный университет в городе. Поскольку вы приехали в Китай как студент из Монреаля, то вам имеет смысл выбрать именно Макгилл в качестве своей альма матер). Живут в этом районе, естественно, в основном, студенты. Возможные улицы: Aylmer, Hutchison, Prince Arthur. Нумерация, как и везде, четырёхзначная, от 3200 до 3400.
Район McGill Ghetto расположен в центре города в непосредственной близости от всех местных достопримечательностей. Рядом улица Sherbrooke монреальский вариант Пятой авеню. Чуть ниже Сен-Катрин (местный Невский со стрипбарами и супермаркетами). Ещё ниже Старый Город. Чуть сбоку Place des Arts (Площадь Искусств, произносится Пляс дез Ар), где летом проходят фестивали на открытом воздухе. Главные улицы Sherbrooke и Parc (Парк). Станции метро McGill, Place des Arts и Peel.
Третий район Plateau Mont-Royal (Плато Мон-Рояль). Он самый обширный и наполовину французский. Нефранцузы селятся в основном на его краю на улицах St-Joseph и Laurier (Лорье), причём в их западной части. Нумерация домов от 0 до 3000, к названию улицы надо добавлять O. (Ouest, то есть запад). Отчего это идёт? Исторически Монреаль, находящийся на острове, разделён пополам на английскую и французскую части. Граница проходит по Бульвару Сен-Лоран (St-Laurent Boulevard). Благодаря этому улицы, пересекающие Сен-Лоран, делятся на западную и восточную части (как и в Нью-Йорке). Так как два предыдущих района находятся целиком в западной части, то там такое деление ни к чему. Но Плато Мон-Рояль лежит по обеим сторонам Бульвара Сен-Лоран, и на некоторых улицах невозможно ориентироваться без уточнения, восток и запад.
Главные улицы западной части Плато Parc и St-Laurent. Главные улицы восточной, французской части St-Denis и St-Laurent. На Сен-Лоране, как вы заметили, две противоположности сходятся. Это, кстати, одна из самых безбашенных улиц города, где наибольшее количество клубов (например, Belmont - типичный дискач, Angels - дискач для старших школьников, Bar St-Laurent - спортивный паб, любимый латиносами, Copacabana - снобистский ресторанчик/пивная). Есть на Сен-Лоране, в его южной части, и шикарные рестораны (Mediterraneo и Buona Notte, где тусуются Роберты де Ниро и Сэмюэли Джэксоны, приезжающие в Монреаль сниматься).
Улица St-Denis более изысканный французский аналог Сен-Лорана. На ней много магазинов одежды, а также полуэтнических бутиков с безделушками. Тамошние кабаки целиком рассчитаны на французскую аудиторию (Quai des brumes - снобистский, Ste-Sulpice - студенческий). Станции метро в районе Plateau Mont-Royal: Laurier и Mont-Royal.
Из достопримечательностей отмечу Парк Ляфонтен, а также весь район Plateau Mont-Royal в целом. В последние два десятилетия из задрипанного и дешёвого он превратился в очень престижный и дорогой. Теперь там повсеместно строятся кондоминиумы для золотой молодёжи. Из всех старых спальных районов города Plateau Mont-Royal самый шикарный, весь декорированный изящными винтовыми лесенками (примета Монреаля: вместо того, чтобы строить лестницу на второй и третий этажи внутри здания, её делали снаружи, экономя место) и знаменитый ухоженными задними двориками.
2) Закончив с непосредственным выбором адреса, проведём экскурс в общую географию Монреаля. Это поможет вам представить общее расположение трёх описанных районов.
Монреаль стоит на острове посередине реки Сен-Лоран (Святого Лаврентия). Много тысяч лет назад здесь происходила вулканическая активность. Теперь как память от неё в самом центре города сохранилась гора Мон-Рояль (или просто гора - The mountain), являющаяся по совместительству одной из главных местных достопримечательностей. Речь идёт скорее о холме, нежели горе (высота его не больше 60 метров), но все монреальцы тем не менее очень гордятся своей горой и склонны преувеличивать её значение. На горе в начале века разбит великолепный парк с площадками для обозрения. Летними ночами в парк с его тенистыми деревьями стекается молодёжь, которой негде выпить (бар надоел) или негде переспать (мешают шумные соседи). По утрам в парке бегают респектабельные горожане. Там можно кататься на велосипеде и на лыжах. В лесу живут белки и еноты (ниже, в реке Сен-Лоран, живут бобры и цапли).
