Волк (Canis lupus), хищное млекопитающее сем. псовых (Canidae). Дл. тела 105 - 160 см; весит 35 - 50 кг, как редкое исключение до 76 кг. Распространен в Европе, Азии и Сев. Америке; в СССР отсутствует лишь на Соловецких о-вах, в юж. части Крыма и на нек-рых о-вах Д.Востока и Полярного бассейна. Наиболее многочислен в степи, особенно в районах вольного выпаса скота; часто встречается в пустыне, но в сплошной тайге редок. Окраска серая; тундровые В. более светлой окраски, пустынные --- серовато-рыжей. Питается преим. животной пищей: дикими и домашними копытными, собаками, зайцами, мелкими грызунами. В период размножения В. живут парами, поздней осенью и в начале зимы иногда собираются в стаи до 10 - 12 зверей. [...] В. наносит вред животноводству и охотничьему х-ву; уничтожение В. разрешено по всей территории СССР в любое время года.
Волк (лат. Lupus), созвездие Юж. полушария неба. Самая яркая звезда 2.3 визуальной звездной величины. Наиболее благоприятные условия видимости в апреле - мае. Видно в Юж. районах СССР. См. Звездное небо.
Язык, как известно - не что иное, как вирус из космического пространства.
Единожды проникнув во вселенную, вирус постепенно заполняет ее, встраиваясь в чужие структуры, необузданно размножаясь путем механического самовоспроизведения... Возможно ли остановить или хотя бы задержать роковой процесс?
Как, наконец, проследить движение, развитие и естественные мутации того или иного вируса, например, в Интернете?
На эти вопросы наука не дает прямого ответа. Однако молва стоит в воздухе: вирус "xyz", попавший к нам из Киева, заразил двух известных вирусологов - А.Чернова и Е.Простоспичкина. Эти отважные ученые, открывшие новый опасный вирус, назвали его "робот дацюк", по традиции, сложившейся внутри этой области. Несмотря на все предосторожности, вирус будто бы вышел из-под контроля, так что усилия естествоиспытателей лишь способствовали появлению новой, заметно эволюционировавшей, версии первичного организма.
Опасности подстерегают пользователя Интернета на каждом перекрестке. Следуя известному идеологу постмодернизма, итальянскому писателю Умберто Эко, можно уподобить Интернет Дремучему Лесу, в котором блуждает, беспечно перебирая клавишами, юзер Красная Шапочка. Она давно покинула Дом и идет к Бабушке долгой дорогой, порой оскользаясь на поворотах. И вот, наблюдая, как она собирает цветы, древний и матерый, из первых обитателей Леса, Волк выходит к ней на дорогу для разговора.
Дмитрий Вулис - легендарная фигура международной сети конференций, в том числе, конечно, и русскоязычного Юзнета. Принято называть страничку анекдотов Вернера, как первое заметное русское сетевое "явление международного значения" - но Вулис был раньше. В Yahoo Дмитрию Вулису посвящена целая директория.
Чем же он известен и чем славен этот сетевой персонаж на просторах русскоязычного Интернета и за его пределами? Воображаемая анкета среди населения нашей сети дала бы, думается, весьма и весьма неоднозначные результаты. Попробуем привести несколько возможных ответов, в беспорядочной нумерации.
Разумеется, всех возможных ответов не исчерпать. К тому же некоторые из приведенных выше пунктов сами по себе требуют разъяснения. В последующих параграфах мы и постараемся его предоставить. А пока - последний на это Вступление пункт номерз>
В начале девяностых турецкая государственность подчинила искусственный интеллект своим интересам. Это важное политическое событие мощной волной так называемых "кросспостов" и "фоллоу-апов" обрушилось на плечи не подготовленных поначалу обитателей Юзнета. Иных затопило, прочие отделались сравнительно тяжелыми душевными травмами - но вдумчивые наблюдатели, залегшие в пещерах, встали неповрежденными и вынесли из всего этого для себя хороший урок.
Мутлу, Сердар Аржик, другие товарищи, чьими именами называли роботов - пропагандистов турецкой политической мысли, постепенно стали народными героями Юзнета. Их воспевали поименно и совокупно, о них распевали частушки, с ними сравнивали, на них равнялись. Мучительно непостижимые, как драконы, они подвергались атакам деятельных витязей, защитников прямолинейного исторического времени. Драконов в их логове застроили стеной киллфайлов, отгородившись от их опасных испарений - и те же стены погребли под собою незадачливых змееборцев.
Содержание заметок, а если судить по объему - солидных трудов по альтернативной истории, сводилось к следующему. "Как известно", в 1914-1915 годах армянские националисты устроили геноцид турецкого народа, причем скорбный список жертв этого жестокого преступления насчитывал до двух с половиной миллионов человек. Женщин и детей, в основном. Далее приводились фамилии главных палачей турецкого народа, иногда с биографическими подробностями, и красочное описание уникальных зверств. От армянского народа, вариант - правительства, в связи с вышеизложенным требовали: чистосердечного признания и денежной, равно как и территориальной, компенсации.
Однако роль собственно тезисов и даже обстоятельности, с какой они настойчиво подавались во всевозможные конференции международной Сети (вплоть до "групп новостей", целиком посвященных вопросам ухода за домашними животными!), - эти роли не следует переоценивать. Основная функция турецких патриотических роботов была сугубо интерактивной.
В Юзнете, подписавшись на ту или иную конференцию (newsgroup), читатель имеет возможность не только послать в нее собственное, независимое сообщение, но и ответить публичным письмом на затронувшую его по тем или иным причинам статью другого автора (follow-up). А также, если сочтет нужным, расширить "шапку" сообщения с тем, чтобы его письмо (возможно, с цитатами из предыдущего оратора) попало еще в какие-нибудь, тематически причастные к обсуждению, конференции (crossposting).
