Кооператив ГНОЙ И САЛО

продолжение #3

М. Вербицкий отвечает на вопросы А. Шермана. Для развлечения почтенной публики, к тексту прилагаются порнографические иллюстрации.

Книга третья (предпоследняя)

Часть 6. Космические евреи

январь 1998

АШ: Об антисемитизме/сионизме. Твое отношение к сионизму? Как ты его понимаешь?

МВ: Скорее отрицательное. Еврей есть плод диаспоры, и без диаспоры евреи перестают быть евреями. Вообще, сионистский эксперимент -- целенаправленное уничтожение евреев и выращивание ублюдков без языка, истории и культуры. Они отказались даже от своих имен-фамилий! Какой-то мрачный антисемитский заговор. С другой стороны, конечно, у многих людей не было выбора. В общем, сионизм от Герцля и до 1920-х был явлением абсолютно омерзительным, антисемитским таким выращиванием манкуртов в пробирке. Потом, конечно, началась еврейская оборона, потом геноцид, а Палестина лучше Освенцима. Хотя, в общем, не сильно лучше. Человек живет как продолжение своих предков, а человек, отказавшийся от предков, не лучше мертвого. Отказ от имени, языка и истории -- есть символическое отвержение предков.

АШ: Ты выдвигал теорию о Бен-Гурионе, как сатано-коммунисте (если не путаю). Это еще в силе?

МВ: Да, конечно. Бен-Гурион сделал невозможное -- добился основания государства Израиль, и обеспечил существование Израиля, когда по всем оценкам это было невозможно. Делал он это в основном нечистоплотными методами, и был вроде бы по-ницшеански аморален. В общем, настоящий Билл Гейтс от левого сионизма.

Но я писал о совсем другом. Ныне покойный Антон ЛаВей, тоже еврей (по бабушке) в юности зарабатывал деньги, уговаривая американских евреев переехать в Израиль, и дружил с сыном Бен-Гуриона. ЛаВей говорил, по словам сына, жизненная философия ЛаВея (которая есть по определению сатанизм, потому как ЛаВей есть основатель самой главной Церкви Сатаны) совпадала с Бен-Гурионовской. Я просто сопоставил это с известным парадоксом иудаизма: вроде бы ведь Мессия должен возвратить евреев в Палестину. Почему бы не предположить, что так оно и вышло? Тем более что, согласно западной традиции, и коммунизм, и еврейский Мессия -- суть воплощения Антихриста. В таком случае, Бен-Гурион, одновременно и коммунист и сатанист, отлично подходит на роль Мессии-Антихриста. То есть ведь как-то ясно, что Мессия если и придет, его никто не узнает -- естественно предположить, что так оно и было. Бритва Оккама, в общем.

АШ: Как ты относишься к антисемитизму Эволы в смысле неприятия им "семитизма" как носителя определенного идеологического заряда - единобожия, культа вины и покаяния с одной стороны, а с другой - гуманизма и торговли ?

МВ: Ну, это далеко не Эвола -- это Блаватская, Ницше, Маркс, Вайнингер...

Вот тебе совсем дурацкий ответ (я так бы ответил лет 5 назад).

Конечно, все перечисленные выше вещи вполне омерзительны. Но думать, что они все непосредственно связаны с еврейской национальной идеей -- ошибка. Дело в том, что и единобожие, и культ вины и покаяния, и гуманизм и торговля были когда-то большими достижениями цивилизации и ключевыми моментами прогресса. Евреи, будучи носителями прогресса, стали временно носителями этих (сейчас абсолютно отвратительных) идей. Примерно также, как евреи стали ведущими банкирами на рассвете буржуазной эпохи, и ведущими учеными в НТР. Дело не в психологии еврейства или еврейских культурных архетипов, а в том, что евреи жили в диаспоре, и из диаспоры еврею не было хода (скажем) в советские чиновники номенклатуры, зато можно было стать математиком. Сабры, кстати, никаких наклонностей к излишнему гуманизму, банкирству, покаянию или занятиям наукой не испытывают.

Изучая каббалу, можно найти более осмысленный ответ: есть евреи фарисеи (гуманисты, капиталисты, единобожцы -- адвокаты и банкиры), а есть ессеи-каббалисты и хасиды -- мистики, революционеры и ученые. Лучше всего эта теория изложена в очень хорошей статье Дугина о двух архетипах еврейства, в газете "Завтра" этой осенью. Я получил разрешение Дугина воспроизвести эту статью в #5 EOWN, что и сделаю.

АШ: Что думаешь насчет связи этого "высоколобого" антисемитизма с "почвенной" народной нелюбовью к жидам?

