-- Да получилось достаточно случайно, потому что играли мы тем составом до конца ноября 98-го года, поехали в Барнаул этим составом, и там были очень неудачно у нас организованы гастроли, тут одна девушка - Юлия Злобинская из Новосибирска... Изрядно подпорченное настроение, и как-то так репетиционная деятельность замерла. Проблемы с записью были, потому что наш звукорежиссёр работает в ДК - понятно, новогодние праздники, потом рождественские праздники, потом какие-то старые новые годы, восьмые марты, и было ясно, что зимой до начала весны ничего происходить не будет, и мы с Женей Каргополовым решили попробовать просто в домашних условиях, как мы писали "Девочку и Рысь" и "Будет Весело и Страшно", поэкспериментировать с новым альбомом. И где-то в конце февраля мы собрали аппаратуру, засели и так увлеклись этим делом, что вот работаем до конца мая практически, писали три месяца. И просто состав как таковой не распускался формально, но собираться и репетировать тем составом просто не было времени. Ну, а сейчас будем играть, наверное, с другими музыкантами - у нас вот Гера сейчас пришёл, барабанщик. С басистом пока ещё не решили...** В общем, к живым репетициям не приступали, занимаемся только записью альбома.
-- А Каргополов только в качестве сессионного музыканта приглашён?
-- Нет, Жека к тому времени был свободным человеком... У нас было два концерта в Москве и в Сергиевом Посаде, и всё, то есть он был свободным, мы решили записать альбом. Он никакой не сессионный, сейчас просто в составе группы полноценный. То есть в составе группы - Женя, значит, Лена - моя жена, и Гера - вот вчетвером так и делаем альбом сейчас. Ещё басист к нам добавится, и всё - полный состав будет.
-- А что должно получится, когда допишете альбом?
-- Идея изначально была - записать два альбома. Один должен быть сделан на основе материалов 93-94 годов, который вообще никак не издавался. Часть из него выходила - мы записывали в своё время с группой КЛАКСОН ГАМ из города Омска "Отцы Яблок" - был такой альбом, но по качеству получился очень плохим, и не все песни - и я его никак не распространял. Ну, а часть песен даже в нём не была записана - это материал 93-94 годов. А второй альбом должен быть 97-98 года песен, тоже нигде не писаных, совсем новых. Но так сложилось, что два альбома мы не смогли, не успели записать, и, получается, будет такой большой альбом - где-то 15-16 песен, то есть он как бы слился воедино - часть песен 93-94 годов, потом идёт пропуск - песни, которые вошли в "Девочку И Рысь", и остальная половина песен - самые последние, которые в студийном варианте не звучали.
-- Каким примерно по времени будет альбом?
-- Есть такая мысль, не знаю, правда, вот мы сейчас в процессе сидения... Ещё толком не знаю... Я думаю, выйдет короткая версия альбома - песен 12-13 - для кассеты, минут, наверное, на сорок, и полная версия - 16 песен, - на компакт-диск, там, наверное, минут за пятьдесят - пятьдесят с небольшим.
-- А названия нет ещё?
-- Вот, пока всё сводится к тому, что альбом будет называться "Тесть".
-- У вас сейчас клавиши добавились, а раньше их не было. Как, интересно с клавишами работать?
-- Вообще очень интересно! Но вообще, в своё время довлел надо мной консерватизм внутренний, что у группы должно быть монозвучание - то есть, если используются клавиши, то это либо орган, образца 60-х годов, либо это просто баян - как мы вот, допустим, играли. Мы со звуком не экспериментировали. Принципиальное отличие этого альбома - раньше альбомы у меня были концептуальные - целиком альбом. Вот, допустим - "Девочка И Рысь" - это акустический альбом, сыгранный на одних гитарах, причём, там всё практически сыграно на акустических гитарах, и, в общем-то, песни по звучанию схожи друг с другом. А сейчас мы сделали вообще по-другому, мы сейчас сделали концепцию: к каждой песне подходим отдельно - вот какие формы, какие инструменты требует песня для разрешения всех её возможностей, - так мы и делаем. И поэтому, есть песни вообще у нас без клавиш, в этом альбоме, а есть песни, где три вида или четыре вида клавиш записано, потому что так она должна решаться. То есть, консерватизм был отброшен. К тому же, я понял, что не использовать сейчас различные интересные звуки, предоставляемые современными клавишами - себя обкрадывать. Другое дело, что это надо делать со вкусом - ну и мы стараемся!
