With friends like these...
[ О проекте | Лента | Поиск | От составителя ]

Архивы френд-ленты Livejournal.com (Fenya: 02.2001-10.2002)

[ Fenya's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Fenya  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

Записи 60-79 (Memories)
|  0-19  |  20-39  |  40-59  |  60-79  |  80-99  |  100-119  |  120-139  |  140-142  |

Michael Bolotovski: vkrestah 11:08, November 2nd 2001
eremei

                                                                      
      Слово в защиту насекомых
    (К обмену репликами с trurle'м об этом и об этом)

    Воспроизожу здесь свою старую (четырнадцатилетней почти что давности) статью о стихах Александра Левина. Изъять бы сегодня из нее пару-тройку экстремистских формулировок... да уж что было, то было.

    СЛОВО В ЗАЩИТУ НАСЕКОМЫХ

    Начиная обзирать стихи Александра Левина... Нет, постойте, что это за слово - "обзирать"? Различима в нем неблагозвучная и совершенно посторонняя двусмысленность. Я желал употребить лишь слово "обозревать", и надо же - вышло этакое... Ибо не следует браться за критическое перо сражу зе по прочтению стихов. Вот - извольте - "сражу зе". Опечатка; а впрочем - нет ли тут какого-либо тайного смысла? Ведь увидав в стихах Левина слово "дьвол", я долго искал ему истолкование (сами стихи к тому обязывали!), но не нашел, и успокоился лишь тогда, когда в следующей строфе встретил разгадку - речь о дьяволе. Всего-то! А я уж успел надумать невесть чего, какой только вздор в голову не шел... Впрочем, мне простительно. Стоит автору хоть раз оглоушить читателя неразгадываемым символом, как тот, несчастный, принимается отыскивать тайны решительно во всем, и уж, разумеется, чаще там, где их нет, - а не найдя, казнит себя и ругает дураком или (что хуже) озлобляется как на всю мировую литературу, так и на ее отдельных представителей. Увольте, увольте меня от озлобления, а разрешите только произнести краткое слово в защиту насекомых. Но прежде...

    Прежде признаюсь, что первое мое впечатление от стихов Александра Левина было ошибочным. Не в том смысле ошибочным, что я, мол, сначала счел эти стихи прекрасными, а потом передумал и увидел, сколь они плохи (отнюдь нет! - стихи талантливы и скорее хороши); ошибка заключалась в выборе поэтического предтечи Левина. Тогда сама собой возникла мысль о Хлебникове. Немудрено.

    Вот у Левина:

    Смеящик здоровянный, стоитственно молчацкий,
    гундосый шкафиози, лялярий труляляцкий.
    Показывало выпучил: любо-очные истошнии,
    ур-радости пупафные, издохновенье мошшное.
    ...
    Изъячествуют грымзо мадамные фификторши.
    ...
    Шайбуйствует, поючит, талдычет спальцем в кадр
    пояркий и пестрический простратственный шкафандр.

    ("Выливайзор")


    А вот у Хлебникова:

    Я смеярышня смехочеств
    Смехистелинно беру
    Нераскаянных хохочеств
    Кинь злооку - губирю.
    Пусть гопочичь, пусть хохотчичь
    Гопо гоп гопопей
    Словом дивным застрекочет
    Нас сердцами закипей.

    (Из книги "Дохлая луна", 1913)


    Застрекочет! Тем более, что "застрекочет"! Тут, как сказали бы в верхах, крепнет и развивается нерушимая связь Левина с Хлебниковым. В стихах Александра так много насекомых вообще и так много стрекота в частности (есть даже существительное "стрекочик"), что это потребует отдельного разговора. А пока - вот еще пример:

    У Левина:

    Лети мое леталище
    стальное рукокрылище
    огнепальное моторище
    сердечно-сосудистовое!!!

    и внял ему божища всеприсутственный
    и приподнял за наушники
    и облобызнул
    и елеем поелеил
    как из верхней половины человека

    а тот вскочил в своем колбасилище
    и кратно ему проурал

    и дивно таращилалось него
    пустоэхое опустелище
    и гордилось йим

    ("Адекватный перевод")


    (На полях: никогда не мог понять, чем три восклицательных знака отличаются от одного... но это на полях. Вернемся к теме.)

    У Хлебникова читаем:

    "Летатель... "Лётское дело" - воздухоплавание. Для женщин удобно сказать "летавица"... Первак воздухолетения... Летчайшина... Летивейший из русских, летивейшина г.Петербурга... летоба - авиация, как проявление жизни..."

    ("Пощечина общественному вкусу", 1913)


    Перечисление подобных сходств можно затянуть на добрую полусотню страниц. Однако, в самой идее поиска заимствований мне видится что-то порочное. Разоблачение эпигонов, столь увлекшее нынче многих наших критиков, отчего-то напоминает мне о трудах хабаровского прокурора Ковбасюка, недоучившегося студента-филолога, строившего обвинительные заключения на стилистических сходствах статей и писем подсудимых со статьями и речами Троцкого. Ирина Бенционовна Роднянская, громя в третьей книжке "Нового мира" стихи Парщикова, утверждала, что Алексей говорит одновременно голосами Маяковского, Ахмадулиной, Вознесенского, Бродского, Заболоцкого, раннего Пастернака, того же Хлебникова и, в довершение всего, Мандельштама.

    Если это действительно так - он гений.

    Ведь очевидно, что поиск поэта, который не вырос ни из кого, а чудесным образом сформировался сам по себе, на абсолютной литературной целине, - этот поиск сколь увлекателен, столь и бесполезен, ибо такого поэта нет и, даст Бог, никогда не будет.

    Нельзя же, судя по строкам Левина:

    Но все как безумный лопочет густой телевизор,
    и все как по нотам задорно танцуют поюны.
    А рядом проходит дремучая партия баса
    по лестничной клетке на третий этаж со второго

    ("Жемчужина")
    -

    утверждать (вспомнив "И некому молвить из табора улицы темной..."), что это - мандельштамообразные стихи! И нельзя, увидев у него

    утюгатыми ногами...
    ...
    рычагатыми руками...
    ...
    Он прикатит на меня телегу,
    изобьет рублем,
    арестует, заматует
    и ударит костылем

    ("Композиция в стиле рок")
    -

    тревожить тень Корнея Чуковского, ибо (во-первых) автор сделал это и без нас, и (во-вторых) стихотворение само по себе не имеет малейшего отношения к "Мойдодыру". Зато на примере этого стихотворения можно делать сопоставления чуть более интересные, не на одних только внешних признаках основанные. Итак, некто с утюгатыми ногами и рычагатыми руками лезет в дверь к автору, желаючи избить его рублем, арестовать, заматовать, ударить костылем и, наконец, посадить всуе помянутого Генералиссимуса управлять страной. Что же дальше? Ситуация, прямо скажем, скверная.

    Но ломается пружина
    с криком петуха,
    и безумная махина
    уползает от греха,
    и, ладейным шагом мерным
    уходя в зенит,
    кулаколоколом медным
    медленно грозит...


    Отметим отличное слово "кулаколокол". Но вспомним неизбежно приходящую на память песню Александра Галича о ночном параде сталинских статуй. (Тут я еще раз хочу уточнить: речь не о заимствованиях! Автор вполне мог и не слышать этой песни, а хоть бы и слышал - стихотворение отличается от нее во всем, кроме, разве что, концовки - ведь и у Галича "утром розовым... восвояси уходит бронзовый". Но здесь, видимо, простое совпадение.) Итак, отчего я отдаю предпочтение варианту Галича и зачем - применительно к стихам Левина - вообще затеян этот разговор. На первый вопрос есть субъективистский ответ: Галича слушать страшно, а Левина - хоть режь! - нет. Тут мне возразят: к гордой, презрительной насмешке над собирательным Сталиным-сталинистом, исчезающим всего-то от петушиного крика, и призывал нас автор! Ежели так, то дозвольте мне все-таки "бояться по Галичу", а не "смеяться по Левину".

    Перечитывал недавно Чонкиниаду Войновича, и понял, наконец, что именно всегда смущало меня в этой книге. Не готов я к панибратству со Сталиным, Молотовым и Берией тож. Не готов смеяться над этим, тошно мне. Как тошны анекдоты об Олимпиаде в Освенциме - с заплывами в серной кислоте, метанием черепов и бегом по пересеченной комсомолке. И в самом снижении "планки серьезности", в традиционном ныне смешении сталинизма и сталинистов видится мне немалый изъян и причинно-следственный сумбур. А для стихов Александра Левина характерны и панибратство с великими злодеями или великими поэтами ("И бледный ангел низошел / к нему на темя. / А он все пел, / и свет вспотел, / и то и дело / спускали воду, / гром гремел, / свеча горела", - "Певец"), и причинно-следственная путаница, и все это приводит его в конце концов к закономерному стихотворению "Новая история", которое весьма символично поставлено финальным.

    Он падлой женщиной рожден
    в чертоге укуса и брома.
    Имелась в тюфяке солома,
    имелся семикратный слон,
    имелась троица волхвов:
    Петров, Бурмакин и Орешин,
    подарки: мыло, пуд черешен
    и пожеланье быть здоров.