МВ: Народная нелюбовь к жидам -- вещь в общем более редкая, чем нелюбовь к евреям советской номенклатуры и интеллигенции. Типа преподавателей мех-мата МГУ, которых всегда чесал московский горком КПСС, чтобы они брали больше евреев, а они евреев валили все равно. Народная нелюбовь к жидам есть нелюбовь голодного к сытому, и вещь в общем понятная, но никакого отношения к гуманизму или единобожию или евреям как народу не имеющая. Нелюбовь к евреям мех-матских преподавателей (а также Кожинова или Солоухина) -- пораженчество. Люди поняли, что евреи вертят своей и их жизнью как хотят (хотят -- устраивают революции, хотят -- придумывают теоремы), но вместо того, чтобы взяться за свою жизнь сами, сидят в углу, читают Цветаеву, к теоремам и не подходят близко, а зато евреев тащат и не пущают. Я это видел и поражался. Сначала меня это раздражало жутко, а сейчас мне этих людей даже жалко. Конечно, это поразительно, до чего вся эта "национально полноценная" русская математика из мех-мата и Стекловки была и есть интеллектуально несамостоятельна. Какой-то патологический инфантилизм. Солоухин с Василием Беловым тоже самое: типичные инфантилы, неудачники и пораженцы. В общем, и тот и другой антисемитизм направлен не против еврея-фарисея, а против еврея-революционера. Так что ничего общего с тем, что писал Эвола, Блаватская и компания, нет.

АШ: Что скажешь по поводу влияния мирового еврейства на геополитические процессы?

МВ: Геополитика есть политический аспект сакральной географии. Еврейство же разбросано по земному шару довольно равномерно, и поэтому никак особенно взаимодействовать с географией не может. Так что евреи диаспоры -- единственный народ без собственной геополитики. Исключением были польские евреи, которые добились полной автономии в конце средних веков. Влияния на геополитические процессы и они, кажется, не имели, кроме разве что любавичского ребе, который постановил, что лучше Александру победить Наполеона, чем наоборот.

Конечно, геополитика Израиля --- дело совершенно отдельное, но здесь все и без меня ясно.

АШ: То есть ты отрицаешь существование сионистского заговора и жидомассонских координаторов мировых процессов?

МВ: Ну, есть же анекдот про еврея, который звонит и хочет узнать, что раз евреи продали россию, то где его доля. То есть если бы был сионистский заговор и жидомасонские координаторы, мне бы тоже чего-нибудь перепало от общего стола. А мне не перепало, я точно знаю. Израиль же сейчас в такой ужасной жопе, что если и есть заговор и координаторы, то они точно антисемиты и анти-сионисты. Кстати, это скорее всего так оно и есть: см., например, статью Крупи из Культуры Апокалипсиса. Я не думаю, что будет такое государство Израиль в 2020 году. То есть космическая миграция есть единственная возможность выживания евреев как расы. Космические евреи.

АШ: Как тебе антиизральская позиция Хомски?

МВ: Хомски -- гуманист. Он не дурак, и поэтому осознает, что Израиль сможет существовать только как Империя, уничтожив и поработив коренное (арабское) население. Идет война на уничтожение, и евреи должны уничтожить арабов, чтобы те их не уничтожили. Поскольку Хомски гуманист, он не хочет уничтожения арабов, а хочет, чтобы евреи убрались из Палестины. Мораль этого состоит в том, что Израиль должен иметь примерно в 200 раз больше атомных боеголовок, чем арабы, и руководителей, способных пустить их все в ход при малейшей провокации (или без). В противном случае Израиль будет не просто пустыня, а очень радиоактивная пустыня. И это случится, по моим оценкам, примерно через 10-20 лет. Так что "антиизральская позиция Хомски" в общем совсем не антиизраильская, а реалистическая -- 90% израильтян явно не готовы к тотальному геноциду арабов. Арабы были и остаются готовы к полному уничтожению евреев Израиля, и их 200 миллионов. Линки на сайты с соответствующими высказываниями Арафата и прочих "лидеров арабского мира" тебе, наверное, самому известны.

Кроме того, в Америке и Европе левые традиционно сочувствуют арабам, независимо от расовой принадлежности, потому что Израиль существует на деньги Штатов, а этого никто не любит.

Часть 7. Радио Самодостаточность

январь 1998, добавления в марте

АШ: Зачем тебе Интернет?

МВ: Без Интернета жизни нет вообще. Например, нельзя заниматься математикой без свободного доступа к Интернету -- Интернет заменил библиотеки. Не говоря уже о публикации работ (математических и таких), почте и играх. Я научился английскому, кстати, проведя 600 часов (1991-92) в LP Mud Overdrive (я был Lyches the Priest)

АШ: А Usenet?

МВ: Usenet хорош мгновенной обратной связью. На WWW я могу писать что угодно, и никто меня не поправит, а в Usenet соврать нельзя. То есть WWW существует в монологе, а Usenet -- в диалоге, и не допускает разделения на артистов и зрителей. То, что было в Usenet до 1995 -- это вершина сетевой литературы вообще. Конечно, появление на сети 50 миллионов американцев сильно разрушило эту культуру. Usenet сейчас совершенно невразумителен. Те люди, которые украшали rec.music.industrial, пишут в списки рассылки (типа WSD-l), а в rmi сидит какая-то толпа подростков и обсуждает Nine Inch Nails. В других группах еще хуже: 80% текста -- спам.