-- То есть, у вас сильно изменились позиции по отношению к музыке - когда такое произошло, такой отход от панковских позиций?
-- Да какие панковские позиции... Панковских позиций никаких уже нет...
-- А когда они исчезли - вот, что интересно?
-- А они в "Девочке И Рысь" уже не существовали. Я говорю, что для меня панк - он как и был, так и остаётся тем, что это просто честное отношение к жизни и к людям. Но, как я убеждаюсь, мою точку зрения не разделяет практически никто. То есть, панк, как я смотрю, - это уроды просто, которым главное в жизни нажраться, поорать, потрахаться, друг другу морды побить, ещё кому-то морды побить. Меня с этими людьми вообще ничего не связывает. У меня основополагающие принципы в жизни так и остались, а называть, что вот это я один называю панком, а все другие панком называют человека с гребнями, в цепях, - глупо теперь это панком называть... Сейчас я думаю, что песни стали более музыкальными, и над ними перестало довлеть какая-то, может быть, придуманная ограниченность, что песни должны звучать только так, без клавиш, очень лаконично, жёстко... Да Бога ради! Сейчас если нужно, то такую лирику пишем, очень красивую, это заложено в песнях, мы так вот раскрываем... Альбом очень свободный - свободная музыка для свободных людей, для внутренне свободных людей. (раскуриваем сигареты)
-- Припомните пару каких-нибудь курьёзов смешных из записи.
-- Из этой записи?
-- Да.
-- Ну, я с ходу трудно буду сейчас вспоминать, что происходило. Ну, допустим, у нас... Вот мы записывали песню "Смешное Сердце", записали её самой первой, нам всем очень понравилось, получилась крайне такая лаконичная версия, чем-то напоминающая JOY DIVISION по общему звучанию, немного готическая музыка, с совершенно каким-то параноидальным проигрышем в середине. Через какое-то время мы скинули на кассету черновик, слушали-слушали - и нам всем разонравилось, и мы вместо того, чтобы оставить эту версию как она есть и записать дальше, за следующими песнями, - мы что-то сдуру её стёрли, и в какой-то момент времени - ну и записали по новой, полностью сменили аранжировку, эта песня уже сведена, уже полностью готова, - и вдруг у нас возникла какая-то ностальгия по этой песенке, мы давай её искать, - и вдруг вспоминаем, что мы её стёрли! Чем это было обусловлено? - то есть потеря трёх минут записи с точки зрения экономии ленты вообще никакого смысла не имела... То есть, ну просто бывает - ум за разум заходит, просто сами себя обокрали. Она сейчас осталась в единственной версии на плохонькой кассете. И так случилось с ещё одной песней. Я думаю, что в принципе, они имели право выйти на каком-нибудь сборнике - ремиксы такие редкие. Вот так вот получилось. Комических случаев возникает очень много, какая-нибудь музыкальная ошибка, если её не поторопиться стереть, со временем окажется очень интересной музыкальной находкой, каких было в этом альбоме очень много. Вообще, я думаю, альбом будет слушать просто интересно, потому что идея этого альбома - "Тестя" - поскольку к каждой песне подходилось отдельно, каждая песня решалась индивидуально, - альбом получился как мозаика, в которой самые разнообразные цвета и камушки попадаются, и зеркальца попадаются, и какие-то стёклышки и белые, и прозрачные, и коричневые, и матовые, вот так и этот альбом. Когда заканчивается песня - непонятно, что тебя ждёт дальше, потому что может быть всё, что угодно, полистиличный очень альбом.
--А кто у вас в группе придумывал аранжировки в песнях?
-- Традиционно - Женя Каргополов. Это у нас как бы... Мне трудно в процентном отношении. Большую часть, конечно, сделал Женя, и в какой-то мере Лена - клавишница наша. Всё это происходит, поскольку, перед моими глазами, то есть какие-то совершенно неприемлемые вещи, куда их буйная фантазия заводит - я уже не дрогнувшей рукой обрубал, ну и итоге... Вот Женьку если спросить, то он будет говорить, что мы аранжировки делали вдвоём, но как всегда получалось, что у нас - когда мы с Женькой работаем, - у нас получаются две головы - его и моя, - и две руки - его, потому что у меня в музыкальном плане рук-то вообще нет. В общем, так получается, что все аранжировки делало вот это существо - о трёх головах - моей, Женькиной и Ленкиной, и о четырёх руках - Женькиной и Ленкиной. Такой вот осьминог вот это всё и сделал. Но лидирующую, конечно, занимал Женька. Часто были аранжировки для меня совершенно непривычные, потому что больше двух лет многие из этих песен мы играли вот этим составом с баяном, как группа ТАЙГА, и поэтому некоторые песни мы делали совершенно революционно для нас, и я сразу иногда не отвергал, мне требовалось время, чтобы послушать, понять, и как правило, я соглашался. Когда два года играешь одну и ту же музыку, не записывая её, взгляд замыливается.