Программируемые драконы турецкой государственности, разумеется, эксплуатировали все эти опции. Поиском на ключевые слова ("Turkish", "Turkey", "Armenian", "Mutlu", "Serdar Argic" etc.) находились подходящие статьи для подробного, развернутого "ответа" с цитатами - само собою, компьютерно генерированные. А вот по какому принципу в "шапку" добавлялись (дюжинами) новые группы, этого наука разгадать не смогла.
Ответы, как правило, получались недоброжелательные. Выше мы уже упоминали возмущенных борцов за справедливость: легко понять, что новичок, приходящий на Юзнет, мгновенно натыкался на статьи искусственного турецкого патриота - они были рассеяны повсюду, их было много, избежать встречи при таких условиях невозможно. Его немедленная реакция психологически очевидна: новички всегда попадались на Сердара Аржика. И полемизировали с ним до тех пор, пока не распознавали в нем робота; некоторые, правда, не отступали и после. Но методом лобовой атаки здравомыслящему человеку не осилить машины: упорядоченный хаос и последовательный абсурд на ее стороне. Испокон веку стихия, даже и гуляя в двоичных кодах, не интересуется логикой.
Но чаще всего робот сражался с невольными оппонентами. Последние, бывало, о том и не подозревали, ведь они давно обустроили свои киллфайлы (позволяющие отбрасывать статьи по исходному адресу или ключевым словам, не читая). Так, было замечено, что пик политической активности искусственного интеллекта приходится на День Благодарения - последний четверг ноября. В этот день в Америке принято подавать к праздничному столу индейку, которая по-английски называется "turkey", то есть не что иное, как отечество робота-патриота, написанное со строчной буквы. А программы поиска обыкновенно не различают прописные и строчные.
И вот невинный бытописатель, к слову упомянувший домашнюю птицу, жареную или запеченную, скажем, с яблоками, сей же момент подвергался тщательно разработанному нападению. Его фамилия при этом видоизменялась на армянский лад: Смит становился, например, Смитосяном; аккуратно цитируя рассуждения о том, как правильно готовить индейку, неутомимый обличитель обвинял их автора в леденящем душу цинизме, фашизме, национал-социализме, заново пересказывал к слову содержание "исторических документов" пресловутого геноцида турецкого народа, к которому предки автора, "преступные бабушки и дедушки" (кровавый генерал Смитосян), оказывались непосредственно причастными.
Словом, массовые убийцы ни в чем не повинных индюков и индеек, не щадившие престарелых и инвалидов, получали по заслугам в тот день.
Дмитрий Вулис - в самом деле старожил Юзнета, один из участников и создателей первых русскоязычных конференций, - подружился с Сердаром Аржиком. Иногда он вступал с ним в вежливые переговоры, просто хвалил публично (по каким-то на удивление косвенным поводам), а то и указывал роботу на потенциальных жертв, и тот набрасывался на них с мстительным удовольствием неспособной устать машины.
В целом нельзя не признать, что пропагандистский бред, разносимый во все части света вполне безответственными электронами, подавлял население Сети грандиозностью объема в килобайтах и кощунственной несообразностью содержания. И потому лишь немногие отмечали для себя его странную, извращенную привлекательность, таившуюся в эстетике (а для кого и мощной методологии) живого оксюморона, воинствующего абсурда. А ведь, что особенно поразительно, находились люди, на которых эта пропаганда действовала. Не русские, худо-бедно знающие историю сопредельных, но американцы, достаточно невежественные - и, как они сами о себе говорят, достаточно "open-minded", чтобы прислушиваться к любой версии, от кого бы (или чего бы?) она ни исходила. Так, на роботов то и дело получались ответы вроде: "Ну, 2,5 миллиона - это что-то много... Я допускаю, что геноцид имел место, но жертв было не два с половиной миллиона, а, скажем, 800 000. В любом случае нам всем есть о чем задуматься..." (Кое-кто подозревал поначалу, что программа научилась отвечать сама себе с аутентично американских адресов; строго говоря, вопрос этот так до конца и не разъяснился. Человека не всегда легко отличить от машины, это в обратную сторону проще.)
И здесь снова хочется задаться вопросом: может ли человек победить машину?.. И да, и нет. Нет, если попытается играть с нею по привычным, хоть и столь же неформулируемым, человеческим правилам. И да - если сможет понять ее, больше того - построить ее в себе. Как некий доктор Strangelove, он усвоит, примет в свою кровь эстетику механизма, и за это его перестанут считать человеком. Если гуманистическая этика (как многие думают) имеет эстетические корни, то красота, как ее понимают машины, чужда всякой морали.
С некоторых пор доктор Вулис завел себе, среди прочих, "alias" AI (artificial intelligence) Simulation Daemon и, посылая статьи с этого адреса, автоматически указывал в подписи: "Лучше искусственный интеллект, чем никакого".
Новый Демон, помимо искусственного интеллекта, отличался вполне нечеловеческой фантазией. Он чрезвычайно изобретательно изрыгал непристойности в адрес оппонентов своего ученого хозяина, рассказывал истории из их биографии (весьма и весьма частного толка), которые затем пояснял аккуратно исполненными порнографическими картинками в ASCII-графике. Его известное - компьютерно генерированное, разумеется, если верить подписи - исследование "Откуда берутся Влады", посвященное Владу Р., старинному, как и Вулис, обитателю Юзнета, долгие годы тщетно вдохновляло последователей; никому, однако, не удалось превзойти, хоть бы и в одном только изяществе слога, основополагающий труд.