Вообще интересно изучить эволюцию спама. Поскольку я когда-то давно (еще когда спама не было, так что никто не предохранялся) много писал в Юзнет, мой гарвардский адрес есть в сотне списков рассылки спама. Поначалу приходила реклама средства для похудания на бедрах и прочего гербалайфа. Еще предлагали улучшить credit card rating (это дело непыльное -- никто не может узнать свой credit card rating все равно, так что можно его улучшать или не улучшать сколько хошь). Сейчас все изменилось. В основном приходит реклама программ, позволяющих завалить спамом 90 миллионов адресов. То есть самая выгодная вещь для спаммера -- это продавать программы для рассылки спама. И понятно почему: осталось немного дураков, согласных хоть что-нибудь купить у спаммеров. В основном это идиоты-американы гайдароиды (жирные тупые свиньи -- кстати, ты замечал, что Гайдар очень похож на Главного Спаммера Сэнфорда Уоллеса?), религиозно верующие в благость свободного рынка и коммерции. Они считают, что получать спам хорошо и приятно. Соответственно им хочется ответить тем же. В общем гайдаровская экономика в своем высшем проявлении -- МММ.

Один из первых случаев спама был гораздо интереснее. На миллион адресов (включая мой и моей супруги) пришло письмо следующего содержания:

А надо понимать, что педофилия в Америке и Канаде общественно неприемлема в гораздо большей степени, чем изнасилование или геноцид. ФБР занимается фашистами и наркоманами примерно с той же тщательностью, что и педофилами, но в общественном сознании педофилы -- зло абсолютное, в то время как забулдыги-интеллигенты наркоманы и простые рабочие парни-фашисты часто находят оправдание. В Канаде посадили на 5 лет с конфискацией несчастного онаниста, нарисовавшего у себя на экране компьютера (Corel Draw-ом, надо полагать) несовершеннолетнюю девочку.

В Штатах фотография голых детей (начиная с 2-х лет) -- тяжкое уголовное преступление. Даже на пляже с голыми детьми нельзя -- могут посадить. Когда я был в Гарварде, одна итальянка, учившаяся аспирантом на гарвардском факультете искусств фотографии, была посажена на 15 дней, оштрафована и избита полицией на глазах ее детей и мужа за то, что пыталась проявить фотографии своего трехлетнего сына. Пикантная подробность -- фотографии были сделаны во исполнение учебного задания "Невинность". Есть люди, которых посадили (на 5-10 лет с конфискацией) за продажу видео, изображавших детей в купальниках. То есть паранойя в цвету. При этом на Интернете найти детское порно ничего не стоит -- есть много педофильских newsgroups в Юзнете, есть и педофильские сайты (в основном в Японии и почему-то в Чехии со Словакией). Естественно, что 20% людей, получивших этот замечательный спам, страшно переполошились и принялись жаловаться во все инстанции, что они не педофилы (Юля, например, испугалась и решила, что это козни Вулиса, который пытается натравить на нас ФБР, а я решил, что это обыкновенный fuck-up, но жаловаться мы не стали -- хотя e-mail я на всякий случай утер). ФБР тут же оперативно арестовала несчастного чувака, который якобы послал письмо. А оперативный арест ФБР -- дело то еще: при оперативных арестах много стреляют, и очень часто гибнут задержанные, особенно дети и беременные женщины. С этим никто особенно не борется -- у ФБР свои методы. Имущество при аресте тоже цело не остается (однако стреляют ведь) -- у мужика отобрали (и поломали, надо полагать) все компьютеры.

Самое же интересное, что этот дядя никакой не педофил, писем не рассылал, а рассылал их какой-то недоброжелатель, которого до сих пор не нашли. Такая вот сага о форсайтах.

Русский Usenet (relcom) мне, к сожалению, недоступен, а soc.culture.soviet была разделена в 1996 на подцензурную (до предела скучную) soc.culture.russian.moderated и нецензурную soc.culture.russian, в которую никто не пишет, кроме подписчиков soc.culture.israel, обсуждающих израильскую политику, подписчиков soc.culture.canada, воюющих с soc.culture.israel, и прочих непонятных людей.

АШ: Usenet отменял "спектакль" по-твоему? Но ведь и в Usenete существовал весьма ограниченный круг людей, любящих туда писать. Читателей, надо думать, было все-таки больше.

МВ: Ну нет, не всякий читатель -- писатель. В основном, наоборот. Чукча не читатель. Народ, пишущий в группы, их, как правило, не читал. Те, кто и читали и писали -- очень небольшая доля от всех авторов.

АШ: В сегодняшней Сети в принципе каждый тоже может вскарабкаться на сцену, начать вещать. Что и происходит.