    Пастернакопроисхождение стиха честно признано автором и в этих строчках, и в последующих ("Засим имелся сеновал..."). В чем же суть дела? Нам предложен еще один вариант Второго Пришествия. Христос-октябренок, Христос-пионер, Христос - сын врага народа, Христос - сирота при живой, но пьянствующей и б....ующей матери... и, наконец, в сакраментальные годы застоя - Христос, давно забывший о своем Божественном предназначении, простой совслужащий. Такова "Новая история".

    Подозреваю, что Иисус, даже поставленный автором в такое свинское положение, все же в моей защите не нуждается. Тут другое. Ну, казалось бы, стихотворение душеспасительно: мол, не докатывайтесь до жизни такой, православные граждане!.. Но так ли? Восхищает, насколько сильна в авторе вера в беспредельность и всемогущество тоталитарной системы. Насколько же беззащитен - по его мнению человек - перед "безумной махиной" сталинизма и, пуще того, брежневщины, насколько слаб он, что даже Христос, одолевший сатану, не в силах ей противостоять. Самооправдание, самоутешение лирического героя: не я, дескать, один... вон, сам Христос, и тот... Увы, осознанно или подсознательно затеянный спор с Пастернаком заканчивается не в пользу Левина, ибо стихи и жизнь самого Пастернака - убедительное за весьма малыми изъятиями опровержение удобных сетований на непреодолимость преодолимого.

    ...Однако, настала пора вернуться к Хлебникову и объяснить, отчего первое, поспешное суждение о родстве Левина с Великим Будетлянином было затем признано ошибочным и отметено. Тут уместно призвать на помощь самого Хлебникова. "Слово шире смысла, - писал он в брошюре "Трое". - Слово (и составляющие его звуки) не только куцая мысль, не только логика, но главным образом заумные иррациональные части, мистические, эстетические...". В полемику с кубофутуристами ввязался тогда Чуковский, но и он вскоре для самого себя незаметно заговорил едва ли не по-хлебниковски: язык должен быть "самовитым", слово - самоцелью, а не "скромным средством для выражения мыслей и чувствований, подвластных logos'у".

    Логос, смысл, слово, мировой закон, гераклитов разум. Именно дурно понятый, до внятности ужатый разум всегда вступал в противоречие с очевидной стихийностью жизни поэтического слова, отказывал ему в праве на "самовитость", не давал многим и многим поэтам постичь те реальные законы, которым все-таки подчиняется эта стихия. Но только способность слепо идти за словом, жертвовать кажущимся смыслом ради звука - и никогда наоборот! - вот что во многом определит будущее русской поэзии. И те смыслы, что таятся во внешне странных сочетаниях слов и созвучиях, станут ясны.

    Увы, рассудочное словоконструирование в стихах Левина лишь в редчайших случаях основано на самоценности и самоцельности слова. Конечно, за одно только

    Пискливый комарад слетает,
    вонзило ловкое надрючив

    ("Ночь")


    можно простить и десятки мертворожденных слов; и банальности (верхом которых является песнь о лебеде, поставившем щуку раком - анекдот прадедушки), и по-шестидесятнически настойчивые обличения "мурла мещанина", из которых, естественно, проглядывает весьма сходственное мурло; и нерусскости (типа "ножки сучит" или "Мы вам не дадим обижать амфибрахий, / суровый и мощный любимец богов" или "ее полет следя глазами"), и многое, многое можно простить... Но общее впечатление от коллекции неологизмов Александра Левина невеселое: это скорее не поэзия, а хобби - нечто вроде собирательства марок Республики Барбадос или гравировке "Материализма и эмпириокритицизма" на срезе ячменного зернышка.

    И это тем более невесело, коль скоро речь идет о поэте безусловного дара.

    Приветливо-пристрастный и вдумчиво-шальной
    под дождиком прекрасным он ходит босиком
    и, детскую улыбку подмышки приподняв,
    какую-то липучку бормочет нараспев.

    Бегут в больших галошах автобус и такси
    и брызгают в прохожих испачканной водой.
    И падает полтинник из тучи прямо в грязь,
    и лужа улетает, взволнованно дымясь.

    А он себе бормочет, и, локти разведя,
    на воздухе продольном взлетает над землей,
    и в воздухе спиральном кружится босиком,
    и детская улыбка летает высоко.


    Стихотворение без названия процитировано полностью. Оно представляется мне совершенно цельным. Но и "нецельные" стихи Левина переполнены отменными строками и теми едва заметными странностями, которые позволяют отличать поэзию от рифмованного нудежа. Даже в таком неровном и в общем-то бестолковом стихотворении, как "Домашние чтения у поэта "Юры", вдруг находится такой поворот, который дорогого стоит.

    Под чугунным абажуром
    пахнет сладким ля-мажором,
    запрещенным рыбьим жиром
    и затоптанным пожаром.
    Там развешивают уши,
    там разгуливают мыши,
    там поэты будят души,
    дышат, пишут, пашут, пьют.


    Пьют! Я с тоской во взоре ожидал здесь неизбежной рифмы на слово "мыши"... ну, например, "дышат, воют, пашут, пишут". А тут - "пьют"! Этот сбой, повторюсь, дорогого стоит. А вот стихотворение "Наблюдение птички" - это готовый сценарий для грузинской короткометражки, но и поэзия притом! Вот добрые люди, надев шляпы, фотографируются - ждут, "чтобы вылетела птичка"...

    И там же был хозяин птички
    со странно вытянутым глазом,
    таким квадратным как скворечник.
    И эту птичку выпуская
    на светлом празднике каком-то,
    он предлагал им улыбаться,
    махал пустыми рукавами
    и шляпой горестно мотал;
    он был рассеян и не видел,
    как все же вылетела птичка,
    и чуть раздвинулось пространство
    и с медленным спиральным хрустом
    сомкнулось за ее спиной...


    Мне неведомо, какому из двух представленных в сборнике течений собственной поэзии ныне привержен Александр Левин - стихи не датированы. Допускаю как раз, что порадовавшие меня стихи считает он вчерашними и устремляется в светлую даль словорасчленения. Бог в помощь. Остановить поэта невозможно, и требовательные фразы типа "Хотелось бы, однако, чтобы автор..." - бесполезны. Автор и есть автор, он делает то, что "хотелось бы" ему, а не критикам.

    Но критику хочется только вымолвить на прощанье слово в защиту насекомых. Нет, не жуков, стрекоз, стрекочиков и камарадов, порхающих едва ли не в каждом стихотворении Левина. Речь об ином. Алексей Ушаков некогда сравнил словарь Даля с энтомологической коллекцией, где спят, наколотые на булавку, бабочки русских слов. Вот задача, достойная поэта: как расположить, как разместить этих бабочек в пространстве стиха, чтобы ни одна не пожирала, не забивала, не затеняла других; как уберечь "самовитость" каждой из них и как создать единую "самовитость"?..

    Александр Левин - жестокий энтомолог. Он обрывает махаону правое крыло и пришивает ему крыло капустницы. Он не доверяет природе, ее вкусу, ее языку. И вот перед нами махапустница или, если угодно, капаон. Насекомое прелюбопытное. Сбегаются зеваки, все ахают и дивятся. Но идиллию убивает подвыпивший мужичок. "А летать-то эта фигенция умеет?" - спрашивает он у энтомолога. "Нет, - улыбается ученый. - Летать не умеет. А зачем ей летать? Разве не красива она и без того?". "Пожалуй, и красива, - соглашается пьяненький. - Только вот какая ж это к ядрени матери бабочка, если она не умеет летать?.."

    И еще долго бубнит, пока его не прогоняют прочь.

    Апрель 1988.
      (Оригинал сообщения)
fenya palьmont: just-a-dolnik 18:00, August 22nd 2002
fenya

                                                                      
      RECAP

    Вчера был день рождения моего друга. Мы знакомы 13 лет. Его зовут Маф. Это, конечно, не имя, а "подпольная кличка". Сначала друзья прозвали его "наркомафом", а потом редуцировали до простого и приятного для русского уха "мафа". Лет 10 назад он учился на физика-теоретика, а в летние каникулы работал в пионерских лагерях, в которых меня не было, но, как я догадываюсь, там процветало пьянство, блядство, тунеядство. Однажды Маф вернулся из лагеря и отказался от пива и сигарет. Чуть позже -- от мяса, рыбы, маленького двойного и черного байхового чая. Это было неожиданно -- как для друзей, так и для родственников -- и поначалу воспринималось как чудачество, ведь ему было всего 20 лет. Постепенно народ свыкся, а Маф верен себе до сих пор. В итоге остались только две страсти, которым он никогда особенно не противостоял.