А собственно подпись, вместо имени и фамилии, была такая: "This posting was generated by an artificial intelligence program" - "Эту статью сочинила программа искусственного интеллекта".
Один человек победил машину, построив ее в себе. Сперва, однако, это событие в русскоязычной Сети прошло незамеченным. И лишь много позже, когда стали вскрываться последствия...
Однажды вечером они снова явились к дому
бургомистра, и один из них принялся яростно
стучаться. На стук выбежала жена бургомистра,
чтобы впустить его. Однако, увидев двух
сварливых крестьян, она сказала: "Вы опять
здесь, задиры! Как это так, вы, крестьяне,
все время бесчинствуете, деретесь, злобствуете?
Вот уж впрямь задиры!" Тогда один крестьянин
ответил: "Госпожа, а не шлюха ли вы?"
Жена бургомистра набросилась на крестьянина
с ругательствами: "Ты негодяй, ты мошенник,
ты поплатишься за это, я тебе этого так
не оставлю!" Крестьянин ответил: "Вот
так и мы, крестьяне, между собой цапаемся.
Я ведь только спросил, не шлюха ли вы".
Немецкие шванки и народные
книги XVI века
И еще: когда генерал Цзя Юн был обезглавлен, он
вернулся, неся свою голову в руках. Встал перед
лагерем и спросил:
- С головой красивее или без головы?
Люди в лагере ответили:
- С головой красивей.
- Неверно, - сказал Цзя Юн, - без головы
тоже красиво".
Эти [примеры] тоже относятся к категории "наказанных
небом".
Юань Мэй, "О чем не говорил Конфуций"
"Страна наказанных небом"
Третий эпиграф здесь слишком длинный, так что придется внести его в основной текст. Это перевод отрывка из книги "The Black Arts" Ричарда Кавендиша (издание Capricorn Books, NY., 1967, с. 34-37), любезно подобранного для наших целей Димой Калединым. Итак:
"В 1875 г., когда умер Винтрас, предводителем "Труда Милосердия" стал католический священник-расстрига, аббат Булан. Это подготовило сцену для "великой магической битвы" 1880-х и 90-х.
Булан родился в 1824 г. По принятии сана он сделался духовным наставником монахини по имени Адель Шевалье, слышавшей потусторонние голоса и утверждавшей, что сама Дева Мария однажды излечила ее от болезни. Булан и Адель Шевалье стали любовниками. В 1859 г. они основали Общество Исцеления Душ. Общество это, вопреки высокопарному названию, посвятило свою деятельность сексуальной магии и (по крайней мере, один такой случай известен) ритуальному убийству. 8 декабря 1860 г., в ходе богослужения, Булан предал торжественному закланию младенца, которого родила ему Адель Шевалье. В углу левого глаза (так как левая сторона принадлежит злу) Булан велел нанести себе татуировку в виде пентаграммы и служил Мессу в одеяниях, узорно расшитых изображением перевернутого распятия. Своей специализацией он считал экзорцизм - изгнание злых духов. Монахиням, которые жаловались на то, что их мучают черти, он рекомендовал употреблять вовнутрь освященный хлеб причастия, перемешанный с фекалиями (так как последние, будучи удобрением, содержат мощный запас жизненных сил). Помимо этого он обучал их искусству самовнушения: ученицам надлежало представлять себе в живых подробностях, как они совокупляются с Христом и святыми, - и объяснял им, как осуществлять соития с его собственным телом в астрале.В 1875 г. Булан объявил себя реинкарнацией Иоанна Крестителя и новым вождем Труда Милосердия. Некоторые члены секты отказались его признать, но в Лионе он собрал вокруг себя группу последователей. К концу 1886 г. их посетил молодой маркиз Станислас де Гэта (Guaita), давно уже пристрастившийся к морфию и впоследствии основавший каббалистический Орден Розы и Креста в Париже. Гэта годом раньше прочел Элифаса Леви и был тогда чрезвычайно увлечен изучением и практикой магического искусства. В Лионе он провел две недели и покинул его в возмущении. Булан полагал, что путь человечества к Богу лежит через половой акт. Он поощрял сношение с потусторонними существами, а также с другими смертными, и его группа устраивала церемониальные Воссоединения Жизни, или ритуальные совокупления. Гэта сказал, что непосредственным результатом булановского учения стали беспорядочный разврат, кровосмесительство, звероложство и рукоблудие, благоговейно практикуемые как формы истинного поклонения.
Месяцем позже последователь Булана по имени Освальд Вирт также не выдержал и сбежал из Лиона. Гэта и Вирт объединились против Булана. В мае 1887 г. в письме к Булану они объявили, что судили его и признали виновным. Впоследствии они объясняли, что в их намерения входило всего лишь разоблачить Булана публично как негодяя, но сам Булан был убежден - быть может, не без оснований,- что они собирались уничтожить его посредством черной магии. Он принял меры, необходимые для самозащиты, и великая магическая битва началась.