МВ: Да, это похоже на английский Гайд-Парк. Система так сжирает несогласных -- позволяя им вещать в пустое пространство. Вот например Простоспичкин - каждый день пишет длинный текст. Я его читаю, может еще Чернов читает, а что толку? Пиши он в s.c.s, была бы ругань ужасная, ответы, дискуссия там. Умственная дисциплина развивается, опять-таки, когда каждый тебя подловить может и какашками забросать.

Вот например появились опять Русские Кружева, и там совершенно бредовая рецензия (выводящая, кажется, acid trance, и не из кого нибудь, а ис прогрессива, то есть из Camel-а с Renaissance-ом) на совсем уж мерзопакостный сайт "Энциклопедия Прогрессивного Рока". На этом сайте написанные совковым таким мерзким языком, в стиле газеты Правда Кольчугинца 1983 года, переводы из западной печати, про ДжорджМайкла и прочие светочи прогрессивного рока. Это ж в дурном сне не приснится -- ДжорджМайкл. То есть если бы эти кретины на Юзнет сунулись с подобным бредом, от них бы живого места не осталось. Каждая собака бы на них пописяла, как на столб. Как на Кирилла Мазина как-то набросились, с его дурацким сайтом про Странные Игры, распавшиеся на Games и Арию. А в Кружевах пиши не хочу.

АШ: Ты не любишь "спектакля". А сцену любишь? Любишь быть в центре шоу?

МВ: Нет.

АШ: Когда-то ты сказал в Диалогах с Лужиным (кажется), что самодостаточен.

МВ: Буквально было сказано следующее (в ответ на обвинения в коллаборационизме и нежелании бороться с фашистским змеем коммерциализации, воплощенном в теме Лебедеве)


        Я настаиваю на имманентной поэтичности бытия,
        и обьявлять миру о моем существовании через обмазывание
        оппонентов какашками не намерен. Заметьте, я не против
        Вашего намерения обмазать Ваших оппонентов какашками;
        я сам отчасти знаменит грязной руганью в Usenet; я
        категорически против того, чтобы определять _мое_ бытие
        через обмазывание какашками _других_. _Я_ _самодостаточен_.
        Не хочу быть среди Восставших против Бога, разлагающегося
        в своей смерти, не хочу быть среди полицейских, подавляющих
        Восстание. Я -- на стороне самодостаточного Богочеловека,
        которому равно противно разложение официоза и полицейские
        игры самозванных леваков и революционеров.
        Жалко, что Вы не хотите принять этого, но дело Ваше. Я
        желаю удачи Вашему проекту, и обещаю быть прилежным
        читателем.

Я имел в виду, что при всем моем уважении (или неуважении) к Теме Лебедеву или Андрееву с Перси Шелли, я отказываюсь существовать в культурном контексте, который задан их работами. То есть, я очень сочувствовал и по мере сил поощрял Митю Манина в его крестовом походе против пошлости в soc.culture.soviet вообще и Андреева в частности, но мне лично, при всей нелюбви к пошлости, бороться с ней неинтересно. Гораздо интереснее взять ту же пошлость и оставить как есть, поменяв культурный контекст (это называется деконструкция). Вот почему, кстати, я так люблю таблоиды, типа Weekly World News: в контексте контр-культурного сопротивления, Weekly World News становится обвинительным документом против буржуазной эпохи. Точно также стихи Андреева, если их довести до ума, стали бы замечательным обвинительным актом против российской КВН-образной образованщины. Типа как если взять и исправить

>o Copyright 1994 Alexey Andreyev
>o ------------------------------
>o
>o                               _Molitva
>o
>o                      Ot politiki, ekonomiki,
>o                      ot ekranov, gde plyashut gomiki -
>o                      ogradi menya, moe kreslo,
>o                      ot oblozhek, gde golye chresla.
>o
>o                      Ot korystnosti i ot skorosti,
>o                      ot pokornosti russkoj topornosti -
>o                      ohrani menya, moya kuhnya,
>o                      ot kul'tury, kotoraya tuhnet.
>o
>o                      I uver' menya, kruzhka chajnaya,
>o                      v tom, chto serost' krugom - sluchajnaya,
>o                      chto prekrasnoe mozhet vse-zhe
>o                      ne tusknet', v luzhe lazhi lezha.
>
на

        Tukhlaya kul'tura! Eto zhe prosto Almaz. Eshcho paru let na
        Usenete, i Andreev stanet Geniem. Togda on budet pisat' tak:

                Ot protukhloi vashei kul'tury
                Mne neshchadno khochetsya plakat'.
                Ya khochu, duraki i dury,
                V vashi litsa unylo kakat'.

        I ya stanu archivirovat' ego stat'i, kak ya archiviruyu
        maninskie, alexplorovskie i khrabrovskie.
Заметь, к самодостаточности в смысле отсутствия обратной связи это не имеет отношения вообще. Я просто говорю, что задача контр-культуры есть создание собственных культурных контекстов, а не попытка принять то, что делает оппонент за чистую монету, и опровергнуть его в контексте его реалий. Никогда нельзя играть с системой по ее же правилам.