    Маф пригласил меня + еще 5 старых друзей в китайскую чайную "Море чая", что на Фонтанке 91. Он заказал церемонию, и нам выделили маленькую уютную комнатушку, в одном углу которой стоял алтарь, а в противоположном стол с приборами -- место варщика чая. Мы полулежа расположись на подушках. В это время в чайной была какая-то суета, и варщик чая Женя покинул нас минут на 40, узнав от Мафа, что пить мы будем дикорастущий Е Шэн, приготовленный по процедуре Лу Юю. У одной из стен, на полу, стояла книжная полка, откуда я добыл толстую зеленую книжку с названием "ДАО" (большими золотыми буквами). В книжке был Дао Дэ Цзин и сочинения философа Чжуан Чжоу с обильными комментариями. Несмотря на скудное освещение, я листал ее все то время, которое варщик Женя где-то пропадал. Некоторые исследователи полагают, что Дао Дэ Цзин датируется более поздним временем, чем Чжуан-Цзы, что дает основания считать сочинения последнего (более) аутентичным даосизмом. Эта мысль показалась мне симпатичной. Я, конечно, люблю Дао Дэ Цзин, однако слова Чжуан-Цзы входят непосредственно в спинной мозг.

    Варщик чая Женя больше походил на православного, нежели на даоса. Худощавый, с вытянутым лицом, прямым носом, русыми волосами, короткой бородой и ясными голубыми глазами, он был молод и тих. Вернувшись в нашу комнату, он погасил остатки освещения, зажег свечи на своем столике и на алтаре, поставил китайскую музыку для релаксации и приступил к делу. Прозвучали традиционные слова о том, что к церемонии необходимо готовиться за несколько дней, поэтому заказывать ее следует как минимум за два дня, и что, мол, в древнем Китае на церемонию приглашали письмом аж за два месяца. Ну да, почта была не та. Женя рассказал об отличительных свойствах выбранного чая, о том, что чай "проявленный", имеет ярко выраженный янский характер -- особенно в сочетании с процедурой Лу Юю. Потом он насыпал чай в Ча-Хэ -- специальную коробочку для "знакомства" с чаем, и мы поочередно его понюхали. Это должно было настроить участников церемонии на взаимодействие с чаем. Затем он поставил на газовую горелку специальный сосуд для кипячения воды -- Ча-хай, что означает "Море чая". С полчаса в свете свечей в полной тишине мы наблюдали, как закипает вода. При этом время от времени Женя выливал из сосуда или наливал обратно часть воды. У каждого варщика свои секреты.

    Когда он высыпал чай в Ча-Хай, чаинки начали танцевать. Их движения отнюдь не были хаотичными, чаинки равномерно, с одной скоростью, передвигались в воде от поверхности ко дну и обратно -- в свете свечей это смотрелось очень красиво. Танец продолжался минут пять, за это время чай приобрел характерный легкий желто-зеленый цвет. Когда чаинки угомонились, мы приступили к употреблению продукта. Вкус чая с каждой новой порцией становился все более терпким, диким -- "проявленным", объяснил Женя. Что происходило в это время, я помню плохо, т.к. о чем-то крепко призадумался, однако весь приготовленный продукт мы приговорили не более чем за полчаса. Попрощались с Женей и покинули заведение.

    Во время танца чаинок у меня было ощущение, что все происходящее есть магический акт, целью которого была алхимическая трансформация. Однако позднее, уже дома, я подумал, что весь этот антураж, "духовный настрой" и смакование тонкостей изменяющегося вкуса -- все это подобно дырке от бублика, а сама церемония -- квадрату Малевича. Виной тому -- бессмысленность происходящего, которая смущает чувства и сбивает с мыслей, т.е. недостаточное метафизическое содержание церемонии, а нашему человеку без этого никак нельзя. Не помогает делу и заблаговременное штудирование Дао Дэ Цзин.

    Так или иначе, мы выползли из чайной, и нас пробило на хавчик. Полчаса мы стояли на Фонтанке и думали, куда пойти поесть, курили и думали, думали и курили. В итоге тут же за углом, на Гороховой, осели в "Китайской кухне" -- это было логичным продолжением вечера китайской культуры. Мне понравился фруктовый десерт в карамели с кунжутом, который сезам. Короче говоря, в "Китайской кухне" была китайская кухня, ничего особенного не произошло. За исключением, может быть, того факта, что спиной к нам сидела nushka и много курила.

    Маф хороший, я его люблю.


      Current music: john koviak-heaven
      (Оригинал сообщения)
ERROR

Error
You must be logged in to view this protected entry.

Оригинал сообщения

                                                                     
глАзки 00:07, September 21st 2002
glazki

                                                                      
      ТИХО ТАК...


    Алёнушка,милая моя душенька!Чем-то перекликаются наши с тобою посты -ты и я путешествуем по старому ГОРОДУ,странные места-ностальжи-воспоминания.Э-хэ-хэхэ-хэх, поехала на прогулку с малышом за руку и этюдником под мышкой...Отправилась по своим родным старым местам из детства. Кирилловская церковь ,она почти около моего дома на Фрунзе и даже видна из окна.У меня есть такой маааленький этюдничек-в две ладошки размером,в итоге кладёшь эту "игрушку" на ладонь,а другой рукой(левой)))-рисуешь.Я именно эту церковь очень-очень рисовать люблю,наверное потому,что она моя самая первая в жизни.Я там всё до крыши подростком облазила,когда она ещё была просто музеем...Есть ещё одно место в Киеве,в котором я знаю каждый уголок,включая чердак-это бывший планетарий на Крешатике,теперь это у нас главный католический собор,вернее он им и был когда-то наверное...Но я его воспринимаю только как планетарий с чёрным звёздным небом и чудесной подружкой детства Маринкой,она была дочкой человека,который зажигал на небе звёзды и включал рассвет...;)))Мы лазали там,где душа только ни пожелает и даже спускались по боковой пожарной лестнице!!!))))
      (Оригинал сообщения)
анахронизм 17:04, April 30th 2002
grifon

                                                                      
      Пробуждение
    Я умер.
    Ночью.
    И впервые
    накрыла мир такая мгла,
    что боль, давившая на выю,
    ослабив пальцы, отлегла.
    Пропали ветры. Стихли воды.
    Погасли звезды, догорев.
    Дневной огонь, презрев природу,
    не появился на заре.
    И я смирился с новой мукой:
    быть с темнотой навек в родстве.

    Но вдруг мою задела руку
    рука, влекущая на свет.

    Еще я слеп.
    Я глух и хладен.
    Но ощутил и понял вдруг:
    Не Царь меня явился ради,
    но добрый и надежный Друг.
    И, будто бы перед дорогой
    сопровождая на вокзал,
    взглянул Он пристально и строго
    в мои незрячие глаза.
    И, усмотрев на сердце раны -
    следы несбывшейся любви -
    промолвил Он:
    - Покуда рано.
    Не долюбил еще.
    Живи!..


    ЗЫ. О"Санчесу.
    Саш, ты уж прости :) Но я не умею не писать это:((
      (Оригинал сообщения)
анахронизм 13:59, August 8th 2002
grifon

                                                                      
    Я сфинкс из древних Фив.

    Я, в сущности, собака.
    Хозяин мой давно (часы года века)
    привел меня сюда,
    а сам исчез во мраке.

    У лап моих течет державная река.
    Тут миллионы тел отбрасывали тени.
    Здесь мириады ног оставили следы.
    А сколько тщетных глаз
    сдержать слезу хотели,
    и сколько сладких уст
    сливались у воды.
    О, сколько было слов
    Про верность, про измену,
    про ненависть, любовь
    и дружбу, и вражду...

    А он меня просил дождаться непременно
    сказал: сиди и жди.

    И я сижу и жду.
      (Оригинал сообщения)
Hieromonk Gregory 03:53, June 18th 2002
hgr

                                                                      
      "всего два выхода у честных ребят" и одно открытие
    про "два выхода" сказал еще Егор Летов. мы тут всё об одном, о втором, а надо бы и о другом, о первом.

    в последнее время я как-то по касательной прошелся по нашим панкам, т.е. не по классикам вроде ГрОб старого доброго времени, а по "второму плану" или совсем молодым. общее впечатление -- очень по-детски, увы, в смысле что неумело. даже (да простит меня beermandiy) "Наив". по-детски хорошо жить, но плохо -- работать. чувствуется большая напряженка с версификацией -- а это фатально, как для художника, даже абстракциониста, неумение рисовать. впрочем, на фоне других "Наив", конечно, выглядит очень основательно. и там встречаются замечательные по мудрости перлы:

    Совершенно не хочу
    Становиться старше я.
    Быть взрослым - скучно и обычно.
    Никогда не доверяй
    Тому, кто старше тридцати,
    И будет всё тогда отлично


    -- я и сам именно так считаю. (как назло, впрочем, строфу портит последняя строка -- бессмысленная и плохая, к тому же, подрифмовка).

    но зато меня совершенно поразило открытие Шлюза!!! там сочиняет тексты (увы, на сайте некоторых нет) и солирует одна замечательная такая барышня, оправдывающая собственную фамилию. музыку пишет мужеский пол, и она, музыка (вкупе с интонациями исполнительницы!), очень настоящая -- несет не меньшие куски смысла, чем у Янки Дягилевой. и пусть меня не обвиняют в пристрастии к женскому вокалу: я не люблю, не люблю их, женщин, вокал, но -- это в среднем. а самая лучшая для меня Янка и лучшее из нынешнего -- всё как-то оказывается по женской части, и лучше открыто в этом сознаться.