Если вы обитаете в McGill Ghetto или Plateau Mont-Royal, то до горы вам рукой подать. Кстати, у её склона каждое летнее воскресенье собирается несколько сотен обкуренных людей, которые тусуются и бьют в тамтамы. Это гульбище/лежбище так и называется тамтам. Рядом продаются растаманские трубочки и прочий ширпотреб.
Итак McGill Ghetto облегает гору с юга, а Plateau Mont-Royal с востока. Первый же район, описанный мной, Cote-des-Neiges, находится с севера от горы. До парка оттуда довольно далеко, но до Оратории Святого Иосифа, расположенной на противоположном склоне той же горы два шага.
Под горой, сразу же после McGill Ghetto, расположена деловая и развлекательная часть города, с небоскрёбами и подземными переходами, получившими название подземного Монреаля. В этих переходах есть всё: магазины, кабаки, кинотеатры. Они соединены с самыми престижными многоквартирными домами. Таким образом, обеспеченные монреальцы могут позволить себе прожить всю зиму, ни разу не надев пальто.
Подземный Монреаль тянет свои щупальца к Старому Городу (Old Montreal), расположенному у реки. Старый Город довольно невзрачен. Фактически с 17 века там сохранилась нетронутой всего одна улица St-Paul. На ней уйма сувенирных магазинов и дорогущих французских ресторанов.
Старый Город рассчитан в основном на туристов. По нему курсируют телеги (caleche), охотящиеся на иностранцев. Пахнет лошадиным навозом. Также в Старом Городе расположена мэрия (City Hall) и Собор Нотр-Дам (Notre-Dame Basilica), главный католический храм Монреаля. Снаружи он слегка напоминает парижский Нотр-Дам, но очень сильно недотягивает (стиль псевдоготика). Внутри, впрочем, Нотр-Дам очень красив. Именно там происходят все основополагающие события местной жизни, как, например, похороны хоккеиста Мориса Ришара или свадьба Селин Дион.
Старый Город непосредственно примыкает к реке Сен-Лоран. До середины ХХ века там же был и порт, который затем перевели на восток острова. Теперь из порта сделали развлекательный комплекс, так называемый Старый Порт (Vieux Port или Old Port). Зимой там действует каток, а летом весь Старый Порт превращается в место народных гуляний с открытыми террасами ресторанов, художниками, барахолкой и уличными музыкантами.
За рекой Сен-Лоран располагается остров Святой Елены (Ste-Helen island), где также разбит парк. На этом же острове находится местный Диснейленд (La Ronde), недавно проданный американцам, с американскими горками, колесом обозрения и прочей ерундой. Рядом искусственный остров Нотр-Дам, построенный для Всемирной выставки 1967 года (Expo 67). Сейчас на этом острове действует городское Казино футуристическое здание, горящее огнями по ночам.
В Старом Порту создаётся романтическая атмосфера благодаря бурному течению реки Святого Лаврентия, а также силуэту моста Жак-Картье (Jacques-Cartier bridge), перекинутому через реку по типу Бруклинского или Квинсборо.
К Старому Порту сходятся все велосипедные дорожки города. Летом там тяжело гулять, так как повсюду гоняют велосипедисты и роллеры. В Монреале много велосипедных дорожек, их сеть тянется по всему острову. Местные жители обожают всевозможные дебильные формы передвижения от роликов до хромированных самокатов.
Из видов транспорта в Монреале, помимо метро, существуют автобусы. Цена на них одна - $2.25, при этом студенты высших учебных заведений и школьники имеют скидку.
Чтобы рассказ о городских достопримечательностях не остался неполным, упомянем Олимпийский стадион (Olympic stadium, неофициальное название white elephant) с самой большой в мире наклонной башней, построенный для Олимпиады 1976 года. Он находится в глубине французской части острова, на востоке. Рядом расположен Биодом (Biodome): искусственные природные системы под колпаком (нечто вроде оранжереи, где бок о бок с джунглями соседствует Южный полюс). А через дорогу Ботанический сад (Botanical gardens) под открытым небом. Кстати, в Ботаническом саду есть Китайский садик, в своё время целиком по частям перевезённый из Шанхая (насколько мне известно, в Шанхай пару лет назад с ответным визитом поехал Канадский садик).
Вот, наверное, главные поверхностные знания, необходимые для ориентировки в монреальской географии. Есть, однако, и ментальная география, без которой вам будет сложно выдать себя за канадца. О ней речь впереди.
Current mood: шпионское
(6 replies)
|