АШ: Зачем тебе средство коммуникации? Ты можешь сказать, что пишешь для себя и друзей, но я, конечно, не поверю.

МВ: Я сознательно стараюсь ограничить число читателей EOWN. Поэтому -- никаких баннеров, никакого Рамблера, никаких рекламных кампаний в Погоде. Уже очень давно мне хотелось сделать несколько материалов о порнографии (hentai manga), но это превратит наш журнал в популярный. В идеале, читателями будут только люди, с которыми я хотел бы общаться. То есть я пишу только для себя и потенциальных знакомых.

АШ: EOWN получает отклики? Или они не интересуют тебя?

МВ: Получает, хотя и мало. Меньше, чем мне хотелось бы. В идеале, EOWN состоял бы наполовину из читательской корреспонденции. А вот статьи в ZR, наоборот, вызывают массу писем.

АШ: Ну и какая реакция? Твои тексты помогли тебе обнаружить тех с кем тебе хотелось бы общаться?

МВ: Большинство моих знакомых я узнал на сети. Но к EOWN это не относится: все таки WWW -- медиум существенно не интерактивный.

АШ: Получал ли ты неожиданно положительный, или неожиданно отрицательный отклик от знакомых тебе уже людей?

МВ: Нет, никаких неожиданных откликов не получал.

АШ: Все письма попали на страницы "Конца света"?

МВ: Да, хотя письмо Простоспичкина было переведено дважды из Win в Koi и потом -- в Alt. То есть у меня заняло пару часов его раскодировать.

АШ: Присылал ли кто-нибудь тексты, которые не попали в номер, потому что ты их забраковал?

МВ: Нет, никто не присылал. То есть текст есть текст, и чтобы я чего-то забраковал, надо, чтоб текст был существенно неоригинален стилистически -- литературный спам. А такие тексты пишут только профессионалы (типа www.russ.ru или Московский Комсомолец). То есть мы вряд ли такие тексты будем получать. А Святые Письма и подобные художества будем печатать всегда.

АШ: Многие твои работы весьма похожи на манифест, к кому ты обращаешься?

МВ: У меня есть несколько хороших неопубликованных манифестов. Я не знаю, почему так получается. Я пишу по наитию, то есть никакого сознательного контроля за тем, что я пишу, у меня нет. В манифестах я ни к кому особенно не обращаюсь. Один из моих манифестов был переизложен в Мегаполис-Экспресс как откровения подпольного сатаниста-профессора (переизложение было написано отв. редактором Лимонки Алексеем Цветковым). То есть это существует настолько вне контекста, что об адресате речи не может быть.

АШ: Я имел в виду тех, кого ты считаешь "своей аудиторией" - что это за люди, как бы ты определил?

МВ: Люди, способные понять контекст. То есть, в идеале, необходимо лет 5 усердного чтения Usenet (особенно alt.religion.kibology), двуязычие и прекрасное знакомство с индустриальной музыкой и соответствующей литературой. Без этого не понять, где начинается серьез. То есть серьез везде, но этого простому человеку не понять. А вообще, EOWN и вне контекста интересен, так что читать может всякий. Однако создаем свои собственные культурные реалии, ага.

АШ: Ты считаешь свою сетевую деятельность развлечением или серьезным делом?

МВ: Абсолютно серьезным.

АШ: И ты мог бы сформулировать цели, которые преследуешь занимаясь "сетевыми" делами?

МВ: Нет, не смог бы сформулировать. Здесь все очень многогранно -- "a plot within a plot within a plot"... Robert Jordan -- хороший писатель, однако.

АШ: Что ты ищешь в Сети?

МВ: Разные вещи. Только что вот делал поиск в АльтаВисте на +Overdrive +lpmud А перед тем искал новые картины Риты Акерман для EOWN #4. Еще люблю hentai manga.

Часть 8. Радио Свободного Человека

февраль-март 1998

АШ: Ты известен грубостью своих выступлений.

МВ: Известен.

АШ: Наверное, немало людей после твоих атак тяжело дышали и подолгу приходили в себя. Тебе не случалось раскаяться в содеянном?

МВ: Случалось. Конечно, людей неприятно обижать, даже если это мусор.

АШ: Попросить, например, прощения или что-то в этом духе?

МВ: Разве что при личной встрече.

АШ: Повсюду говорят о какой-то свободе самовыражения в Сети, но русский Интернет не производит впечатления "свободы". Почему по-твоему?

МВ: А я с этого собственно начал EOWN #1. Это из знаменитого файла, посвященного борьбе с Нетскэйпом, который вызвал массу ругани со стороны Носика и Паравозова. Полгода назад кто-то (не я) занес этот файл в Yahoo, и теперь к нему ходят и ныне дикий тунгус и друг степей калмык. Ради такого дела, переведу эту историческую достопримечательность с английского.

Сопротивление русской сети

В общем, Интернет должен быть бесплатным и общедоступным.