    вот текст (жаль, без музыки!) одного замечательного произведения, про которое ни один взрослый не только не поймет, чем оно замечательно, а ваще не поймет, об чем речь. а, между тем, здесь сказано самое главное о самом лучшем -- т.е. о том самом лучшем, что есть в детях, и что позволяет готовить из них монахов и прочие полезные вещи.

    текст

    АКТРИСА

    1.
    Моя любимая актриса
    Вчера упала за кулисы.
    Над ней смеялись даже дети,
    А я ревела в туалете.
    И в этом зале каждый третий
    Ее страданий не заметил!

    2.
    Я так люблю тебя актриса!
    Я даже бросила учиться!
    Хожу в театр, словно в школу,
    Чтобы тебя увидеть снова!
    Мне в этом зале все знакомо,
    Но лишь бы ты была здорова!

    3.
    Моя любимая актриса
    Вчера упала за кулисы.
    Весь зал кричал и веселился,
    А мне хотелось удавиться!
    Но я запомнила их лица
    И им придется поплатиться!

    (последние 2 строки повторяются много-много раз)

    комментарий

    похоже на La Cantatrice Chauve, но совсем про другое. из абсурдизма заимствуется только литературный прием, но не мировоззрение. Певица (которая Лысая) была бессмысленностью Смысла (в смысле, что даже Смысла), а эта Актриса -- стала Смыслом бессмысленности.

    здесь способность ребенка ("в школу" -- точное указание на тинэйджерский возраст!) любить (т.е. понимать) только главное: не кто кого играет, а кто играет (и вообще что-либо делает). даже если он, ребенок, ходит в театр, т.е. живет "этой долбанной жизнью" (как выражаются мои самоубийцы), то он все равно видит главное. а главное -- это не то, как люди играют, а каково им на самом деле. для тех, кто повзрослел, остаются одни глупости, один театр.

    как известно, христиане никогда не ходят в театр, т.е. никогда не должны становиться взрослыми; это было запрещено еще в Евангелии, если кто не помнит. в театр нужно ходить именно детям, чтобы получить прививку от этой жизни. чтобы навсегда запомнить, что стать взрослым -- это стать дегенератом (в самом точном смысле слова: тем, кто откатился в своем развитии вспять), который принимает за реальность театральное представление. поэтому правильно: в Актрисе главное -- чтобы она была здорова, а не вся эта ерунда на сцене!

    ...и это создает главную коллизию детства и вообще всей жизни: чево делать с агрессивностью театральной публики. вариантов, как известно, только два:

    всего два выхода у честных ребят
    схватить автомат и убивать всех подряд
    или покончить с собой с собой с собой с собой с собой
    если только всерьез воспринимать этот мир


    как сказал бы на моем месте дедушка Фрейд -- "убить себя или убить всех". в нашем панк-произведении отличный финал:

    Но я запомнила их лица
    И им придется поплатиться!


    мне это ближе по темпераменту, чем мои любимые самоубийцы. недаром моя Швейцарская Догматика популярна среди панков, но среди самоубийц совершенно не покатила. биографически мне тоже ближе именно это... но: есть одно но: зачем тебе такая жизнь, даже когда ты заставишь хотя бы и всех "поплатиться". поэтому -- на самом-то деле -- душа просит некоторого синтеза обоих "выходов", т.е. некоторого рода "расширенного суицида" (термин такой есть; любители этого дела -- знают).

    поэтому нельзя не признать, что "мне нравятся обои" -- и панки, и самоубийцы. им плохо друг без друга, и они должны найти друг друга, как две половинки одной души (разделенной шизофренией. такая шизофрения -- почти врожденное заболевание почти всех).

    вот это, я думаю, и возможно по-настоящему только в Православии и наиболее чисто -- в монашестве. только тут можно получить по-настоящему все удовольствия: и самоубийство для мира, и войну с миром на уничтожение (опять же, если кто не помнит, -- именно так, как воевал Иисус Навин).

    ребенок не всегда правильно запоминает лица и выбирает нужную Актрису. но это поправимо. лишь бы он не становился взрослым дегенератом.
      (Оригинал сообщения)
Hieromonk Gregory 20:57, July 22nd 2002
hgr

                                                                      
      о женско-мужской дружбе, ч.3, высший пилотаж
    тут уж совсем прошу гуманистов: ну, пожалуйста, не читайте! психотерапевтов, которые учат людей "жить", тоже прошу начать свое христианское образование не с меня, а чего-нибудь вроде Добротолюбия (о котором можно узнать у Гугля).

    речь пойдет о презумпции невиновности (см. ч. 2). сразу надо сказать, что она действует не только в дружбе, но и во многих других отношениях и не только между полами. тут бы просто сослаться на какой-нибудь текст о ней. но такого текста нет, так что напишем его по представившемуся поводу.

    презумпция невиновности -- это относиться к человеку как к тому, за кого он себя выдает. тут нужно уточнение: ... в надежде, что он действительно таков. потому что очень часто бывает тактически выгодно манипулировать человеком, заставляя его против воли оставаться в той роли, которую он начал было разыгрывать, -- но я сейчас совершенно не об этом, т.е. не об отношениях с противником, а об отношениях со "своими".

    несколько раз мне случалось вдребезги портить отношения с очень близкими мне людьми и получать от сторонних наблюдателей справедливую критику собственного идиотизма. главный идиотизм был в том, что для меня эти истории оказывались неожиданными, -- тут я согласен со своими критиками. но критики обычно считали, что идиотизмом была уже сама попытка выстраиваний такого рода (сейчас скажу, какого) отношений, т.к. она ни к чему другому привести и не могла. тут я несогласен. могла -- но с очень малой, по-человечески рассуждая, вероятностью (но величина этой вероятности больше нуля все-таки была доказана экспериментально даже и в моей личной практике!). стоило ли ради столь малой вероятности идти на подобный риск -- другой вопрос. кому-то, может, и не стоило, а мне кажется, что не стоило как раз иначе: по-моему, отношения должны быть либо строго деловыми, либо духовно близкими (при этом либо иерархическими, либо дружескими, т.е. на равных, -- но близкими в том и другом случае). просто болтать о духовной жизни с людьми, чьи духовные ориентиры тебе в точности неизвестны, -- это заведомый отстой.

    так как вся эта проблематика для меня не имеет никакого интереса вне христианства, то я и буду рассматривать только христианское преломление соответствующих закономерностей. хотя ясно, что теоретически это проблема установления общности по какому угодно крайне редкому показателю.

    в христианстве этим "крайне редким показателем" является христианство, в его отличии от веры в Деда Мороза.

    особенностью христианства является то, что оно начинается там и только тогда, где и когда всё остальное кончается: без отречения от мира не бывает не только монашества, а христианства вообще, о чем достаточно понаписано в Евангелии и вообще в Новом Завете. нужно как-то обязательно пережить эту невозможность жить в мире -- не то, чтобы невозможность жить в тех условиях, которые у меня "здесь и сейчас", а именно невозможность жить в каких бы то ни было условиях. скажем, так: если бы все мои обстоятельства обернулись "идеальным" образом, это бы не отменило факта -- что я в этом мире жить не буду. ни под каким соусом. Бог дает себя услышать в тишине ("безмолвии" по-славянски) -- т.е. когда не "звучит" вообще ничто из мирского, или, выражаясь с другой, нехристианской, точки зрения, -- когда всюду полный облом.

    но не будем далеко уходить от темы, а обратимся к примерам на презумпцию невиновности.

    ситуация: девица утверждает, что она всерьез хочет стать христианкой.
    какие могут быть этому объяснения?

    с точки зрения здравого смысла и пастырской практики, их может быть только два, одно плохое и одно хорошее.

    хорошее: ее бросил молодой человек. почему это объяснение хорошее? потому что, если оно верно, проблема решится сама собой и достаточно легко: если у нее был уже молодой человек, то вполне вероятно, что будет новый (или старый), и оно всё утрясется без таких экстремальных мер, как христианство.

    плохое: у нее комплексы, которые не позволяют ей достаточно близко знакомиться с молодыми людьми. (тут дальше возможны градации: иногда это корректируется легко, но, если ей уже за 21-22 года, можно ожидать тяжелого развития событий -- см. ч. 2).

    в обоих случаях эту девицу вполне можно допустить к церковным таинствам и ко всему прочему, необходимому, чтобы формально считать ее членом Церкви. очень вероятно, что это ей поможет в дальнейшей жизни. но было бы ужасной ошибкой считать эту девицу хоть на сколько-нибудь христианкой, т.е. ожидать и особенно требовать от нее поступков, свойственных христианам. (кстати, на коллизиях между такими "христианами" и христианством строятся рассказы поминавшегося и отметившегося лично в моем ЖЖ Николая Морозова).

    презумпция невиновности -- это допущение, что этой девице могло на самом деле понадобиться христианство. при этом ее мог бросить или не бросить молодой человек или у нее могут быть или не быть комплексы: как мне когда-то объяснили, "если у меня паранойя, то это не значит, что меня никто не преследует".

