В.Д.Арнольд, по образованию теорфизик -- известный деятель математического просвещения. Он устраивает математические (и не только) олимпиады для школьников, он один из организаторов знаменитой Летней Школы Современной Математики в Дубне. С 1998 г. он является заместителем директора МЦНМО, преподает информатику в Московской гимназии на Юго-Западе N 1543 (с 1989 г.) По стечению обстоятельств многие страницы истории отечественной математики для него -- страницы фамильной хроники. Об истории и о том, как и какими усилиями она сохраняется, об олимпиадах для школьников, о ЛШСМ в Дубне, о школьном предмете "информатика" и о прочем разном он рассказывает в этом интервью.

      • Виталий Арнольд о том, для чего сайты школам, архивы олимпиадам, научные электронные библиотеки читателям, память поколений человечеству -- и как все это делается

          Ю.Ф.: Скажу сразу, что мне в тебе страшно нравится. Мы, сетевые старожилы, нервно относимся к нарушению связности Сети. Если видишь ссылку, тыкаешь в нее, а она битая. Так вот, ты зам. директора МЦНМО, ты завкафедрой информатики в 1543, ты занимаешься математическими олимпиадами в какой-то ключевой должности -- и есть такая примета, что везде, куда ты приходишь, возникают архивы, и эти архивы содержатся в порядке и находятся в открытом доступе. Стоит ли за этим продуманное убеждение или это, скорее, инстинкт потомственного интеллигента? Как вообще это делается? У всех спрашиваешь, почему у вас битые ссылки, что это, они говорят -- нам так трудно их уберечь...

          В. А.: Мы начали заниматься сайтами где-то в середине 90-х годов. (...)

      • Он же о семейной хронике и истории математики
        • Ю.Ф.: Тебе приписывают музейную ценность. Говорят, что ты потомок великих русских ученых и по отцовской, и по материнской линии, и что твои дети унаследуют бесценные реликвии. Унаследуют?

          В.А.: Когда мне говорят про музейную ценность, я сразу думаю про нафталин...

      • Он же про олимпиады для школьников
        • Ю.Ф.: Как ты пришел в "олимпиадную" деятельность, зачем вообще нужны олимпиады по наукам, олимпиада по математике? Детям, государству, человечеству?

          В.А.: Ну, олимпиады бывают разные. Спортивные олимпиады -- Сочи, Московская 1980-го года -- я про них не знаю ничего. Вчера мне помешал олимпийский огонь добираться через метромост [...] Что касается олимпиад школьников, то тут имеются разные подходы к снаряду. [...]

          Ю.Ф.: Вопрос -- зачем?

          В.А.: А очень разные бывают зачем. (...)

      • Виталий Арнольд о преподавании информатики в школе
        • В.А.: В информатике -- если человек не умеет делать презентацию -- есть у него среднее образование или нет? Тут уже не так ясно. Должен ли человек делать своими руками обработку видео? Или грамотно преобразовывать графические форматы из одного в другой и т.д. На эту тему нет общественного согласия. (...)

      • Он же о Летней школе в Дубне
        • В.А.: Занятий сто за школу... И их физически нельзя посетить все. Потому что они идут параллельно. Но стратегия человека на школе может быть разной. Отдельно, когда человек купается в реке и тут с ним рядом всплывает доктор наук -- поговорить с ним про науку в этой ситуации вполне принято, и возникает какое-то человеческое общение. (...)

      • Он же о походах и о судьбах книг
        • В.А.: И вот это ощущение, когда математики слушают, открыв рот, как к каждой травинке обращаются по латыни, и когда спрашивают про каждую травинку: "А это что?" А она говорит: "Э-э-э, а где ты это взял? Этого не должно тут быть в это время года..." (...)