АШ: Скажи, зачем ты участвовал в Тенета. Ты хотел победить? Ты считаешь саму идею литературного конкурса хорошим делом? Насколько творчество вообще совместимо с соревнованием?

МВ: Ну, я про Тенета узнал от Мити Манина, который написал (кажется, в марте 1996), что хочет наши с Юлей тексты предложить на какой-то конкурс. После этого мы уехали в Москву и ни про какие Тенета не слышали до зимы 1996-97 года, то есть до времени, когда раздавали награды и подарки. Я даже не очень знал, что это такое. Поэтому амбиций победить у нас особенных не было (хотя то, что Юля победила, мне приятно -- она же этого стыдится). При попытке пойти (зимой 1996 года, из Москвы) на сервер Тенет в Шарате он грузил физиономию Андреева на 70 килобайт, и такую же физиономию Щербакова, на чем прекращал работу -- там был очень кривой HTML (а у меня кривой Netscape). Уже сильно после раздачи слонов мы решили изучить, что же это было за социальное и культурное явление, и стали изучать, и это было очень интересно. Обнаружились замечательные злоупотребления: например, один из членов жюри отказался раздавать места дальше 3-го, и остальные ответы были произведены генератором случайных чисел.

Вообще конкурс интересен и хорош лишь постольку, поскольку вызывает возмущенные вопли и вырывание седин. Потому что это будит интерес к литературе. Поэтому самый хороший конкурс должен давать заведомо неправильные оценки и демонстрировать глупость и злоупотребление. Но вообще-то это дурацкий способ вызывать интерес. Гораздо лучше если все сетевые литераторы соберутся на Красной площади и будут заниматься ритуальным онанизмом, под аккомпанимент православного хора мальчиков, порежут друг друга бритвой насмерть, а потом их заберут в милицию и про это напишут в газете Мегаполис-Экспресс.

Творчество совместимо с соревнованием. Качество творчества оценить (и сравнить) невозможно, поэтому соревнование может быть только по поводу количества -- обыкновенно, количества денег (иногда поклонников, хотя это то же самое). А соревнование по поводу количества денег происходит все время и так и этак. Поэтому творчество всегда существует одновременно с соревнованием. Неслитно и нераздельно.

АШ: Кто тебе нравится на нынешних Тенетах?

МВ: У Арт-Тенет очень медленный и кривой сервер, и к тому же оглавление разделов не грузится в cache. Это сделано специально для разгонки статистики. Читать эти тексты из-за этого практически невозможно, и я не все прочел. Очень понравился Тиюнов (в рассказах). Неплохой Савин. Инна Райхман в свое время опубликовала свой хороший рассказ в soc.culture.soviet, и на нее вся шобла совковая накинулась, которую она в этом рассказе вывела, а рассказ все равно хороший. Мне он тогда понравился очень. Вообще из текстов, опубликованных на Юзнете, можно десять тенет состряпать -- Храбров один попал в Тенета (1996) в сколько-то полной подборке, и естественно, занял первое место. В 1997 ничего даже близкого нет. Но какие-то приличные стихи все же есть, хотя никого, сравнимого с Храбровым и Сентой из Тенет 1996, кажется, нет. Пеледов ничего. Союз Писателей особо хорош, и стихи и Пьеса #2

Симпатичный роман Коля и Червяк. Гениальный Баян Ширянов. Еще ничего Верников и особенно эссе Курицына о нем. Oчень забавный Макс Фрай.

АШ: Из известных мне вещей, которые могли бы быть на Тенета, но не были - только роман Ширянова "Низший пилотаж". А ты знаешь еще что-то, что могло бы быть номиновано в Тенета, но не было?

Нет, Ширянов как раз номинирован (Носиком). А я знаю, конечно, массу вещей. Дугина одного вот сколько текстов на сети. Не говоря уж о вещах, опубликованных в EOWN. Но и неопубликованых в EOWN есть масса гениальных текстов. У меня в архивах есть десятки -- я в EOWN #5 собираюсь, например, выложить Фельдшера Гунькина. А есть еще Флигенко, которого по-хорошему в Тенетах никогда не было (какой-то один и очень плохой текст был в Тенетах-1995). Или Патриция Шварц или стихи Александра Костомарова про Мутлу. Это все только у меня в архивах -- я уверен, что если покопаться в Эгладоре и у Динабург, можно такого еще много найти. Сенту, кстати, по-хорошему тоже никто не номинировал (те три стиха, которые были, не дают никакого представления).

АШ: Зачем хотел быть номинатором Лужин? (Он ведь хотел?)

МВ: Вот уж не знаю. Может, он хотел чего-то хорошее номинировать. Лужин по крайней мере имеет свой литературный сайт и массу текстов, чего нельзя сказать о многих других номинаторах -- я не понимаю, почему ему не дали стать номинатором, если он хотел. Сволочи.

АШ: Один из самых таинственных людей Рунета - Стрельцов с его "St George" -- Он гений или сумасшедший?