Сейчас, читая историю этого колдовского противостояния, невозможно удержаться от смеха; однако же участники ее в те времена не находили в ней ничего забавного. Нельзя сказать наверное, прибегал ли Гэта с сообщниками к каким-либо магическим средствам, но факт, что Булан в этом не сомневался и, поскольку речь шла о его жизни и смерти, выбирал для ответного удара самые опасные чары и заклинания. Экономка Булана, Жюли Тибо, помогала ему в этом: она была ясновидящей. Один из сторонников Булана, Жюль Буа, описывая сцену в Лионе, рассказал, что Булан спросил у Жюли Тибо, видно ли ей, чем заняты коварные злоумышленники. Она ответила, что те кладут портрет Булана в гроб (с тем, чтобы убить его посредством симпатической магии). Затем она заявила, что они служат по нем Черную Мессу. Булан парировал церемонией под названием "Жертва Славы Мелхисидека", в ходе которой "ритуал женского в союзе с ритуалом мужского, красное вино, смешанное с белым, производили... победоносный фермент, сметающий кощунственные алтари и карающий на месте первосвященников Сатанизма". К несчастью, оказалось, что пресловутый фермент лишь на время вывел из строя сатанинских первосвященников. В какой-то момент, несколько позже, стали слышны таинственные звуки - словно кого-то поблизости бьют кулаком. На лице Булана возникли следы ударов; громко вскрикнув, он разорвал одежды, и все увидели у него на груди кровоточащую рану.[...]
Гюисманс (в этой битве сторонник Булана. - Ю.Ф.) писал в письме: "Булан прыгает вокруг, как дикая кошка, сжимая в руке одно из своих причастий, призывая на помощь Св. Михаила и Вечных вершителей Вечного правосудия; затем взбирается на алтарь и кричит оттуда: "Повергни в прах Пеладана, s.d.P., s.d.P". И матушка Тибо, сложив руки на животе, оповещает вслух: "Сделано по сему." (Пеладан - человек из группы Гэты.)
Гюисманс постепенно укрепился в уверенности, что Гэта и его преследует своим колдовством. Он ощущал вокруг себя присутствие невидимой силы; иной раз нечто холодное пробегало вдруг по его лицу. В ночную пору на него набрасывались, как он их называл, "флюидные кулаки". Его кошка, по-видимому, страдала, как он, и от того же. Он обратился к Булану за помощью. Булан прислал ему меченное кровью причастие из коллекций Винтраса и особое масло, приготовленное из мирта, ладана, камфары и пряностей, чьи испарения усмиряют влияние злых сил; масло следовало жечь в камине. (Подобно соли, пряности имеют власть над демонами, как вещества, предохраняющие от распада.) Однажды Булан предупредил Гюисманса, чтобы тот назавтра не вздумал явиться на службу. Гюисманс остался дома, и в его отсутствие тяжелое зеркало, сорвавшись со стены, упало к нему на стол и разбилось вдребезги. Если бы за столом в тот момент кто-нибудь сидел, его, вероятно, убило бы на месте.
В начале 1893 г. битва вошла в решающую фазу. 3 января Булан написал Гюисмансу, извещая его о том, что новый год несет в себе дурное предзнаменование. "Цифры 8-9-3 составляют сочетание, предвещающее плохие новости (возможно, потому, что 8 + 9 + 3 = 20 и 2 + 0 = 2, то есть число Дьявола). Прошлой ночью Жюли Тибо видела во сне Гэту, а под утро кричала черная птица смерти. Все это значит, что на нас готовится наступление". Булан проснулся в три часа ночи и почувствовал, что задыхается. Он потерял сознание на полчаса, но к четырем пришел в себя и рассудил, что опасность миновала. Булан ошибался. Он умер на другой день, 4 января.
И Гюисманс, и Жюль Буа были убеждены, что Булан пал жертвою колдовства. После того как Буа опубликовал жестокие нападки на Гэту, обвиняя его в приверженности к черной магии, Буа и Гэта стрелялись на пистолетах. С приближением дня дуэли все явственней ощущалось, как самый воздух полнится со всех сторон отчаянными заклинаниями. По пути к условленному месту одна из лошадей в упряжке Буа вдруг остановилась, задрожала всем телом и начала спотыкаться, как если б сам Дьявол преградил ей дорогу. Припадок необъяснимой дрожи продолжался с нею двадцать минут. На поединке каждый стрелял один раз, и оба остались невредимы. После обнаружилось, что в одном из пистолетов пуля застряла в стволе. Сторонники Буа уверяли, что они и заколдовали пистолет Гэты: оружие выстрелило, но их магия задержала пулю внутри ствола. Три дня спустя Буа дрался на дуэли с одним из друзей Гэты, оккультистом, называвшим себя "Папюсом" который написал одно из стандартных руководств по гаданию на картах Таро. И снова по дороге к месту поединка Буа подвели лошади; надо думать, и здесь не обошлось без вмешательства потусторонних сил. Лошадь, впряженная в его коляску, пала замертво. Он взял было другую, но и та, споткнувшись, перевернула коляску. Буа явился на дуэль потрепанный, с кровоточащими ссадинами. Дрались на мечах. Ни один из дуэлянтов не был ранен".
Сюжет, как некий вирус, передается во времени; фарс повторяется в виде фарса. В отрывке, приведенном выше, нам остается лишь изменить фамилии - получим нашумевшую историю из цикла "flame wars", чьи отголоски и по сей день доносятся к нам из разных уголков Юзнета.
С персонификацией, впрочем, не все так просто. Так, Булан, аббат-расстрига, превращается в сумасшедшего адвоката Джона Грубора, изгнанного в свое время из святая святых американской юрисрпуденции лишенного сана. Или лицензии. У него своя история: жена с приятелем писали на него жалобы (и его научили), испортили карьеру начинающему юристу, но неожиданно заболели и в один и тот же год оба скончались. Грубор видит в том - по настроению: когда свою личную заслугу, а когда и волю Провидения. Он, однако, не слишком владеет словом, часто повторяется и свои заклинания, или кляузы, составляет чересчур прямолинейно, чтобы быть услышанным в высших сферах.
Но Булан-маг, пролагающий экзистенциальные пути наперерез всем мыслимым нормам морали, Булан, собравший под крыло немало овечек с дурными наклонностями и погибший, как истинный пастырь, спасая стадо, - это конечно же доктор Вулис.