    "нормальная" приходская практика строится на том, чтобы вообще не допускать такого варианта; расчет такой, что, в любом случае, девку нужно замуж, а там уж она как-нибудь сама не пропадет. но эта "нормальная" практика вся вообще на том и построена, чтобы в практической жизни обходиться без всякого христианства, которое только мешает, так как вечно путает карты. (это я говорю без всякой связи с юрисдикциями, т.к. такие же проблемы есть и в католичестве).

    не надо думать, что это пастырская практика, описанная мною как "нормальная", является неправильной. не является. хотя и особо правильной ее тоже не назовешь. просто нужно различать функции обыкновенного попа и функции духовного руководства, которые никогда не были связаны со священным саном или с мужеским полом. если поп, по крайней мере, в своем качестве попа, не лезет в духовное руководство, а тихонько помалкивает себе, выслушивая исповеди (точнее, ограничивается некоторыми общеизвестными и очень формальными параметрами христианской жизни, на страже которых он и приставлен к своей пастве), -- то он поступает мудро. особенно если он при этом не поддается на провокации неистовых женщин, которых хлебом не корми, а только дай, чтобы ими поруководили "духовно" (нет у нас на них в Православии Эриха Фромма -- потому и развелость так полно мазохистического типа личностей женщин и женоподобных мужчин и садистического типа личностей попов... ой, что я говорю, -- конечно же, не "попов", а старцев и батюшек).

    но вернемся к нашей презумпции, уточнив, что это не рядовая тема пастырской практики, а тема духовной жизни (не обязательно именно духовного руководства).

    презумпцию невиновности нужно иметь в виду с самого начала, но допустить ее диктовать какие-либо практические решения можно только либо после долгого "карантина" (не менее нескольких лет), либо в экстремальной ситуации -- такой, чтобы сразу "пробивала" человека. последнее от нас не зависит, так что, если экстремальной ситуации нет, остается только первое.

    степень осторожности в применении оной презумпции зависит от решимости следовать правилу "лес рубят -- щепки летят". мне очень трудно выдать практический рецепт, т.к. я все время хромаю на обе ноги.

    в молодые годы я всё больше грешил выдаванием желаемого за действительное. это очень большой грех, т.к. вводил людей в лишние искушения, и идиотизм (т.к. ссорился, в результате, с близкими людьми и иногда даже наживал личных врагов; но личные враги -- это только полезно, когда все равно уже много неличных...). теперь я больше грешу противоположным образом, хотя считаю, что здесь грех может быть гораздо худшим: одно дело ввести в лишний грех человека, который все равно не особо стремится к чему-то слишком христианскому, а другое -- оттолкнуть человека, который мог на самом деле хотеть спастись, хотя бы и не сознавая такой цели своего желания... так что правильнее было бы больше верить искренности и меньше отталкивать -- и не очень оглядываться на тех, кому это не пошло впрок. (написал последнюю фразу из чувства долга, но даже писать было очень через силу, -- настолько тяжело мне следовать этой своей собственной рекомендации).

    теперь надо резюмировать

    1. духовно-близкие отношения не зависят от пола, равно как и от сана.
    2. они могут быть либо иерархическими (кто-то кого-то слушается), либо горизонтальными (это и есть "дружба": слушаются друг друга оба, но не как приказа).
    3. они основаны либо на полной взаимной прозрачности душевной жизни ("дружба"), либо на ее же прозрачности "матрешечной" ("низший" по иерархии целиком прозрачен для "высшего", а наоборот -- лишь частично).
    4. необходимое условие для прозрачности душевной жизни -- отречение от мира, т.е. хотя бы стремление к нему.

    напишу пояснение к 4-му условию, хотя это уже будет другая новелла.

    Почему не может быть взаимной душевной прозрачности у людей, сознательно живущих мирскими интересами

    строго говоря, иногда она быть может. тогда последняя бывают горше первых: именно после таких душевных экспириенсов народ рассказывает друг про друга ужасы -- какие "в нем" (т.е. в другом) открылись адские бездны... но, как правило, у людей срабатывает инстинкт самосохранения, и они все-таки остаются друг для друга достаточно закрытыми. достаточно -- чтобы не возненавидеть друг друга даже после прекращения отношений.

    все это понять просто, и сто раз объяснено свв. отцами (из последнего читанного -- на службе в Великом Оглашении св. Феодора Студита...)

    мир разнообразен. соответственно его разнообразию, в разные стороны направляются интересы увлеченных миром душ, -- и они перестают понимать друг друга. а когда их мирские интересы совпадают, то это оборачивается еще худшим: у них появляется, что делить...

    а для "прозрачности" нужно, чтобы не было ни непонимания (вообще никакого), ни "дележки": нужно, чтобы никто и ничто в мире не считал "моим". заодно, кстати, и чтобы другого не считал "моим", т.е. не присваивал себе Божией собственности.

    но все мирские привязанности -- не только их мирская "любовь", но и дружба -- они все на присваивании, разумеется, незаконном, т.е. на воровстве. как сказали потомки христиан, proprit, c'est le vol. это видно из ревности -- в т.ч., к друзьям и подругам. а потом за это воровство приходится отвечать, т.к. воруют-то у Бога.

    потому мерзость вся эта мирская "любовь" и дружба -- гораздо хуже, чем деловые отношения, которые тоже мирские. это пачкает душу и никогда не допустит ее стать "прозрачной".
      (Оригинал сообщения)
Hieromonk Gregory 00:02, August 20th 2002
hgr

                                                                      
      детективная история
    (интересно для тех, кто помнит такого р.Б. Сергия Перекрестова, или хотя бы интересуется первыми шагами РПЦЗ на Питерской земле). а также просто легкое чтение для детей.

    уже пару месяцев собираюсь рассказать, да все некогда, даже кое-что уже подзабыл.

    у меня есть хуже, чем родственница, -- крестница моя, которую я крестил в ее 7 лет, а было это 20 лет назад. она теперь одна из самых известных балерин в России и не только, которую абсолютно все знают, кто вообще знает эту публику или хотя бы просто читает то, что пишут на заборах в афишах. это при моем-то отвращении к балету, на котором я не был вообще ни разу в жизни! у нее нередко просят деньги разные проходимцы, а она, по доброте душевной, склонна им отстегивать, хотя она вовсе не так богата, как об этом пишут в газетах. (и еще дисклеймер: я у нее никогда не брал никаких денег, хотя мне бы для прихода она бы точно жертвовала; но я считаю балетные деньги грязными.) однажды она мне передала на экспертизу письмо с очередной просьбой денег, но советоваться со мной она стала по причине церковности просителя. просителем был МПшный (вроде как) приход, которому она, оказывается, не так давно подавала 300 долларов, а теперь они прислали письмо, что, мол, хочут еще. но письмо-то и было странным: просили на какой-то приют, детский, кажется, а в обоснование какая-то тетя рассказывала, как у их батюшки Сергия убили сына. и -- чем совсем тяжело подействовали на женское воображение балерины и ее мамы -- приложили фотографии этого пухлого 16-летнего отрока: в стихаре перед царскими вратами -- живого, а потом в гробу во время отпевания, с венчиком на лбу. текст письма выражал восторги "творчеством" балерины и "понимание", что ей приходится нелегко от гнетущих ее "темных сил" (прямо так, буквально; понятно, что вокруг нее всякие интриги, но все-таки не то, чтобы жидо-масонский заговор...). конечно, я немедленно сказал, что этих просителей нужно посылать, куда подальше, и обругал за то, что в прошлый раз им подали. "Но они же будут звонить?!.." ("однако, -- подумал я про себя, -- во нахалы!..") -- "Послать прямым текстом." на этом мы успокоились, а письмишко я у них забрал.

    вот зачем. из него было видно, что имеется налицо мошенническая организация, работающая в области "церковного бизнеса", -- а я о ней не знаю. кто знает историю нашего прихода (кто не знает -- милости просим на http://st-elizabet.narod.ru), тот поймет, чтО тут меня обеспокоило. наша жизнь вообще в России, а в частности в Питере -- далеко не самая мирная. нельзя расслабляться. поэтому, в частности, после убийства о. Александра 14 сент. 1997 г. (нашего первого настоятеля, моего предшественника) мы стараемся вести постоянный мониторинг всего, что в окружающей нас епархии МП, скажем так, отличается сколько-нибудь нестандартным поведением. поэтому письмо я отдал в "разработку". вскоре я получил массу очень подробных данных, которые меня повергли в некоторое изумление.

    "отец Сергий" оказался Сергием Перекрестовым -- извергнутым из сана в РПЦЗ за двоеженство после весьма формальной (это значит -- довольно качественной, доказательной) процедуры церковного суда. к моменту извержения он уже занимался каким-то бизнесом, и было ясно, что он не пропадет. было также известно, что он куда-то делся и где-то служит, поминая митр. Виталия, но с экранов радаров он, в общем, исчез. конечно, про "приют" они там все наврали. а живут они так.