МВ: А это то же самое. Гений есть одержимый духом. Стрельцов несомненно одержим духом. Но насколько он отдает себе отчет в характере своей одержимости, я не знаю.

АШ: О Хряке: Кто это по-твоему? Кроме выступлений в книге ВИ и Тенет еще что-то было?

МВ: Интересно бы узнать. Ничего похожего по силе выражения по-моему не было.

АШ: Кто из представителей "сопротивления" кроме Арктогеи на сегодня тебя интересует в русской сети.

МВ: Разумеется, Дима Толмацкий и Аполлинария. Также Чернов и Винни. Отчасти Простоспичкин -- я его читаю, но все-таки это явное словоблудие. В Иначе HTML кривой-кривой, так что читать-перечитывать их трудно, но я стараюсь туда заглядывать. У хере.ру HTML настолько гадкий, что читать его совсем нельзя, да и не стоит, кажется, то есть они вроде как Птюч не рассчитаны на то, что их будут читать. Зато я нашел недавно гениальный сайт www.easylife.org, Алексея Шульгина, с замечательно адекватным HTML. Первый раз в жизни я вижу анимированные GIF-ы, которые не мешают содержаню. Все эти нетскейпизмы и прочие излишества HTML нужны только для одного -- делать плохие порносайты. То же самое фрамесы мерзкие, еще ужасный <A TARGET="...">. Баннеры особенно. На www.easylife.org это все по делу, потому как там порносайт. А вот те же самые излишества дизайна у Штепы или в here.ru мешают читать.

АШ: Практически все сетевые проекты с претензией на "крайность" - "театр одного актера" (Например: Вербицкий, Лужин, Штепа, Простоспичкин, Warrax, ВадВад) В чем причина?

МВ: Ну, EOWN никак не спектакль одного актера -- это наполовину мой журнал, наполовину Аполлинарии. Вообще все создалось и держится в основном на ее текстах. Я поддерживаю порядок vis-a-vis HTML и заворачиваю в квази-концептуальные рассуждения. Помимо текстов от Полины (без которых ничего не происходит), я получаю ценные советы (и тексты) от Димы Каледина и Юли Фридман.

Из остальных перечисленных, Вадим Гущин (он же ВадВад) участвует то ли в Митином Журнале, то ли в Вавилоне, то есть совершенно не в стороне от тусовки. У Штепы тьма сотрудников, в том числе Дунаев, что напечатал роман в ZR, а в Русском Журнале пишет об освободительной борьбе чеченского народа. Так что театра одного актера никакого нет.

К тому же прочему, ты забыл RWCDAX, где (под редакцией Толмацкого) имеются разные другие авторы.

АШ: Почему они не находят общего языка - ведь их не так много? Ты написал бы что-нибудь для "Иначе" или для Warrax?

МВ: Для Иначе, конечно, написал бы, только у нас со Штепой философские разногласия, так что вряд ли мои тексты им подойдут. Для Warrax вряд ли -- все-таки я его старше раза в 2 (я не думаю, что Warrax старше 15 лет).

АШ: Ты ведь кажется даже в RWCDAX не захотел писать из-за того что они фрамес использовали?

МВ: Нет, наоборот -- я очень хочу дать им мой текст про Hawkwind, который Горный с твоей помощью угрюмо заныкал Пшеничному в глубину архивов ZR и никто не читает. Чего-нибудь новое туда тоже хорошо написать. Но, к сожалению, Дима Толмацкий сторонник копирайта и эксклюзивности, и он обижается, если статьи из RWCDAX выкладывать где-нибудь еще, а с другой стороны RWCDAX работает настолько редко и криво, что не выкладывать тоже нельзя. Так что он моих текстов не просит, а предлагать самому мне неудобно.

АШ: А вот Простоспичкин не любит КОИ... Это оппортунизм или как?

МВ: Ну не знаю -- наверное он в виндозе работает и не любит. В виндозе работать себе дороже: это, само собой, оппортунизм и аморально, но это еще и жутко неудобно. Я вообще стараюсь не использовать программ, текст которых недоступен, потому что дико досадно, когда не можешь изменить уродства дизайнера. Поэтому я так ненавижу Нетскэйп -- это говно хочешь не хочешь приходится использовать, под Юниксом ничего другого нет. Вот они опубликуют текст программы, и я его весь перепишу, будет можно жить.

Без мата об этом писать трудно.

АШ: Может Простоспичкин это просто Чернов - тот как раз любит КОИ?

МВ: Нет, никак не Чернов. Чернов по-другому пишет. Простоспичкин раньше был на Geocities и там вообще была долго одна Win-кодировка, без всякого KOI.

А Чернов не просто любит КОИ -- он его породил. Чернов является автором стадарта KOI-r (а также автором лучшего русского перевода Liber AL и еще массы полезных програм, которыми мы все пользуемся). Матерый человечище.

АШ: Лужин был энтузиастом EOWN - куда он пропал?