-- Вот Олег Манагер сейчас переехал в Новосибирск и тоже музыкой занимается. Вы ничего не слышали из того, что он сейчас делает?
-- Ну, Олег... Он человек обстоятельный, неторопливый, процесс у него происходит потихоньку. Я знаю, что у него на бас-гитару пришёл Саша Никифоров, тюменский человек, пришёл Дима Шатохин, мой бывший гитарист, но может быть и нынешний, поскольку по составу у нас до конца определённости нету, вот и они пока втроём, пытаются наладить репетиционный процесс и аранжировки, но результатов конкретных, по-моему, ещё не было.
-- А новые песни Олега вы слышали?
-- В акустике слышал...
-- И как вам они?
-- Да мне Олеговские песни... Они у него очень сложные, трудно их оценивать однозначно, как бы сказать, я вообще в своё время и Олегу говорил, что Олегу для его воплощения творчества нужно искать нетрадиционную форму... Возможно, что это должны быть какие-то композиции, где идёт какая-то очень интересная инструментальная музыка, поверх которой выразительно, как-то правильно, или неправильно, читаются Олега стихи. Потому что столь насыщенные тексты, исполняемые в быстром панке, просто, по-моему, до слушателя не успевают дойти, и поэтому смысла в таком музицировании я не вижу, когда слова, которые ты вынашиваешь долгое время, вкладываешь туда и душу, и сердце, и ум, - в итоге теряются за этим валом хаотической музыки. Моё мнение, что Олегу надо вообще стилистику менять, просто придумать какую-то свою музыку, свой стиль, а стихи мне у него очень нравятся, а как песни - ну я говорю, что как они воплощаются, мне не нравится.
-- Понятно... Вот ещё о музыкантах поговорить - когда ИпВ к нам приезжала и обещал Неумоев приехать, но что-то не сложилось...
-- Да я с Неумоевым никак не общаюсь и общаться не желаю... У меня по поводу него своё личное мнение и творчество его меня никак не волнует. Не знаю... Ничего не знаю. Я знаю, что ЧЕРНОЗЁМ должен был выступать в Москве и Ярославле, творчество вот этой группы меня очень интересует, нравится мне очень...
-- Они должны ещё 18 мая в Тюмени играть - Ник Рок-н-Ролл устраивает фестиваль "Тюменские Куранты", там они будут играть.
-- Подробностей я не знаю. Последнего я видел из тюменцев Сашу Андрюшкина, это было вот накануне... Какого был концерт ОБОРОНЫ - 14-го?
-- Пятнадцатого.
-- Вот я Сашу Андрюшкина видел, он ещё ничего не знал об этом. Я слышал КООПЕРАТИВ НИШТЯК, Саша привёз два их последних альбома, один из них мне очень понравился - и музыкально, и... Интересный очень альбом.
-- А как вы относитесь к барнаульскому року? Вот были позорные концерты, ну, по мне - позорные, концерты РОК ПРОТИВ СИОНИЗМА с участием ТЁПЛОЙ ТРАССЫ.
-- Я не знаю... Вот это всё, как бы, скажем, формально мои коллеги, что ли, по панковскому прошлому - и ТЁПЛАЯ ТРАССА, и как там у Саши Оптимиста называется группа, я забыл?
-- ПОСТОРОННИЕ, что ли...
-- ПОСТОРОННИЕ, по-моему. Я их музыку нынешнюю не очень понимаю, и мне гораздо ближе такие люди как Слава Кобзарь, ДЯДЯ ГО, или Саша Подорожный, такие люди барнаульские. И причём, на мой взгляд, вот с точки зрения ярких групп, Барнаул - это один из редких городов, ну, на уровне, может быть, Тюмени, да я даже не скажу, что Новосибирска, потому что, если не считать КАЛИНОВ МОСТ новосибирской группой, потому что они уже здесь достаточно редко бывают, то есть, чтобы в городе находилось три-четыре ярких группы, как в Барнауле, в Новосибирске такого, по-моему, нету. Поэтому к Барнаулу у меня отношение крайне уважительное, и домашнее, и даже, честно говоря, если бы не какие-то объективные условия, я бы вообще не возражал переехать в Барнаул, там жить и там музыку делать.