Историю битвы "Dimitri Vulis &Co versus Peter Vorobieff &Co" конца 80-х - середины 90-х можно найти во многих публичных архивах Повсеместно Протянутой Паутины ((c) М.И.Мухин, начало 90-х). В конце 80-х, правда, "Co", группа будущих противников Вулиса, начинала формироваться без Воробьева. В нее входил, например, уже поминавшийся выше Влад Рутенберг. Позже, в продолжение давней полемики, Вулис от имени искусственного интеллекта окрестил его, среди прочего, плодом не отслеженного вовремя анального зачатия и использовал сюжеты из жизни его семьи для упражнений в порнографическом жанре ASCII-графики. Применялась ли тогда, в самом начале, черная магия взаимных кляуз (а если да, то кто начал первым?), сейчас сказать с уверенностью невозможно.
Настоящий пожар разгорелся позже, с выходом на сцену Петра Воробьева. Воробьев учился в аспирантуре одного из американских университетов и там занимался гидродинамикой. К моменту знакомства с Вулисом он давно уже пристрастился к компьютеру и прочел труды Лавкрафта, объявив себя адептом магических искусств. Он даже подписывался иногда именем Калмота Злоехидного, а уж по этому признаку можно судить без ошибки.
Вулис в то время (94-й год) занимался гигиенической обработкой конференции soc.culture.soviet. На заре своего существования это была чрезвычайно интересная "группа новостей": философ Михаил Зеленый обсуждал в ней, с научной точки зрения, нравственную сторону гомосексуализма, знающие люди Прусс и Лещинер вели историко-лингвистические разговоры, филологи Николаев и Абалович разбирали чрезвычайно скользкую тему влияния Достоевского на Набокова, с попарным переходом на личности (непреложный закон течения юзнетовских дискуссий). Почти во всех этих обсуждениях Вулис принимал вполне компетентное участие. Но постепенно на конференцию стали сползаться обитатели IRC'a и зашевелили усами, распугивая мирно настроенных старожилов. Объем средней статьи уменьшился до пяти строк, а содержание сводилось в основном к тому, у кого длинней гениталии - у профессионального ли гитариста Захара Майского или у его, присутствующих здесь же, многочисленных друзей и подруг.
Дмитрий Вулис подошел к делу радикально. Он, со своей стороны, опубликовал в конференции серию непристойных картинок, объявив их портретами одной из участниц этого спора, видимо выбранной произвольно. Воробьев, присмотревшись, ушел было возмущенным - но девушка будто бы написала ему лично, с просьбой вступиться. И тогда Кальмот Злоехидный, объединивший усилия с давними оппонентами Вулиса, всерьез пустил в ход черную магию. На место учебы Дмитрия Вулиса, в университет CUNY, полетела коллективная жалоба.
В стандартной подписи Вулиса тех лет неизменно стояла фраза: "CUNY is full of GOWNO". На русский не переводится.
Последующие события показали: считая с открытия сезона черной магии фискального слова, Вулис жил в постоянном страхе и собирал силы для контратаки. В своей квартире он оборудовал комнату под архивы: копил компромат на (потенциальных) врагов и хранил его на дискетах; иногда распечатывал и тогда аккуратно раскладывал в специальные папочки. Был убежден, что за его спиной зреет заговор, который будет стоить ему свободы, а быть может, и жизни, если не нанести вовремя, и со всей осторожностью, продуманный ответный удар.
Между тем давно замечено, что неподготовленных адептов черная магия развращает. Ведь они зачастую прибегают к ней, сами того не подозревая - в особенности те из них, что, действуя в интересах добра, не разбирая дороги, без должной ответственности вступают на левый путь. Неосмотрительность на распутье берет дорогую цену.
Когда и при каких обстоятельствах Воробьев сделал свой неосторожный выбор, историческая наука умалчивает. Известно, что у него были сторонники и последователи; однако ж, и врагов он нажил немало. Из числа последних наиболее колоритных персонажей вербовал в свою группу неутомимый Вулис. Глубоко в Лесу он оборудовал себе логово, в минуты жестокого голода по публичному слову совершая короткие вылазки. Подопечные его были люди весьма и весьма примечательные и в целом стоили дюжины диссертаций по психологии патологий.
Был, например, гражданин, который подписывался: Бегемот. Собравшись, во многом с подачи Вулиса, побороться с Воробьевым, он решил представиться обиженным ребенком 14 лет и прокричать на всех углах Юзнета, что Воробьев его якобы изнасиловал во младенчестве. (Затея сама по себе вполне осуществимая: "On the Net, one never knows whether you are a dog", - гласит известная поговорка.) Бегемот писал об этом почему-то по-французски. С французским у него было не очень: среди прочего, он путал "ans" (мн. ч. от "год") и "anus" (анус). С тех пор как он опубликовал свою обличительную статью, к нему обращались не иначе как "Мальчик с 14-ю анусами".
Другого санитара Леса звали Вадиком, а фамилия у него была Полубог. Известно, что он не любил Воробьева и даже, когда магическая битва перешла в решающую стадию (середина 90-х), жаловался ему на работу. Но вот как ему это удалось - загадка для свидетелей. Печатать в конференцию он мог только два сообщения: 1) Никакой России нет, и русских тоже нет, а есть "чурки"; чурки живут в Чуркии. 2) Ты [произвольно выбранный оппонент. - Ю.Ф.] пидорас, тебе на зоне жопу порвали. ...Легко ли администрации разбирать подобные жалобы?