МВ: Энтузиастом -- это несколько не то слово. Полина напечатала его письмо к ней в #2, оно довольно длинное и сводится к следующему:


     Na ws:e e`to g-n Verbitskij mne skazal, chto
     ne zhelaet nikakih rewolyutsij, potomu chto samodostatochen,
     i ne zhelaet nikogo rugat', wo wsyakom sluchae, wo wwedenii,
     potomu chto togda possoritsya s Gornym i poteryaet rabotu w Zhurnal.Ru
     (e`to takoe liberal'noe izdanie, tipa "Nowogo Mira", tol'ko w Internete),
     i t.d., i t.p, etc.
     A segodnya ya natykayus' na etu, s pozwoleniya skazat', hujnyu
     s banal'nejshim nazwaniem "End of the world-news",
     kotoraya predstawlyaet soboj moyu zadumku,
     moyu dolgimi nochami wynashiwaemuyu zadumochku,
                             ..
     iz kotoroj wytrawleno BCE !,
     i kotoraya wpolne wpisywaetsya w kontekst wseh e`tih
     Lebedewyh&Parawozowyh
     na prawah "oppozitsii", w kachestwe e`dakoj rezerwatsii,
     myshelowki dlya undergroundogo naroda,
     otwlekayuschej ot rewolyutsij prowokatsii.
     Shtrejkbreher on, wot chto ya tebe skazhu, rodnaya.

Сейчас Винни получше к нам относится, сидит сам по себе и пишет музыку, очень вроде бы хорошую. У меня от него есть несколько текстов для #5 и #6, а еще я хочу опубликовать нашу с ним интересную переписку.

АШ: Манин мог бы написать для EOWN? Вы давно знакомы. Как он относится к твоим выходкам?

МВ: Я его просил написать, но он говорит, что нет времени. Относится вроде нормально. Манин очень, конечно, хорошо пишет:


Newsgroups: soc.culture.soviet,soc.culture.russian
From: manin@pendragon.rockefeller.edu (Dmitrii Manin)
Subject: Sonet
Date: Fri, 6 Oct 1995 15:12:15 GMT

[...]


           По Андреевским местам. Сонет.

                        "В грязном дна стаканного стекле"
                                        - Андреев

В грязном дна стаканного стекле
Отразившись, женщина нагая,
Мне "Увы," -- рекла, -- "Изнемогаю!
Словно в глыбы неба ночи мгле

В синтаксиса я твоих творении
Заблудилась дебрях. Мочи нет!"
"Уходи!" -- я ей сказал в ответ, --
"Коль тебе неинтересен гений.

Ли от злобных выпадов врага я,
Ум- хирурга -ру ли на столе,
От ума ль фатальных обострений,
Три дня через иль чрез триста лет, --

Только бы не утонуть в небрежности
Неизбежности твоеи безбрежности!" *)

-------------
*)

   ______________________________________________
  |                  в чем?                      |
  |             ______________________           |
  |            |        чьеи?        |           |
  |            |                      |          |
  |            V                      |          V
утонуть в небрежности неизбежности твоеи безбрежности
               ^          |  ^                   |
               |          |  |                   |
               |__________|  |___________________|
                  чего?             чего?



Вполне подходит по-моему для EOWN.

АШ: А если бы в EOWN написал, скажем, Лейбов - ты бы его опубликовал? Если бы Лейбов написал разгромнейшую критическую статьйу о EOWN?

МВ: Конечно. Я любую ругань на EOWN буду рад там же и опубликовать. Я вот письма Винни и черновивца Никитина с удовольствием напечатал в #2, вместе с анонимным письмом под шапкой " Chtob ty zdoh, Verbitsky ". EOWN собственно для ругани и предназначен. Для ругани и нездоровых сенсаций.

Любой текст от Лейбова тоже стал бы печатать, потому что Лейбов, однако, хорошо пишет. Недавно, кстати, появилась его статья про то, как гофер породил Иакова, замечательная.

АШ: А в конвенциональном благообразном издании не хотелось появиться? Например, написать для Русского Журнала статью о роке или о крайних движениях России? Тебе не интересно поэкспериментировать с этим, а? Дацюка-то они напечатали.

МВ: Амбиций публиковаться в журнале, в котором 80% статей по содержательности не превосходят Дацюка, у меня нет. Но к таким вещам отношение чисто конфуцианское -- отказываться от службы я не отказываюсь никогда, сам же не предлагаю. В Лунь Юе насчет этого есть подробные инструкции:

А амбиции мои такие: мне всегда хотелось напечатать стихи в газете Завтра. Газета завтра печатает сюрреалистические стихи с чукотским акцентом

Я даже как-то специально стал для газеты Завтра сочинять стихи, обращенные к простому рабочему человеку таксисту

но не смог сочинить.



Иллюстрации: первая -- Viper Art book scans, вторая и третья -- из компьютерной игры Evangelion. Происхождение четвертой картинки неизвестно; я нашел ее на французском сайте под названием Какерлак -- М. В.

Продолжение следует


Дискуссия в журнале.ру

End of the World News.