-- Интересное заявление...
-- Я не знаю, почему-то так складывается уже, может быть из-за того, что в Барнауле есть такие люди, как Женя Колбашев, который занимается организацией концертов, - нормальных концертов, и хорошо всегда это проводит... Получается так, что если мы в Барнауле в год выступаем раз пять-шесть, то полноценных концертов в Новосибирске мы даём один-два, не считая каких-нибудь акустик в клубах или ещё каких-то. То есть я выступаю чаще в Барнауле, и там меня больше знают, и даже такая ситуация, что, несмотря на то, что мы какие-то записи передаём на новосибирское радио, в Барнауле и чаще их крутят, и даже получается так, что новые песни вперёд отдаю в Барнаул, на барнаульское радио, чем на новосибирское. Такое впечатление, что там... Может быть, благодаря тому, что человек проводит - Женя Колбашев, допустим, концерты, которые проходят практически каждую неделю, каждые две недели. Существует очень плотный такой костяк слушателей, который и поддерживают друг с другом связь, их там, не сказать, чтобы много - двести, триста человек, но так достаточно организованы. У нас, я подозреваю, потенциальных слушателей, может быть и тысяча каких-то там нормальных, может быть и больше, но все они очень рассеяны благодаря тому, что нет нормального клуба, где бы эти концерты проводились с какой-то периодичностью. Поэтому организовано в Новосибирске всё гораздо хуже: Но здесь родственники, здесь друзья, здесь музыканты все, поэтому, конечно, уехать не удастся, но...
-- Как вы сейчас относитесь к Егору Летову после всех этих концертов, американских гастролей и т.д.?
-- Я не знаю. Человек Егор взрослый, поэтому я думаю, что ситуацию он оценивает вполне адекватно, так же как и я. Если он считает возможным ехать в Америку, значит, у него есть какой-то внутренний резон. Осуждать мне его трудно. Как бы я поступил - я не знаю, потому что мне таких предложений не было, какой смысл мне отвечать на этот вопрос... А как он поступил - я думаю, это его личное дело. Я одно могу сказать: Игорь Фёдорович обладает таким изворотливым умом, что любой свой шаг он так оправдает круто, то есть во время бомбардировок поехать в Югославию - он так на это ответит, я уж не знаю как. Что он партизаном туда поехал, взорвёт Манхэттен в это время или ещё что-нибудь...
-- Подошедший покурить Каргополов: Кто-кто?
-- Да Летов. Я знаю, что на любой каверзный вопрос он найдёт будь здоров ответ. Да у меня-то отношение нормальное, единственное, что мне кажется - кризис в группе какой-то есть, и с людьми, и с музыкантами, и отношения внутри коллектива. Я бы, конечно, от души хотел, чтобы ОБОРОНА вернулась к яркой творческой деятельности, чтобы записывали новые альбомы, делали новые программы, ну чтобы произошло какое-то движение. На мой взгляд, то, что сейчас происходит с ОБОРОНОЙ уже несколько лет, ну, в частности, после выхода "Невыносимой Лёгкости Бытия" и "Солнцеворота", - просто вода в ступе толчётся, ничего не происходит.
-- Дима уходит обратно в студию, на его месте остаётся Каргополов.
-- Вопрос провокационный: где вам больше нравится играть - у Димы или в АФРИКЕ?
-- Каргополов: Это разные вещи совершенно... У Димы со Славой разное творчество, разные песни... Вопрос очень провокационный, надо сказать! Как бы ответить на него корректно...
-- Служба такая.
-- Ну да, вообще я понимаю... Да, в общем, со Славкой нравилось играть, с Димой мы как бы больше сотрудничали, с Димой, наверное, всё-таки покрепче, потому что у нас взаимопонимание, у нас уже до того дошло, что мы... Понимаешь, любое дело делать вместе очень сложно, допустим, строить дом, тем более, что дом должен принадлежать вам двоим, не просто строить для кого-то, а именно вам двоим, понимаешь? Вот вы будете в нём жить. Очень сложно, потому что один видит так, другой видит сяк, понимаешь, и на этой почве как правило молодые коллективы разваливаются, да и не только молодые. А здесь - у нас как бы больше взаимопонимания, понимаешь, и мы давно уже сотрудничаем, и мы уже научились делать именно вместе музыку. Это очень важно.