    в деревне С. Гатчинского района Ленобласти С.П. содержит весьма крепкое хозяйство. местные и администрация считают, что это приход Зарубежной церкви. (кажется, у них и официальная регистрация от РПЦЗ, но это я уже призабыл; впрочем, насколько помню представленные мне данные, дело обстояло именно так. я понимаю, что епископат РПЦЗ ничего об этом "своем" приходе не знает, но это уж вообще никого не волнует -- ни С.П., ни регистрирующие органы.) но "для внешних" они подают себя как приход МП, т.к. основные их контакты -- отнюдь не в деревне, где они живут, и вообще их деревенский адрес -- довольно конспиративный. в деревне, в деревенском доме у них церковь. жена С.П. (только не знаю, которая из) ходит в театральном русском платье. по двору шатаются человек 20 мужиков, которые ничем особо не заняты, но усиленно "охраняют". (нет, это не бандиты -- как со страху мерещилось некоторым людям, которые занимались в 95 г. совместным с С.П. книгоизданием, -- а просто его личная шпана, которую он содержит.) зарабатывают, в основном, какими-то мелкими гешефтами и попрошайскими аферами под церковную марку. больших тысяч долларов так не заработаешь, но сотни -- да, можно.

    в религиозном отношении самое интересное стало происходить в 2002 г.: они формируют в своей среде и поселке культ "убиенного отрока Паши" (действительно, сына С.П.) -- что-то в стиле царевича Димитрия. на этом культе тоже пытаются делать деньги (что, впрочем, было видно из письма к балерине). реально этот Паша -- никакой не убиенный, но он умер на самом деле этой зимой от переохлаждения (согласно судмедэкспертизе); никакого криминала в его смерти не просматривается (если бы он просматривался, но милиция хотела бы скрыть, то, скорее всего, я бы все равно об этом узнал). замерз отрок насмерть -- уж не знаю, почему. но, видимо, смерть этого отрока (не единственного ребенка СП) стала новым этапом в развитии его деятельности (СП, а не отрока).

    остальное будет интересно только как история в жанре антипатерика

    таков, на сегодня, финал весьма непростой, а по-своему и типичной биографии, которую полезно учитывать всем, кто, по малолетству, думает о монашестве и о всяком прочем продвинутом православии. поэтому расскажу еще кой-чево.

    в историю нашего городка Перекрестов вошел в начале 90-х (91-м, если не ошибаюсь), когда он, будучи диаконом МП, перешел в РПЦЗ, был рукоположен в Мюнхене вл. Марком Берлинским во пресвитера и возглавил знаменитый приход в крипте закрытого тогда храма Ново-Девичьего монастыря (есть такой и в Питере; там рядом самое модное во втор. пол. 19 в. кладбище, где похоронены Тютчевы и Некрасов). в 1994 г. этот приход, к тому времени уже очень многочисленный, был закрыт -- с ОМОНом, при самом грубом нарушении законов. последовала долгая судебная тяжба, которая имела (как утверждают люди опытные) все шансы быть выигранной в Верховном Суде, если бы настоятель не нанес "удар с тыла" своим вопиющим поведением (см. выше), лишив всякого вдохновения тех людей (особенно одного), которые вели дело в суде.

    тогдашний СП отличался большой "ревностью" (церковный термин, означающий активиста), а также большим усердием ко всевозможной "русскости" в смысле жидоедства. таков и вообще был стиль российской "Зарубежки" начала 90-х, "первой волны". народ туда ломанулся, но не столько за православием, сколько за "бей жидов", в чем, собственно, и полагалось истинное православие -- в противоположность "советскому". (пусть на меня не обижаются те, кто впервые пришел тогда в РПЦЗ прямо с улицы; они пришли за другим, но теперь они сами могут видеть, у кого "в гостях" они оказались). разумеется, когда Патриархия нашлась объяснить, что тех же самых жидов можно с таким же успехом бить и в ограде "матери-церкви", "Зарубежка" тогдашнего призыва оказалась приговорена: лучшие силы ее покинули. (символическим актом тут был переход капеллана "Памяти" Олега Стеняева, перерукоположенного в МП, а также Марфо-Мариинской обители, где перед этим было представительство вл. Варнавы; самому владыке пришлось возвращаться в свои Канны, где, как известно, и нормальных жидов-то и то толком нет...).

    переход в начале 90-х в РПЦЗ был закономерным путем ревнителей жидоедливого благочестия, которых к концу 80-х сформировался в Питере некоторый не очень толстый, но слой. разумеется, все друг друга знали -- те, кто в этот слой вошел, и кто не вошел. в числе вошедших были когда-то-очень-приличные-православные-мальчики -- как тот же СП. одной из заглавных фигур был мой первый отец духовный, а нынешний архимандрит РПЦЗ Алексий Макринов. были и еще разные лица, о которых в Питере помнят. (кстати, там же был и один молодой тогда бывш. семинарист, на дому у которого, в нарушение советских законов, мы крестили вышеупомянутую балерину -- только крестили мы ее в 1982, а я тут уже о конце 80-х; потом он жил в Джорданвилле, а теперь юродствует -- sic! -- где-то по Велицей Америце).

    вот уже тогда, в конце 80-х, и именно на этом жидоедстве моего о. Алексия стало отчетливо "клинить". трудно сказать, что следствие, а что причина, но факт, что жидоедство имеет склонность за несколько лет переходить в формы бреда. иные вещи, которые мне тогда казались какими-то необычными, я теперь знаю, как назвать, -- после того, как мне читали лекции на смежные темы в психбольнице им. Скворцова-Степанова... про СП я не знаю, есть там что по части клиники или нет, т.к. никогда с ним не общался лично, -- но в бытовом смысле его эволюцию нормальной не назовешь...

    но еще раньше, в начале 80-х, СП близко дружил кое-с кем из моих близких и тогда, и теперь друзей, так что всё было рядом. все мы тогда были, примерно, одинаковыми. СП и наши общие друзья были на неск. лет старше меня, но это и было единственным отличием. все старались ориентироваться на святых отцов, что, правда, у всех у нас совмещалось с самой искренней любовью к архиепископу Выборгскому Кириллу, тогдашнему (до 1983) ректору СПб. Семинарии и Академии, а ныне митр. Смоленскому и главе ОВЦС... т.е. у всех в голове стояла некоторая каша.

    Сережа Перекрестов был известен в семинарии своей фанатической приверженностью к Игнатию Брянчанинову и стремлением к монашеству. дальше в тогдашних семинарских кругах рассказывали такую историю (разумеется, она сразу же приобрела легендарно-агиографические черты -- но ведь это закономерная трансформация таких сюжетов, когда спросить про "на самом деле" значило бы только придти и всё опошлить). на каких-то каникулах Сережа приехал в Псково-Печерский монастырь к великому старцу Иоанну Крестьянкину просить благословения на моашество. и в те же каникулы к тому же старцу и с тою же целию приехала ученица регентского класса Нина. старец же, по своейственной ему прозорливости, сказал им обоим: А давайте-ка я вас лучше обвенчаю. -- и повенчал, то ли сразу, то ли вскоре (во всяком случае, говорили, что они скрывали обручальные кольца, т.к. по семинарии они друг друга почти не знали, никогда не общались, и им было неудобно перед соучениками). можно себе представить, с каким умилением рассказывали эту историю девицы-регентки :-) (кто не знает: регентский класс -- это такой питомник для будущих матушек, обыкновенно устраиваемый при семинариях; учащихся в нем пытаются обучать "церковному" пению -- т.е. всей этой партесной итальянской дряни, которую поют в большинстве русских церквей). эта история обычно завершалась произносившейся с особенным торжеством фразой: "раньше Сережа говорил только об Игнатии Брянчанинове, а теперь только о Нине"...

    кстати говоря, эксперименты "раскрученных" МПшных старцев по скрещиванию своих "чад" посредством таинства брака -- это сюжет для особого исследования. самый ударник по этой части -- некий Троице-Сергиевский старец, известный в известных кругах под ником Наум-Сенрикё.

    какая в этой басне мораль
    т.е. понято, что морали нет никакой -- тут не до морали, но смысл-то хоть какой?

    два практических вывода, один из которых очевидный, а второй не очень.

    1. нельзя полагать Православие в чем-либо земном, а не догматическом.

    я тут не буду рассуждать, нужно на самом деле бить жидов или, может быть, даже и не нужно. предположим. for the sake of argument, нужно. ну и что? из этого всё равно не следует, что именно истинность Православия заключается в том, чтобы бить жидов. точно так же она не может заключаться ни в каком, например, "подвиге русскости" (это выражение изобрел -- вообще-то, очень мною уважаемый -- архимандрит Константин Зайцев; тут вот и подумаешь: чтобы так загнуть -- мало было самому быть "жидом", надо было быть обязательно сыном раввина и получить соответствующее воспитание! -- именно таков был бэкграунд этого главного идеолога "Православной Руси" и издателя одноименной газеты в 50-е гг.). Православие состоит только в догматах и канонах: шаг влево, шаг вправо -- стреляю. учение о том, как не делать этих неправильных шагов, называется аскетикой. всё. если что бы то ни было еще, пусть даже хорошее, начинать связывать в одно целое с догматами и канонами, то получится... как меня учили по химии: грязь -- это вещества, находящиеся не на своем месте.