Был еще Алекс Яцковский, в прошлом (по его словам) директор завода, секретарь общества "Память", будто бы отсидевший срок за диссидентство. Многие авторы scs (soc.culture.soviet) помнят Алекса по первой его статье, в которой он ругал (и в самом деле отвратительную) нью-йоркскую газету "Новое русское слово". Среди прочего печатному этому органу вменялась в вину нерусскость авторов, лакейский язык и еще нечто вроде обилия "грамотических ошибок". Грамматика - обширная область, но одних только орфографических ошибок в тексте этого обличения было не сосчитать: они попадались буквально на каждой строчке.
На Юзнет Алекс пришел русофилом и юдофобом, но Дмитрий Вулис взял его под опеку и научил бороться с антисемитизмом: как умный пьяница ищет ключи под фонарем, где светлее, так и на Сети, особенно обитая в Америке, с антисемитизмом бороться намного удобнее, чем, например, с русофобией. Возразит вам какой-нибудь Рабинович, а вы ему: "Shut up, you dandruff-ridden anti-semite!" ("Заткнись, антисемит пархатый!") Американская общественность вас поддержит: антисемиты ей ни к чему.
Правописанию Алекс так и не выучился, зато хорошо усвоил оксюмороничность новой риторики обличения, так что статьи его читались с тех пор как увлекательная поэзия поп-модерна. (Газета "Новое русское слово" между тем, как говорят, научилась пользоваться Word'овским корректором - но языка это им не исправило.)
Мы перечислили несколько сторонников Вулиса в великой сетевой фискальной битве конца 80-90-х. Но их было много, обо всех не расскажешь - и отнюдь не только русскоязычные. Так, роль ясновидицы Жюли Тибо играл американский автор украинского происхождения А.Терстон (Thurston) aka Alexplore, известный, среди прочего, своими замечательными психологическими прозрениями. Терстон ненавидел иммигрантов из России. Как-то раз Д.Вулис, по просьбе Терстона, отвел его на легендарный Брайтон-Бич, где говорят только по-русски с местечковым акцентом, чтобы тот мог увидеть все своими глазами. Всю дорогу Вулис был вынужден держать товарища под локоток: Алекс Терстон то и дело пытался вырваться и "им показать". Он хотел избить проходящих мимо "совков", мотивируя это тем, что они (проходящие) находятся теперь в цивилизованной стране, а значит, кто-то должен научить их элементарным правилам вежливости. Дома у Терстона жили девять боевых бульдогов. Один, правда, позже издох.
В роли мага и писателя Гюисманса конечно же выступал Сергей Визнюк, более известный под псевдонимом "Dragon Fly" - стрекоза, Муха-Дракон. Визнюк окончил физтех, позднее учился в Америке, также работал программистом, но на Юзнете занимался в основном этнологическими исследованиями. Так, он первым открыл нацию "турко-окраинцев" и изобрел термин "purebred (чистопородный? - Ю.Ф.) sovok", эвфемизм впоследствии не менее расхожий, чем "пархатый антисемит" Вулиса и Яцковского. (Однажды на scs и в самом деле пришел "PuReBrEd SoVoK", выступивший с рядом статей о духовном и физическом превосходстве своей расы на Юзнете.)
Наконец, Визнюк написал замечательное руководство о том, как вести полемику на Сети.
Итак, первая кульминационная волна магической битвы в Сети приходится на 1994-1995 гг. Вулис, убежденный в том, что враги продолжают исподтишка заклинать жалобами электронную атмосферу повсеместно протянутых проводов, от защиты перешел к нападению. Военные действия развернулись по всем фронтам.
Прежде всего был обнаружен домашний сайт так называемых "Aryan Nations", содержащий бесконечное количество текстов расистской направленности. Вулис &Co завели account на panix.com и нарекли его Петром Воробьевым. Поддельный Воробьев немедленно начал слать во все конференции выдержки из криминально (по американским меркам) расистских текстов, с призывами к геноциду - только за своей подписью и без ссылки на затерянный бог весть в каких уголках Паутины фашистский сайт.
Сторонники Вулиса, в особенности Яцковский, поднаторевший в борьбе с сетевыми антисемитами, принялись обращать на происходящее внимание общественности. "Жалуйтесь! Смотрите, что публикуют на деньги американских налогоплательщиков!" - с негодованием требовали они, прилагая к каждому такому призыву подробный список адресов воробьевской администрации. И в самом деле, на работу к настоящему Воробьеву потекли жалобы на его радикально настроенного двойника...
Воробьев прослыл расистом, а также отчасти тунеядцем и стяжателем.
Чтобы уравновесить зло, коллективными усилиями группы Вулиса был создан еще один персонаж, также на panix.com. Он получил имя "Владимир Фомин". Володя Фомин говорил разными голосами и создавал общественное мнение, обличая своего двойника "Воробьева" (который, не имея собственного голоса, войну големов вскорости проиграл - администрация panix.com отказала ему от дома, и он, лишившись крова, виртуально погиб), его сторонников и многих других заодно.
Фомин, как выяснилось, был не простой голем: он был, что называется, "undead", зомби, восставший из гроба. Кто-то нашел документальное свидетельство о его смерти: лейтенанту Владимиру Фомину оторвало голову взрывом артиллерийского снаряда в Афганистане. Когда этот документ был опубликован на Юзнете, Володя встретил его радостным восклицанием. Он признал, что событие это имело место в его биографии, и отдельно заверил, что голова ему решительно ни к чему.