-- Понимаю. А вот по сравнению с тем, что вы делали вместе в альбоме "Девочка И Рысь", изменился ли Дима как музыкант, и если да, то как?
-- Дима изменился как музыкант!.. Ну, всё идёт вперёд, собственно и я изменился, и... В лучшую сторону, конечно, песни такие стали менее политичные. Они собственно и были менее политичные, сейчас вообще вот эта тема очень затрагивается. А в АФРИКЕ, там, ну как сказать, видишь... Тем более, что мы писали новый альбом, и я как бы влился только в группу, я же с ними не играл до этого. Я влился прямо на записи, надо было попробовать вести себя очень корректно, и в то же время - ну, чтобы получилась музыка. Это очень сложно. Можно же, ну сам знаешь, сказать: "Ребята, вот должно быть так!", знаешь, вот как сейчас говорят, приходит какой-то человек в группу, в какую-то молодую... Такого у нас не было, мы вместе делали, то есть для них это как бы начало было, то есть первый альбом, а у меня как бы была уже работа. Сложнее было, конечно, сложнее делать.
-- А то, что сейчас вы записываете с Димой, вам нравится?
-- Ну, конечно, нравится, если б не нравилось, мы бы не записывали. Я думаю, что это получится лучший альбом из того, что мы делали.
-- Я слышал, что вы играли с Алёной Апиной когда-то, было такое?
-- Да ну я с ней не играл, ты что, это я просто... На студии есть такое понятие - "сессионный музыкант", и я буквально ей очень коротко записал, это было очень давно, не знаю. Уже, наверное, Алёна про это и не помнит.
-- А как вообще получилось, что вы так законтачили?
-- С кем?
-- С Апиной.
-- Да мы не законтачили, просто на студии ей был нужен музыкант. За деньги, это же всё...
-- А-а-а...
-- Не в том дело, что вот, давай скорей... У неё же очень много музыкантов переиграло. Поэтому здесь нет ничего такого. Нужны деньги - иди работай, записывай. Я в Москве там многим какие-то треки прописывал. Нормальные вещи.
-- Вот ещё про АФРИКУ - с какими группами известными вы в Москве играли?
-- С МОРАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ играли, с БРАВО, с ЛЯПИСОМ-ТРУБЕЦКИМ, с КРЕМАТОРИЕМ, я сейчас даже и не вспомню. Со ЗВУКАМИ МУ мы играли, со многими играли. ЗВУКИ МУ - это уже без Пети Мамонова, на концерте памяти Башлачёва, но они играли, они не пели, просто вышли, поиграли. А там очень большая солянка была - и с Вороновым - КРОССРОУДЗ, многие были, со многими играли в Москве.
-- А по отношению к ЧЁРНОМУ ЛУКИЧУ - какие перспективы, вы долго будете вместе играть, или на время пришли?
== Мы собрались делать живую программу, такую сильную программу, в смысле электрическую, я думаю, что надолго. Как загадывать? Вот трамвай завтра переедет кого-нибудь из нас, вот тебе и надолго. (самый оптимистичный гитарист в мире - это знаменитый Евгений Каргополов). Вообще надолго, потому что сейчас с АФРИКОЙ там пока некоторые сложности, я думаю, что в ближайший период у них вообще ничего не получится. Мне так кажется, мне интуиция подсказывает. С другой стороны, очень много времени прошло, последний концерт у нас был перед Новым годом, если бы что-то налаживалось, оно бы и налаживалось, время же идёт, надо же реализовывать свои задачи.
-- Какие тюменские группы вам нравятся?
-- О, из тюменских... Я вот знаю Рому Неумоева, группу эту, как она:
-- ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ.
-- ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, знаю музыкантов там - Сашку Андрюшкина... КООПЕРАТИВ НИШТЯК тоже из Тюмени по-моему, да?
-- Да.