    2. нельзя верить никаким авторитетам, кроме святоотеческих.

    т.е. не только Крестьянкиным, но и моему, например.
      (Оригинал сообщения)
ERROR

Error
You must be logged in to view this protected entry.

Оригинал сообщения

                                                                     
ERROR

Error
You must be logged in to view this protected entry.

Оригинал сообщения

                                                                     
Hieromonk Gregory 12:14, October 5th 2002
hgr

                                                                      
      Янка

    эту малоизвестную фотку накопал Ромыч Неумоев. Тюмень, рок-фестиваль... Янка выглядит очень молодо :-)


    кстати, это первая фотка в моем ЖЖ. с кого же мне было начать, как не с единственной........

      Current music: на дороге пятак
      (Оригинал сообщения)
ERROR

Error
You must be logged in to view this protected entry.

Оригинал сообщения

                                                                     
ERROR

Error
You must be logged in to view this protected entry.

Оригинал сообщения

                                                                     
Hieromonk Gregory 01:11, April 19th 2002
hgr

                                                                      
      Сегодня был день рождения Майка

    Серый туман и дождь.
    Светает. Шесть утра.
    Вот и наступило то самое завтра,
    О котором я что-то слышал вчера.


    Сегодня меня разбудили телефонным звонком. Смотрю на будильник -- девять. Какой ужас -- опять всё проспал... мучительно соображаю, куда я еще не опоздал. тем временем на том конце провода начинают понимать, что мое "доброе утро" -- не шутка. тут до меня доходит -- с того конца провода -- объяснение, что это 9 вечера, а не утра. Так мне прибавляется целый кусок жизни.

    Да, а весь мир, конечно, устроен, как одна большая Москва, -- т.е. так (но это повод, не чтобы..., а чтобы...):

    Здесь нас никто не любит,
    И мы не любим их.
    Все ездят на метро,
    Hу а мы не из таких...

    Я не люблю Таганку, ненавижу Арбат.
    Еще по одной - и пора назад.

      Current music: Blues de Moscou
      (Оригинал сообщения)
Hieromonk Gregory 14:40, June 12th 2002
hgr

                                                                      
      неслабый такой вопросик
    задают мне на Швейцарском времени:

    Что значит - Бог есть любовь?


    не стану делать вид, будто я знаю, что это значит. скорее, я знаю, что это не значит. но и такое знание -- лучше, чем ничего.

    когда что-то объясняется через "это не (то-то, то-то, и т.д.)", то это называется апофатическое богословие -- т.е. через отрицание. поэтому первый ответ -- апофатический:

    во-первых, это значит, что истинная любовь -- это только Бог Сам, а всё, что не Бог -- то и не любовь. то есть никакого опыта истинной любви вне Церкви быть не может. это не должно звучать для нормального человека, как медным тазом по голове, т.к. в этом есть вполне практический смысл.

    возьмем для примера опстрактного философа Белибердяева (нужно было взять такого, чтобы любил философствовать именно про любовь). он думает, что у него любовь, и поэтому он, например, не хочет поститься в среду и пятницу. на самом деле, конечно, у него совсем другой диагноз. "совершенная любовь вон изгоняет страх" -- как он любит цитировать; и я тоже не против этих слов. но сначала-то все-таки бывает страх: "начало премудрости -- страх Господень". а если у тебя страха вообще не было, то ты просто еще нигде, а не то что там в какой-то "любви". если хотим любви, то озаботимся стяжать страх. только тогда с нами начнутся настоящие изменения, с некоторым таким треском в ушах, а не просто изменения наших эмоциональных состояний. (вспоминаем К.Н. Леонтьева и, заодно, что о нем писали интеллигентные дураки). самый полезный страх -- страх смерти (своей и чужой), который, будучи правильно понятым, переделывается в страх Божий. так что, если хочешь любви, самый полезный и практически доступный совет -- начать со смерти. приидИте, Узрим во гробЕх...

    Литература по теме: К.Н. Леонтьев, Письма к В.В. Розанову (и вообще избр. письма в изд. СПб., 1993).

    второй ответ -- катафатический (через утверждение):

    ...но было бы бесполезно утверждать, что Бог есть любовь, если бы вообще никакая человеческая интуиция любви не соответствовала тому, что есть Бог. и она, конечно же, соответствует. почему-то в греческом языке (и зависимых от него языках христианского Востока, вроде славянского) нет подходящего термина (видимо, еще в языческой Греции расплодилось столько синонимов для слова "любовь", что смысл любого отдельного слова размазался по тарелке тонким слоем), но зато есть подходящий синоним в христианской латыни (и зависимых от нее романских языках) -- caritas (charit, если по-французски и по-католически). что это за кескёсе, charit? т.е. насколько ее можно объяснить без привлечения "гипотезы Бога"?

    самый очевидный критерий отличия caritas от всяких гормональных атак и их фрейдовских сублимаций -- неискание взаимности. это вполне однонаправленно -- чем и уподобляется Богу, Который одинаково светит на праведных и на неправедных. в христианском своем развитии она еще полнее уподобляется Богу, приобретая качество равномерности -- одинаковости ко всем, а не так, чтобы одного любить больше, другого меньше. но даже без этого качества она уже представляет собой некоторую ценность.

    поэтому, практически делая что-либо для человека, полезно отдавать себе отчет, что:

    весьма вероятно, что ты это делаешь ради: а) блудной страсти (в какой-либо из ее чересчур многообразных форм, включая неосознанные гомосексуализм, педофилию и автоэротизм), б) тщеславия (если есть мысли о том, как это выглядит в чьих-либо глазах, хотя бы и воображаемого зрителя), в) гордости (например, если ты это делаешь потому, что не можешь допустить, чтобы у тебя это не получилось) г) и т.п. Если что-либо такое обретается, то это еще не повод не делать нужного дела (хотя очень редко, но бывает, что и повод), т.к. добродетели новоначальных всегда пованивают -- но нужно ведь начинать хоть с чего-то. Но это повод понимать, что ты реально не делаешь ничего -- для той самой caritas; однако, и тренировка с боксерской грушей бывает полезна для будущей невидимой брани.

    ...а также стараться иметь в виду, чтобы:

    а) ты делал для данного человека ровно то же самое, что ты стал бы делать вообще для любого человека, окажись он на том же месте,
    б) ну и, разумеется, неискание взаимности -- что тебе по барабану, как он, этот человек, будет к тебе впоследствии относиться.
      (Оригинал сообщения)
Егор Холмогоров 23:21, October 25th 2002
holmogor

                                                                      
    ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ
    Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора Альфа


    В эти трагические часы к нам обращаются десятки российских и зарубежных средств массовой информации, рассчитывая получить комментарии по поводу трагедии в Москве. Учитывая исключительную сложность ситуации, учитывая угрозу жизни многочисленным заложникам, мы вынуждены воздержаться от развернутых интервью. Однако считаем необходимым обнародовать принципиальную позицию Совета Ассоциации ветеранов спецподразделения Альфа.
    Во-первых, очевидно, что мы имеем дело не с жестом отчаяния, но с заранее продуманной и тщательно подготовленной провокацией. Провокацией, имеющей целью дестабилизировать ситуацию в России и нанести удар по президенту Владимиру Путину и проводимому им курсу. Об этом свидетельствует время и место совершения теракта, как раз накануне запланированных встреч главы российского государства с западными лидерами, в том числе канцлером ФРГ Шредерем. Об этом свидетельствует точный расчет на обвальную реакцию прессы.
    Во-вторых, с террористами, которые не выдвигают реальных требований, очень трудно вести какие-либо конструктивные переговоры. Требование прекратить войну и вывести федеральные силы из Чеченской республики, - такие требования заведомо не могут быть выполнены, что террористы прекрасно понимают.
    В-третьих, никакие высокие цели не могут оправдать захват в заложники мирных, ни в чем неповинных людей, в том числе подростков и детей. Чеченский сепаратизм в очередной раз показал свой звериный оскал. Реальность такова, что вести переговоры в Чечне - на чем, собственно, давно настаивает промасхадовское политическое лобби, - уже просто не с кем. Есть администрация Ахмада Кадырова, есть большинство населения республики, разоренного войной и бандитами, и есть террористическое подполье, жаждущее одного кровавого реванша.
    В-четвертых, если допустить на минуту, что требования террористов будут выполнены, то это, после гипотетического ухода федеральных сил, приведет к кровавой резне и массовым расправам над чеченцами, которые сотрудничали с федеральной властью. Так было в 1996 году, но больше не повториться никогда. Это приведет к воссозданию оффшорной зоны криминала и международного терроризма. Под ударом окажется, как это было в 90-е годы, не только Северный Кавказ, но и вся Россия.
    В-пятых, как и всем террористам, заказчикам нынешнего преступления в Москве очень важна реакция в России и за ее пределами. Эта реакция однозначна, она не оставляет преступникам ни малейшего морального шанса, чтобы оправдать свои поступки. Об этом свидетельствует и единодушное осуждение акции со стороны чеченской диаспоры в Москве, со стороны мусульманского духовенства Чеченской Республики.
    В этот час мы обращаемся к нашим уважаемым журналистам. Будьте предельно аккуратны при освещении событий в Москве, руководствуясь принципом врачей: Не навреди!. Не предоставляйте эфир и газетные страницы сомнительным экспертам, которые стремятся нажить капитал на горе и страданиях людей. Даже люди искренние, душой болеющие по поводу происходящего, своими выплеснутыми в эфире эмоциями могут нанести вред.
    Не сообщайте непроверенных фактов, которые способны осложнить ход переговоров с террористами. Спецслужбы делают все, что нужно делать в подобных ситуациях. Иного и быть не может.
    Ситуация, когда выпуски новостей состоят только (!) из горячей хроники и комментариев к ним, является недопустимой. Страна по определению не может жить в состоянии информационного стресса. Пожалейте психику людей.