Война тянулась месяцами; фронт распадался на мелкие участки, вплоть до "дуэлей" один на один. Фискальная магия делала свое дело, так что главные боевые действия оставались все-таки за пределами собственно Юзнета. Жертв было много: одни люди, случайно подхваченные мощным потоком кляуз, совершенно исчезли с Сети, другие в пылу битв потеряли остатки совести или соображения. Мало того, на месте прежнего свободного форума возникла целиком подцензурная конференция: сторонники Петра Воробьева стали в ней "модераторами", призванными отсеивать враждебную информацию.
При всем том в начале 96-го Воробьев, казалось, был побежден совершенно. Он ушел в подполье, в реальной жизни не принимал гостей и, видимо, боялся выходить из квартиры. Но вот заговорила молва, и поднялся слух, который в конце концов подтвердился: группа сторонников Воробьева пошла на поклон к ФБР.
Между тем Минздрав СССР предупреждал, и не раз: черная магия - не игрушка для романтического школяра. Если видишь лестницу, где на каждой ступеньке написано "Осторожно, грузины!" - неразумно наклоняться все ниже и ниже, увлекшись изучением надписей.
Итак, на Вулиса напустили ФБР. Что сказать?.. Упокой Сатана души падших товарищей; в его сетях и тенетах повстречают они немало себе подобных поборников морали и нравственности. Сейчас, в 1998 г., Дмитрия Вулиса следует считать виртуально погибшим. Поиск в Юзнет на его фамилию дает фальшивые статьи, которые торжествующие враги шлют от имени его сына, с просьбой жаловаться на его отца в американские комитеты по лишению родительских прав...
Проф.Визнюк, к счастью, живет и здравствует: магические дуэли не смогли ему повредить. Уже не первый год, по своему собственному свидетельству, он пребывает в туристической поездке на американской земле. Пользуясь случаем, мы желаем ему военных удач, аккуратности в обращении с магией и новых находок в области альтернативной этнологии.
Завершая этот параграф, вернемся еще раз к эпиграфу # 1. Это немецкая шванка, и в сборнике ей дано такое название: "О двух сварливых крестьянах, один из которых спросил супругу бургомистра: "А не шлюха ли вы?"' Всем, кто интересуется конференциями как явлением нет-культуры, настоятельно рекомендуем изучить этот документ и принять в самое сердце, что все без исключения ссоры, или "flame wars", в Юзнете начинаются именно так - точь-в-точь по-писаному. Время, возвращаясь на круги своя, движется все быстрей.
Немного времени спустя этому богомольцу
привиделось во сне, будто в лесу ему встретился
черт и сказал: "Дружище, ты мне только что поставил
свечку, и, естественно, я тебя отблагодарю честь
по чести. Пойдем со мной, я покажу тебе место,
где зарыт богатый клад. Ты его выкопай и
пользуйся им с моего согласия". Черт привел
его к высокому дереву и говорит: "Ступай домой
и принеси кирку, лопату да заступ, чтобы было
чем копать". А доброму человеку почудилось во
сне, будто он сказал: "Я же потом не найду этого
дерева". На это черт ответил: "А ты навали под
ним, вот и найдешь по этой примете". Человек
послушался черта и думал, что навалил под
деревом, но, проснувшись, увидел, что загадил
свою постель и лежит в дерьме; уж и влетело же
ему от жены, которой пришлось стирать простыню.
Тогда этот благочестивец молвил: "Такова чертова
благодарность!" - и поведал жене, что ему
попритчилось, а она подняла его на смех.
В те времена, когда Дмитрий Вулис был еще виртуально жив и бродил матерым санитаром по Дремучему Лесу, не разбирая троп, любители двоичных схем, сговорившись вместе, увидели в нем воплощение Зла. Вулис не стал напрямую бороться с консенсусом, зная силу его механических челюстей, но принял предложенную роль. Сыграл он ее до того убедительно, что образ Злого Духа Юзнета, предводителя нечистого легиона, почти всеведущего и почти вездесущего, в глазах многих сросся с его именем совершенно.
В то же время у старожилов, чувствительных к слову, редко хватало духу всерьез ненавидеть Вулиса, стилиста в своем роде непревзойденного. Картина монстра, ужасного зверя с раздвоенным языком ядовитой свиньи, была нарисована Вулисом на своем собственном "публичном лице" так хорошо и так живо, что не отдать должное мастерству художника мог только человек, совершенно глухой к языку и традициям Юзнета - или наивный новичок, не вникший с ходу в правила сложной игры. Но правила эти были рекурсивно-цикличны, и потому даже совершенное знание Закона иной раз не могло уберечь жертву от западни его перекрестных самоссылок.
Дмитрий Прусс, человек мирный и простодушный, хоть и сведущий во всевозможных областях человеческого знания, по профессии биолог, Вулиса не обижал никогда, и даже несколько раз вступался за него в ссорах. Последнее, видимо, его и погубило: Вулис, как только общество признало его чудовищем, развил у себя весьма и весьма специальное чувство юмора. Постичь его с гуманистических позиций - то есть ощущая себя человеком - нечего и надеяться.
Прусс не слишком часто бывал в русскоязычных группах: сердитая обстановка так называемых "flame wars" (обмена инвективами), по врожденной мягкости характера, его пугала. Как-то раз, в soc.culture.baltics, он беседовал со своим однокашником по МГУ Густавом Акком. Речь зашла о престарелых ветеранах Великой Отечественной из Эстонии. История была нашумевшая: ветераны-евреи возмущались тем, что надпись на памятнике, установленном в годы перестройки и как будто посвященном их личной военной доблести, сделали на иврите и продублировали по-эстонски. Между тем их родной язык - русский, и они даже не могли ее прочесть! Густав Акк отпустил сомнительную шутку: евреи, дескать, капризные люди; убиваешь их без разбору, так им не по душе, ставишь памятник - опять не нравится. Прусс (еврей по национальности) не стал обижаться и отвечал ему в тон: "Ну, ты же знаешь: спроси трех евреев, в ответ получишь четыре мнения, причем как минимум три из них диаметрально противоположные. Если это тебя тревожит, что же, есть известный способ объединить их точки зрения - избавиться от всех разом. А там уж на выбор: строить монумент или оставить так".