-- Вот КН мне в своё время нравился, мы с ним ездили на гастроли. ИпВ на кассетах... Мне некоторые песни нравятся очень сильно. Вообще в Тюмени очень классные музыканты, а живьём - что-то вот не знаю... Сейчас нужно сделать так, чтобы живьём это можно было слушать. Потому что понимаешь, они вот приехали в прошлом году, - ну мусор, мусор. Музыка-то такая, как сказать... Всё понятно, что панк, всё ясно. Звучание отсталое очень, модным такое звучание было лет десять назад. Сейчас же вот смотри - технология вперёд, и всё вперёд! Панки совершенно другие уже, они не такие, они не грязные уже - панки, как это было. Мы почему-то всегда маленько сзади, чем все, а надо быть в ногу - только тогда что-то будет. Я не хочу сказать, что мы на данный момент в ногу, но надо, по крайней мере к этому стремиться. А там, по ходу, никакого стремления нет, такая запись у них... Даже у нас здесь молодёжь есть - группа ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ, они и то как-то вот, хард-кор какой-то они играют, причём, ну крепко, для молодой группы это очень, я считаю, что нормально. А вот у них что-то вот такого пока нет, неразборчивость из звука... Ну, народ приходит, понятно, что я там, Димка, ну или кто знает - вот они приходят и слушают их, понятно, что это ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ, люди эти, всё ясно, альбомы слышали. А человек, который пришёл первый раз на такой концерт? Это же очевидно, что он ничего не поймёт - просто ничего не поймёт. Та же самая система с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ... Менять надо саунд, менять звук надо, по крайней мере, стремиться к этому. Конечно, должно быть своё лицо, но лицо же оно не вот в этом заключается (Женя пантомимой изображает припадочного гитариста). Лицо заключается в мелодиях, в текстах - ну, всё это вместе, а потом уже саунд, вот это вот я понимаю...
-- И вот всё, что вы перечислили - это всё в Диме, наверное, есть?
-- Ну да, я же говорю - мы же меняемся постоянно. У Димы же тоже первые альбомы - "Ледяные Каблуки", - тоже выполнены в таком звучании - жужжащем. Но видишь, время идёт - "Девочка и Рысь", "Будет Весело и Страшно", вот этот альбом - под рабочим названием "Тесть". Всё меняться должно. Последний Дэвид Боуи не слышал? (Я же говорю, что Каргополов - самый главный оптимист)
-- Гм... Нет. Я зарубежных не слушаю вообще.
-- Вот послушай, возьми. Вот, пожалуйста, какой он был - какой он сейчас. И желаю, чтобы все так делали.
-- Понятно, спасибо!
-- Пожалуйста.
Женя уходит обратно в студию, а мы с Димой продолжаем разговор.
-- Дима, я вам как-то приносил "Шиповник" #8, как он вам?
-- Ну, мне понравился он, хороший журнал. Это, я понимаю, преемник "Чернозёма"?
-- В принципе, это он и есть, просто переименован был.
-- А почему переименован был?
-- Не знаю, захотелось Крюгеру, вот и переименовал, наверное, а может, потаённый смысл был...
-- Мне вообще нравится, радует, то, что продолжается традиция независимой прессы, и есть такие творческие люди, которые этому уделяют внимание - читатели, и люди, которые это издают.
-- А ваше вообще отношение ко всем тюменским делам? В Тюмени, на мой взгляд, есть много такого, чего нет нигде - к примеру "Белый Кот" во главе с Ником Рок-н-Роллом, который регулярно проводит концерты и т.д.
-- Да я не знаю, наверное, положительное, потому что когда я последний раз Ника-то видел - полтора года назад почти, может быть, это в такой степени не было развито. Я считаю, подобно тому, как в Барнауле хорошо организовано, если есть в Тюмени человек, который нашёл место, организовывает концерты с большой периодичностью... Я думаю, это хорошо. У нас такого нет, например, какие у нас - "888" что ли? Смешно просто.
-- А что последнее из записей вы слышали из Тюмени?
-- Вот - КООПЕРАТИВ НИШТЯК, "Двадцать Пять Маленьких Джонов Леннонов", последний их альбом. Я поскольку сейчас сам стал в музыке менее экстремальным, мне понравился этот альбом своей музыкальностью, очень интересно. Музыкально очень интересно сделан - много живых, экзотических инструментов, органов, ксилофонов, и гармонь там есть, и всё, что угодно. Музыкально очень богато, по мелодике, мелодичный очень альбом. Из сибирских, из последних записей, - это самое интересное, что я слышал.
-- А никовский не слышали последний альбом "Вечник: Траур и Туш"?
-- Нет, Ника вообще давно не слышал.
