Как мы попали в пятерку Миши Вербицкого

С Мишей Вербицким я встретилась в мае 1982 года, на платформе "Снегири" Моск. Обл. Это был "поход на день рождения класса", который как раз накануне "набрали" математики А.Х.Шень, В.А.Гинзбург, настоящий школьный учитель Б.П.Гейдман и другие коллеги их. Набрав нас, объявили этот поход, чтобы дети познакомились между собой и вообще. Вот мы и познакомились.

Первое, что выяснилось на платформе: А.Х.Шень, специалист по математической логике (в ближайшем будущем кандидат физ-мат наук, выпустивший в свет немеряно учеников и проч.), очень плохо умеет считать. Пересчитать школьников он пытался отчаянно, но получались разные цифры. А.Х.Шень человек ответственный, поэтому, не закончив счета, с платформы уйти не мог.

Позднее, на множестве примеров, я убедилась, что математики вообще очень плохо считают (за исключением, кажется, В.И.Арнольда): это профессиональное.

Чтобы помочь А.Х.Шеню уйти с платформы, придумали разбить школьников по-нечаевски на пятерки, и в каждой пятерке назначить командира. Командир должен был отвечать за число школьников в своей пятерке (так, чтобы оно равнялось пяти), а если это число изменилось, рапортовать начальству. Я попала в пятерку Миши Вербицкого. В той же пятерке оказался Саша Хачатурян, о котором я надеюсь как-нибудь рассказать отдельно, и, кажется, Паша Иванов, о котором один известный грузинский сценарист уже написал роман, а может, и не один. Кто еще был (и был ли) в этой пятерке, я, пожалуй, не знаю.

Поход был очень интересный, хоть и однодневный: по дороге (в лесу) студенты рассказывали истории, на привалах пели песни, а Шень всех считал. Он выглядел огорченным и все жаловался, что получается слишком много.

Гейдман его утешал: "Не тревожьтесь, Саня, Александр Ханьевич, все будет хорошо, выгоним половину." Действительно, до конца десятого класса человек шесть-семь не доучилось: Мишу выгнали в конце девятого (точнее, перевели в наказание в другую матшколу, в класс Маши Горелик и Димы Каледина) за хронические прогулы и опоздания, Пашу Иванова --- в начале десятого, за книжки из школьной библиотеки. Но это уже совсем другая история.

Походов было много; вскоре Миша и сам научился выбирать маршрут и водить по карте. Дело это непростое. Много лет спустя, сочиняя фантастический роман, мы с Димой Калединым старались передать главную особенность ориентирования на местности. Она заключается в том, что рельеф меняется в присутствии наблюдателя; с повышением точности карты растет и эта неопределенность. Нельзя слишком стремиться из пункта A в пункт B, если вы хотите, чтобы пункт A остался на месте, чтобы пункт B остался на месте, и даже просто --- чтобы эти пункты продолжали находиться хоть где-нибудь. О причинах этого явления можно прочесть в статье А.Г.Дугина "Русский маршрут", но в восьмидесятых годах прошлого столетия этой статьи еще не было, а сам Дугин, возможно, думал иначе.

Итак, раньше почти никто из нас этого не знал. Миша, к его чести, в роли ведущего всегда имел несколько взаимоисключающих точек зрения на то, как избрать единственно верный путь, и охотно излагал их всем желающим. На очередном привале говорил с удовлетворением: "Я был прав: мы пришли не туда." Друзья любят это вспоминать до сих пор.

Примерно в этой связи М.Р.Энтов настойчиво спрашивал меня (уже премного лет спустя), почему я не хожу за мужем с блокнотом для записей. Я отвечала, что у нас слишком разный режим: я ложусь спать, Миша встает, всего не успеть, и подробно записывать я могла бы разве только, как муж во сне разговаривает. Привела пример --- как раз на днях Миша спал-спал и вдруг говорит:

--- Трижды прочитав молитву, патриот решительным шипением прогнал Гаррика.

Я, работая в это время за компьютером, машинально спросила, кто же Гаррик по национальности. Миша, не открывая глаз, отвечал быстро:

--- Карпат.

Энтов одобрил эту историю (отметив, что во сне или наяву --- никакой разницы), и посоветовал завести все же блокнот. Блокнота пока что нет, но разрозненные сведения попадаются то и дело; надеюсь собрать их понемногу, привести в порядок (какой-никакой) и выложить здесь. (По правилам хорошего тона, тут уже следует выразить благодарность нашему однокласснику Мише Энтову, без чьих неоценимых советов эта... никогда не увидела бы... etc, хотя, по-моему, это он должен сказать мне спасибо.)

Хочу еще оговориться, что для меня самой интересной стороной Мишиной деятельности было и остается поэтическое ремесло. Это не только злободневные замечания на ходу, которые, действительно, без блокнота пропадают зазря, вроде

или


--- но и вполне настоящие, полнокровные (анти-)поэтические стихи, имевшие в свое время и поклонниц, и недоброжелателей. Сейчас они спрятались за всяческой публицистикой, да и Миша нарочно помещает их (если помещает) в таких местах, где их ходят читать одни учетные роботы. Пару лет назад один из роботов помешался и ходил туда где-то раз в полчаса на протяжении многих месяцев; не знаю, что с ним стало потом (кажется, попался в ловушку). Между тем, прочие виды деятельности как раз вытекают из стихотворной. Вот, например, издательская политика проекта :ЛЕНИН: Вот постулаты всенародной (то есть советской имперской) топографии


А вот о водолазах и бегемотах:


Словом, здесь я собираюсь в основном публиковать стихи Миши Вербицкого (в той мере, в какой это допустит автор), а прочие материалы --- подборки из переписки и др. --- тоже будут появляться, но, скорее, в качестве комментария. Кое-что, впрочем, уже есть (см.).


6 января 2001.
Юля Фридман.