Беседа эта попалась на глаза доктору Вулису, и сей же час у него родился новый голем, причем назвали его Рабби Шломо Рутенберг. Рабби, едва появившись на свет, послал в две-три дюжины конференций возмущенно-обличительное письмо. Тема в заголовке была обозначена - "Soviet-Nazi anti-Semite in Nat.Inst.of Health paid for with your tax $$$" (в вольном переводе: "Советско-нацистского антисемита из Национального института здоровья содержат на ваши деньги, налогоплательщики!"). Дмитрия Прусса, человека, позволим себе повториться, мирного и мягкосердечного, широко образованного интеллигента, отца троих детей, величали в письме "известным юдофобствующим панком из России", сообщали, что ему мало шести миллионов жертв еврейского геноцида, и призывали всякого добропорядочного еврея, который это прочтет, немедленно жаловаться по (приведенному здесь же) адресу пруссовской администрации.
И старательные американцы начали жаловаться. Здесь нельзя не отметить забавной подробности. Как Вулис, так и его неживые големы составляют письма-обличения (и собственно кляузы) в расчете на недетектируемую абсурдность человеческого восприятия. Так, слова Прусса о способах введения единомыслия среди евреев "Рабби" цитировал полностью - а ведь, даже вырванные из контекста, они, при внимательном прочтении, не годились на роль расистских призывов. Но в предисловии к ним сказано: расизм - значит, расизм.
Публично утверждая, будто A требует истребления голубей и почтальонов, Вулис тут же приводит письмо A, в котором черным по белому заявлено, что голуби - любимые птицы A, а почтальоны совсем не упоминаются. Но Вулис выбирает для своего обвинения слог, каким пишут статьи в авторитетных газетах, с небольшим уклоном в сторону рекламных плакатов. Такой вводный текст зачаровывает читателя, и очевидное, даже белыми нитками не шитое противоречие между приводимым материалом и его характеристикой проходит мимо глаз незамеченным. Статьи Вулиса всегда получают много откликов, и по ним можно судить о том, что подобные фокусы, в целом, ему удаются: большинство читателей оказываются обманутыми. Так, "жребий недаром слабейшему прочит беду" - санитар Леса находит и пожирает слепых животных.
...С работы Прусса не выгнали, но к Сети подходить запретили строго-настрого. А еще приставили к нему психотерапевта, прописавшего пациенту в графе "диагноз" почему-то - "фрустрация по поводу развала СССР". (По стечению обстоятельств, Прусс при советской власти был диссидентствующим интеллигентом, и тотальной дружбы народов, в частности, отнюдь не приветствовал... После этой, типично американской, истории с насильной терапией и незаслуженными, но тем более эффективными жалобами на работу изменил ли он свои взгляды?)
Сочувствуя доброму, случайно попавшему на волчью тропу человеку, благодаря хитрости матерого зверя навлекшему на себя гнев глупых "охотников", мы тем не менее склонны видеть в его судьбе знак божественной необходимости. Каждый за себя, а Бог против всех; не забывай об этом, Юзер Красная Шапочка. А хищники знают и так.
Кто же такой все-таки Дмитрий Вулис? Что такое абсолютное зло и где искать его воплощение? (Вот люди верующие, не испорченные государственной эрзац-религией, финансируемой из средств межпланетного валютного фонда, на второй вопрос знают простой ответ: загляните в свою душу, на самое дно. Загляните и ужаснитесь.) Верно ли, что настоящий текст, между прочим, в пяти разделах и со ссылками на разнообразные архивы, написан в защиту общепризнанного социопата с огромным стажем?
Отвечаем на третий вопрос: конечно же неверно и не в защиту. Ведь апологетический вирус куда опаснее, чем даже xyz из Киева, от которого уже не уйти. Примеров тому масса, имя им Легион; стадо свиней, пораженное этим вирусом, бродит по Интернету, сметая все на своем пути. Правда, в последнее время наука нашла способ собирать и дрессировать такие стада - например, в сетевых литературных кружках, с обязательным соблюдением строжайшего карантина.
Что же до первого вопроса, с которого мы и начинали - нам, пожалуй, ближе всего ответ # 13 из раздела "Вступление". Но, в целях борьбы с суевериями, приведем здесь последний (и, возможно, наиболее интересный) из полученных нами откликов на попытку опроса, не производившуюся никогда. Письмо Д.Каледина с разрешения автора цитируется целиком. Итак,
Наконец, хочется прибавить, что нумерация ответов здесь условна, а список неполон. Так, из Тарту передают, что "Вулис - наше все", по местным обычаям подкрепляя лозунг этимологией (Vulis = Vulva + Penis), на наш взгляд, более чем сомнительной. А уж соображения на этот счет, бытовавшие в свое время в юзнетовской иерархии soc.culture..., и вовсе неудобно здесь приводить. Однако Dejanews хранит свои архивы; надо надеяться, что будущий исследователь великой эпохи зарождения и расцвета русскоязычного Юзнета, фольклорист по призванию и мистик по внутреннему строю души, соберет воедино запрятанные на глубине откровения, снабдив их доступным толкованием. А до тех пор звезда по имени Vulis ждет своего часа в чужом полушарии.
Юля Фридман (yulya@thelema.dnttm.rssi.ru).