-- Помните книжку про Янку? Чем она вам не понравилась?***
-- Да всем не понравилась. Получается, что... Смысл книги непонятен - это сборник статей о Янке, причём большая часть этих людей, которые видели Янку только на концертах и делятся впечатлениями об этих концертах, что само по себе, так сказать, не очень важно, потому что существует это всё как-то в видеозаписях, аудиозаписях, то есть, каждый может сказать собственное мнение. А остальное составляют мнения людей, не которые её знали близко, а которые опять же, пересекались где-то в столице или в Питере на тусовках, проводили короткое время в её жизни. И в общем-то, по сути, ничего интересного или глубокого и внутреннего - Янка не из тех людей, которые открывают первому встречному свою душу... То есть, не понятен смысл - подборка материалов посторонних людей. Там есть даже как показательный фактор - Кузю УО спрашивают или Ромыча, я уж не помню, - "А что ты можешь сказать?", а он говорит: "Да ничего особенного не могу сказать! Вот не знаю, что за человек, не могу ничего сказать", - это люди, которые знали Янку на порядок больше, чем те люди, которые решались что-то о ней сказать. Само по себе факт хороший, то, что человека не забывают такого хорошего, и помнят, и как-то напрягаются. Но суть в том, что, есть, допустим, Аня Волкова, которая ближайшей подругой Янки со школы была, - почему-то ей в этой книге не нашлось ни строчки. Есть, допустим, в Томске Юля Шерстобитова, которая долгое время была ближайшей подругой, и Янка общалась только с ней... У нас с Янкой тоже были свои отношения, у Манагера тоже были свои отношения какие-то достаточно внутренние... Я знаю, что, может быть, так, как себя она вела в кругу друзей, она себя не проявляла ни на какой тусовке, ну, то есть, это была как одна большая семья, и понятно, что отношения были открытыми, и чистыми, и искренними. И поэтому, писать книгу о Янке и пересказывая мнения посторонних людей, ну понятно, что они все хорошие, но сложился какой-то определённый стереотип, пережёвывается который раз, и всё...
-- На какие вопросы вам бы хотелось ответить самому, может, поведать что-нибудь интересное?
-- Ведать ничего особенно не хочется... Вот уже четвёртый месяц живём в состоянии создания альбома, всё с этим связано, очень хочется, чтобы он получился. Было бы интересно услышать мнения людей, которые его услышат, потому что альбом будет для меня очень неожиданный. Люди, которые слышали мои более ранние работы, будут удивлены - хотелось бы, чтобы это было приятное удивление. Я знаю, слушатели у нас консервативные, многие новые вещи не принимают, немножко волнуешься...
-- Ну, не все такие.
-- Часто бывает так.
-- Ну и напоследок: пожелайте что-нибудь тюменцам.
-- Тюмень вообще один из самых славных рок-н-ролльных городов нашей страны, может быть, и не только нашей страны. А, вот ещё забыл сказать по поводу интересных групп - ПИАСТРЫ ФЛИНТА очень мне понравилась тюменская команда, альбом мне Саша Никифоров передал, очень понравилось, это тоже очень яркое событие в музыкальной жизни. И хотелось бы, чтобы таких - и таких, и всяких разных групп в Тюмени было всё больше и больше, чтоб старые не разваливались, новые подрастали, чтобы были люди, которые бы обо всём об этом писали, освещали, было где выступать, кому слушать эту музыку. Такое пожелание.
-- Спасибо!
(*) - эпохальный концерт ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫЖИВАНИЮ и ЧЁРНОГО ЛУКИЧА, состоялся стараниями Дмитрия Сафрина 30 мая 1998 года в кинотеатре "Победа" (Новосибирск).
(**) - нынешняя ритм-секция ЧЁРНОГО ЛУКИЧА выглядит так: барабанщик Герман Шабанов и басист Алексей Грачёв (ex-АФРИКА).
(***) - ужасная книжка "Янка Дягилева. Придёт вода" выпущена питерской журналисткой Екатериной Борисовой и, кажется, фирмой "Искер", 1998 г.
Сергей Ахметов
(Новосибирск, газета
"Тёмная Лошадка").
Примечания :ЛЕНИН:а
Наконец, единственное печатное издание книжки "Придет Вода" -- совершенно пиратское, и никакой ответственности за подбор, качество и вычитку текстов Борисова и Соколов не несут. Подробное объяснение ситуации прилагается.
Другие тексты про Черного Лукича