    26 октября Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора Альфа исполняется десять лет. В 1992 году была создана первая в России корпоративная организация ветеранов спецназа. И сегодня, перед лицом трагических событий, мы вынуждены отменить все торжества, которые должны были состояться в Культурном центре ФСБ России. Офицеры, посвятившие жизни борьбе с терроризмом, не могут спокойно в такой обстановке отмечать свой юбилей. Пока не будет освобожден последний заложник.

    От имени Совета
    Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора Альфа:

    Президент Ассоциации,
    депутат Московской городской Думы
    С. А. Гончаров

    Герой Советского Союза, вице-президент
    Ассоциации, бывший командир
    Группы А КГБ-ФСБ
    Г. Н. Зайцев

    24 октября 2002 года. 13.30
      (Оригинал сообщения)
Егор Холмогоров 21:15, October 28th 2002
holmogor

                                                                      
      И еще, из "Известий"
    Офицер группы "Альфа": "Мы не зацепили ни одного заложника"
    Александр Хохлов

    Один из командиров группы антитеррора "Альфа" на условиях анонимности рассказал обозревателю "Известий" Александру Хохлову, как происходил штурм захваченного террористами Театрального центра на Дубровке.

    - Мы заранее разработали боевой расчет на экстренный случай, - сказал офицер. - Такой случай наступил ранним утром 26 октября. У бандитов сдали нервы, что-то им приблазнилось, и они начали расстреливать заложников. Когда они начали стрелять в зал из подствольных гранатометов, оперативный штаб дал команду на штурм.

    - Какой газ был применен в ходе операции?

    - Я бы не хотел об этом много распространяться. Это вопросы тактики действий подразделений антитеррора. Зачем нам с вами обучать будущих террористов? Кратко: да, газ был. Его начали закачивать в здание Театрального центра примерно за полчаса до начала штурма. Газ - не боевой, не отравляющий, а усыпляющий.

    - Но уже говорят, что показанные по телевизионным каналам чеченские террористки погибли не от пуль спецназовцев, а от воздействия газа, что именно от отравления, а не от бандитской руки погибли и многие заложники.

    - Двое наших бойцов тоже траванулись газом. Они сейчас в больнице. При штурме наши ребята сразу выбили везде стекла, чтобы протянуло свежим воздухом. Что же касается этих сучек-террористок, то, поверьте моему слову: в теле каждой из них по пуле.

    - Сколько человек участвовало в штурме?

    - ДК атаковали около 200 спецназовцев из групп антитеррора Федеральной службы безопасности "Альфа" и "Вымпел". Участвовало около десятка боевых групп.

    - Чеченцы оказали сопротивление?

    - Весьма активное. На тех бандитов, кто находился не в самом
    концертном зале Дворца культуры, а в коридорах, газ не подействовал, была хорошая вытяжка. Поэтому эти зверята бойко отстреливались и пытались закидать наших бойцов гранатами. Но все "чехи" были ликвидированы за считанные минуты. Против "Альфы" они - щенки.

    - Сколько по времени шел штурм?

    - 15 минут. Еще в течение получаса наши ребята выносили и выводили из зала оставшихся в живых заложников, вытаскивали трупы.

    - Вы уверены, что ваши подчиненные не убили и не ранили ни одного из находившихся в Театральном центре заложников?

    - Полностью уверен. Мы убили всех террористов и не зацепили ни
    одного заложника.

    - Есть ли раненые среди ваших сотрудников?

    - При штурме не пострадал никто из наших бойцов. Единственный раненый, майор Константин Журавлев, получил пулю в лопаточную область вечером 24 октября. Помните, тогда две девушки самостоятельно убежали из захваченного ДК? Выпрыгнув из окна, одна из них сломала ноги. А по девчатам начал стрелять стоявший на страже на втором этаже чеченец. Костя был без бронежилета, он и еще несколько сотрудников подошли тогда к зданию Театрального центра для проведения рекогносцировки на местности. Прикрывая девчонок, он не мог открывать огонь. Это вызвало бы шквал огня со стороны террористов. Поэтому Журавлев начал под окнами "танцевать", чтобы привлечь к себе внимание - есть у нас такой приемчик. Чеченец стал стрелять по нему, а девушки смогли отползти и выбраться в безопасное место. Здесь Константина и зацепило. Сейчас состояние его здоровья вне опасности.

    - Правда, что кто-то из террористов смог убежать из здания Дворца культуры?

    - Насколько я знаю, все бандиты "переквалифицировались" в трупы. Но, возможно, один-два сумели драпануть из подсобок. В горячке боя всего не предусмотришь.

    - Применялось ли в ходе штурма электромагнитное оружие, чтобы вывести из строя электрические детонаторы взрывных устройств?

    - Нет. Свою роль сыграли фактор внезапности и высокий профессионализм сотрудников спецслужб. У "чехов" не было времени на приведение взрывателей в боевое положение, они умирали раньше, чем могли подумать. А если бы рвануло, то были бы кранты и им, и нам, и всем заложникам.

    - Откуда вы штурмовали ДК - снизу, сверху, в лоб?

    - Это опять же вопросы тактики действий спецподразделений. Откуда надо было, оттуда и штурмовали.

    - Московских диггеров не использовали в операции?

    - Не смешите меня.

    - Помогали ли вам в подготовке штурма сотрудники иностранных спецслужб?

    - "Альфе" - нет. Мы и сами все умеем. Но, наверное, оперативный штаб получал от иностранцев какую-то помощь. Западники после 11 сентября 2001 года поняли, что чеченские боевики никакие не борцы за свободу и независимость, а уроды-экстремисты, угрожающие всему человечеству. Теперь им крышка. Масхадову пора собирать манатки, сбривать бороду и бежать куда подальше из Чечни. Хотя, кто его теперь примет?

    - Не знаете, Чечню сейчас "почистят" от бандитов?

    - Там уже без особой рекламы началась широкомасштабная специальная операция. Еще надо Москву и Подмосковье "почистить" безжалостно. Слишком вольготно здесь себя чувствуют чеченские бандиты и их многочисленные пособники. Ведь не на собственном горбу притащил Мовсар Бараев взрывчатку и оружие, помогли ему подельники.

    - Обещаны ли участникам штурма награды?

    - Обещают. Операция оценена как успешная. Президент Путин звонил на базу "Альфы", поздравил. Скоро он встретится с нашими бойцами.

    - 100 граммов "фронтовых" вам после штурма разрешили?

    - Разрешили. Как раз 26 октября была 10-я годовщина создания ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа". Мужики нам привезли и выпить и закусить. Как без этого после боя?
      (Оригинал сообщения)
ERROR

Error
You must be logged in to view this protected entry.

Оригинал сообщения

                                                                     
Ishmael 15:20, October 16th 2002
i_shmael

                                                                      
      НЕ ТУЖИТЬ
    Муторно. Что болит, если не душа?
    Какой-нибудь внутренний орган заместо.
    Взялся опрометчиво за гуж, а
    что-то и надорвалось, грыжа, излишки текста.

    Зачем и жить, если тужить. Не добра ж наживать,
    не ковать же другим кандалы из тоски с мукой.
    Сегодня воздух прозрачный, ходить бы да хаживать
    по горам в жёлто-красном трауре. Ну-ка,

    повернувшись лицом к свету, буду смотреть,
    пока хватает глаз, пока не помутнел хрусталик,
    как качаются ветки, как птицы пытаются петь
    за стеклом без голоса, бедные, как они устали!..
      (Оригинал сообщения)

Записи 60-79 (Memories)
|  0-19  |  20-39  |  40-59  |  60-79  |  80-99  |  100-119  |  120-139  |  140-142  |

[ Fenya's Livejournal  |  info  |  Add this user  |  Архивы Fenya  |  Оглавление  |  memories ]
2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  |  11  |  12  |  1  |  2  |  3  |  4  |  5  |  6  |  7  |  8  |  9  |  10  | 

With friends like these...
Advertisement on IMPERIUM.LENIN.RU:
ДЕРЖИ МЕНЯ ЗА ОБЕ РУКИ | Я люблю Москву | Рада и Терновник
Чеченский волк грызёт русскую свинью! | АНТИКОПИРАЙТ | Новый Мировой Порядок. Тезаурус


:ЛЕНИН: